Решение №04-10/6499 Решение Управления в отношении ИП Шитиковой от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ

по делу № 36-Р-2017

                                                                                     

31августа 2017 г.                                                                                        г. Чебоксары

     

 

          Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2017 года.

                         Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2017 года.

 

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе в составе:

          Председатель Комиссии:

          «…»

         Члены Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 36-Р-2017, возбужденное в отношении                               ИП Шитиковой Т.И.  по признакам нарушения требований, установленных  пунктами части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии

         лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представителя ИП Шитиковой Татьяны Ивановны - гражданина «…» по доверенности от 12.06.2017 № 21АА0897967;

         в отсутствие заявителя ОО "Союз юристов", извещенного о дате и времени надлежащим образом;

         в отсутствие заинтересованного лица:   ООО "Студия рекламы", извещенного о дате и времени надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.07.2017 (вх.№ 04-10/4639) в Чувашское УФАС России поступила жалоба  ОО «Союз юристов Чувашии» (далее – Заявитель) с просьбой проверки соблюдения требований норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее  – Закон о рекламе) в части информации,  размещенной на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Чебоксары, Марпосадское Шоссе, д.19.

Согласно заявлению, на указанной рекламной конструкции содержится следующее.

«Грань керамика; керамическая плитка; гарантия низкой цены; нашел дешевле вернем 110% от разницы*; 600 204; г. Чебоксары, Складской проезд, 10», мелким, не разборчивым, только с максимально близкого расстояния шрифтом:

«*Акция проводится с 01 июля 2016 года до особого распоряжения о прекращении акции. Акция проходит во всех розничных магазинах Грань Керамика.

В акции участвуют покупатели, планирующие совершить покупку или уже совершившие покупку в розничном магазине Грань Керамика, и которые нашли более низкую цену у конкурента.

Под конкурентами в рамках настоящей акции понимаются крупные федеральные розничные торговые сети строительных материалов, включающие не менее пяти розничных магазинов, с наличием не менее одного розничного магазина в рамках одного города.

В случае, если покупатель планирует совершить покупку и сообщает продавцу розничного магазина Грань Керамика о том, что цена конкурента ниже, покупатель имеет возможность приобрести товар в розничном магазине Грань Керамика со скидкой равной 110% разницы в цене при соблюдении следующих условий:

1) товары находятся в наличии в розничном магазине Грань Керамика и у конкурента на момент обращения;

2) цена конкурента рассматривается без учета акционных распродаж, применения индивидуальных скидок, скидок на комплекты, скидок по кредитным программам, специальных скидочных средств (сертификаты, купоны, подарочные карты и т.п.).

В случае, когда покупатель уже совершил покупку в розничном магазине Грань Керамика и в течение 14 (четырнадцати) календарных дней после покупки обнаружил цену у конкурента или в магазине Грань Керамика ниже, покупатель имеет возможность получить 110% разницы в цене.

Подтверждением цены конкурента (ниже чем в Грань Керамике) могут являться официальный сайт конкурента (с учетом города), фотография ценника на витрине на фоне товара, оригинальный рекламный материал или товарный чек, действующие на момент обращения в городе обращения. Организатор акции вправе отказать в участии в акции, если не имеется возможности достоверно убедиться в идентичности предложения конкурента или актуальности его цены.

Акция может быть прекращена досрочно без предварительного уведомления покупателей.

Организатор акции ИП Шитикова Т.И., «…»».

 

Заявитель указывает, что рекламная информация, содержащая текст: "гарантия низкой цены; нашел дешевле вернем 110% от разницы*" выполнены наглядно, крупным читаемым шрифтом.                                                 

При этом, иная, существенная для потребителей, информация об условиях приобретения керамической плитки, расположена в нижней части рекламной конструкции и выполнена мелким, нечитаемым шрифтом.

Кроме того, указанная рекламная конструкция располагается непосредственно на трассе, и таким образом мелкий нечитаемый шрифт с существенными условиями приобретения керамической плитки, не может быть воспринят потребителями рассматриваемой рекламы, поскольку потенциальными потребителями данной рекламы являются водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в движении, что дополнительно усложняет прочтение текста.                                          Таким образом, с учетом способа и особенности размещения рассматриваемой рекламы, а также свойств человеческого зрения, условия акции не воспринимаются потребителем.                                                                              Данное обстоятельство приводит к искажению смысла рекламы, вводит в заблуждение потребителей.

Согласно жалобе, существенные условия акции не читаемы, т.е. информация о рекламируемом товаре - условия его приобретения, отсутствуют,  что указывает на нарушение Закона о рекламе.

Факт размещения вышеуказанной рекламной информации Заявитель подтвердил прилагаемой к заявлению фотографией.

В результате рассмотрения заявления, установлено.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1статьи 3 3акона о рекламе).

Из содержания рассматриваемой информации можно сделать вывод, что она соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным пунктом 1статьи 3 3акона о рекламе.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, указания всех существенных условий о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, представлены в рекламе мелким, либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В рассматриваемом случае привлекательные условия для потребителей сведения "гарантия низкой цены; нашел дешевле вернем 110% от разницы*" выполнены наглядно, крупным читаемым шрифтом.                                                     При этом, иная, существенная для потребителей, информация об условиях приобретения керамической плитки, в отличие от привлекательных условий, расположена в нижней части рекламной конструкции и выполнена мелким, нечитаемым шрифтом.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт мелкий и нечитаемый), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

Из поступившей информации от Администрации г. Чебоксары следует, что рассматриваемая рекламная конструкция, расположенная по адресу г. Чебоксары, Марпосадское Шоссе, д.19, принадлежат ООО "Студия рекламы".

Согласно поступившим пояснениям ООО "Студия рекламы" следует, что рекламное место для размещения рассматриваемой рекламы предоставлено в пользование ИП Шитиковой Т.И. на основании заключенного договора от 28.06.2016 № 48.

Согласно условиям данного договора (пункт 2.3) Заказчик (ИП Шитикова Т.И.) предоставил готовый и согласованный макет баннера для последующего изготовления и размещения на щитовой конструкции Исполнителю (ООО "Студия рекламы").

Учитывая имеющуюся информацию, установлено.

 Лицом, осуществившим содержание рассматриваемого текста  рекламы и рекламодателем  является ИП Шитикова Т.И. 

  Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлена ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В смысле статьи 3 Закона о рекламе,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

          Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что в действиях ИП Шитиковой Т.И.  усматриваются признаки  нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, Чувашское УФАС России определением от 01.08.2017 (исх.№ 04-10/5691) возбудило дело в отношении ИП Шитиковой Т.И.

    Из письменных пояснений (вх. от 15.08.2017 № 04-10/5737), а также пояснений в заседании Комиссии законного представителя ИП Шитиковой Т.И. следует, что последняя признает вменяемое ей нарушение Закона о рекламе.

При этом, ИП Шитикова Т.И. согласна, что  в движении водитель вообще не воспринимает, и не должен воспринимать информацию, не относящуюся к ПДД.          Пассажиру также невозможно воспринять всю информацию, размещенную на рекламной конструкции, поскольку ее существенные условия прописаны мелким не читаемым  шрифтом. При этом воспринимать существенную информацию, прописанную мелким шрифтом, наравне с иной привлекательной рекламной информацией, указанной крупным доступным для обозрения шрифтом, не позволят специфика размещения рекламного щита.       

Кроме того, ИП Шитикова Т.И. пояснила, что для нее, как для индивидуального предпринимателя, размещение рекламной информации в рассматриваемом формате (нечитаемой водителями и пассажирами транспортных средств шрифт) является свидетельством неразумного, неэффективного подхода к размещению рекламы в указанном месте, т.к. не достигается поставленная цель – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, в заседании Комиссии было представлено документальное доказательство того, что в настоящее время ненадлежащая реклама удалена путем ее демонтажа и замены на иную.

При изучении представленной рекламы, размещаемой в настоящее время, нарушения Закона о рекламе не усматриваются.

  Исходя из представленного фотоматериала, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе информация осуществлена таким образом, что не лишает потребителей возможности получить сведения в полном объеме, представленная информация воспринимается, в данном случае, обычным человеком образом, т.е. без использования каких - либо вспомогательных технических средств.

  Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии материалы и заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу, что выявленные обстоятельства нарушения Закона о рекламе в настоящее время устранены путем не  распространения  ненадлежащей рекламы.                                                               Таким образом,   Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП Шитиковой Т.Н. предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

     Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

          

         1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Чебоксары, Марпосадское Шоссе, д.19, поскольку в ней нарушены требования части 7статьи 5 Закона о рекламе.

  2. Признать ИП Шитикову Т.Н. нарушившей требования части 7статьи 5 Закона о рекламе.

         3. Не выдавать ИП Шитиковой Т.Н. предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                   «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны