Решение №04-10/6500 Решение Управления в отношении ООО "Центр продаж недвижимост... от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 32-Р-2017

 

 

 

31 августа 2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена18.08.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  31.08.2017

 

 

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 32-Р-2017 в отношении ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" по признакам нарушения требований, определенных ч.ч. 1, 3 ст.28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на него, а также не содержащей полного наименования юридического лица, оказывающего и предлагающего финансовые услуги,

         в присутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения - директора ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" – «…» (личность установлена по паспорту),  

         

УСТАНОВИЛА:

 

        В период с 24.04.2017 по 12.05.2017 Чувашским УФАС России осуществлена плановая выездная проверка в отношении редакции газеты "ХЫПАР" автономного учреждения Чувашской Республики "Издательский дом "ХЫПАР" Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии)  (Чебоксары, проспект Ивана Яковлева, 13).

        В ходе проведения проверки редакции газеты "Хыпар" АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии выборочно проанализированы истребованные печатные издания газеты "ХЫПАР".

        При этом,  установлено, что в выпуске газеты "ХЫПАР" от  13.01.2017 № 3-4 размещена реклама следующего содержания: " Жители Чувашии, поздравляем Вас  с Новым годом и Рождеством! АКЦИЯ! Предлагаем КВАРТИРЫ в кирпичном доме с индивидуальным отоплением в НЮР г.Чебоксары по низким ценам (без посредников). Ипотека от 11% - Россельхозбанк, Сбербанк. Тел.: 89276670119, 8(8352) 38-31-54 (ЗАО "УОР)".

 

 

        Данная информация соответствует определению понятия рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, согласно которому реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.                                                                                             В соответствии со ст. 36 Закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

        Рассматриваемая реклама формирует интерес к финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению ипотеки от 11% - Россельхозбанк, Сбербанк, с целью приобретения квартир по низким ценам (без посредников) в новоюжном районе г. Чебоксары.                                                                                              На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции"  финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

        Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги - ипотеки от 11%, на нее распространяется требование норм  статьи 28 Закона о рекламе.

 

        Согласно части  1  статьи 28  Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).         

                  

        В тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, в том числе указанием организационно-правовой формы, оказывающего услуги по предоставлению ипотеки.

        Указание правильных реквизитов организации, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая предлагает свои услуги и сотрудничество.            Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.                                                                                                   В рассматриваемой рекламе, предлагающей  финансовые услуги не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги.         

        Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

        Из содержания рекламного модуля следует: " Ипотека от 11% - Россельхозбанк, Сбербанк. Тел.: 89276670119, 8(8352) 38-31-54 (ЗАО "УОР")".                                              Таким образом, рассматриваемая реклама, содержащая в тексте указания на ипотеку от Россельхозбанк, Сбербанк, а также на  ЗАО "УОР", искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в данном случае, потребитель вправе предположить, что распространением данной рекламы является лицо (организация), указанное в рекламе.

        В связи с изложенным, данная реклама не соответствует требованиям  части 1 статьи 28  Закона о рекламе,  в связи с отсутствием в ее содержании части существенной для потребителя информации - полного наименования лица, оказывающего услуги.

       

        Кроме того, в данной рекламе отражены только привлекательные для потенциального потребителя условия предоставления ипотеки - по ставке от 11%.              При этом, информация об иных существенных условиях данной финансовой услуги, которой необходимо находится в открытом доступе, отсутствует.

        Из смысла рекламы следует, что процентные ставки (от 11%)  установлены (наличествуют) у всех без исключения ипотечных кредитных продуктов указанных в рекламе банков.

        Указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.      

 

         В этой связи, на основании ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержащая хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

 

         В открытый перечень условий, влияющих на стоимость кредита, входят:

        - условия о размере процентной ставки;

        - условия о сумме и сроке кредита;

        - условия о платежах и комиссиях по кредитным операциям;

        - условия о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

        При этом, рекламодатели не обязаны указывать в рекламе конкретный размер дополнительных расходов, достаточно простого перечисления таких расходов.

        Приведенная процентная ставка ипотеки от 11 % и отсутствие указания на иные условия кредитного продукта банков, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся кредитом лица, искажает общий смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

        Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться ипотекой, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы.

        В связи с изложенным, данная реклама не соответствует требованиям  части 3 статьи 28  Закона о рекламе,  в связи с отсутствием в ее содержании части существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее .

 

        Ответственность за нарушение требований ч. 1, ч. 3 статьи 28 Закона о рекламе возложена  как на рекламораспространителя, так и на рекламодателя. 

       

        В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

        Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

        Таким образом, из нормы Закона о рекламе  и истребованному в рамках проверки договору на рекламно-информационные услуги, заключенного между АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии и ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" рекламодателем рассматриваемого спорного рекламного модуля признается ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" (г.Чебоксары,пр. Мира, д.88 "Б" ИНН 2130125580, КПП 213001001).

        Из условий договора следует, что Заказчик (ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"") обязуется представить информацию Редакции (АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии) необходимую  для производства, размещения и последующего распространения рекламно - информационных материалов. Утвердить образцы продукции, подлежащей тиражированию.

        Таким образом, определением от 29.06.2017 (исх. № 04-10/4785) возбуждено дело по признакам нарушения ч. ч.1, 3 ст.28 Закона о рекламе в отношении ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"".

         В заседании Комиссии 18.08.2017 согласно представленным пояснениям и документам директора ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" установлено, что общество не являет своей деятельностью непосредственного оказания финансовой услуги, в том числе  предоставления ипотеки.

          Согласно выписки ЕГРЮЛ ИФНС России ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" имеет основным видом своей деятельности - деятельность агенств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код и наименование вида деятельности 68.31).            

        Размещение рассматриваемой рекламы осуществлено ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" в рамках договоров, заключенных с ОАО "Сбербанк России" от 31.01.2014 № 465 и с ОАО "Россельхозбанк" от 14.11.2014 № 4.

        Из условий договора, заключенного между  ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" и ОАО "Сбербанк России"         следует, что предметом договора является долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество Банка и Компании (ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"") в области кредитования физических лиц на цели приобретения/строительства объектов недвижимости. Компания оказывает банку содействие в привлечении потенциальных покупателей/инвесторов (дольщиков) - физических лиц в целях заключения между Банком и физическими лицами кредитных договоров на стандартных условиях жилищного кредитования Банка.

         При этом, из условий договора усматривается, что Банком определяются кредитные продукты, условия кредитования, расчет суммы и размер платежа в зависимости от кредитного продукта.

        В силу п. 2.3.1 договора Компания (ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"") имеет право проводить  рекламные акции от собственного имени и за свой счет.

        Согласно условиям представленного договора, заключенного ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" и ОАО "Россельхозбанк" следует, что в рамках данного договора Партнер (ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"")  оказывает Банку за вознаграждение услуги в качестве привлечения Клиентов для целей предоставления Банком ипотечного кредита.

        В силу п. 2.1.1 Партнер (ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"")  имеет право получать от Банка информацию, рекламные и информационные материалы, необходимые для информирования Клиентов об условиях предоставления Банком ипотечных кредитов, в частности, финансовые условия предоставления ипотечных кредитов.

        Согласно п. 2.2.1 Партнер обязан предоставлять Клиентам полную и достоверную информацию об условиях предоставления ипотечных кредитов по программам Банка, в частности:

        - финансовые условия предоставления ипотечных кредитов;

        - условия кредитования и требования к объектам недвижимости;

        - условия и процедуры оформления ипотечного кредита.

 

        Таким образом, выполняя условия указанных договоров, в части привлечения потенциальных покупателей - физических лиц в целях заключения между Банком и физическими лицами кредитных договоров на условиях жилищного кредитования Банка, ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" осуществляло распространение рассматриваемого рекламного модуля в  выпуске газеты "ХЫПАР" от  13.01.2017 № 3-4.

          В заседании Комиссии ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" сообщило, что признает вменяемое обществу нарушение Закона о рекламе.                         При этом пояснило, что не имело намерение вводить потребителей в заблуждение, поскольку размещая в газете рассматриваемую рекламу без указания сведений об исполнителе и условиях оказания финансовых услуг,  не предполагало, что тем самым нарушает законодательство. Нарушение рекламного законодательства допущено из-за недостаточного знания требований, установленных нормами Закона о рекламе.

        Таким образом, с учетом изложенного, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" нарушило требования ч.1, 3 ст.28 Закона о рекламе.

       

         При этом, в рамках рассмотрения дела установлено, что  размещение спорного рекламного модуля было осуществлено в газете "ХЫПАР" в единичном выпуске от  13.01.2017 № 3-4 и в настоящее время рассматриваемая ненадлежащая реклама не распространяется.   

        В связи с чем, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч"" предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

        Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии документы и заявленные доводы,

           руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

          

         1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую  в выпуске газеты "ХЫПАР" от  13.01.2017 № 3-4 следующего содержания: " Жители Чувашии, поздравляем Вас  с Новым годом и Рождеством! АКЦИЯ! Предлагаем КВАРТИРЫ в кирпичном доме с индивидуальным отоплением в НЮР г.Чебоксары по низким ценам (без посредников). Ипотека от 11% - Россельхозбанк, Сбербанк. Тел.: 89276670119, 8(8352) 38-31-54 (ЗАО "УОР)", поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

         2. Признать ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч" нарушившим требования частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

         3. Не выдавать ООО "Центр продаж недвижимости "ГОРОД-Ч" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны