Решение №04-10/6748 Решение Управления в отношении ООО "Консалдинговая Компания ... от 12 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 24-Р-2017
07 сентября 2017 г. г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2017
Решение в полном объеме изготовлено 07.09.2017
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
«…»
Члены Комиссии:
«…»
рассмотрев дело № 24-Р-2017 в отношении ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" по признакам нарушения ч.ч. 1, 3 ст.28 , п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе:
«…»
в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
10.05.2017 (вх. № 04-21/37) в адрес Чувашского УФАС России поступило для рассмотрения заявление гражданки «…»(далее – Заявитель) по факту размещения рекламной листовки, распространяющейся по адресу: г. Чебоксары, Московский пр-т, остановка "Театр оперы и балета", следующего содержания: "Московский ипотечный кредитный дом www.21.credit2all.ru под низкий % государственного субсидирования ставка от 12,5% до 5 лет отсрочка первого платежа если вам отказали в других банках одобряем в течение 12 часов Москва 7(499) 3229778 Чебоксары 385-990 услуги бесплатные. Выдаем кредиты на реструктуризацию задолженности по кредитам без поручителей без залога без страхования".
В результате рассмотрения заявления установлено.
Рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, указанному в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, согласно которому реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Заявитель указывает, что содержание рекламной информации содержит признаки нарушения Закона о рекламе в части требований, установленных к рекламе финансовых услуг.
В рамках рассмотрения заявления на сайте налоговой службы (www.nalog.ru) по заданным критериям поиска юридических лиц - Московский ипотечный кредитный дом - не найдено.
Из информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), определено, что номер телефона 385-990, указанный в распространяемой рекламе, принадлежит номерной емкости, закрепленной за оператором телефонной связи ОАО "Мегафон".
Из информации, представленной ОАО "Мегафон" установлено, что указанный в рекламе номер телефона 385-990 принадлежит абоненту ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" (ОГРН 1052128030976, ИНН 2128701740, адрес: г.Чебоксары, ул.Патриса Лумумбы, д.10 пом.6).
Из информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), определено, что номер телефона 7(499)3229778, указанный в распространяемой ненадлежащей рекламе, принадлежит номерной емкости, закрепленной за оператором телефонной связи ООО "Метротел".
Из информации, представленной ООО "Метротел" установлено, что указанный в рекламе номер телефона 7(499)3229778 принадлежит абоненту ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" (ОГРН 1052128030976, ИНН 2128701740, адрес: г.Чебоксары, ул.Патриса Лумумбы, д.10 пом.6).
Таким образом, с учетом поступившей информации, определено лицо, заинтересованное в продвижении указанной рекламы финансовой услуги - ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ".
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая услуга по предоставлению потребительских займов Московским ипотечным кредитным домом. Требования к рекламе финансовых услуг установлены в статье 28 Закона о рекламе.
Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о потребительском кредите, для заемщика и влияющие на нее.
Согласно рекламе следует: " под низкий % государственного субсидирования ставка от 12,5% до 5 лет отсрочка первого платежа".
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная для потребителей рекламы информация - все остальные условия, определяющие полную стоимость рекламируемого кредита и влияющие на него, предусмотренная законодательством в обязательном порядке.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рассматриваемой рекламе финансовых услуг не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги.
В связи с установленными обстоятельствами определением от 09.06.2017 (исх.№ 04-10/4212) Чувашским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ".
В рассматриваемой рекламе указана информация: "под низкий % государственного субсидирования ставка от 12,5% до 5 лет отсрочка первого платежа", но при этом не указаны иные существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В открытый перечень условий, влияющих на стоимость кредита, входят:
- условия о размере процентной ставки;
- условия о сумме и сроке кредита;
- условия о платежах и комиссиях по кредитным операциям;
- условия о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
При этом, рекламодатели не обязаны указывать в рекламе конкретный размер дополнительных расходов, достаточно простого перечисления таких расходов.
Включение в содержание рассматриваемой рекламы использования текстового оборота: "под низкий % государственного субсидирования ставка от 12,5% до 5 лет отсрочка первого платежа" не дает потребителям соответствующего действительности представления обо всех условиях получения кредита в целях, согласно тексту рекламы, на "реструктуризацию задолженности по кредитам без поручителей без залога без страхования".
Отсутствие сведений о форме и условиях предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости воспользоваться предложенной финансовой услугой, либо об отказе от этого, что, соответственно, вводит потребителей рекламы в заблуждение. Таким образом, указание неполных сведений об условиях предоставления финансовой услуги, может привести к искажению сути рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться финансовой услугой, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы.
При этом, вся необходимая информация, в силу законодательных норм, должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе, в связи с тем, чтобы потребитель имел возможность с ней ознакомиться на этапе получения рекламной информации, так как она может существенно повлиять на его выбор.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что данная реклама не соответствует требованиям части 3 статьи 28 Закона о рекламе, в связи с отсутствием в ее содержании части существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе возложена на рекламодателя (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).
Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения, в том числе о полном наименовании юридического лица, с указанием организационно-правовой формы, предоставляющего финансовую услугу, что указывает на наличие признаков нарушения требований части 1 статьи 28 Закона рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В рассматриваемой рекламе отсутствует полное название организации, предоставляющей финансовую услугу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что данная реклама содержит нарушения требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - полного наименования лица, оказывающего эти услуги.
Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе возложена на рекламодателя и рекламораспространителя (ч.6, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств(п.7 ст.3 Закона о рекламе).
В заседании Комиссии ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" указало, что общество не оказывает деятельность, связанную с предоставлением займов и кредитов.
Согласно выписки ЕГРЮЛ ИФНС России ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" (ИНН 2128701740) имеет основным видом своей деятельности - деятельность в области права (код 69.10). Кроме того, в сведениях о дополнительных видах деятельности, деятельность в сфере финансовых услуг ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" не значится.
Таким образом, в рамках дела установлено и подтверждено материалами дела, что деятельность ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" не связана с оказанием услуг в сфере финансовой деятельности.
В связи с установленными в рамках рассмотрения дела фактами, ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" признало нарушение Закона о рекламе, указав следующее.
Размещением данной рекламы явилось решение ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" заниматься дополнительным видом оказания услуг в сфере своей деятельности - оказанием финансовых услуг. Таким образом, имело место размещение рассматриваемой рекламной информации.
Из пояснений ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" следует, что указанная в рекламе организация под названием "Московский Ипотечный Кредитный Дом" явилась вымышленной организацией в целях привлечения потенциальных потребителей для оказания последним финансовых услуг.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе указано, что, позвонив по указанным в рекламе номерам телефонов, потребитель имеет возможность воспользоваться финансовой услугой, оказываемой организацией "Московский Ипотечный Кредитный Дом", что вступает в противоречие с п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В нарушение данной правовой нормы в тексте спорной рекламы содержатся недостоверные сведения о продавце услуги, так как в данном случае услуги по выдаче кредитов "на реструктуризацию задолженности по кредитам без поручителей без залога без страхования" предполагало оказывать ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ", а не организация "Московский Ипотечный Кредитный Дом", как указано в рекламе.
При этом, согласно информации, представленной по запросу от Отделения – Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации установлено, что Московский Ипотечный Кредитный Дом не имеет лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности, а также не включен в государственные реестры микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных потребительских и сельскохозяйственных кооперативов, и, следовательно, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
В связи с указанными обстоятельствами Комиссией установлено, что использование в тексте рекламы названия "Московский Ипотечный Кредитный Дом" вводит в заблуждение потребителей об организации, предоставляющей услуги.
Исходя из смысла п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.
В спорной рекламе использование наименования "Московский Ипотечный Кредитный Дом" без иной информации о том, какое лицо в действительности является исполнителем рекламируемых финансовых услуг, искажает смысл информации, указанной в рекламе.
Поскольку "Московский Ипотечный Кредитный Дом" не является организацией, оказывающей в действительности финансовые услуги, ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ", указывая в своей рекламе недостоверную информацию, тем самым нарушило п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
С учетом установленных обстоятельств, рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее объект рекламирования и заинтересованное в продвижении указанной в рекламе финансовой услуги является ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ".
В заседании Комиссии ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" пояснило, что распространение данной рекламы действовало ограниченный период времени. При этом, как указывает ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ", в общество не обратился ни один потребитель рекламы с предложением заключения договора по указанным в рекламе финансовым услугам.
На момент рассмотрения дела, вменяемое обществу нарушение требований Закона о рекламе не осуществляется путем изъятия рассматриваемой рекламы из обращения и приостановлением использования, указанного в рекламе номера телефона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что в рамках рассмотрения дела установлено о не распространении в настоящее время спорной рекламы, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" предписания о прекращении нарушения ч. 1, ч.3 ст.28, п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии документы и заявленные доводы,
руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона
о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Московский ипотечный кредитный дом www.21.credit2all.ru под низкий % государственного субсидирования ставка от 12,5% до 5 лет отсрочка первого платежа если вам отказали в других банках одобряем в течение 12 часов Москва 7(499) 3229778 Чебоксары 385-990 услуги бесплатные Выдаем кредиты на реструктуризацию задолженности по кредитам без поручителей без залога без страхования", распространяемую в границах г. Чебоксары в мае 2017 года, поскольку в ней нарушены требования ч.ч. 1, 3 ст. 28,п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
2. Признать ООО "Консалтинговая Компания "КоммерсантЪ" требования ч.ч. 1, 3 ст. 28, п.20 ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.
3. Не выдавать ООО "Консалдинговая Компания "КоммерсантЪ" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии
«…»