Решение №04-10/6907 Решение Управления в отношении ИП Радченко от 27 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 23-Р-2018
27 сентября 2018 г. г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2018
Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2018
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
«…»
члены Комиссии:
«…»
рассмотрев дело № 23-Р-2018 по признакам нарушения требований определенных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбужденное в отношении ИП Радченко А.Н. (ИНН 212910611208),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ИП Радченко А.Н.- «…» (по доверенности от 17.09.2018 № 1);
в отсутствие Заявителя, извещенного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
14.08.2018 (вх. № 04-05/4924) в Чувашское УФАС России поступило заявление гражданина «…» (далее - Заявитель) о недостоверной рекламной информации, размещенной в социальной сети Интернет на информационно - новостном сайте "НА- СВЯЗИ.RU" о проведении поверки счетчиков АО "Водоканал".
Согласно заявлению, на интернет - портале "форум НА- СВЯЗИ.RU" по адресу http://forum.na-svyazi.ru Заявителем обнаружено размещение информации, с содержанием, в том числе, следующего текста.
"Поверка счетчиков: Водоканал просит не попадаться на уловки мошенников", "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал".
Таким образом, Заявитель указывает, что данная рекламная информация вступает в противоречие требованиям Закона о рекламе, поскольку не соответствует действительности, в связи с необоснованным указанием того, что поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал, поскольку данным видом деятельности могут заниматься и иные организации, аккредитованные на такой вид деятельности.
Факт размещения указанной информации Заявитель подтвердил скриншотом страницы сайта "forum.na-svyazi.ru".
В результате рассмотрения представленного материала усматривается, в том числе, следующий текст.
"В последнее время участились случаи обращения к жителям города от имени Единой службы учета воды, Городского центра учета водопотребления и других организаций с требованием провести поверку счетчиков воды. На самом деле эти организации не имеют разрешения на поверку приборов и выполняют только их полную замену.
Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал. Причем замена счетчиков в несколько раз дороже по сравнению с проведением поверки.
Водоканал рекомендует обращаться за оказанием услуги только к аккредитованным организациям.
Сотрудники лаборатории АО «Водоканал» аттестованы для проведения поверки, имеют удостоверения работников предприятия, пользуются служебным транспортом с логотипом АО «Водоканал». По требованию заказчика предоставляется копия аттестата аккредитации № RA.RU.312137".
Из информации, представленной 28.08.2018 (вх. № 04-10/ 5272) интернет - порталом "НА-СВЯЗИ.RU", действующего в лице ИП Радченко А.Н. (ИНН 212910611208), следует, что размещение рассматриваемого информационного материала осуществлено непосредственно сотрудниками службы портала, с целью предупреждения случаев мошенничества с поверкой счетчиков водоснабжения.
В данном случае, журналистом портала использовались материалы, размещенные на сайтах официальных органов власти: Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики и самого АО "Водоканал".
При этом, по факту обнаружения технической ошибки в виде указания спорной информации "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал", 14.08.2018 текст информационного материала был исправлен, с принесением извинения читателям за неточность информации, с содержанием следующего.
Дисклеймер: В первоначальной новости была допущена ошибка, которую уже исправили. Поверкой счётчиков могут заниматься организации, получившие аккредитацию. Подборные данные можно получить на сайте Росстандарта (ссылка: http://fundmetrology.ru), а также в Росаккредитации (ссылка: http://fsa.gov.ru). Приносим извинения за неточность.
Кроме того, в Комиссию были представлены письменные пояснения сотрудника портала, допустившего ошибку в тесте, согласно которым следовало, что размещение данного материала состоялось без надлежащего контроля и ответственности с его стороны при производстве и подготовки рекламного продукта к размещению.
Из представленного ответа ИП Радченко А.Н. установлено, что рассматриваемая спорная реклама размещена непосредственно сотрудниками службы портала, взятая с опубликованной ранее информации на сайтах ОА "Водоканал", жилищной инспекции Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары по следующим ссылкам:
http://vodo-kanal.ru/news/ao-vodokanal-aktivno-vedet-rabotu-po-poverke-priborov-ucheta-holodnoy-i-goryachey-vody;
http://goszhil.cap.ru/news/2018/08/14/ao-vodokanal-preduprezhdaet-ne-popadajtesj-na-ul;
http://www.gcheb.cap.ru/info.aspx?type=new&id=3912661.
На момент рассмотрения дела осмотр указанных сайтов установил, в том числе, следующий текст:
"В последнее время участились случаи обращения к населению нашего города от имени Единой службы учета воды, Городского центра учета водопотребления и других организаций с требованием о проведении поверки счетчиков воды с обращением к услугам сотрудников этих организаций. На самом деле указанные организации не имеют права на проведение работ по поверке и могут предложить только полную замену приборов учета, что дороже в несколько раз по сравнению с проведением поверки.
Сотрудники нашей Лаборатории аттестованы на проведение работ по поверке, имеют удостоверения сотрудников АО «Водоканал», пользуются служебным транспортом с логотипом АО «Водоканал» и предоставляют копию Аттестата аккредитации № RA.RU.312137 по требованию заказчика. Подать заявку на поверку приборов учета можно по телефону 20-29-90 (метрологическая служба АО "Водоканал" г. Чебоксары)".
При этом, в данном тексте, информация о том, что поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал, не установлено.
Оценив и проанализировав представленные материалы и заявленные доводы сторон, Комиссия приходит к следующему.
Отношения в сфере рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы законодательно определены требованиями Закона о рекламе.
С точки зрения Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Pассматриваемая информация распространена в информационно-коммуникационной сети Интернет в открытых источниках на сайте "НА- СВЯЗИ.RU", являющегося информационным сайтом г.Чебоксары, и, таким образом, предоставлена для сведения широкого круга потребителей (неопределенного круга лиц). При этом, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, с указанием конкретного юридического лица, и таким образом, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. С учетом изложенного, все предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе признаки рекламы содержатся в информации, размещаемой на страницах рассматриваемого сайтов. Следовательно, на такую информацию распространяются положения Закона о рекламе. Учитывая изложенное, в результате осмотра информации, размещаемой на Чебоксарском городском сайте "НА- СВЯЗИ.RU", установлено, что, помимо информационного материала о предостережении граждан не попадаться на уловки мошенников, поскольку на рынке поверки счетчиков воды участились случаи деятельности лиц, не аккредитованных на данный вид деятельности, усматривается, в том числе, следующий текст: "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал".
Таким образом, содержание опубликованной на сайте рекламы направлено не только на предостережение граждан не обращения к неизвестным организациям, оказывающих услуги на рынке услуг проведения поверки счетчиков воды, а также о том, что услуги официального проведения поверки счетчиков может оказывать исключительно организация, именуемая АО "Водоканал".
Реклама, как правило, влияет на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждает потребителей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Кроме того, оценка рекламы зачастую осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Таким образом, используемое в рассматриваемой рекламе выражение "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал" формирует у потребителей впечатление о том, что данное лицо является единственным в г.Чебоксары, способным и полномочным исполнять услуги по поверке приборов учета воды. Исходя из положений ст. 2, ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений.
В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности АО "Водоканал" (ИНН 2130017760) является распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод. Действительно, данное общество имеет аттестат аккредитации от 13.09.2017 № RA.RU 312137 на поверку средств измерений (счетчиков холодной, горячей воды) и работники лаборатории данного общества аттестованы на проведение работ по поверке счетчиков водоснабжения. Вместе с тем, необходимо отметить, что сведения, размещенные на официальных сайтах Росстандарта (http://fundmetrology.ru), а также Росаккредитации (http://fsa..gov.ru) содержат, в том числе, и иные различные организации, аккредитованные на проведение поверки средств измерений.
В связи с этим следует вывод о том, что поверку средств измерений вправе осуществлять не только АО «Водоканал», но и иные лица, которые прошли процедуру аккредитации в порядке, установленном законодательством.
Следовательно, содержание рассматриваемой рекламы относительно того, что осуществление поверки приборов учета воды официально гарантированно только АО "Водоканал" вводит ее потребителей в заблуждение.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Из текста рассматриваемой рекламы следует, что рекламодатель, используя слоган " официально может заниматься только", позиционирует объект - АО «Водоканал» в качестве единственного лица официально осуществляющего поверку средств измерений. Наличие в рекламе такого словосочетания, как "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал" являться для потенциальных потребителей существенным условиям в выборе организации (лица) для проведения поверки счетчиков водоснабжения, следовательно, указывает на преимущество АО «Водоканал» в оказании данного вида услуг.
При этом, сведения о преимуществах рекламируемого вида услуг АО «Водоканал» перед иными участниками рынка данного вида услуг не соответствуют действительности, поскольку, согласно вышеуказанным сведениям Росстандарта и Росаккредитации, АО «Водоканал» не является единственным органом, осуществляющим поверку средств измерений на рынке данного вида услуг.
Таким образом, присутствие в рекламе спорного выражения "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал " указывает на ее недостоверность и как следствие наличия нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ИП Радченко А.М., чьи действия повлекли нарушение требований нормы п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
При этом, в заседании Комиссии установлено, что, на момент рассмотрения дела, размещение спорной рекламы прекращено.
Таким образом, в рамках дела определено, что вменяемое ИП Радченко А.М. нарушение требований Закона о рекламе устранено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что выявленные обстоятельства нарушения требований Закона о рекламе в настоящее время устранены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП Радченко А.М. предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.
При рассмотрении дела Комиссия исходила из конкретных обстоятельств дела, полученных материальных доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая оценка. В связи с чем, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, содержащую, в том числе, текст: "Поверкой счетчиков официально может заниматься только Водоканал", размещаемую на сайте интернет - проекта "НА - СВЯЗИ" в период с 13.08.2018 по 14.08.2018, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать ИП Радченко А.М. (ИНН 212910611208) нарушившим пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. В связи с отсутствием распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ИП Радченко А.М. не выдавать.
4. Передать материалы дела в отношении ИП Радченко А.М. уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии
«…»