Решение №04-10/8435 Решение Управления в отношении АО "ЭЛАРА" от 16 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ

по делу № 17-Р-2016

                                                                                        14 ноября 2016 г.                                                         г. Чебоксары

          Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2016 года.

                 Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2016 года.

 

       Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

       нарушения законодательства о рекламе в составе:

       Председатель Комиссии:

          «…»

         Члены Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 17-Р-2016, возбужденное в отношении                               АО "ЭЛАРА" по признакам нарушения требований, определенных частями 4,5 статьи 10, частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

в присутствии:

         лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

         представителей АО "ЭЛАРА":

         юрисконсульта юридического отдела АО "ЭЛАРА" «…»

         начальника информационно-рекламного отдела АО "ЭЛАРА"          «…»

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В ходе осуществления контроля за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в границах г.Чебоксары в части использования рекламных конструкций исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы, установлено следующее.

         На щитовой рекламной конструкции, установленной, рядом с АО "ЭЛАРА", по адресу г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 40, 03.10.2016 обнаружено распространение информации  следующего содержания: "С Днем учителя! Углов Андрей Александрович. Генеральный директор АО "ЭЛАРА", депутат Государственного Совета Чувашии". На рекламной конструкции также изображена фотография Углова А. А., занимающая большую часть рекламной площади рассматриваемого рекламного щита.

       Данная информация содержит признаки нарушения, определенные частями 4, 5 статьи 10 Закона о рекламе, в связи с чем  возбуждено производство  по  делу      № 17-Р-2016 по признакам нарушения требований, определенных частями 4,5 статьи 10Закона о рекламе в отношении АО "ЭЛАРА".                                                                       В своих письменных пояснениях и одновременно на заседании Комиссии представители АО "ЭЛАРА" информировали, что нарушения не признают, пояснив следующим.                                                                                                На рассматриваемой рекламной конструкции представлено поздравление жителей г.Чебоксары с Днем учителя от имени Генерального директора АО "ЭЛАРА" Углова А.А. При этом указанная в рекламной информации ссылка на статус депутата не свидетельствует о рекламе политической деятельности       Углова А.А. и не несет агитационную информацию, т.к. на момент распространения данной рекламной информации агитационный период закончился и выборы состоялись.   

       Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.                                                                                       На щитовой рекламной конструкции, установленной, рядом с АО "ЭЛАРА", по адресу г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 40, 03.10.2016 распространяется информация следующего содержания: "С Днем учителя! Углов Андрей Александрович. Генеральный директор АО "ЭЛАРА", депутат Государственного Совета Чувашии".                                 

        С точки зрения Федерального Закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).                                                                                                               

         Таким образом, изучив содержание вышеуказанной рассматриваемой информации, можно сделать вывод, что данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе. 

         Поскольку рассматриваемая рекламная информация публично распространена, предназначена для неопределенного круга лиц, при этом, преследует цель обратить внимание потребителя данной рекламной информации на руководителя одного из предприятий г. Чебоксары,  являющегося, также, согласно рекламной информации, депутатом Государственного Совета Чувашии, т.е. политическим деятелем.

  При этом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2016 № 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18.09.2016.

         В силу части 2 статьи 19 Закона о рекламе, рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.                                                                                                                                    Закон предписывает только так называемое целевое использование рекламной конструкции. Размещение на ней любой иной информации целевым использованием не является и становится нарушением.                                                                                  При этом, пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что данный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.                                           Размещение политической рекламы регулируется общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерацию, в первую очередь Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав).                             В отсутствии легального правового определения политической рекламы, Законом об основных гарантиях избирательных прав подробно регулируется такая форма политической рекламы как предвыборная агитация.                                           В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 вышеуказанного законодательства,  агитационным периодом является  период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию - деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).         Период проведения агитации наступает с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.                                                                                                 

Вопросы об использовании рекламных конструкций для политической рекламы неоднократно поднимались на совместных заседаниях ФАС и ЦИК.          Согласно протоколу совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях от 06.08. 2007 № 2, отмечено следующее.

         1. С учетом позиции, отраженной в приложении к протоколу от 20.06.2007, подтвердить, что в течение агитационного периода политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, может размещаться на рекламных конструкциях в соответствии с избирательным законодательством.

2. В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", вступившей в силу 25.07.2007, признать, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.     

  То есть, за пределами агитационного периода, рекламу с политической информацией, рекламирующую партии и кандидатов, все же можно устанавливать, - но только если они удовлетворяют критериям социальной рекламы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе определено, что социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.                                           Отличительным признаком социальной рекламы является ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.                                     В соответствии с Законом о рекламе, социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение определенных целей, а также как способ привлечения внимания к актуальным социальным проблемам, привлечение внимания к социально значимой информации, нравственным ценностям.                                                                                              Таким образом, социальная реклама способствует не только социальной поддержке и повышению грамотности населения, но и построению здорового гражданского общества.                                                                                                     Учитывая вышеизложенное, поскольку в рассматриваемом случае общее поздравление, размещенное на рекламной конструкции, носит не только поздравительный характер и преследует собой цель содействия духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, информируя о празднике учителей,  то реклама, содержащая текст: " С Днем учителя!",  является социальной рекламой.                                                                                           Установление требований к социальной рекламе законодательно закреплено статьей 10 Закона о рекламе.                                                                              Частью 4 статьи 10 Закона о рекламе запрещено упоминание в социальной рекламе о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах.                                                                              Исключение сделано только в отношении случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.                                                                                                     В части 5 статьи 10 установлено, что ограничения, указанные в части 4 статьи 10, не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.           С учетом совокупного анализа вышеуказанных законодательных норм и официальных разъяснений, информация, размещенная на щитовой рекламной конструкции, установленной, рядом с АО "ЭЛАРА", по адресу г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 40 с вышеуказанным текстом, подпадает под определение социальной рекламы.                                                                                                       Рассматриваемая реклама направлена,  в данном случае, на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.                                                   Вместе с этим, реклама содержит информацию "Углов Андрей Александрович. Генеральный директор АО "ЭЛАРА", депутат Государственного Совета Чувашии".                                                                                                                   В силу п.13ст.2 Закона об основных гарантиях избирательных прав депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.                                                                            Депутат не является органом государственной власти или иным государственным органом, органом местного самоуправления или муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления.                               Фраза "Углов Андрей Александрович. Генеральный директор АО "ЭЛАРА", депутат Государственного Совета Чувашии" указывает на наличие в действиях АО "ЭЛАРА", в результате размещения информации о конкретном физическом лице, нарушения ч.4 ст.10 Закона о рекламе.                                                                                  На заседании Комиссии, а также в своих письменных пояснениях, с представлением акта о монтаже рекламного изображения от 17.10.2016 № 28,  фотоматериала новой рекламы, размещаемой на вышеуказываемом объекте, представители АО "ЭЛАРА" информировали, что рассматриваемая спорная реклама в настоящее время демонтирована.

Вместе с тем на заседании Комиссии представители АО "ЭЛАРА" обратили внимание, что 18.09.2016 закончились выборы депутатов в Государственный Совет Чувашии и Углов А.А. на момент размещения данной информации уже являлся депутатом, соответственно какая-либо политическая реклама не имела смысла и была ему не нужна.                                                                                       Данный довод Комиссия считает не состоятельным и не принимает во внимание, ввиду следующего.                                                                                                     Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к образу, имиджу генерального директора АО "ЭЛАРА", депутату Государственного Совета Чувашии - Углову А.А., поздравляющего граждан г.Чебоксары с днем учителя.                                                                              В нарушение Закона о рекламе,  политические деятели зачастую пытаются подвести свои красочные баннеры под категорию так называемой социальной рекламы: они сообщают, к примеру, сколько детских садов и школ было построено за последние годы, или, как в рассматриваемом случае, поздравляют граждан с различными праздниками.                                                                                          И, тем не менее, их баннеры не являются социальной рекламой, потому что не соответствуют ее критериям.                                                                                                       Упоминание конкретного физического лица в социальной рекламе недопустимо, если оно, конечно, не оказалось в «трудной жизненной ситуации» или нуждается «в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи».

Использование на рекламных конструкциях изображений физических лиц, представляющих политические партии, указание на наличие у того или иного человека статуса депутата явно преследует цель сформировать положительный имидж, то есть повлиять на общественное мнение о конкретном упомянутом в политической рекламе лице или о политической партии.                                       Таким образом, вне зависимости от визуального оформления рекламных конструкций, они выполняют роль политической рекламы, которая запрещена в вне пределов агитационного периода в соответствии с избирательным законодательством.

Из вышеизложенного следует вывод, что рассматриваемая информация, представленная в таком формате ее донесения до граждан, привлекает внимание именно к Углову А.А. - генеральному директору АО "ЭЛАРА", представляющего Государственный Совет Чувашии, и как следствие является нарушением целевого использования рекламной конструкции, с нарушением требований, установленных к социальной рекламе частями 4, 5 статьи 10 Закона о рекламе.                                       В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.                                                                                                                         В рассматриваемой ситуации именно АО "ЭЛАРА" является лицом, предоставляющим потребителям рассматриваемую рекламу.                             Из представленных, в соответствии с запросом Чувашского УФАС России, документов и материалов от администрации г. Чебоксары (исх. от 10.10.2016        № 14998): копий постановления администрации г.Чебоксары от 04.08.2014 № 2632 "О разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г.Чебоксары", разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 04.08.2014 № 26, заявки АО "ЭЛАРА" на размещение рекламной конструкции от 10.07.2014 № Р-246, свидетельства о государственной регистрации права АО "ЭЛАРА" на земельный участок пот адресу: г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 40 от 24.04.2009 № 614500, паспорта места размещения рекламной конструкции от 10.07.2014 № 26, а также материалов и документов, представленных АО "ЭЛАРА": выписки из протокола общего собрания акционеров АО "ЭЛАРА" от 30.05.2016     № 29, приказа о выполнении обязанностей Генерального директора ОАО "ЭЛАРА" от 27.05.2016 № 131, акта о монтаже спорного рекламного изображения от 17.10.2016 № 28, письменных пояснений по рассматриваемому факту от 31.10.2016 № 070/6696, следует, что рекламодателем, в данном случае, является АО "ЭЛАРА".  В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.                                                                                              Ответственность за нарушение требований, установленных частями 4, 5 статьи 10 Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).                                                                                                                             Из поступившей вышеуказанной информации администрации г. Чебоксары (исх. от 10.10.2016 № 14998) следует, что отдельно стоящая рекламная конструкция во вышеуказанному адресу принадлежит АО "ЭЛАРА" и располагается на земельном участке, находящемся в собственности предприятия на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2009                   № 21-21-01/052/2009-238 и в соответствии с выданным разрешение № 26 на основании постановления администрации г.Чебоксары от 04.08.2014       № 2632 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в г.Чебоксары сроком действия с 04.08.2014 по 04.08.2019.

Таким образом, согласно анализу представленных в рамках рассмотрения дела материалов и документов, а также пояснениям представителей АО "ЭЛАРА" и рассмотренных обстоятельств, Комиссия приходит к следующему.                                       Рекламодателем рассматриваемой рекламы, в данном случае, как лицо, полностью определившее объект рекламирования и содержание рекламы,  является АО "ЭЛАРА".                                                                                                                                            

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия                                        

Р Е Ш И Л А:

        1. Признать рекламу, размещаемую на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 40,  следующего содержания: "С Днем учителя! Углов Андрей Александрович. Генеральный директор АО "ЭЛАРА", депутат Государственного Совета Чувашии" не соответствующей Закону о рекламе, поскольку данная реклама противоречит требованиям определенным частями 4, 5 статьи 10 Закона о рекламе.                                                                                      2. Признать АО "ЭЛАРА" нарушившим требования Закона о рекламе,  выразившиеся в распространении ненадлежащей рекламы, противоречащей требованиям определенным частями 4, 5 статьи 10 Закона о рекламе.                               3. В связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения  Закона о рекламе АО "ЭЛАРА" не выдавать.                                                                                             Решение изготовлено в полном объеме 14ноября 2016 года и может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

Председатель Комиссии                                            «…»

Члены Комиссии                                                     «…»              

Связанные организации

Связанные организации не указаны