Решение №04-10/9736 Решение Управления в отношении ИП Кривоногова от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 51-Р-2017

 

 

22 декабря  2017  г.                                                                                    г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  22.12.2017

 

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее - Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 51-Р-2017 по признакам нарушения требований определенных п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбужденное в отношении ИП Кривоногова Сергея Анатольевича (ИНН 165041483170), выразившихся в  отсутствии части необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения,

 

         в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ИП Кривоногова С.А. – «…»

         в отсутствии заявителя, извещенного о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

         18.10.2017 в адрес Чувашского  УФАС России поступило заявление          (вх. № 04-21/7083) ОО "Союз юристов" в связи с обращением в адрес последнего гражданки «…» (далее – Заявитель) с претензией к ненадлежащей рекламе магазина, имеющего фирменное обозначение "Ninel".

         Согласно заявлению 14.10.2017 в торгово - развлекательном комплексе "МТВ - Центр", расположенного по адресу г. Чебоксары, проспект Ивана Яковлева, 4Б, Заявителем получена листовка следующего содержания: " Ninel, любая сумка 990 р. * Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru". 

                  Из заявления следует, что в  связи с заманчивым предложением приобретения сумки по цене в 990 руб., Заявитель обратился в магазин с фирменным наименованием "Ninel", территориально расположенным в вышеуказанном торгово - развлекательном комплексе "МТВ - Центр".

         При этом, в магазине Заявителю пояснили, что приобретение сумки по цене, указанной в листовке 990 р., возможно в результате предварительного совершения покупки товара в магазине "Ninel" на сумму не менее 4 000 руб., оплатив разницу между реальной стоимостью и ценой, указанной в листовке баллами, имеющимися на бонусной карте.

         Таким образом, согласно тексту рассматриваемой листовки - приобретение сумки по цене  990 руб., без указания иных существенных условий, влияющих на сумму сумки 990 руб.,  Заявитель был введен в заблуждение.

         Факт распространения указанной информации Заявитель подтвердил копией листовки, содержащей  вышеуказанный текст.

 

         Исследовав представленные в дело материалы и пояснения, установлено следующее.

         Согласно адресу сайта (ninel.ru), указанному в листовке, установлена информация о деятельности сети магазинов, имеющих фирменное обозначение "Ninel". 

         Наименование - индивидуализирующий признак организации.

         Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо.         

         Таким образом, установлено, что деятельность данных магазинов осуществляется ИП Кривоноговым Сергеем Анатольевичем (ИНН/ОГРН 165041483170/»…»).

         По сведениям ЕГРИП, находящимся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru), по заданным критериям поиска (ИНН 165041483170) установлен ИП Кривоногов Сергей Анатольевич.

        Согласно выписке ЕГРИП ИФНС России, основным видом деятельности ИП Кривоногова С. А. является торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе (код 46.1), а также одним из дополнительных видов деятельности является деятельность в производстве меховых изделий (код 14.2).

         Таким образом, из полученных материалов и документов, установлено, что ИП  Кривоногов С.А. является лицом, заинтересованным в продвижении продажи собственного товара  на рынке реализации аналогичного рода товаров.

 

         Из представленных ИП Кривоноговым С.А. пояснений, в том числе в письменном виде (вх. от 05.12.2017 № 04-10/8105), следует.

         Производство и распространение рекламы осуществлялось сотрудниками ИП Кривоногова С.А.

         В рамках данной рекламной акции предполагалось следующее.

         В случае покупки изделия в магазине"Ninel" на сумму более 4 000 рублей, покупатель имеет возможность приобретения любой, имеющейся в наличии магазина сумки, на сумму 990 руб., оплатив оставшуюся разницу цены  бонусами, накопленными на дисконтной карте "Довольный покупатель", имеющей привязку к магазинам "Ninel".

         Срок действия данной акции установлен с 03.10.2017 по 06.11.2017.

 

          При этом, из пояснений ИП Кривоногова С.А. следует, что рекламодатель вправе выбрать любую форму, способ и средства рекламирования своего товара, соблюдая, при этом, обязательные требования Закона о рекламе, в частности включения в рекламную информацию предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

         Таким образом, в рассматриваемой рекламе указана данная предупреждающая надпись - "*Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru". 

         В связи с чем, ИП Кривоногов С.А. полагал, что вся необходимая информация о рекламируемой акции и условиях приобретения сумки по цене 990 руб. может быть получена у продавцов - консультантов и на официальном сайте по адресу  ninel.ru.    

           В связи с указанными обстоятельствами, по мнению ИП Кривоногова С.А., рассматриваемая реклама содержит всю необходимую информацию, что свидетельствует об отсутствии нарушения законодательства.

 

           Оценив и проанализировав представленные материалы и заявленные доводы сторон, Комиссия приходит к следующему.

         В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Все, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе, признаки рекламы содержатся в представленной Заявителем информации.

         Таим образом, рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

         Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.

         В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

         В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

         Согласно пункту 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

         В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

         Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

         При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

         Заявленный довод о том, что "Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru." является надлежащей рекламой,  не может быть принят во внимание в силу следующего.       

  В рассматриваемой рекламе указано "Ninel, любая сумка 990 р. *Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru."

         При этом, усматривается, что рекламная информация, содержащая текст: " Ninel, любая сумка 990 р. *" выполнена наглядно, крупным, читаемым шрифтом.      В то время как, иная информация "Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru.", расположена в нижней части рекламной листовки и выполнена мелким шрифтом.

Согласно условиям акции, покупка сумки по цене 990 р., предполагает такое существенное условие как обязательное совершение покупки иного товара на сумму не менее 4 000 руб.

При этом, данные условия приобретения сумки по указанной цене, не размещены в рекламной листовке, в то время как они являются существенными для потребителя рекламы в случае принятия решения в приобретении сумки.

С учетом способа и особенностей размещения существенных условий ("*Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru."), напечатанных мелким шрифтом и не позволяющих потребителю ознакомится с ними на момент ознакомления с рекламой, не может рассматриваться как их наличие.               В данном случае происходит искажение смысла рекламы, поскольку искажается действительная стоимость рекламируемого товара, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) подробностей об условиях приобретения товара у продавцов - консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях приобретения товара, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламе всех существенных условий, влияющих на выбор и решение потребителя рекламы.

         Использование привлекательного рекламного предложения о продаже любой сумки по цене 990 руб., вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку продажа любой сумки по указанной цене, фактически не осуществляется без соблюдения иных существенных условий, но при этом, не указанных в рекламе.                             

 

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные условия приобретения товара, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.                                                                   В данном случае, информация, содержащая слоган "на сайте ninel.ru.", размещаемая в сноске под символом "*" не может быть получена потребителем на момент ознакомления с рекламой без применения специальных средств.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо о формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься им однозначно.

Таким образом, указанное обстоятельство ("*Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru."), является формальным присутствием в рекламе условий  проведения акции, и не может расцениваться как надлежащая рекламная информация.

 

         Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

          Кроме того вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.                                                                                                          В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, представлены в рекламе в виде следующего указания "Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru.", такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары.

         Рассматриваемая спорная реклама, в связи с отсутствием в ней всей существенной и необходимой информации, в связи с не указанием непосредственных условий проведения акции по реализации сумки по цене 990 руб., искажает ее смысл, что свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

         Таким образом,  рассматриваемая реклама распространялась с  нарушением требований  п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

         Ответственность за нарушение требований п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет Рекламодатель.

         В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).

           В рамках дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой спорной рекламы является ИП Кривоногов С.А.

          На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ИП Кривоногов С.А.

          При этом, в заседании Комиссии установлено, что, на момент рассмотрения дела,  размещение спорной рекламы прекращено.

         Таким образом, в рамках дела определено, что на момент рассмотрения дела, вменяемое обществу нарушение требований Закона о рекламе устранено.

 

          Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

        Учитывая, что выявленные обстоятельства нарушения Закона о рекламе в настоящее время устранены путем не  распространения  ненадлежащей рекламы,   Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП Кривоногову С.А. предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

 

         Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

РЕШИЛА:

 

         1. Признать рекламу, содержащую текст" Ninel, любая сумка 990 р. * Подробности у продавцов - консультантов и на сайте ninel.ru", размещаемую в границах г.Чебоксары в период с 03.10.2017 по 06.11.2017, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

         2. Признать ИП Кривоногова С.А. нарушившим п. 4 ч. 3 ст. 5 ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

         3. В связи с отсутствием распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ИП Кривоногову С.А. не выдавать.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                                 «…»                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны