Решение №05-04/10685 Решение и предписания Управления в отношении Министерства тр... от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 36/04-АМЗ-2014                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 36/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании Комиссии представителей ответчиков:

-    от Минтранса Чувашии:

«…»– по доверенности № 9 от 14.04.2014;

- от ГУП ЧР «Чувашавтотранс»:

- «…» - по доверенности от 20.02.2014 № 27;

- от индивидуальных предпринимателей Воробьевой Елены Александровны и Казанкова Валерия Васильевича – «…», по доверенности от 25.09.2014;

в отсутствие в заседании Комиссии заявителя - индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 36/04-АМЗ-2014, возбужденное в отношении  Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении Минтранса Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании преимущественных условий деятельности ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на рынке пассажирских перевозок по маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары», бездействии по проведению конкурса по маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары» и в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс», индивидуального предпринимателя Воробьевой Елены Александровны, индивидуального предпринимателя Казанкова Валерия Васильевича по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление индивидуального предпринимателя Евдокимовой Н.А. (вх. № 05-05/5314 от 22.07.2014) на совместные незаконные действия Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии) по неправомерному расторжению с предпринимателем договора № 40 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте от 26.02.2014, а также Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» (далее - ГУП ЧР «Чувашавтотранс») о передаче предприятием межмуниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом № 521 «Чебоксары – Вурнары» на обслуживание другим лицам (ИП Казанкову В.В. и ИП Воробьевой Е.А.) за плату и исполнении данным предприятием функций организатора пассажирских перевозок.

Заявитель просит принять к ГУП ЧР «Чувашавтотранс», Минтрансу Чувашии, ИП Воробьевой Е.А., ИП Казанкову В.В. меры антимонопольного реагирования.

Представитель Минтранса Чувашии в заседании Комиссии нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснила, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заключен договор с ИП Воробьевой Е.А. и ИП Казанковым В.В. на оказание услуг по техобслуживанию. Минтрансом Чувашии с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заключен краткосрочный договор на период до проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по автобусному маршруту № 521 «Чебоксары - Вурнары». Законодательством не запрещено привлекать иных перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок.

Представители ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в заседании Комиссии нарушение антимонопольного законодательства не признали. Пояснили, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс» осуществляет перевозки по автобусному маршруту № 521 «Чебоксары - Вурнары» в соответствии с договором с Минтрансом Чувашии от 15.05.2014 № 70. Для осуществления перевозок по маршруту № 521 ГУП ЧР «Чувашавтотранс» привлекает транспортные средства Воробьевой Е.А. и Казанкова В.В. по договору на выделение подвижного состава.

Представитель ИП Воробьевой Е.А. и ИП Казанкова В.В. в заседании Комиссии нарушение антимонопольного законодательства не признала. Пояснила, что ИП Воробьева Е.А. и Казанков В.В. соглашения с органами власти не заключали.

По мнению участников, действующее законодательство не исключает возможность привлечения подвижного состава иных лиц к осуществлению пассажирских перевозок ни при заключении краткосрочного договора, ни при заключении договора по результатам конкурса.

По информации представителя Минтранса Чувашии, в настоящее время путем размещения информации на сайте уполномоченного органа 17.11.2014 заключен новый краткосрочный договор с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на право осуществления пассажирских перевозок на период до проведения конкурса.

 

Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон, установила следующие обстоятельства по делу.

 

Приказом Минтранса Чувашии от 25.09.2013 № 02-03/70 объявлен и проведен открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, в том числе и по лоту № 3 на автобусный маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары».

Протоколом № 3 заседания Конкурсной комиссии от 22 ноября 2013г. по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лоту № 3 на автобусный маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары» результаты оценки заявок участников конкурса составили: ГУП ЧР «Чувашавтотранс» - 171,25 балла; ИП Евдокимова Н.А. - 166,75 баллов. В соответствии с пунктом 4.6 Положения победителем признан ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

ИП Евдокимова Н.А. обратилась в Чувашское УФАС России с жалобой на действия конкурсной комиссии Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса по допуску заявки ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в связи с предоставлением в составе заявки предприятия неполного комплекта документов (отсутствуют документы, подтверждающие оснащение заявленных на конкурс автобусов тахографами и проведение госпроверки указанных тахографов).

Решением комиссии Чувашского УФАС России по делу № 03-АМЗ/06-2014 от 3 февраля 2014г. жалоба ИП Евдокимовой Н.А. признана частично обоснованной. Согласно предписанию Чувашского УФАС России от 03 февраля 2014г. по делу № 03-АМЗ/06-2014 конкурсной комиссии Минтранса Чувашии в срок до 20 февраля 2014 года предписано устранить нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем возврата на этап рассмотрения заявок по лоту № 3 на автобусный маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары».

Протоколом № 2.1 заседания Конкурсной комиссии от 17 февраля 2014г. по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, по пересмотру заявок на участие в открытом конкурсе по лоту № 3 на автобусный маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары» заявка ИП Евдокимовой Н.А. была допущена к участию в конкурсе, а заявки ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и ИП Петрова А.А. не допущены к участию в открытом конкурсе.

26 февраля 2014 г. между Минтрансом Чувашии и ИП Евдокимовой Н.А. по результатам конкурса заключен договор № 40 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары».

В связи с неисполнением ИП Евдокимовой Н.А. требования конкурсной документации по переоборудованию автобуса для перевозки маломобильных групп населения, установленных подпунктом 2.2.17 пункта 2.2. договора № 40 от 26 февраля 2014 г. на основании подпункта 5.1 пункта 5  Минтранс Чувашии письмом исх. № 051/08-1355 от 04.04.2014 уведомил ИП Евдокимову Н.А. о расторжении договора № 40 от 26.02.2014 в одностороннем порядке с 5 мая 2014 г.

В связи с расторжением договора информация о заключении краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары» была размещена на сайте Минтранса Чувашии 14 мая 2014 года.

14 мая 2014 года ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обратился с заявлением о заключении краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521«Чебоксары-Вурнары» со временем отправления: Чебоксары: 7-58; 13-06; 13-25; 13-41; 17-47; 18-49; Вурнары: 8-05; 9-35; 10-25; 15-42; 16-35; 16-55.

15 мая 2014 г. между Минтрансом Чувашии и ГУП ЧР «Чувашавтотранс»
заключен договор № 70 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары» со сроком на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

К заявлению ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 14 мая 2014 г. о заключении краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары» были приложены документы на 13 листах, в том числе сведения об арендованных автобусах, которые будут эксплуатироваться на маршруте с указанием количества и типа автобуса, а именно:

  1. Микроавтобус марки ФОРД 222702 рег. № В655МО;
  2. Микроавтобус марки ФОРД 222702 рег. № А555ОК;
  3. Микроавтобус марки ФИАТ рег. № А001ХЕ;
  4. Микроавтобус ГАЗ 322132 рег. № АМ431.

Таким образом, согласно заявлению от 14 мая 2014г., ГУП ЧР «Чувашавтотранс» взял обязательство осуществлять регулярные пассажирские перевозки арендованным автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары».

Согласно представленной на запрос Чувашского УФАС России информации ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (письмо от 01.08.2014 № 1423) заключило с перевозчиками (ИП Воробъевой Е.А. от 19.05.2014 № 14-290/3-в и с ИП Казанковым В.В. от 19.05.2014 № 14-89/3-в, стороны в договорах указаны как «Управление» и «Перевозчик») договоры на выделение подвижного состава на междугородных маршрутах, согласно которым ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (Управление) оказывает перевозчику услуги по привлечению подвижного состава на перевозку пассажиров, в том числе услуги по проведению техосмотра и текущего ремонта, услуги по стоянке и мойке транспортных средств. Перевозка пассажиров осуществляется автотранспортом перевозчика по установленной схеме движения маршрута в соответствии с утвержденным расписанием движения и графиком работы.

Согласно информации из названных договоров на выделение подвижного состава на междугородных маршрутах автобусы ФОРД 222702 В 655 МО RUS (основной) и ГАЗ 322132 АМ431 RUS (резервный) принадлежат ИП Казанкову В.В. (указаны в приложениях № 001 и № 002 к Лицензии от 16.12.2008 № АСС-21-017243), а автобусы ФОРД 222702 А 555 ОК RUS (основной) и  FIAT DUCATO А 001 ХЕ RUS (основной), ГАЗ-322132  АМ 431 21 RUS принадлежат ИП Воробьевой Е.А.

Согласно пункту 2.1 договора Предприятие (Чебоксарское ПАТП – филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс») обязано организовать работу транспортных средств перевозчика, проведение диспетчеризации перевозок, выполняемых перевозчиком и др. услуги. Перевозчик обязуется данные услуги принять и оплатить в установленные сроки, а также организовать подачу транспортных средств, выполнять перевозки по маршруту.

Кроме того, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения.

Также согласно пункт 4.2 договора (приложения к договорам за № 3) ГУП ЧР «Чувашавтотранс» самостоятельно устанавливает размер ежемесячного платежа за услуги по привлечению подвижного состава (размер ежемесячной платы на один автобус составляет 25 000 руб.). Указанная сумма подлежит оплате предприятию в полном объеме и возврату Перевозчику не подлежит вне зависимости от фактически оказанного объема услуг. Услуги по техосмотру, стоянке и мойке оказываются после предоплаты перевозчиком услуг по привлечению подвижного состава.

Также установлено, что между предприятием и предпринимателями Воробъевой Е.А. и Казанковым В.В. такие же договоры по этому же маршруту и по тем же расписаниям заключались и ранее, т.е. до проведения министерством открытого конкурса по маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары» (договоры от 20.12.2013 № 13-695/3-в с ИП Воробъевой Е.А. и от 20.12.2013 № 13-685/3-в с ИП Казанковым В.В.).

При подаче заявки (письмо от 14.05.2014 № 1423) на право заключения с Минтрансом Чувашии договора № 70 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары» ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обязалось осуществлять перевозку пассажиров по межмуниципальному автобусному маршруту № 521 «Анаткас-Марги – Чебоксары», а не организовывать их. При этом в подтверждение наличия транспортных средств для осуществления перевозки пассажиров предприятие указало, что автобусы – на праве аренды, а в последствии предприятие заключает иные договоры – договоры на выделение подвижного состава на пригородных маршрутах от 19.05.2014.

Согласно пункту 1.1 договора № 70 от 15.05.2014 заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту, а не организовывать пассажирские перевозки за определенную плату.

Согласно квитанции об оплате с перевозчиков принимается ежемесячная плата «за услуги по организации перевозок пассажиров».

Таким образом, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не осуществляет пассажирские перевозки, а осуществляет передачу маршрута в аренду, организуя работу перевозчиков на маршруте, и тем самым осуществляя функции организатора пассажирских перевозок, а Минтранс Чувашии в приоритетном порядке заключило с предприятием договор от 15.05.2014 № 70 по маршруту № 521 «Чебоксары – Вурнары».

В едином государственном реестре маршрутов перевозчиком по маршруту № 521 является ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Согласно расписанию движения автобусов по пригородным маршрутам Чувашской Республики перевозчиком по маршруту № 521 является ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

24.11.2014 Минтрансом Чувашии заключен новый краткосрочный договор № 96 с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на право осуществления пассажирских перевозок на период до проведения конкурса на основании его заявления от 17.11.2014 № 2059.

 

Изучив материалы дела, доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Минтранса Чувашии и ГУП ЧР «Чувашавтотранс» нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. При этом исходя из частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики регулирует Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон об организации перевозок)). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона организация  пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществляются  уполномоченным органом. 

Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике утверждены Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, согласно пункту 4.1 которого организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного, на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по утвержденным уполномоченным органом регулярным автобусным маршрутам и расписанию движения автобусов.

Пунктом 4.9 Правил установлено, что регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, утвержденных уполномоченным органом паспорта маршрута и расписания движения автобусов.

В соответствии  с частью 3 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом на регулярном межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом запрещается.

В соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Закона договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Согласно данному закону, перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу, а организатор - заказчик регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (уполномоченный орган).

В соответствии с «Современным экономическим словарем» Стародубцева Е.Б. организация пассажирских перевозок - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.

Таким образом, перевозчик в соответствии с обязательствами, взятыми по договору с уполномоченным органом должен надлежащим образом в период определенный договором осуществлять пассажирские перевозки по указанным  маршрутам, а не организовывать их.

Полномочия уполномоченного органа определены статьей 7 Закона об организации перевозок, в том числе размещение государственного заказа, заключение с перевозчиками договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организация взаимодействия перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом, осуществление контроля за соблюдением перевозчиками и водителями законодательства Чувашской Республики в сфере регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в пределах предоставленных полномочий, координация работы пассажирского автомобильного транспорта, организация конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществление регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и требований, ведение Единого реестра регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики с указанием перевозчиков, заключивших договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и др.

В соответствии с Правилами организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики является организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах.

В соответствии  с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 06.06.2012 N 217 (далее - Положение), Минтранс Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства, исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области транспорта и дорожного хозяйства на территории Чувашской Республики; организует осуществление контроля за деятельностью подведомственных организаций; исполняет функции организатора по проведению конкурсов в области транспорта.

Комиссия, рассмотрев представленные документы приходит к выводу, что договор на выделение подвижного состава является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение права перевозчика осуществлять пассажирские перевозки, которое предоставляет ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Договор, заключаемый между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиком, носит организационный характер, поскольку определяет условия осуществления пассажирских перевозок, оплачиваемых перевозчиком согласно приложению № 3 к договору (п.4.2 договора).

Следует отметить, что данный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций ГУП ЧР «Чувашавтотранс», закрепленных в Уставе. На практике заключаемый ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиком договор о выделении подвижного состава следует считать организационным договором, направленным на организацию исполнения обязанности перевозчика по доставке пассажира и багажа в пункт назначения, вытекающую из договора перевозки.

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТа Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 N 461-ст, и устанавливающего требования, процесс оказания услуги включает процедуры организационно-технологической подготовки и технологического процесса оказания услуги, связанного с непосредственным взаимодействием исполнителя с потребителем услуги по перевозке (пассажиром). Процедуры процесса оказания услуги могут быть реализованы исполнителем самостоятельно в полном объеме либо с привлечением подрядных организаций. При привлечении подрядных организаций исполнитель оценивает возможности субподрядчиков обеспечивать требования к элементам процесса оказания услуги, включая документальное подтверждение соответствия установленным требованиям, если это предусмотрено законодательством (лицензия, сертификат соответствия, декларация о соответствии и т.п.).

Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации также регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (§ 3 главы 34. Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем).

Доводы ГУП ЧР «Чувашавтотранс» о свободе договора, установленной статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссией не принимаются, поскольку заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок по регулярным маршрутам регулируется Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», Правилами организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, в соответствии с которыми перевозчик обязан самостоятельно осуществлять пассажирские перевозки, а не организовывать их.

Решением Арбитражный суд Чувашской Республики от 27 апреля 2012 года по делу № А79-14444/2011 признан правомерным вывод антимонопольного органа о том, что привлечение стороннего перевозчика свидетельствует о прекращении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» перевозок по данному маршруту и осуществлении предприятием именно организации таких перевозок.

Договор на выделение подвижного состава искажает истинный предмет договора и свидетельствует о выполнении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» функций организатора пассажирских перевозок.

После прекращения Чувашским УФАС России практики заключения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с перевозчиками договоров об оказании услуг по организации осуществления пассажирских перевозок, в соответствии с которыми предприятие оказывало перевозчикам услуги по организации осуществления перевозок пассажиров, в настоящее время действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по заключению договора на выделение подвижного состава направлены на достижение тех же целей, влекут те же правовые последствия и прикрывают действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по организации пассажирских перевозок.

В силу статей 1, 3 Федерального закона от 26.07.2006г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

Согласно Уставу ГУП ЧР «Чувашавтотранс» является коммерческой организацией, учредителем и собственником предприятия является Чувашская Республика, является подведомственным предприятием Минтранса Чувашии. Целями предприятия являются: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для выполнения социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основными видами деятельности предприятия являются оказание транспортных услуг по перевозке и другие виды услуг, связанные с перевозочным процессом. Таким образом, ГУП ЧР «Чувашатотранс» является хозяйствующим субъектом. Организация пассажирских перевозок не входит в функции предприятия.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Комиссия в действиях ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по организации пассажирских перевозок по маршруту № 521, сдаче его в аренду индивидуальным предпринимателям за плату, предоставлении им права осуществлять пассажирские перевозки на внеконкурсной основе в нарушение части 4 статьи 4 Закона об организации пассажирских перевозок усматривает нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совмещении  функции органа власти и хозяйствующего субъекта.

Часть 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закона Чувашской Республики N 48), допускающая заключение краткосрочного договора на период до 6 месяцев без конкурса на период до проведения конкурса, не означает, что краткосрочный договор может заключаться с нарушением Закона о защите конкуренции с одним и тем же перевозчиком на срок более 6 месяцев в обход конкурсных процедур.

В соответствии с п. 4.4 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике заключение краткосрочного договора допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на шесть месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике". Согласно п. 4.5 допускает заключение краткосрочного договора с перевозчиком, ранее обслуживавшим данный регулярный автобусный маршрут, однако только в случае признания конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, несостоявшимся.

Системный анализ приведенных норм права указывает на обязанность уполномоченного органа соблюдать конкурсный порядок отбора перевозчиков для работы на маршруте в пределах шести месяцев со дня наступления события, предусмотренного частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике".

Договор № 70 от 15.05.2014, заключенный с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основании части 5 статьи 4 Закона об организации перевозок без проведения конкурса на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, истек 15.11.2014.

Законом Чувашской Республики N 48 установлен предельный срок для проведения конкурса – 6 месяцев, в течение которого организатор обязан провести конкурс, предусмотренный частью 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике".

Конкурс на маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары» в установленный срок Минтрансом Чувашии не проведен и на основании заявления ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 17.11.2014 № 2059 заключен новый краткосрочный договор № 96 24.11.2014 на право осуществления пассажирских перевозок на период до проведения очередного конкурса.

В силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» создание органом власти отдельному хозяйствующему субъекту возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке указывает на признаки ограничения конкуренции.

Данные обстоятельства создают возможность ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции указывает на ограничение конкуренции на данном рынке.

Нарушение антимонопольного законодательства установлено на рынке пассажирских перевозок автомобильным транс­портом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские авто­бусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго­родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняю­щиеся расписанию код (60.21.13).

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреп­лен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных моно­польных рынков-маршрутов.

Рынок пассажирских перевозок в Чувашской Республике является конкурентным, так как на данном рынке осуществляют деятельность множество хозяйствующих субъектов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры заключается в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршру­тах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом за­висит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Комиссия приходит к заключению, что бездействие Минтранса Чувашии по проведению конкурса на маршруте № 521 и повторное заключение краткосрочного договора за пределами установленного законом для проведения конкурса 6-ти месячного срока с ГУП ЧР «Чувашавтотранс», который не осуществляет перевозки пассажиров по договору, а сдает маршрут в аренду, тем самым осуществляя функции организатора пассажирских перевозок, приводит к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок по конкретному маршруту и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения, осуществление согласованных действий между органами власти и хозяйствующими субъектами, в том числе ограничивающие доступ на товарный рынок, выход из товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В материалах дела отсутствуют документы и доказательства, свидетельствующие о заключении Минтрансом Чувашии с хозяйствующими субъектами в письменной или в устной форме соглашения, ограничивающих конкуренцию на рынке. Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу по части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам власти и хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ГУП ЧР «Чувашавтотранс», ИП Казаковым В.Н., ИП Воробьевой Е.А. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.
  2. Признать действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по осуществлению функций организатора-заказчика регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте и предоставлению перевозчикам права на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам на платной основе нарушающими часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Признать бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выражающееся в непроведении конкурса на межмуниципальный маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары» нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать ГУП ЧР «Чувашавтотранс» предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                              «…»

 

Члены Комиссии                                                                          «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 36/04-АМЗ-2014

 

30 декабря 2014 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 36/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 30.12.2014 по делу № 36/04-АМЗ-2014 о нарушении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс»:

1. В срок до 30 января 2015 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении функций организатора-заказчика регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары» и предоставлении перевозчикам права на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам на платной основе без проведения конкурса путем приведения договоров на выделение подвижного состава, заключаемых с перевозчиками, привлекаемыми для осуществления пассажирских перевозок, в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта». 

 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 31 января 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 36/04-АМЗ-2014

 

30 декабря 2014 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 36/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 30.12.2014 по делу № 36/04-АМЗ-2014 о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

1. В срок до 26 февраля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии по проведению конкурса на маршруте № 521 «Чебоксары-Вурнары» путем проведения конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по указанному маршруту. 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 27 февраля 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

Председатель Комиссии                                                                «..»

Члены Комиссии                                                                              «…»

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны