Решение №05-04/10934 Решение и предписание Управления в отношении администрации Ш... от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 49/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

при участии в деле:

представителя ответчика, главы администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики «…»

заявителя «…»

заинтересованного лица «…»

рассмотрев дело № 49/05-АМЗ-2015 по признакам нарушения администрацией Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (429360 с.Шыгырдан, ул.Ленина, д.37) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по проведению торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства, предоставлении «…» земельного участка без торгов и с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России рассматривается заявление гр-на «…» (вх.№ 05-05/6657 от 24.08.2015) на действия администрации Батыревского района и администрации Шыгырданского сельского поселения по незаконному предоставлению «…» земельного участка с кадастровым номером 21:08:340308:411 площадью 87490 кв.м., находящегося в Шыгырданском сельском поселении.

Заявитель считает, что администрация своими действиями нарушила его право на участие в аукционе, незаконно предоставила преференцию другому лицу, земельный участок в пользование в отсутствие законного основания.

Заявитель в заседании поддержал заявленные требования, сообщил, что в 2014 в средствах массовой информации было размещено объявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Администрация Шыгырданского сельского поселения не провела аукцион, а предоставила «…» земельный участок для сельскохозяйственного производства. Заявитель просит отменить принятое администрацией решение о предоставлении «…» земельного участка, и расторгнуть договор аренды земельного участка, провести аукцион.

В заседании Комиссии представитель ответчика  пояснил, что до 1 марта 2015 г. полномочия по распоряжению земельного участка принадлежали администрации Батыревского района, с 1 марта 2015 г. с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации полномочия по распоряжению земельным участком перешли к администрации сельского поселения. Срок договора аренды земельного участка, предоставленного «…» и КФХ «Новая жизнь», истек в 2012 году. Оформление земельного участка не производилось.

Аукцион администрацией Батыревского района Чувашской Республики не был проведен в связи с многочисленными обращениями граждан. Администрация Батыревского района своевременно не сформировала земельный участок, не передала документацию.

Администрация Шыгырданского сельского поселения земельный участок предоставлен «…» для сельскохозяйственного производства и заключен договор 30.07.2015 г. на основании пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, не предусматривающего проведение аукциона, предполагая использование земельного участка арендатором для личного подсобного хозяйства.

Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующие обстоятельства по делу.

Администрацией Батыревского района была размещена информация в газетах «Хыпар» от 11.10.2014 г., «Республика» и «Авангард» от 15.10.2014 г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду. На данное объявление поступили заявления от «…» (от 16.10.2014) и «…» (от 14.11.2014), а также от администрации Шыгырданского сельского поселения (от 05.11.2014 № 192 а) о намерении распоряжаться указанным участком, проведении повторного межевания, постановки земельного участка на кадастровый учет, предоставления земельного участка в аренду путем проведения торгов. Администрацией Батыревского района нормативные –правовые акты о предоставлении земельного участка не принимались, земельный участок кому –либо не предоставлялся.

Обращения «…»., поданные в администрацию Батыревского района в октябре-ноябре 2014 г. в ответ на публикацию в средствах массовой информации, не имели правовых последствий в связи с обращением Шыгырданского сельского поселения о своих притязаниях на земельный участок. Об указанных обстоятельствах заявители были оповещены письмом администрации Батыревского района от 18.11.2014 № 79.

Постановлением администрации Шыгырданского сельского поселения от 30.07.2015 № 97/1 указанный земельный участок предоставлен «…» для сельскохозяйственного производства в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и заключен договор № 16/15 аренды земельного участка от 30.07.2015.

Изучив материалы дела,  доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях администрации Шыгырданского сельского поселения нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

Право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется не только согласно процедуре, установленной Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, но и с учетом порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренного Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также главой XIV Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ранее действовавшей редакции, Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялись гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предполагается возможность предоставления земельного участка для целей ведения огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных без проведения аукционов.

Земельный участок Шамсутдинову предоставлен без торгов на основании пункта 19) части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с частью 2 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ аукцион не проводится в электронной форме в случаях, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не должен превышать максимальный размер, установленный в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

21 июня 2011 г. принят Федеральный закон №147 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ и в статью 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» (ЛПХ). Этим законом размер ЛПХ ограничивается – не более 0,5 га. Ограничение касается не только приусадебной земли, но и полевых наделов, сенокосов и пастбищ, которыми пользуются ЛПХ. Субъектам РФ дается право увеличивать этот размер, но не более чем в 5 раз. Все ЛПХ, которые укладываются в эти размеры, и впредь не будут платить налоги с доходов, полученных от реализации выращенной продукции. И наоборот, ЛПХ, площадь угодий которых превышает 0,5 га (или площадь, установленную законодательными органами субъектов РФ), становятся налогоплательщиками. Они теряют статус личного подсобного хозяйства и должны зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями или фермерами, составлять отчеты о своей деятельность, вести учет затрат, заполнять налоговые декларации и т.д.

Нормы предоставления земельных участков гражданам Чувашской Республики установлены Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 19.

В соответствии со статьей 1.1. указанного закона максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не должен превышать одного гектара. В соответствии с федеральным законом часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии со статьей 1.1 Закона ЧР максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не должен превышать одного гектара.

В соответствии с частью 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не предполагает предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения аукционов.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что предоставление земельного участка площадью 87490 кв.м. под сельскохозяйственное производство не подпадает под пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Данная правовая позиция согласуется с выводами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 14.09.2010 № 4224/10.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного С РФ, изложенной в  Постановлении от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, достаточным основанием для вывода о нарушении закона "О защите конкуренции", в связи с непроведением обязательных конкурсов, является создание условий для наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.    

Порядок предоставления муниципальной преференции  установлен главой 5 Закона о защите конкуренции. Администрация Шыгырданского сельского поселения за получением предварительного согласия на предоставление земельного участка «…» под сельскохозяйственное производство в антимонопольный орган не обращалась.

Предоставление возможности осуществления сельскохозяйственного производства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, хозяйствующему субъекту в нарушение установленной законом процедуры (без проведения торгов) создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых «…» поставлен в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности на рынке производства сельскохозяйственной продукции на таком земельном участке, нежели другие хозяйствующие субъекты.

Действия администрации по предоставлению земельного участка одному претенденту при наличии иных претендентов в обход обязательной процедуры торгов  нарушает антимонопольное законодательство. Передав земельный участок «…», администрация Шыгырданского сельского поселения предоставила «…» муниципальную преференцию с нарушением порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, что образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к итоговому заключению о нарушении администрацией Шыгырданского сельского поселения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в бездействии по проведению торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельных участков для сельскохозяйственного производства, и предоставлении «…»  муниципальной преференции с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции. В случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать бездействие администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики по проведению торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства и предоставление «…» земельного участка без торгов с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату имущества, переданного в качестве муниципальной преференции.

 

Председатель Комиссии                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

15.12.2015 № 05-04/11012

 

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 49/05-АМЗ-2015

 

15 декабря 2015 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

руководствуясь статьей 19, 20, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 15.12.2015 по делу № 49/05-АМЗ-2015 о нарушении администрацией Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в срок до 25 января 2016 года устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по проведению торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства и в предоставлении «…» земельного участка без торгов с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

путем принятия мер по возврату имущества, переданного «…» в качестве муниципальной преференции, по договору № 16/15 от 30.07.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 21:08:340308:411 площадью 87490 кв.м., находящегося в Шыгырданском сельском поселении.

       2. Об  исполнении предписания  проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 28 января 2016 года.

 

Председатель Комиссии                                             «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны