Определение №05-04/1139 Определение Управления об отложении дела в отношении админис... от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 56/05-АМЗ-2015

16 февраля 2016 года                                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 56/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании представителя:

администрации Цивильского района Чувашской Республики «…»

ОАО «АвтоВАС» «…»

рассмотрев дело № 56/05-АМЗ-2015, возбужденное по признакам нарушения администрацией Цивильского района Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении права на осуществление пассажирских перевозок ИП Афанасьевой Н.И. в приоритетном порядке, без надлежащего публичного информирования о заключении краткосрочного договора,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступило обращение ОАО «АвтоВАС» о признаках нарушения Администрацией Цивильского района антимонопольного законодательства, выразившегося в назначении перевозчика без проведения конкурса и соблюдения конкурентных процедур по маршрутам «Цивильск – Поваркасы» и «Цивильск-Хоромалы».

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав, что в действиях администрации Цивильского района по предоставлению права на осуществление пассажирских перевозок ИП Афанасьевой Н.И. в приоритетном порядке, без надлежащего публичного информирования о заключении краткосрочного договора имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представитель администрации сообщил, что с ИП Афанасьевой Н.И. заключен договор на период до подведения конкурса в связи с отказом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от обслуживания маршрута.

Из представленных документов установлено следующее.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с предварительным уведомлением администрации Цивильского района письмом № 869 от 24.09.2015 прекратил осуществление пассажирских перевозок по указанным маршрутам с 01 октября 2015 г. в связи с отсутствием контракта с администрацией Цивильского района.

09.10.2015 администрация Цивильского района письмом от № 01-20/2443 предложила осуществлять перевозки на период с 12 октября 2015 по 20 октября 2015, в целях улучшения качества транспортной доступности населенных пунктов для населения, а также в связи с прекращением ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (письмом № 869 от 24.09.2015) обслуживания муниципальных маршрутов № 130 «Цивильск-Иговары-Хоромалы», № 147 «Цивильск-Поваркасы».

09.10.2015 администрацией с ИП Афанасьевой Н.И. заключен договор № 4 на право осуществления пассажирских перевозок по указанным маршрутам на период до подведения итогов краткосрочного конкурса.

12 октября 2015 г. на официальном сайте администрация Цивильского района в соответствии с ч.5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республик», п.4.3,4.4,4.5 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в Цивильском районе, утвержденных постановлением администрации Цивильского района от 09.10.2015 № 688, разместила объявление с предложением о заключении краткосрочных договоров на указанные маршруты.

22 октября 2015 г. протоколом рассмотрения заявок на участие в краткосрочном конкурсе претендентом на заключении договора определена ИП Афанасьева Н.И.

29 октября 2015 года  постановлением администрации Цивильского района № 710 перевозчиком на указанные маршруты была назначена ИП Афанасьева Н.И. без проведении конкурса на период до проведения конкурса, но не более чем на 6 месяцев и принято решение заключить с ней временный договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в срок до 30.10.2015 г.

На момент заключения краткосрочного договора с ИП Афанасьевой Н.И. действовало постановление администрации Цивильского района № 767 от 30.08.2005. В соответствии с пунктом 5.4 Заказ на перевозки пассажиров размещается на конкурсной основе. В отдельных случаях (при досрочном прекращении пассажирских перевозок на действующих маршрутах по вине перевозчика, недостаточном количестве заявок для проведения конкурса и др.) организатор (заказчик) внутримуниципальных пассажирских перевозок вправе назначить перевозчика на определенный маршрут без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса. Указанный период не должен превышать 6 месяцев.

10 ноября 2015 г. на сайте размещена информация об отмене итогов проведения краткосрочного конкурса, размещенного 12.10.2015, в связи с размещением неточно информации в извещении (указан неверный номер и дата постановления), а также в протоколе рассмотрения заявок (указаны неверная дата заседания комиссии).

12 ноября 2015 г. постановлением № 736 отменено постановлением № 710 от 29.10.2015 о назначении перевозчика без проведения конкурса.

13 ноября 2015 г. администрация разместила аналогичное объявление на официальном сайте администрации.

Была подана единственная заявка ИП Афанасьевой Н.И.

Постановлением администрации Цивильского р-на № 735 от 12.11.2015 утверждены Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в Цивильском районе, Положение о порядке проведения открытого конкурса на прав осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в Цивильском районе и Порядок ведения реестра регулярных автобусных маршрутов Цивильском районе. Ранее принятые постановления № 767 от 30.08.2005, № 341 от 17.08.2006, № 342 от 17.08.2006 отменены.

В действиях администрации Цивильского р-на по назначению временного перевозчика без соблюдения публичных конкурсных либо конкурентных процедур имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 №48 «Об организации и пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее - Закон) регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.

В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в следующих случаях:

если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);

досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также истечения срока договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

признания конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом несостоявшимся;

приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту;

возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.

            С учетом изложенного, у администрации Цивильского р-на, в связи с отказом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обслуживать маршрут, возникло право заключить краткосрочный договор.

Согласно п. 4.4. Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594 (далее – Правила организации перевозок), заключение краткосрочного договора допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на шесть месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике".

Статьей 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15), создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15).

  Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия (бездействие), которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, а равно ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов, создание дискриминационных условий их деятельности.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление органом власти хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке. Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении договоров в приоритетном порядке.

Отсутствие надлежащего информирования перевозчиков о возможности заключения краткосрочного договора является административным барьером для входа на рынок пассажирских перевозок новых перевозчиков, является обстоятельством, создающим возможность для действующих перевозчиков на рынке в одностороннем порядке воздействовать на общие условия пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, что в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции.

Предоставляя права осуществлять перевозки по краткосрочным договорам администрация Цивильского района не обеспечила равный доступ участникам на рынок муниципальных пассажирских перевозок. Действия администрации Цивильского района нарушают права других перевозчиков на заключение краткосрочного договора, которые также могли бы подать заявки и поучаствовать в процедуре отбора для осуществления услуг по перевозке пассажиров до проведения конкурса.

В связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 275-ФЗ) и в соответствии с разъяснениями ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным до вступления в силу Закона № 275-ФЗ по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязанность выдачи предупреждения и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения.

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению.

В связи с наличием в действиях администрации Цивильского района признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении права на осуществление пассажирских перевозок ИП Афанасьевой Н.И. в приоритетном порядке, без надлежащего публичного информирования о заключении краткосрочного договора, в результате которого была создана возможность для отдельного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, Комиссия приходит к выводу о достаточности оснований для выдачи предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного и в соответствии  с частями 1, 1.1, 5 статьи  47 Федерального закона  от  26.07.2006  N 135-ФЗ  "О защите конкуренции"  Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Срок рассмотрения дела № 56/05-АМЗ-2015 продлить до 30.09.2016.

2. Рассмотрение дела № 56/05-АМЗ-2015 отложить.

3. Назначить рассмотрение дела № 56/05-АМЗ-2015 на 29 марта 2016 года в 09 часов 00  минут (адрес: г.Чебоксары, Московский проспект, д.2, каб.106).

4. Администрацией Цивильского района Чувашской Республики выдать предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Явка ответчиков по делу или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Примечания:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 58-68-18.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны