Определение №05-04/1334 Определение Управления об отложении дела в отношении админис... от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 02/05-АМЗ-2018

 

01 марта  2018 года                                                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  02/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

при присутствии на заседании Комиссии заявителя:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии ответчика- администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- представителя ИП  Халдырмина Н.В. «…».

 

рассмотрев материалы дела № 02/05-АМЗ-2018, возбужденного в отношении администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель поддержал заявление по изложенным в нем доводам. Сообщил, что между администрацией Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и ИП Халдырминым Н.В. заключен договор от 07.09.2015 на размещение нестационарного торгового объекта розничной торговли на земельном участке  21:08:240211:485 (с. Батырево, ул. Дружбы) сроком до  06.09.2020. Вышеназванный договор был заключен, минуя конкурсные процедуры.

Представитель администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики «...» нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что ИП Халдырмин Н.В. 08.10.2014 г. обратился в администрацию Батыревского сельского поселения о выдаче разрешения на установку нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к предметам ведения местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.7.5 Правил благоустройства территории Батыревского сельского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения от 22.03.2012 № 8/14 (далее - Правила) установка объектов мелкорозничной торговли осуществляется при наличии разрешения на размещение нестационарных объектов.

Рассмотрев заявления ИП Халдырмина Н.В., и в связи с тем, что других заявок на размещение по данному адресу не поступало, ему было выдано разрешение на установку нестационарных торговых объектов согласно п. 7.5 Правил. Также ему было предложено заключить с администрацией Батыревского района Чувашской Республики договора аренды земельных участков.

С 1 марта 2015 года Земельным кодексом Российской Федерации определен порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для установки торговых киосков, палаток не нужно заключать с администрацией договор аренды земельного участка либо соглашения о сервитуте. Теперь это возможно только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

На основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, действующей на момент предоставления права, утвержденной постановлением администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 15.10.2012 г. №78 и на основании поданного заявления от Халдырмина Н.В, являвшимся единственным заявителем, 07.09.2015 г. был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта розничной торговли на земельном участке 21:08:240211:485 сроком до 06.09.2020 г.

Представитель ИП  Халдырмина Н.В. «…» нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что в  соответствии с частями 1-5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В целях реализации положений указанного Федерального закона и Закона Чувашской Республики N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики 16.11.2010 издало приказ N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".

Указанным Порядком определена процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ).

Обращаем внимание, что использование земель или земельных участков может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при проведении инженерных изысканий, капитального или текущего ремонта линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, при осуществлении геологического изучения недр, осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков под указанные цели осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) установлено, что нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

На основании части 1 статья 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом согласно части 3 этой же статьи Закона о торговле данная схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов").

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного направлены исключительно на защиту конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции постановления от 14.10.2010 N 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведены признаки ограничения конкуренции, среди которых сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 7 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями.

Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1,3, 4 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

В связи с этим констатация тех или иных действий органов местного самоуправления не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые действия органов местного самоуправления, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом деле отсутствует наличие признаков ограничения конкуренции в связи с действиями (бездействием) администрации; не выявлено, каким хозяйствующим субъектам его действиями (бездействием) предоставлены преимущества по сравнению с Предпринимателем.

В чем выразилось необоснованное препятствование третьим лицам осуществлению своей деятельности в том содержательно-правовом смысле, который придается Законом о защите конкуренции, каким образом действиями (бездействием) администрации нарушаются положения Закона о защите конкуренции, к каким негативным последствиям в сфере конкуренции это может привести, материалы дела не содержат.

Даже возможное нарушение заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует одновременно и о нарушении заявителем положений Закона о защите конкуренции.

Указанные выше обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что администрацией допущено нарушение антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьями 42, 45, частью 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 02/05-АМЗ-2018 отложить.

2. Назначить дело № 02/05-АМЗ-2018 к рассмотрению на 21 марта 2018 года в 14 часов 00  минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

3. Администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, в срок, не позднее 15 марта  2018 года, предоставить следующие документы и информацию:

-   пояснения относительно рассматриваемого вопроса со ссылками на нормы права;

- обращение(я) ИП Халдырмина Н.В. по вопросу предоставления земельного участка на размещение нестационарного торгового объекта-  торговый объект площадью  120 кв.м, расположенного на земельном участке  21:08:240211:485 (с. Батырево, ул. Дружбы),

- обращения иных лиц по вопросу предоставления земельного участка 21:08:240211:485 (с. Батырево, ул. Дружбы);

- публикация на официальном сайте администрации и в печатном издании (вестнике) информации о предоставлении земельного участка 21:08:240211:485 (с. Батырево, ул. Дружбы);

- постановление (распоряжение), определяющее официальный источник обнародования документов и информации, необходимой для всеобщего обозрения и неограниченного круга лиц;

- иные имеющиеся документы (переписка) в рамках рассматриваемого вопроса.

4. ИП Халдырмину Н.В. в срок, не позднее 15 марта  2018 года, предоставить следующие документы и информацию:

-   пояснения относительно рассматриваемого вопроса со ссылками на нормы права;

- обращение(я) ИП Халдырмина Н.В. по вопросу предоставления земельного участка на размещение нестационарного торгового объекта-  торговый объект площадью  120 кв.м, расположенного на земельном участке  21:08:240211:485 (с. Батырево, ул. Дружбы),

- иные имеющиеся документы (переписка) в рамках рассматриваемого вопроса.

 

 

Явка ответчика по делу или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Примечания:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 58-68-18.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны