Решение №05-04/1523 Решение Управления в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 17/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2015 года.

            Решение изготовлено в полном объеме  03 марта 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  17/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

при участии в заседании:

«…» - представителя ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по доверенности;

в отсутствие в заседании заявителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 17/05-АМЗ-2015, возбужденное в отношении  Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении функций организатора-заказчика регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и предоставлении перевозчикам на платной основе права на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступили обращения индивидуальных предпринимателей Немойкина Г.П. (вх. №04-06/1083 от 16.02.2015), ИП Софронова Г.Н. (вх.№ 05-05/1103 от 17.02.2015), В.Н.Николаева от 14.10.2015, поступившее из администрации Главы Чувашской Республики и Прокуратуры Чувашской Республики (вх.№ 05-09/8646 от 29.10.2015) на незаконные действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии по передаче права на осуществление пассажирских перевозок привлекаемым на платной основе перевозчикам по межмуниципальным автобусным маршрутам. Заявители просят в связи с неисполнением обязанности перевозчика обязать Минтранс Чувашии расторгнуть договор на право осуществления пассажирских перевозок с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и выставить маршрут на конкурс для определения нового перевозчика.

Заявители, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились, явку своих представителей в заседание Комиссии не обеспечили.

Представители ГУП ЧР «Чувашавтотранс» нарушение антимонопольного законодательства не признали, указав, что договором № 12 от 23 августа 2015 г., заключенным между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и Минтрансом Чувашии не установлен запрет на привлечение иных лиц для обеспечения выполнения своих обязательств по договору.

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТа Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 N 461-ст, процедура процесса оказания услуги могут быть реализованы исполнителем самостоятельно в полном объеме либо с привлечением подрядных организаций.

Дополнительно  ГУП ЧР «Чувашавтотранс»  сообщило, что договоры с привлекаемыми для осуществления перевозчиками будут изменены с учетом требований Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем заключения договоров простого товарищества.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии письмом от 09.12.2015 № 1946 представил Комиссии проект договора простого товарищества, который находится на согласовании в Минимущества Чувашии. Кроме того ГУП ЧР «Чувашавтотранс» рассматривает возможность заключения с предпринимателями договоры аренды транспортного средства с экипажем.

Комиссией установлены следующие обстоятельства по делу.

1. 31.12.2013 ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заключил с ИП Софроновым Г.Н. договор № 13-783/3-в на выделение подвижного состава на междугородных маршрутах, согласно которому Управление оказывает перевозчику услуги по привлечению подвижного состава на перевозку пассажиров, в том числе услуги по проведению техосмотра и текущего ремонта, услуги по стоянке и мойке транспортных средств. Перевозка пассажиров осуществляется автотранспортом перевозчика по установленной схеме движения маршрута в соответствии с утвержденным расписанием движения и графиком работы. Согласно пункту 2.1 договора ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обязано организовать работу транспортных средств перевозчика, проведение диспетчеризации перевозок, выполняемых перевозчиком и др. услуги. Перевозчик обязуется данные услуги принять и оплатить в установленные сроки, а также организовать подачу транспортных средств, выполнять перевозки по маршруту. Кроме того, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения.

Согласно пункту 4.2 Договора Перевозчик ежемесячно выплачивает ГУП ЧР «Чувашавтотранс» денежную сумму «за услуги по привлечению подвижного состава» на маршрутах согласно Приложению № 3, путем внесения денежных средств в кассу предприятия или перечислением на расчетный счет предприятия, либо удерживается из кассовой выручки Перевозчика.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» самостоятельно устанавливает размер ежемесячного платежа за «услуги по привлечению подвижного состава». Указанная сумма подлежит оплате предприятию в полном объеме и возврату Перевозчику не подлежит вне зависимости от фактически оказанного объема услуг. Услуги по техосмотру, стоянке и мойке оказываются после предоплаты перевозчиком «услуг по привлечению подвижного состава».

Согласно указанному договору, ИП Софронов Г.Н. обязан ежемесячно оплачивать ГУП ЧР «Чувашатотранс» 113 000 рублей за предоставляемое ГУП ЧР «Чувашатотранс» право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 102-Т.

В соответствии с договором № 13-783/3-в от 31.12.2013 на выделение подвижного состава на пригородных маршрутах, заключенным между ИП Софроновым Г.Н. и ГУП ЧР «Чувашавтотранс», ГУП ЧР «Чувашавтотранс» организует работу транспортных средств перевозчика, контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам на маршруте, в том числе за соблюдением перевозчиком схемы и графика движения автобусов на маршруте и т.д., осуществляет контроль за соблюдением водителями перевозчика Правил дорожного движения и других документов по безопасности движения. 

Решением Чувашского УФАС России от 14.05.2014 по делу N 09/05-АМЗ-2014 действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по заключению договора на выделение подвижного состава и исполнению функций организатора признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики  от 11 декабря 2014 года по делу № А79-6306/2014 в удовлетворении заявлений Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о признании недействительным решения от 14.05.2014 по делу № 09/05-АМЗ-2014 отказано. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2015 года по делу № А79-6306/2014 решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 11.12.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУП ЧР «Чувашавтотранс» - без удовлетворения.

Таким образом, договоры «на выделение подвижного состава», заключаемые между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиками судом признаны незаконными.

Аналогичные выводы суда содержатся в судебных актах по делу №А79-6969/2014.

При этом срок краткосрочного договора от 11.03.2014 № 42 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, заключенного между Минтрансом Чувашии и ГУП ЧР «Чувашавтотранс», истек 11.09.2014. Минтрансом Чувашии с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заключен новый договор от 17.09.2014 на 6 мес.

В период заключения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с ИП Софроновым Г.Н. договора на «выделение подвижного состава», в едином государственном реестре маршрутов перевозчиком по маршруту № 102-Т являлось ГУП «Чувашавтотранс». Согласно расписанию движения автобусов по пригородным маршрутам Чувашской Республики перевозчиком по маршруту № 102-Т являлось ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (ЧПАТП).

На момент подготовки заключения в едином государственном реестре маршрутов перевозчиком по маршруту № 102-т является ИП Софронов Г.Н. по краткосрочному договору № 110 от 24.04.2015.

По указанному маршруту приказом Минтранса Чувашии объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок.

2. ИП Немойкин Г.П. обратился в Минтранс Чувашии с письмом от 13.08.2014 № 511 о неисполнении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» условий заключенного по результатам конкурса договора от 09.08.2013 на обслуживание маршрута № 511 «Чебоксары – Канаш» в связи со сдачей маршрута в аренду. Письмом от 12.09.2014 №051/28-4798 Минтранс Чувашии отказался принять меры к расторжению договора в связи с тем, что Чувашское УФАС  России предписание о его расторжении не выдавало.

Заявитель, после отказа Минтранса Чувашии в расторжении договора и заключения временного договора, был вынужден обратиться в ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с заявлением о заключении договора с 1 января 2015г.

ГУП «Чувашавтотранс» был предложен  ИП Немойкину Г.П. договор на осуществление перевозок пассажиров на внегородских автобусных маршрутах, из содержания которого следует, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс» продолжает сдачу в аренду маршрутов, изменив типовой договор, который им использовался ранее на протяжении многих лет, на новый, но смысл которого остался прежним: сдача в аренду маршрута. К письму приложен проект нового типового договора на осуществление перевозок пассажиров на внегородских автобусных маршрутах.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  в письме от 26.02.2015 №051/28-876 сообщает, что перевозки по маршруту №511 «Чебоксары – Канаш» осуществляют ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на основании договоров с Минтрансом Чувашии от 30.01.2012 №60/6 и от 09.08.2013 №12, ОАО «АвтоВАС» на основании договора от 13.02.2012 № 43. Договоры заключены по итогам проведения открытых конкурсов сроком на 5 лет. Информация о проведении конкурсов размещена на официальном сайте Минтранса Чувашии в сети «Интернет» в баннере «Открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок» в разделах «Конкурс № 4 – 11 января 2012 года» и «Конкурс № 9 – 5 июля 2013 года».

В письме сообщается, что проверок соблюдения вышеуказанными перевозчиками условий заключенных с ними договоров на право осуществления перевозок по маршруту №511 «Чебоксары - Канаш» Минтрансом Чувашии не проводилось.

Письмом Минтранса Чувашии от 13.03.2015 № 04-06/1822  представлены копии договоров № 60/6 от 30.01.2012 и №12  от 19.08.2013,  заключенных с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте №511 «Чебоксары – Канаш» по итогам конкурсов.

Предметом выше указанных договоров является осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа (пункт 1.1.).

Согласно представленной информации, для участия в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту №511 «Чебоксары – Канаш» ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на конкурс № 4 заявил следующие транспортные средства:

 

 

марка

регистрационный знак

основания привлечения

транспортных средств

лот №4

ПАЗ-320402-03

в336кн 21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

ПАЗ-320402-03

ао299 21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

L4H2-M18/22

а506тс 21rus

по договору

232GS-B

а014рс 21rus

по договору

ИМЯ-М-2234

в907ка 21rus

по договору

лот №5

Форд-32361

ан152 21rus

по договору

Форд-222701

а427хк 21rus

по договору

Фиат Дукато

а811тм 21rus

по договору

Мерседес

а811ка 21rus

по договору

 

С ГУП «Чувашавтотранс», как единственным участником конкурса по лоту № 4, заключен договор № 60/6 от 30.01.2012.

На конкурс № 9 на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту №511 «Чебоксары – Канаш» ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заявил следующие транспортные средства типа автобус:

 

 

марка

 регистрационный знак

основания привлечения транспортных средств

лот №8

ПАЗ-320402-03

в336кн  21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

КАВЗ 4238-02

ао590  21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

лот №9

222709

в781тн 21rus

используется по договору

КАВЗ 4238-02

ао283  21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

лот №10

ИМЯ-М-3006

в446оу 21rus

используется по договору

КАВЗ 4238-02

ао293 21rus

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

 

Победителем в конкурсе по лотам № 8,9 и 10 признан ГУП «Чувашавтотранс» и заключен договор № 12 от 09.08.2013 сроком на 5 лет.

Поскольку вышеуказанные договора были заключены по итогам проведенных конкурсов, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» является законным перевозчиком по маршруту №511 «Чебоксары – Канаш».

Минтранс Чувашии сообщает, что проверок соблюдения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» условий заключенных договоров на право осуществления перевозок по маршруту № 511 «Чебоксары – Канаш» не проводил.

Согласно представленным сведениям ГУП «Чувашавтотранс» на маршруте № 511 используются следующие транспортные средства:

 

 

Марка

Основания привлечения транспортных средств

Договор № 12

ПАЗ-320402-03

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

КАВЗ 4238-2

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

222709 (Ford)

по договору № 13-738/5-в

КАВЗ 4238-2

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

ИМЯ-М-3006 (Ford)

по договору № 13-738/5-в

 

КАВЗ 4238-2

собственность ГУП ЧР "Чувашавтотранс"

Договор № 60/6

32376 (Mercedes 413 CDI)

По договору №12-232/5-в

Mercedes 413 CDI

По договору №12-232/5-в

Mercedes 413 CDI

По договору №12-232/5-в

2227UT (IVECO)

По договору №12-232/5-в

ГАЗ 322132

По договору №12-232/5-в

Из вышеизложенного следует, что ГУП «Чувашавтотранс» произведена замена подвижного состава заявленного на конкурс, по результатам которого заключен договора № 60/6 от 30 января 2012 г.

Заранее заявляя определенный подвижной состав (предоставляя сведения на транспортные средства) перевозчик «информирует» заказчика о транспортных средствах, посредством которых намеревается осуществлять перевозку пассажиров,  в случае заключения договора, что является обязательным критерием при участии в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике.

Заключая по результатам проведенного конкурса долгосрочный договор, перевозчик обязуется осуществлять перевозку пассажиров посредством заявленного подвижного состава.

Согласно пункту 2.2.3 Договора № 60/6, перевозчик обязан информировать заказчика об изменениях в структуре парка эксплуатируемых на маршруте автобусов до начала их эксплуатации, а в случае изменения их класса и вместимости – до начала эксплуатации получить письменное согласование заказчика.

Письмом от 27.02.2015 Минтранс Чувашии сообщил, что ГУП «Чувашавтотранс» с заявлением о замене задействованных для осуществления перевозок по маршруту № 511 «Чебоксары – Новочебоксарск» автобусов ГУП «Чувашавтотранс» не обращалось. Проверок соблюдения ГУП «Чувашавтотранс» условий  договора № 60/6 от 30.01.2012  Минтранс Чувашии не проводил.

В рассматриваемой ситуации, ГУП «Чувашавтотранс» произведена замена подвижного состава, заявленного перевозчиком при участии в конкурсе, по результатам которого заключен договор № 60/6 от 30 января 2012 г. и в нарушение пункта 2.2.3 договора № 60/6 от 30 января 2012 г. обязанность по информированию заказчика об изменениях в структуре парка,  до начала эксплуатации транспортных средств на маршруте,  не исполнена.

Факт признания конкурса не состоявшимся и заключения договора с единственным участником конкурса, не представляет перевозчику возможность самовольно производить замену подвижного состава, поскольку подав заявку перевозчик выразил свое согласие с условиями конкурса и заключенным в последствии договором.

Согласно пункту 1.1 договоров № 12 от 09.08.2013 и № 60/6 от 30.01.2012 г., заключенных ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с уполномоченным органом, заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту, в соответствии с расписанием движения автобусов на маршруте и требованиями к качеству пассажирских перевозок, а не организовывать пассажирские перевозки за определенную плату.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не осуществляет пассажирские перевозки в соответствии с конкурсными условиями, а привлекает на платной основе для осуществления пассажирских перевозок предпринимателей.

В соответствии с договором (п.2.2.1) предприятие обязуется обеспечить перевозку пассажиров в соответствии с договором № 12 от 23.08.2014 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, заключенным с Минтрансом Чувашии.

Согласно пункту 3.1 договора ГУП ЧР «Чувашавтотранс» получает ежемесячный доход в размере 17 000 в месяц, независимо от суммы выручки перевозчика.

Указанная сумма подлежит оплате предприятию в полном объеме и возврату Перевозчику не подлежит вне зависимости от фактически оказанного объема услуг  по перевозке пассажиров предпринимателем.

Таким образом, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не осуществляет пассажирские перевозки, а осуществляет передачу маршрута в аренду, организуя работу перевозчиков на маршруте, и тем самым осуществляя функции организатора пассажирских перевозок.

Реестр договоров, заключенных ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с перевозчиками, привлекаемыми для работы на межмуниципальных маршрутах в 2015 году, включал 102 договора, 83 маршрута.

Сумма средств, полученных ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с перевозчиков, за предоставление права осуществления пассажирских перевозок по регулярным автобусным маршрутам ГУП ЧР «Чувашавтотранс» составила за 2014 год- 24 432 666 руб. 07 коп., за январь-сентябрь 2015 г.- 17 954 341 руб.

Рассмотрев указанные в заявлениях обстоятельства, материалы дела, Комиссия выдала заключение от 01.02.2016 № 05-04/597 об обстоятельствах дела по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики регулирует Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон об организации перевозок)). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона организация  пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществляются  уполномоченным органом. 

Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике утверждены Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, согласно пункту 4.1 которого организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного, на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по утвержденным уполномоченным органом регулярным автобусным маршрутам и расписанию движения автобусов.

Пунктом 4.9 Правил установлено, что регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, утвержденных уполномоченным органом паспорта маршрута и расписания движения автобусов.

В соответствии  с частью 3 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом на регулярном межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом запрещается.

В соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Закона договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Согласно данному закону, перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу, а организатор - заказчик регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (уполномоченный орган).

Таким образом, перевозчик в соответствии с обязательствами, взятыми по договору с уполномоченным органом должен надлежащим образом в период определенный договором осуществлять пассажирские перевозки по указанным  маршрутам, а не организовывать их.

Договор является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение права перевозчика осуществлять пассажирские перевозки, которое предоставляет ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Договор, заключаемый между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиком, носит организационный характер, поскольку определяет условия осуществления пассажирских перевозок, оплачиваемых перевозчиком согласно п.3.1 договора.

Следует отметить, что данный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций ГУП ЧР «Чувашавтотранс», закрепленных в Уставе.

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТа Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 N 461-ст, и устанавливающего требования, процесс оказания услуги включает процедуры организационно-технологической подготовки и технологического процесса оказания услуги, связанного с непосредственным взаимодействием исполнителя с потребителем услуги по перевозке (пассажиром). Процедуры процесса оказания услуги могут быть реализованы исполнителем самостоятельно в полном объеме либо с привлечением подрядных организаций. При привлечении подрядных организаций исполнитель оценивает возможности субподрядчиков обеспечивать требования к элементам процесса оказания услуги, включая документальное подтверждение соответствия установленным требованиям, если это предусмотрено законодательством (лицензия, сертификат соответствия, декларация о соответствии и т.п.).

Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации также регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (§ 3 главы 34. Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем).

Договор на осуществление перевозок пассажиров не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта». Включение пункта 3.1 в договор, предусматривающего ежемесячную оплату предпринимателями в доход предприятия за право осуществления пассажирских перевозок, предоставляемое уполномоченным органом (Минтрансом Чувашии) на конкурсной основе без взимания платы, противоречит действующим нормативным правовым актам.

Кроме того, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в соответствии с договором вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения (п.2.2.5), что также не входит в функции хозяйствующего субъекта.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» осуществляло функции организатора пассажирских перевозок путем предоставления перевозчикам права на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по обслуживаемому официально им маршруту и при этом самостоятельно устанавливает размер ежемесячного платежа за услуги по привлечению подвижного состава для перевозчиков.

Указанные обстоятельства создавали возможность ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» указывает на признаки ограничения конкуренции на данном рынке.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Законом закреплена возможность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключать между собой договоры простого товарищества для осуществления регулярных пассажирских перевозок. При этом уполномоченный участник договора простого товарищества вправе совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» намерено заключать в третьими лицами договоры простого товарищества, в котором будут прописаны все условия, предусмотренные гражданским законодательством для включения в такой вид договора.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии письмом от 09.12.2015 № 1946 представил Комиссии проект договора простого товарищества, который находится на согласовании в Минимущества Чувашии. Кроме того ГУП ЧР «Чувашавтотранс» рассматривает возможность заключения с предпринимателями договоры аренды транспортного средства с экипажем.

Вместе с тем, на момент выдачи заключения указанные договоры, заключенные с перевозчиками, привлекаемыми для работы на маршруте, в соответствие в действующим законодательством, Комиссии не представлены, что не свидетельствовало об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия в заключении об обстоятельствах дела от 01.02.2016 № 05-04/597 пришла к выводу, что действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по осуществлению функций организатора-заказчика регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте и предоставлению перевозчикам права на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам на платной основе содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные обстоятельства создают возможность ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок без конкурса, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации об оплате права на осуществление пассажирских перевозок, что в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции указывает на признаки ограничения конкуренции на данном рынке.

В связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 275-ФЗ) и в соответствии с разъяснениями ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15, Комиссия Чувашского УФАС России выдала предупреждение от 19.01.2016 № 05-04/282 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 11 февраля 2016 г. (с учетом продления срока исполнения предупреждения).

Во исполнение предупреждения от 19.01.2016 № 05-04/282 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 12.02.2016 г. ГУП ЧР «Чувашавтотранс» представило копии договоров простого товарищества, заключенных ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с ИП Сергеевым А.В., ИП Андреевым М.П., ИП Петровым С.В. на маршрут № 511 «Чебоксары-Канаш».

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, части 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

производство по делу № 17/05-АМЗ-2015, возбужденному в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны