Предупреждение №05-04/1595 Предупреждение Управления администрации г. Чебоксары от 14 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

В Чувашское УФАС России поступили обращения «…» (вх. Управления от 25.01.2018 г. № 05-04/432), и ИП Александровой З.Г., «…» (вх. Управления от 26.01.2018 г. № 05-04/479) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о нарушении антимонопольного законодательства, выраженные в

передаче в безвозмездное пользование Автономному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток» муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики земельных участков из земель населённых пунктов:

- с кадастровым номером 21:01:020101:150 площадью 35 593 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования «г. Чебоксары - столица Чувашской Республики», расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала на Красной площади для обслуживания объекта рекреационного назначения - набережной Чебоксарского залива (для нужд уставной деятельности);

- кадастровым номером 21:01:010206:139 площадью 12 126 кв.м., в том числе обременения, указанные в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.11.2017 № 99/2017/36836261, расположенного по пер. Овражный для обслуживания монумента (для нужд уставной деятельности).

На основании заявления, АУ «ФСК» Восток» от 08.11.2017 г. № 522, с просьбой передать право на  безвозмездное пользование, для нужд уставной деятельности учреждения,  земельный участок с кадастровым номером 21:01:020101:150 площадью 38206 кв.м., (Красная площадь), а также земельный участок с кадастровым номером 21:01:020206:139 площадью 12126 кв.м., (правый склон Монумента Матери – Покровительницы), администрацией г. Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом заключён договор от 22.11.2018 г. № 239/650-лбз на безвозмездное пользования земельным участком.

Согласно статье 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном п.п. 2 п. 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: лицам, указанным в п. 2 ст. 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

Действия администрация г. Чебоксары Чувашской Республики по заключению договора аренды земельного участка с АУ «ФСК «Восток» согласно  статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации не противоречит нормам земельного законодательства.

При этом, имеются признаки нарушения Закона о защите конкуренции. Согласно уставу АУ «ФСК «Восток», утверждённым приказом Управления физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 11. 04. 2016 г. № 87 целями и задачами АУ «ФСК «Восток» является, в том числе осуществление своей деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными законодательствами Российской Федерации, Чувашской Республики и настоящим Уставом, путём выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры, спорта и туризма в содействие развитию и популяризации физической культуры и спорта в городе Чебоксары; профилактика правонарушений, наркомании других форм зависимости путём пропаганды физической культуры, спорта и туризма; развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей; привлечение граждан разных возрастных групп к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение комфортности получения физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями муниципальных услуг в области физической культуры и спорта; повышение уровня удовлетворённости получателей муниципальных услуг в области физической культуры и спорта; развитие и совершенствование форм взаимодействия и сотрудничества с различными спортивными учреждениями, организациями, объединениями, а также повышение качества оказания услуг населению в области физической культуры и спорта; соблюдение требований обеспечения максимальной комфортности получения физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями муниципальных услуг в области физической культуры и спорта; повышение качества информирования физических и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения услуг, оказываемых Учреждением; обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения  и достижения уровня спортивных успехов сообразно способностям подростков и молодёжи; формирование здорового образа жизни населения, общей культуры физических, интеллектуальных и нравственных способностей; развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости)  граждан; привлечение максимально возможной численности населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленной на развитие их личности, улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; создание системы работы по организации досуга детей, подростков, молодёжи, взрослого населения  по месту жительства.

Предметом деятельности Учреждения является: создание условий для оказания физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям муниципальных услуг на базе Учреждения; создание условий для сохранения, улучшения физического, нравственного и психического здоровья жителей города Чебоксары; организация и проведение соревнований; предоставление услуг населению в области физической культуры и спорта; сотрудничество с различными спортивными учреждениями, организациями, объединениями; создание благоприятных условий для объединения специалистов в различных областях спорта в целях профессионального единства, обмена опытом, реализации творческого, научного потенциалов, совершенствование теоретических знаний, техники, тактики и стратегии; развитие собственной материально-технической базы; ведение любой хозяйственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в порядке, определяемом действующим законодательством в целях получения финансовых средств для выполнения уставных целей и задач.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и самостоятельного экономического интереса, создаётся собственником для выполнения государственных (муниципальных) функций и финансируется на основе утверждённой сметы, в том числе на содержание закреплённого за ним имущества.

По общему правилу некоммерческим организациям должно быть строго запрещено заниматься любым "активным" предпринимательством. К активной предпринимательской деятельности всех некоммерческих организаций должно применяться правило, которое действует в отношении предпринимательской деятельности автономных некоммерческих организаций: такую деятельность (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг) она должна вести не самостоятельно, а только через создаваемые ею хозяйственные общества, причем не должно иметь значения, соответствует ли такая деятельность целям деятельности некоммерческой организации, ведь соответствующие хозяйственные общества имеют общую правоспособность и нет никаких причин ограничивать эту правоспособность целями деятельности учредителя - некоммерческой организации.

Согласно уставу АУ «ФСК «Восток», доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. АУ «ФСК «Восток» не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закреплённого за Учреждением имущества, а так же, деятельность Учреждения регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и настоящим Уставом.

АУ «ФСК «Восток» осуществляет коммерческую деятельность по оказанию платных услуг предоставления спортивного инвентаря: катание на детских снегоходах и катание со старт-площадки на надувных тюбингах с установкой старт-площадки и пункта проката надувных тюбингов; катание на надувном банане, катание с детской горки, катание на семейном паровозе; катание на коньках с организацией пункта проката коньков, что свидетельствует об извлечении дохода в рамках оказываемых услуг.

В данном случае признаки нарушения выражаются в предоставлении муниципального ресурса (земельного участка)  для оказания  услуг без участия в конкурных процедурах, предусмотренных действующим законодательством.

Между тем, рынок по прокату спортивного инвентаря является конкурентным, так как число лиц, обращаемых за предоставлением муниципальных услуг, достаточно большой, что подтверждается обращениями ООО «Резерв», ИП Ефимова И.Н., ИП Александрова З.Г., «…»

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределённого круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, передавая АУ «ФСК «Восток» по договору безвозмездного пользования земельные  участки с кадастровыми номерами 21:01:020101:150 площадью 38206 кв.м., (Красная площадь), 21:01:020206:139 площадью 12126 кв.м., (правый склон Монумента Матери – Покровительницы) без проведения процедуры торгов, а также без согласования в порядке ст. 20 – 21 Закона о защите конкуренции о предоставлении преференции в Чувашское УФАС России, тем самым нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции.

При этом земельные участки АУ «ФСК «Восток» использует не для выполнения муниципальных заданий, а как установлено в рамках предупреждений УФАС от 18.12.2017 г. для осуществления коммерческой деятельности в конкурентной сфере.

Таким образом, решение администрации г. Чебоксары по предоставлению преференции с нарушением установленного законодательством порядка, может привести к ограничению конкуренцию на рынке по оказанию услуг проката спортивного инвентаря, поскольку иные хозяйствующие субъекты ограничены при выходе на названный рынок по причине того, что муниципальный ресурс (земельный участок для оказания услуг) предоставлен без торгов АУ «ФСК «Восток» тем самым иные хозяйствующие субъекты на названном товарном рынке будут находиться в неравных условиях.

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту – это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способное привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.    

Таким образом, предоставленное право организации по прокату спортивного инвентаря является с нарушением требований действующего законодательства, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и  считается недействительным с момента его предоставления.

В соответствии с Уставом (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40), город Чебоксары является столицей Чувашской Республики. Муниципальное образование город Чебоксары  является городским поселением, наделенным Законом Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" статусом городского округа.

В рассматриваемом случае, границы рынка ограничены соответствующими полномочиям, по предоставлению которых имеются у администрации.

Таким образом, за географические границы рынка на получение права по  прокату спортивного инвентаря принимаются  административные границы – город Чебоксары  Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае, действия администрации ограничивают (могут ограничить) потенциальных участников по получению права по оказанию услуг проката спортивного инвентаря, ввиду не соблюдения требований действующего законодательства.

 

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 

В связи с наличием в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (428900, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса д. 36) признаков нарушения  пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных  в предоставлении  муниципальной преференции в нарушение требований, установленых главой 5  Закона о защите конкуренции, а именно в передаче в безвозмездное пользование Автономному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток» муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики земельных участков из земель населённых пунктов:

- с кадастровым номером 21:01:020101:150 площадью 35 593 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования «г. Чебоксары - столица Чувашской Республики», расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала на Красной площади для обслуживания объекта рекреационного назначения - набережной Чебоксарского залива (для нужд уставной деятельности);

- кадастровым номером 21:01:010206:139 площадью 12 126 кв.м., в том числе обременения, указанные в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.11.2017 № 99/2017/36836261, расположенного по пер. Овражный для обслуживания монумента (для нужд уставной деятельности), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендует прекратить указанные действия в срок до 18 апреля 2018 года, путем  возврата вышеназванных земельных участков в муниципальную казну.

 

О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 20 апреля 2018 года.

 

Примечание:

Предупреждение выдается субъекту,  в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.

Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).

При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.

За непредставление информации  по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации),  предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны