Решение №05-04/2125 Решение и предписание Управления в отношении администрации Я... от 12 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 58/05-АМЗ-2014                                                        г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  24 февраля  2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме  11 марта 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…» при участии в заседании:

главы администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского р-на Чувашской Республики «…»;

депутата Янгорчинского сельского поселения «…»

директора ООО «Март» «…»;

рассмотрев дело № 58/05-АМЗ-2014 по признакам нарушения администрацией Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики части 1 статьи 17.1 и части 1 статьи 15 Федерального   закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении с ООО «Март» договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов или без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение депутата Янгорчинского сельского поселения «…» (Вурнарский р-он, д.Хорнзор, ул. Молодежная, д.10 (вх. № 05-05/7802 от 24.10.2014 и № 05-05/9510 от 16.12.2014) о признаках нарушения главой Янгорчинского сельского поселения антимонопольного законодательства, выразившегося в бездействии по проведению аукционов и заключению с ООО «Март» договоров аренды муниципального имущества, здания центральной котельной.

По обращению Чувашского УФАС России к рассмотрению данного обращения привлечена Прокуратура Вурнарского р-на (письмо Прокуратуры Чувашской Республики (вх.№ 05-09/9115 от 04.12.2014).

По информации Главы администрации Янгорчинского сельского поселения, здание котельной находится в собственности сельского поселения, с 01.03.2014 включено в реестр муниципальной казны Янгорчинского сельского поселения. Котельная обслуживает учреждение культуры и образовательное учреждение.

В 2010 году с ООО «Март» был заключен договор о передаче варенду помещений котельной, договор пролонгирован и действует по настоящее время. Бездействие по проведению торгов администрация объясняет отсутствием финансовых средств на получение результатов оценки имущества.

 Из представленных по запросу Чувашского УФАС России материалов и документов установлены следующие обстоятельства.

07.09.2010 г. между администрацией Янгорчинского сельского поселения и ООО «Март» был заключен договор аренды здания котельной и котлы на неопределенный срок до совершения торгов по продаже права на заключение договоров аренды.

01.08.2011 г. между администрацией Янгорчинского сельского поселения и ООО «Март» был заключен договор аренды нежилых помещений площадью 120 кв.м., расположенных на 1 этаже здания котельной, расположенной по адресу Вурнарский р-он, с.Янгорчино, ул. Молодежная, д.16. на срок до 01.08.2012.

29.06.2012 г. заключен новый договор аренды на указанные помещения на срок с 29.06.2012 по 29.06.2013.

25.05.2013 г. заключен новый договор аренды на указанные помещения на срок с 25.05.2013 по 25.05.2014.

30.04.2014 г. заключен новый договор аренды нежилых помещений площадью 91.99 кв.м. расположенных на 1 этаже здания котельной, расположенной по адресу Вурнарский р-он, с.Янгорчино, ул. Молодёжная, д.16. на срок до 30.04.2015 г.

Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.

В соответствии со статьей 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Положением о порядке управления имуществом муниципальной казны Янгорчинского сельского поселения утверждено Собранием депутатов Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 27.02.2014 № 01-2 условия и порядок передачи имущества в аренду регулируются действующим законодательством.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Администрации по заключению с ООО «Март» без проведения торгов договоров передачи муниципального имущества в аренду от 07.09.2010 г., от 01.08.2011 г.,  от 29.06.2012 г.,  от 25.05.2013 г., от 30.04.2014 г. нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Передав на праве аренды котельную и котлы, находящиеся в муниципальной собственности, ООО «Март» без проведения конкурса или аукциона, Администрация обеспечила Обществу более выгодные условия деятельности на рынке производства тепловой энергии, чем предоставила ему муниципальную преференцию.

Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции. В частности, предоставление муниципальной преференции должно быть согласовано с антимонопольным органом.

С заявлением о предоставлении муниципальной преференции ООО «Март»  Администрация в Чувашское УФАС России не обращалась.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В данном случае признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для одного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, поскольку ООО «Март» действиями администрации Янгорчинского сельского поселения предоставлены преимущественные более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 и направлен на расширение возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь  при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле следует, что администрацией Янгорчинского сельского поселения торги на право заключения договоров аренды в соответствии  с установленным порядком не проводились.

В связи с изложенным, Администрация Янгорчинского сельского поселения, предоставив ООО «Март» муниципальное имущество, заключив договоры аренды без проведения торгов на право заключения договоров аренды в нарушение норм части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не обеспечила конкуренцию и равный доступ хозяйствующих субъектов к получению права на объекты теплоснабжения, предназначенные для производства тепловой энергии.

При отсутствии процедуры торгов потенциальные арендаторы не могли знать о предоставлении муниципального имущества и заявить свои притязания, в связи с чем действия Администрации по заключению договоров аренды муниципального имущества без проведения публичной процедуры, предусмотренной статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.

Данные обстоятельства свидетельствуют о создании Администрацией для ООО «Март» возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке производства тепловой энергии и недопущении конкуренции на данном рынке.

С учётом  установленных обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать действия Администрации Янгорчинского сельского поселения по несоблюдению порядка заключения договоров на передачу в аренду муниципального имущества и предоставлению ООО «Март» муниципальной преференции, создающими на рынке производства тепловой энергии такие условия, которые могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции, то есть нарушающими часть 1 статьи 17.1 и пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

          В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно статье 21 Закона о защите конкуренции в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что муниципальная преференция была предоставлена путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав.

Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что срок договора аренды от 30.04.2014 г. истекает 30.04.2015 г. и приходит к выводу о  необходимости проведения торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и нецелесообразности принятия мер по возврату имущества.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания о принятии мер по возврату муниципального имущества, предоставленного ООО «Март» без проведения торгов, а также о необходимости  выдачи Администрации Янгорчинского сельского поселения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем проведения торгов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

                                                   

  1. Признать действия администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по заключению с ООО «Март» договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов и предоставлению ООО «Март» муниципальной преференции на рынке производства тепловой энергии без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, нарушением части 1 статьи 17.1 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского р-на Чувашской Республики предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                                           «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

11.03.2015 № 05-04/2126

 

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 58/05-АМЗ-2014

 

 11 марта 2015 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 11.03.2015 по делу № 58/05-АМЗ-2015 о нарушении Администрацией Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Янгорчинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики:

1. В срок до 30 июня 2015 года прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ООО «Март» договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов и предоставлении ООО «Март» муниципальной преференции на рынке производства тепловой энергии без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем проведения торгов на право заключения договора аренды на нежилые помещения находящиеся в муниципальной собственности.

 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 01 июля 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны