Решение №05-04/2586 Решение и предписание Управления в отношении администрации Ц... от 27 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 04/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2015 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 04/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

-

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании представителей:

от ответчика – представителя МБОУ «Цивильская СОШ №2» «…» по доверенности от 10.03.2015 г.;

от заинтересованного лица - директора ООО «Регион» «…»,

в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей Прокуратуры Цивильского района Чувашской Республики и администрации Цивильского района Чувашской Республики,

рассмотрела материалы дела № 04/05-АМЗ-2015 по признакам нарушения администрацией Цивильского района Чувашской Республики (429901,Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Маяковского, дом 12) и МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики (429901, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Рогожкина, д.59) пункта 7 части 1 статьи 15,  части 1 статьи 17.1, пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального    закона   от   26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 29.12.2014 поступило обращение Прокуратуры Цивильского района Чувашской Республики о нарушении МБОУ «Цивильская СОШ №2» Цивильского района Чувашской Республики  (далее -МБОУ «Цивильская СОШ № 2», образовательное учреждение) антимонопольного законодательства, выразившегося в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Регион» (далее - ООО «Регион», общество) муниципального имущества - котельной, расположенной по адресу:Чувашская Республика,  Цивильский район,  г.Цивильск,  ул.Рогожкина, д.59, и тепловых сетей в аренду без проведения торгов.

Согласно пункту 1.2 договора  на сдачу в аренду зданий и нежилых помещений б/н от 10.01.2014 указанное муниципальное имущество предоставлено обществу сроком с 01.01.2014 по 31.12.2014 (далее - договор аренды муниципального имущества). В соответствии с пунктом 5.3 договора аренды муниципального имущества от 10.01.2014 договор аренды  считается прекращенным по истечении срока действия, в связи с чем продолжение использования объекта арендатором по истечении срока аренды не является основанием для возобновления или продления договора. 

Прокуратура Цивильского района просит принять меры антимонопольного реагирования.

Представители ответчика и заинтересованного лица нарушение антимонопольного законодательства признали, пояснили, что торги будут проведены либо администрация обратится с заявлением о предоставлении муниципальной преференции.

По результатам изучения документов, представленных  МБОУ «Цивильская СОШ № 2»,  установлено следующее.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2011 муниципальное имущество Цивильского района, расположенное по адресу:Чувашская Республика, Цивильский район, г.Цивильск, ул.Рогожкина, 59 на основании договора от 11.01.2011 администрацией Цивильского района  передано в пользование на праве оперативного управления МОУ «Цивильская СОШ № 2».

24.12.2013 Администрация Цивильского района согласовала передачу МБОУ «Цивильская СОШ №2» указанного имущества в аренду.

10.01.2014 МБОУ «Цивильская СОШ №2»  заключило договор на сдачу в аренду зданий и нежилых помещений, тем самым предоставило ООО «Регион» за плату во временное владение и пользование муниципальное имущество на срок с 01.01.2014 по 31.12.2014.

21.12.2014 Администрацией Цивильского района также согласована передача в аренду муниципального имущества.

01.01.2015 МБОУ «Цивильская СОШ №2» повторно заключило договор на сдачу в аренду зданий и нежилых помещений, тем самым предоставило ООО «Регион» за плату во временное владение и пользование муниципальное имущество на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015.

В соответствии  с объяснением директора МБОУ «Цивильская СОШ №2», в 2010 году между школой и ООО «Регион» был заключен договор аренды здания котельной. Договор заключается ежегодно без проведения торгов.

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям.

Таким образом, заключение МБОУ «Цивильская СОШ №2» с ООО «Регион» договора аренды муниципального имущества должно осуществляться путем проведения торгов. Вместе  с тем, при заключении  договоров с ООО «Регион» на сдачу зданий и нежилых помещений конкурсные процедуры, предусмотренные нормами вышеуказанного законодательства при предоставлении в пользование муниципального имущества МБОУ «Цивильская СОШ № 2»,  не проводились. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции. Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Администрация Цивильского района, в Чувашское УФАС России с заявлением о предоставлении муниципальной преференции ООО «Регион» не обращалась.

Передав на праве аренды котельной и тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности, ООО «Регион» без проведения конкурса или аукциона, МБОУ «Цивильская СОШ № 2» обеспечило обществу более выгодные условия деятельности на рынке передачи и распределения тепловой энергии по сравнению с иными хозяйствующими  субъектами, чем предоставила ему муниципальную преференцию, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, МБОУ «Цивильская СОШ № 2», предоставив с согласия администрации Цивильского района ООО «Регион» муниципальное имущество без проведения торгов на право заключения договоров аренды в нарушение норм пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не обеспечило конкуренцию и равный доступ хозяйствующих субъектов к получению права в отношении объектов муниципального имущества.

При отсутствии процедуры торгов потенциальные арендаторы не могли знать о предоставлении муниципального имущества и заявить свои притязания, в связи с чем действия администрации, выразившиеся в согласовании МБОУ «Цивильская СОШ № 2» предоставления ООО «Регион» муниципального имущества без проведения торгов при заключении договора аренды муниципального имущества без проведения публичной процедуры, предусмотренной статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.

Статьей 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, бездействие по проведению торгов.

Из данного положения следует, что администрации Цивильского района  запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008).

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 и направлены на расширение возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь  при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Данные обстоятельства свидетельствуют о создании администрацией Цивильского района для ООО «Регион» возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке услуг по передаче тепловой энергии и недопущении конкуренции на данном рынке.

Таким образом, дача собственником имущества согласия на передачу государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С учётом  вышеизложенного Комиссия приходит к итоговому заключению о достаточности оснований для признания в действиях администрации Цивильского района нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласовании МБОУ «Цивильская СОШ № 2» передачи муниципальной преференции ООО «Регион» путем предоставления имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов, а также в действиях МБОУ «Цивильская СОШ № 2»  - нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1, выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества без торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам власти обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

МБОУ «Цивильская СОШ №2»  договором на сдачу в аренду зданий и нежилых помещений б/н от 01.01.2015 предоставило ООО «Регион» за плату во временное владение и пользование, рассматриваемое  муниципальное имущество на срок до 31.12.2015.

В соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции в случае, если при осуществлении контроля антимонопольный орган установит факты предоставления преференции в нарушение порядка, установленного статьей 20 указанного закона, антимонопольный орган выдает организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о принятии мер по возврату имущества и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях администрации Цивильского района Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 15 Федерального    закона   от   26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в согласовании предоставления ООО «Регион» муниципального имущества без проведения торгов.
  2. Признать в действиях МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального    закона   от   26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в заключении договора аренды  муниципального имущества с ООО «Регион» без проведения торгов.
  3. Выдать Администрации Цивильского района Чувашской Республики и МБОУ «Цивильская СОШ № 2» предписание о принятии мер по возврату имущества, переданного ООО «Регион» по договору аренды от 01.01.2015, и проведения торгов.

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

24.03.2015 № 05-04/2587

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 04/05-АМЗ-2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 19, 20, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 24.03.2015 по делу № 04/05-АМЗ-2015 о нарушении администрацией Цивильского района  Чувашской Республики части 1 статьи 15 и МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Цивильского района  Чувашской Республики и МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики:

  1. В срок до 26 мая 2015 г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 и пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального    закона   от   26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия мер по возврату  муниципального имущества (здания котельной и тепловых сетей), переданного в аренду ООО «Регион» по договору аренды от 01.01.2015, и проведения торгов на право заключения договора аренды в установленном порядке.

         2. Об  исполнении предписания  проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 27.05.2015 г.

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                                       «…»

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны