Решение №05-04/2996 Решение и предписание Управления в отношении Министерства пр... от 27 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 39/05-АМЗ-2014                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена  03.03.2015 года.

            Решение изготовлено в полном объеме  18.03.2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 39/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании:

от ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики «…»

от заявителя – Открытого акционерного общества «Чебоксарский речной порт»:

«…»

рассмотрев дело № 39/05-АМЗ-2014, возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (г.Чебоксары, ул. Ленинградская, д.33) (далее – Минприроды Чувашии ) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в досрочном прекращении лицензий, выданных Открытому акционерному обществу «Чебоксарский речной порт» (далее – ОАО «Чебоксарский речной порт», Общество) на право пользования недрами,

 

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России поступило обращение ОАО «Чебоксарский речной порт» (вх. № 05-05/6275 от 29.08.2014, с учетом дополнений к заявлению от 24.09.2014 вх. № 05-05/6920 и от 09.10.2014 вх. № 05-05/7377) о признаках нарушения Минприроды Чувашии антимонопольного законодательства, выразившихся в досрочном прекращении лицензии на право пользования недрами.

Из заявления следует, что Минприроды Чувашии препятствует деятельности Общества по разработке месторождений строительных песков на территории Чувашской Республики. По мнению заявителя, лишение Общества лицензий повлечет за собой угрозу ухода с рынка добычи строительного песка, предъявление Минприроды Чувашии требований к обществу, касающихся технических проектов, при их наличии и лишение лицензий по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, при отсутствии нарушений лицензионных требований, указывает на признаки ограничения конкуренции.

Представители заявителя в заседании поддержали заявленные требования, указав, что технические проекты были согласованы соответствующими органами, нарушений лицензионных требований Общество не допустило.

Представитель Минприроды Чувашии нарушение антимонопольного законодательства не признал, указав, что досрочное прекращение действия лицензии осуществлено в связи с невыполнением Обществом лицензионных требований, в том числе, Обществом не выполнены обязательства по подготовке, согласованию и утверждению технических проектов разработки месторождений строительных песков и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, имеются несоответствия проектной документации условиям пользования недрами, установленными в лицензии. Кроме того, все лицензии выдавались обществу с нарушением действующего на момент их выдачи порядка, без проведения аукциона.

 

Комиссия, рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства по делу.

 

1. 30.04.2004 ОАО «Чебоксарский речной порт» выдана лицензия серии ЧЕБ № 01362 ТЭ на добычу строительных песков Шешкарского месторождения.

Срок действия лицензии установлен до 01.12.2009. Приложением № 1 к лицензии установлено Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Шешкарском месторождении строительных песков в Моргаушском районе Чувашской Республики.

27.07.2005 Чебоксарскому речному порту выдан горноотводный акт № 61/795, в соответствии с которым порт имел право вести горные работы и разрабатывать указанное месторождение.

В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 07.09.2009 № 9-р решено продлить срок действия лицензии от 30.04.2004 серии ЧЕБ № 01362 ТЭ до 01.12.2019.

08.09.2009 Министром природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и генеральным директором ОАО «Чебоксарский речной порт» подписано дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Шешкарском месторождении строительных песков в Моргаушском районе Чувашской Республики, согласно которому срок пользования недрами продлевается до 01.12.2019.

20.05.2014 Министерство направило обществу уведомление № 2/1/05-6299 о необходимости устранения нарушений.

Нарушения, по мнению Министерства, выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утверждённого технического проекта разработки Шешкарского месторождения в Моргаушском районе Чувашской Республики, что не соответствует пункту 5.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

29.05.2014 общество направило Минприроды Чувашии письмо от 29.05.2014 № 455, в котором сообщило, что работы по добыче песков на Шешкарском месторождении проводились в соответствии с утверждённым в 2005 году технологическим рабочим проектом разработки месторождения, который был согласован со всеми необходимыми органами.

22.08.2014 протоколом Комиссии Минприроды Чувашии от 22.08.2014 №10 рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии от 30.04.2004 серии ЧЕБ № 01362 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт» в связи с предоставлением права пользования участками недр местного значения обществу без проведения аукциона, незаконным переоформлением лицензий на пользование недрами.

По мнению Минприроды Чувашии, в нарушение требований пункта 5.1 Соглашения об условиях пользования недрами, являющегося приложением к лицензии от 30.04.2004, обществом не обеспечены подготовка, согласование и утверждение технического проекта разработки Шешкарского месторождения в Моргаушском районе Чувашской Республики.

Кроме того, лицензия выдавалась обществу с нарушением действующего на момент её выдачи порядка, без проведения аукциона; распоряжение Минприроды Чувашии от 07.09.2009 № 9-р и дополнение к Соглашению от 08.09.2009 о продлении срока действия лицензии от 30.04.2004 серии ЧЕБ № 01362 ТЭ подписаны неуполномоченным лицом Минприроды Чувашии.

На основании решения Комиссии Министерством издано распоряжение от 25.08.2014 № 674-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 30.04.2004 серии ЧЕБ № 01362 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

2. Согласно решению от 20.12.1989 года исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР Чебоксарскому речному порту Волжского объединенного речного пароходства предоставлен горный отвод для промышленной разработки месторождения строительных песков «Приверх острова Казин», расположенного в акватории Куйбышевского водохранилища р.Волги. Площадь предоставленного горного отвода-69,95 гектара. Выдан горноотводный акт №5 от 20.12.1989 года, согласно которому Чебоксарский речной порт имел право вести горные работы в соответствии с проектом и с соблюдением правил и инструкций по безопасности ведения горных, взрывных и маркшейдерских работ.

02.02.1993 Чебоксарскому речному порту ВОРП выдана лицензия серии ЧЕБ № 00019 ТЭ на добычу строительных песков месторождения «Приверх о.Казин» гидромеханизированным способом. Срок окончания действия лицензии – до 01.10.1998 года. Впоследствии АООТ «Чебоксарский речной порт» получило лицензию от 22.04.1998 серии ЧЕБ № 00105 ТЭ на добычу строительных песков месторождения «Приверх о.Казин» сроком действия до 31.04.2003. Согласно приложению № 1 - Соглашения об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на месторождении строительных песков «Приверх острова Казин» в Чебоксарском районе Чувашской Республики АООТ «Чебоксарский речной порт» представляется в пользование участок недр площадью 55,85 га, расположенный в Чебоксарском районе Чувашской Республики в акватории Куйбышевского водохранилища в 0,5 км. Северо-восточнее г.Новочебоксарска за левой кромкой судового хода в интервале 1189-1190 км.

Пунктом 2.1 данного Соглашения предусмотрено, что АООТ «Чебоксарский речной порт» имеет право пользоваться недрами для добычи строительных песков до 01.05.2003 года. По инициативе пользователя недр, при условии выполнения данного Соглашения, срок действия лицензии МПР Чувашской Республики может быть продлен.

Дополнительным соглашением от 31.03.2003 года срок действия вышеуказанной лицензии продлен до 01.05.2008 года. Отметка о регистрации имеется- 31.03.2003 года.

31.05.2008 года в Чувашнедра зарегистрировано дополнение к соглашению от 29.04.2008 года, согласно которому срок пользования недрами продлевается до 01.11.2015.

19.09.2008 ОАО «Чебоксарский речной порт» выдана лицензия серии ЧЕБ № 01666 ТЭ на добычу строительных песков месторождения «Приверх острова Казин», сроком действия до 01.11.2015. Данная лицензия зарегистрирована в отделе геологии и лицензирования по Чувашской Республике (Чувашнедра) 19.09.2008 года.

06.03.2009 года Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдан горноотводный акт к лицензии ЧЕБ №01666 ТЭ от 19.09.2008 года. Срок действия горноотводного акта до 01.11.2015 года. Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками составляет 55,85 гектара.

Министерство направило обществу уведомление от 30.04.2014 года №2/1/05-5581 о необходимости устранения нарушений. Нарушения, по мнению Министерства, выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утверждённого технического проекта разработки месторождения строительных песков «Приверх острова Казин», что не соответствует пункту 6.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

07.05.2014 года общество направило Министерству письмо № 355, в котором сообщило, что работы по добыче песков проводились согласно утвержденному в 1990 году техническому проекту от 1989 года разработки месторождения, который согласован со всеми инстанциями.

22.08.2014 протоколом №10 заседания Комиссии Минприроды Чувашии принято решение о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики в связи с тем, что в нарушение требований пункта 6.1 Соглашения об условиях пользования недрами, являющегося приложением к лицензии от 19.09.2008, обществом не обеспечены подготовка, согласование и утверждение технического проекта разработки месторождения «Приверх острова Казин». Кроме того, лицензия выдана обществу с нарушением действующего на момент их выдачи порядка, без проведения аукциона.

На основании решения Комиссии Министерством издано распоряжение от 25.08.2014 № 675-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 19.09.2008 серии ЧЕБ № 01666 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

3. Решением исполнительного комитета Козловского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР от 17.07.1988 № 133/18 Чебоксарскому речному порту Волжского объединенного пароходства предоставлен горный отвод для промышленной разработки Козловского месторождения строительных песков, расположенного в пойме р.Волга.

На основании данного решения в 1988 году исполнительным комитетом Козловского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР по заявке Чебоксарского речного порта Волжского объединенного пароходства предоставлен горноотводный акт № 1 на разработку Козловского месторождения строительных песков, расположенного в пойме реки Волга в пределах 1256-1260 км судового хода, в 1 км северо-восточнее г. Козловка, который зарегистрирован 26.07.1988 под реестровым номером 449 Управлением Татарского округа Госгортехнадзора СССР.

Чебоксарский речной порт ВОРП по лицензии от 29.01.1993 серии ЧЕБ № 00025 ТЭ со сроком действия лицензии до 01.10.1998 осуществлял добычу строительных песков Козловского месторождения гидромеханизированным способом; участок расположен в русле р.Волга в интервале 1256-1260 км судового хода в Козловском районе Чувашской Республики и примыкает к о. Козловский.

24.05.1999 года ОАО «Чебоксарский речной порт» выдана лицензия серии ЧЕБ № 00115 ТЭ на добычу строительных песков Козловского месторождения гидромеханизированным способом, расположенного в русле р. Волги в интервале 1256-1260 км судового хода, в Козловском районе Чувашской Республики и примыкающего к о. Козловский, имеющую приложение № 2 - Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Козловском месторождении строительных песков в Козловском районе Чувашской Республики.

В соответствии с дополнением от 12.09.2004 к данному соглашению ОАО «Чебоксарский речной порт» имеет право пользоваться недрами для добычи строительных песков до 15.10.2009.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 02.07.2009 № 7-р срок действия лицензии от 24.05.1999 серии ЧЕБ № 00115 ТЭ продлен ОАО «Чебоксарский речной порт» до 15.10.2019.

03.07.2009 года Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики зарегистрировано дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Козловском месторождении, согласно которому срок действия лицензии и начала работ заменен цифрами «2019».

20.05.2014 года Министерство направило ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомление № 2/1/05-6297 о необходимости устранить нарушения, которые выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утвержденного технического проекта разработки Козловского месторождения строительных песков в Козловском районе Чувашской Республики, что является нарушением пункта 5 Соглашения об условиях пользования недрами.

Письмом от 29.05.2014 № 452 ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомило Минприроды ЧР о том, что работы по добыче строительных песков на Козловском месторождении проводились в соответствии с утвержденным в 2007 году техническим проектом разработки месторождения, который был согласован со всеми необходимыми инстанциями.

На основании решения Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, внесении изменений и дополнений, переоформлении лицензий на пользование недрами, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, Минприроды ЧР издало распоряжение от 25.08.2014 № 676-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 24.05.1999 серии ЧЕБ № 00115 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

4. Решением Исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР от 20.03.1991 № Н-4 Чебоксарскому речному порту Волжского объединённого речного пароходства предоставлен горный отвод для промышленной разработки Сюктерского месторождения строительного песка, расположенного в акватории Куйбышевского водохранилища р.Волга.

20.03.1991 Чебоксарский речной порт получил горноотводный акт № 6, в соответствии с которым речной порт имел право вести горные работы и разрабатывать указанное месторождение.

02.02.1993 Комитет по геологии и использованию недр Чувашской республики выдал Чебоксарскому речному порту ВОРП специальное разрешение (лицензию) серии ЧЕБ № 00017 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения гидромеханизированным способом. Срок действия лицензии - до 01.10.1997.

После окончания срока действия лицензии от 02.02.1993 серии ЧЕБ № 00017 ТЭ АООТ «Чебоксарский речной порт» получило лицензию от 22.04.1998 серии ЧЕБ № 00106 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения, срок действия до 31.04.2003, имеющую приложение № 1 - Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сюктерском месторождении строительных песков в Чебоксарском районе Чувашской Республики.

31.03.2003 ФГУ «Чувашский территориальный фонд геологической информации» зарегистрировало дополнение к вышеуказанному приложению № 1 - Соглашению, которым срок действия лицензии продлен до 30.04.2008.

29.04.2008 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ОАО «Чебоксарский речной порт» подписали дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сюктерском месторождении, согласно которому продлили срок пользования недрами до 01.11.2015. Указанное дополнение зарегистрировано в установленном законом порядке.

Распоряжением от 19.09.2008 № 19-р Минприроды ЧР возложило на ОАО «Чебоксарский речной порт» обязанность переоформить лицензию от 22.04.1998 серии ЧЕБ № 00106 ТЭ, поскольку специальное разрешение было выдано АООТ «Чебоксарский речной порт».

19.09.2008 речной порт получило лицензию серии ЧЕБ № 01667 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения, срок действия до 01.11.2015, с приложением.

14.05.2014 Министерство направило речному порту уведомление № 2/1/05-5960 о необходимости устранить нарушения, которые выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утверждённого технического проекта разработки Сюктерского месторождения строительных песков, что является нарушением пункта 6.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

Письмом от 15.05.2014 № 380 ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомило Минприроды ЧР о том, что работы по добыче песков на Сюктерском месторождении проводились в соответствии с утверждённым в 2004 году технологическим рабочим проектом разработки месторождения, который был согласован со всеми необходимыми органами.

На основании решения от 22.08.2014 Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, внесении изменений и дополнений, переоформлении лицензий на пользование недрами, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, Минприроды ЧР издало распоряжение от 25.08.2014 № 677-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 19.09.2008 серии ЧЕБ № 01667 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

5. На основании протокола №1 заседания экспертной комиссии по проведению конкурса на право разработки строительных песков от 02.03.2004 года обществу выдана лицензия ЧЕБ 01363 ТЭ от 30.04.2004 года, зарегистрированная в ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Чувашской Республике 30.04.2004 года. Приложением №1 к лицензии утверждено Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Нижнее-Сюктерском месторождении строительных песков в Чебоксарском районе Чувашской Республики. На основании данной лицензии обществу предоставлен в пользование участок недр, площадью 36,3 га, расположенный в Чебоксарском районе Чувашской Республики в 4,5 км. Северо-восточнее п. Сюктерка, за левой кромкой судового хода в интервале 1159-1161 км.

Во исполнение распоряжения Министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 8-р от 04.09.2009 года подписано дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Нижнее-Сюктерском месторождении строительных песков в Чебоксарском районе Чувашской Республики (приложение №10), согласно которому сроки действия лицензии продлены до 01.12.2019 года.

27.07.2005 года Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдан горноотводный акт к лицензии ЧЕБ №01363 ТЭ от 30.04.2004 года. Срок действия горноотводного акта согласно сроку действия лицензии на право пользования недрами. Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками составляет 36,32 гектара.

Министерство направило обществу уведомление от 16.05.2014 года №2/1/05-6223 о необходимости устранения нарушений. Нарушения, по мнению Министерства, выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утверждённого технического проекта разработки Нижнее-Сюктерского месторождения строительных песков, что не соответствует пункту 5.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

29.05.2014 года общество направило Министерству письмо № 453, в котором сообщило, что работы по добыче песков проводились согласно утвержденному в 2005 году техническому проекту от 2005 года разработки месторождения, который согласован со всеми инстанциями.

22.08.2014 протоколом № 10 Комиссии Минприроды Чувашии принято решение о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики в связи с тем, что в нарушение требований пункта 5.1 Соглашения об условиях пользования недрами, являющегося приложением №1 к лицензии от 30.04.2004, обществом не обеспечены подготовка, согласование и утверждение технического проекта разработки Нижнее-Сюктерского месторождения. Кроме того, лицензия выдана обществу с нарушением действующего на момент их выдачи порядка, без проведения аукциона. Соглашение о продлении срока действия лицензии от 30.04.2004 года ЧЕБ 01363 ТЭ до 01.12.2019 года подписано неуполномоченным лицом и в нарушение действующего законодательства.

На основании решения Комиссии Министерством издано распоряжение от 25.08.2014 № 678-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 30.04.2004 года ЧЕБ 01363 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

6. Чебоксарский речной порт ВОРП по лицензии от 02.02.1993 серии ЧЕБ № 00022 ТЭ со сроком действия лицензии до 01.10.1998 осуществлял добычу строительного песка на Сидельниковском месторождении гидромеханизированным способом; участок расположен в русле р.Волга в интервале 1198-1203 км судового хода и примыкает к о. Сидельниковский против г. Мариинский Посад Чувашской Республики.

По результатам конкурса на право разработки строительных песков – Покровского, Сидельниковского (Мариинско-Посадский район), Шешкарского (Моргаушский район) и Нижне-Сюктерского (Чебоксарский район) месторождений ОАО «Чебоксарский речной порт» признано победителем конкурса на право пользования недрами с целью разработки Сидельниковского месторождения строительных песков Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, что подтверждается протоколом от 02.03.2004 № 1.

ОАО «Чебоксарский речной порт» выдана лицензия на право пользования недрами Сидельниковского месторождения от 01.06.2004 серии ЧЕБ № 01369 ТЭ со сроком действия до 01.12.2009, имеющую приложение № 1 - Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сидельниковском месторождении строительных песков в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 07.09.2009 № 11-р срок действия лицензии от 01.06.2004 серии ЧЕБ № 01369 ТЭ продлен ОАО «Чебоксарский речной порт» до 01.12.2019.

08.09.2009 года Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики зарегистрировано дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сидельниковском месторождении, согласно которому срок действия лицензии и начала работ заменен цифрами «2019».

16.05.2014 года Минприроды Чувашии направило ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомление № 2/1/05-6226 о необходимости устранить нарушения, которые выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утвержденного технического проекта разработки Сидельниковского месторождения строительных песков в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики, что является нарушением пункта 5.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

Письмом от 29.05.2014 № 454 ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомило Минприроды ЧР о том, что работы по добыче строительных песков на Сидельниковском месторождении проводились в соответствии с утвержденным в 2005 году техническим проектом разработки месторождения, который был согласован со всеми необходимыми инстанциями.

На основании решения Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, внесении изменений и дополнений, переоформлении лицензий на пользование недрами, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, Минприроды ЧР издало распоряжение от 25.08.2014 № 679-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 01.06.2004 серии ЧЕБ № 01369 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

 

Таким образом, ОАО «Чебоксарский речной порт» располагало правом пользования недрами на семи месторождениях строительных песков, расположенных в акватории рек Волга и Сура, по лицензиям:

от 19 сентября 2008 г. ЧЕБ 01666 ТЭ с целевым назначением и видами работ — добыча строительных песков месторождения «Приверх острова Казин», расположенного в русле р. Волга в акватории Куйбышевского водохранилища в интервале 1189—1190 км за левой кромкой судового хода, в 0,5 км северо- восточнее г. Новочебоксарск Чувашской Республики;

от 19 сентября 2008 г. ЧЕБ 01667 ТЭ с целевым назначением и видами работ — добыча строительных песков Сюктерского месторождения, расположенного в акватории Чебоксарского водохранилища в интервале 1155— 1156 км за левой кромкой судового хода р. Волга, в 4 км северо-западнее п. Сюктерка Чебоксарского района Чувашской Республики;

от 24 мая 1999 г. ЧЕБ 00115 ТЭ с целевым назначением и видами работ — на добычу строительных песков Козловского месторождения, расположенного в русле р. Волга в интервале 1256—1260 км судового хода, в Козловском районе Чувашской Республики и примыкающего к о. Козловский;

от 30 апреля 2004 г. ЧЕБ 01363 ТЭ с целевым назначением и видами работ — на добычу строительных песков Нижне-Сюктерского месторождения, расположенного в 4,5 км северо-восточнее пос. Сюктерка в интервале 1159—1161 км судового хода в Чебоксарском районе Чувашской Республики;

от 1 июня 2004 г. ЧЕБ 01369 ТЭ с целевым назначением и видами работ — на добычу строительных песков Сидельниковского месторождения, расположенного напротив г. Мариинского Посада в интервале 1198—1203 км судового хода, в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики;

от 30 апреля 2004 г. ЧЕБ 01362 ТЭ с целевым назначением и видами работ — на добычу строительных песков Шешкарского месторождения, расположенного в 3,5 км восточнее пос. Ильинка за левой кромкой судового хода в интервале 1147,5—1149,5 км, в Моргаушском районе Чувашской Республики.

Ниже представлена сводная информация о месторождениях, находящихся в пользовании у Общества:

 

  месторождение

Дата и номер лицензии

Дата и номер лицензии

Продление

Продление

Новая лицензия

Козловское

16.02.1993 ЧЕБ 00025 ТЭ

до 01.10.1998

24.05.1999 ЧЕБ 00115 ТЭ

до 15.10.2004

15.10.2004

доп.согл.

до 15.10.2009

03.07.2009

доп.согл.

до15.10.2019

 

«Приверх острова Казин»

02.02.1993

ЧЕБ 00019 ТЭ

до 01.01.1998

22.04.1998 ЧЕБ 00105 ТЭ

до 31.04.2003

31.03.2003

доп.согл.

до 01.05.2008

20.05.2008

доп.согл

до 01.11.2015

19.09.2008

ЧЕБ 01666 ТЭ

Сюктерское

02.02.1993 

ЧЕБ 00017 ТЭ

до 01.10.1997

22.04.1998

ЧЕБ 00106 ТЭ

до 30.04.2003

31.03.2003 доп.соглаш

до 30.04.2008

20.05.2008

доп.соглаш

до 1.11.2015

19.09.2008

ЧЕБ 01667 ТЭ

Нижне- Сюктерское

 

 

 

Конкурс

от 02.03.2004

30.04.2004

ЧЕБ 01363 ТЭ

Сидельниковское

 

 

 

01.06.2004

ЧЕБ 01369 ТЭ

Шешкарское

 

 

 

30.04.2004

ЧЕБ 01362 ТЭ

 

Из изложенного следует, что Общество одновременно досрочно было лишено следующих лицензий на право пользования недрами по 6 месторождениям:

от 24.05.1999 ЧЕБ 00115 ТЭ (Козловское месторождение)

от 19.09.2008 ЧЕБ 01666 ТЭ (месторождение «Приверх острова Казин»),

от 19.09.2008 ЧЕБ 01667 ТЭ (Сюктерское месторождение),

от 30.04.2004 ЧЕБ 01363 ТЭ (Нижне- Сюктерское месторождение),

от 01.06.2004 ЧЕБ 01369 ТЭ (Сидельниковское месторождение),

от 30.04.2004 ЧЕБ 01362 ТЭ (Шешкарское месторождение)

 

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Минприроды Чувашии нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

Частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Частями 3, 4 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной статье условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.

Основания для прекращения права пользования недрами установлены статьей 20 Закона о недрах, часть вторая которой предусматривает случаи досрочного прекращения права пользования недрами. Так, указанное право может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 1); нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2); систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3); возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие) (пункт 4); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5); ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование (пункт 6); по инициативе владельца лицензии (пункт 7); непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах (пункт 8); по инициативе недропользователя по его заявлению (пункт 9).

Таким образом, принимая решение о досрочном прекращении права пользования недрами, уполномоченный орган должен доказать, что имеются основания, перечисленные в части 2 статьи 20 Закона о недрах.

В решениях Минприроды Чувашии отсутствует конкретный пункт части 2 статьи 20 Закона о недрах, на основании которого принято решение досрочно прекратить у общества право пользования недрами, однако в решении Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, внесении изменений и дополнений, переоформлении лицензий на пользование недрами, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, созданной при Министерстве, имеется ссылка на пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, то есть на нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.

Под таковыми условиями Министерство подразумевает пункт 6.1 Соглашения об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на месторождении строительных песков, являющимся приложением № 1 к лицензии (далее – Соглашение).

Согласно названному пункту Соглашения работы по добыче строительных песков должны проводиться согласно утверждённому техническому проекту разработки месторождения, выполненному проектной организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ. Технический проект разработки месторождения должен быть согласован с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Чувашской Республике и иметь положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.

В материалы дела представлены технологические рабочие проекты добычи природного песка,  на которые получены положительные заключения экспертизы промышленной безопасности, которое решением Чувашского горнотехнического отдела Управления Приволжского округа Федерального горного и промышленного надзора России признано соответствующим предъявляемым требованиям.

Технологические рабочие проекты прошли государственную экологическую экспертизу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике, что подтверждается соответствующими заключениями, а также согласован с иными компетентными органами и организациями.

ОАО «Чебоксарский речной порт» ежегодно согласовывает с уполномоченными государственными органами План развития горных работ по добыче строительных песков, при этом возражений по вопросу согласования этих планов не имелось.

Технологический рабочий проект разработан на основании Типовой технологической схемы добычи песка, гравия и песчано-гравийной смеси в руслах судоходных рек и других судоходных водоемах, утвержденной Минречфлотом РСФСР 10 августа 1979 года в связи с признанием данной Типовой схемы недействующей приказом Минтранса России от 18.06.2002 № 84.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие соответствие содержания технологических рабочих проектов требованиям, предъявляемым Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118).

Доказательств того, что ранее разработанные технологические рабочие проекты не отвечают требованиям указанного Положения, и не могут быть использованы для добычи песка, Комиссии не представлено.

В соответствие с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации необходимо только в случаях, если в составе разрабатываемого месторождения планируется строительство объектов капитального строительства. В данном случае добыча полезных ископаемых запроектирована без строительства объектов капитального строительства.

Доказательств, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» необходимо проведение государственной экспертизы проектной документации разработки месторождений, Комиссии также не представлено. Таким образом, Минприроды Чувашии не доказало, что для согласования проектной документации требуется положительное заключение государственной экспертизы.

Комиссия рассмотрела доводы Минприроды Чувашии о нарушении порядка получения лицензий и отмечает следующее.

Перечень оснований для досрочного прекращения права пользования недрами приведён в части 2 статьи 20 Закона о недрах. Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такое основание, как нарушение процедуры получения лицензии, допущенное самим лицензирующим органом, в данном перечне отсутствует.

По информации Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры (письмо от 24.09.2014 № 50-ж-2014), Минприроды Чувашии в нарушение требований действующего законодательства были необоснованно сделаны выводы об отсутствии у Общества подготовленных, согласованных и утвержденных технических проектов разработки месторождений. Кроме того, вопреки правовым положениям действующего лицензионного законодательства, действие лицензии при нарушении лицензирующим органом порядка ее выдачи может быть прекращено лишь по решению суда, принятого на основании заявления лицензирующего органа, а не в административном порядке путем принятия ненормативного акта об аннулировании лицензии. По выявленным фактам в адрес министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики межрайпрокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

ОАО «Чебоксарский речной порт» обратился также в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлениями о признании недействительными распоряжений от 25.08.2014 № 674-р, № 675-р, № 676-р, 677-р, № 678-р,  № 679-р, которыми Минприроды Чувашии досрочно прекратило действие лицензий на право пользования недрами (дела №№  А79- 7114- 7119 /2014).

Заявленные требования судом были удовлетворены. Указанные распоряжения Минприроды Чувашии о досрочном прекращении у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии признаны недействительными.

Как установлено судебными актами, лицо, добросовестно получившее лицензию на право пользования недрами (при отсутствии доказательств сговора с лицензирующим органом или иных неправомерных действий), вправе рассчитывать на действие этого права в течение всего срока действия лицензии, и, соответственно, планировать хозяйственную деятельность на весь этот период. Если лицензиат пользуется недрами без нарушений закона, он не должен быть лишён своего права государственным органом досрочно без оснований, перечисленных в статье 20 Закона, поскольку это приводит к нарушению прав и законных интересов лицензиата в сфере предпринимательской деятельности.

Суды исходили из того, что нарушение лицензирующим органом порядка выдачи лицензии не является основанием для ее аннулирования самим лицензирующим органом. Согласно пункту 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" вопрос об аннулировании лицензии может быть решен лишь при рассмотрении судом соответствующего требования заинтересованного лица, а не в административном порядке путем принятия ненормативного акта об аннулировании лицензии.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что у Минприроды Чувашии отсутствовали основания для досрочного прекращения у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии.

Статьей 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15), создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15).

  Из данного положения следует, что органам государственной власти запрещено принимать не только акты и совершать действия (бездействие), которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, а равно ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов, создание дискриминационных условий их деятельности.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с п. 8 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из информации, представленной на дополнительный запрос Чувашского УФАС России, в перечень лицензиатов на пользование участками недр с целью добычи песка на 01.10.2014 включено 36 лицензиатов, среди которых 18 лицензиатов получили данное право в 2013-2014 гг.

Таким образом, действиями Минприроды Чувашии по досрочному аннулированию лицензий Обществу созданы препятствия деятельности на рынке добычи строительного песка, условия для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, угроза ухода с рынка добычи строительного песка. Сокращение числа хозяйствующих субъектов на рынке, установление органом власти требований к Обществу о необходимости получения положительного заключения государственной экспертизы, приведения в соответствие с действующим законодательством технологических рабочих проектов разработки месторождений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, указывает на возможность наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

Товарный рынок определен исходя из сферы деятельности Общества – рынок добычи строительного песка. Предоставляя права пользования участками недр иным лицензиатам при отсутствии оснований для лишения данного права у Общества не обеспечивает равный доступ участникам на рынок добычи строительного песка.

В данном случае лишение Общества лицензий повлечет за собой возможность ухода с рынка добычи строительного песка, предъявление Минприроды Чувашии требований к обществу, касающихся технических проектов, при их наличии и лишение лицензий по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, при неподтверждении нарушений лицензионных требований, может привести к ограничению конкуренции на рынке добычи строительного песка.

С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к итоговому заключению о достаточности оснований для признания решений Минприроды Чувашии о досрочном прекращении действия лицензий на право пользования недрами, выраженных в распоряжениях Минприроды Чувашии от 25.08.2014 № 674-р, № 675-р, № 676-р, 677-р, № 678-р,  № 679-р, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам власти обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в досрочном прекращении у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии.
  2. Выдать Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем отмены распоряжений о досрочном прекращении у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

        

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

18.03.2015 № 05-04/2996

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 39/05-АМЗ-2014

 

 18.03.2015 года                                                                           г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

-

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 18.03.2015 по делу № 39/05-АМЗ-2014 о нарушении Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики:

 

  1. В срок до 16 апреля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в досрочном прекращении у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии путем отмены распоряжений Минприроды Чувашии от 25.08.2014 № 674-р, № 675-р, № 676-р, 677-р, № 678-р,  № 679-р о досрочном прекращении у ОАО «Чебоксарский речной порт» права пользования недрами по лицензии

 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 17 апреля 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

 

Председатель Комиссии                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны