Решение №05-04/418 Решение и предписание Управления в отношении Министерства тр... от 22 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 35/05-АМЗ-2014                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2014 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 35/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

-

 

 

-

 

 

 

 

при участии в заседании:

от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

«…» – по доверенности № 10 от 15.04.2014;

«…» – по доверенности № 18 от 11.08.2014;

от заявителя –

Индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича;

от заинтересованного лица ОАО «АвтоВАС» «…» – по доверенности №05-06/1175 от 02.12.2014.

рассмотрев дело № 35/05-АМЗ-2014, возбужденное в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (г.Чебоксары, ул.Гагарина, д.20) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в утверждении ОАО «АвтоВАС» новых рейсов и расписания по маршруту № 112 «Чебоксары-Моргауши» без проведения торгов, а также в бездействии по проведению конкурса по маршруту,

 

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП Никитина И.Н. (вх. № 05-05/5088 от 14.07.2014) о признаках нарушения Минтрансом Чувашии антимонопольного законодательства, выразившихся в предоставлении права ОАО «АвтоВАС» осуществлять перевозки по маршруту № 112.

Из заявления следует, что между ИП Никитиным И.Н. и Минтрансом Чувашии по результатам проведенного конкурса заключен договор № 03 от 24.12.2012 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх госзаказа. При этом в соответствии с п.2.1.7 заключенного договора Минтранс Чувашии обязался не привлекать других перевозчиков на регулярный маршрут № 112 «Чебоксары-Моргауши» без проведения конкурса.

По мнению заявителя, изменение уполномоченным органом расписания движения автобусов должно осуществляться в порядке конкурса и посредством заключения договора по результатам конкурса. Действия Минтранса Чувашии по утверждению нового расписания ГУП «Чувашавтотранс» направлены на предоставление данному перевозчику  преимущественных условий деятельности по сравнению с другими перевозчиками на рынке пассажирских перевозок.

ИП Никитин И.Н. представил дополнительное заявление № 112 от 24.10.2014 (вх.№ 05-05/7906 от 27.10.2014) и дополнение к заявлению от 05.11.2014 (вх.№ 05-05/8156 от 05.11.2014) о неправомерных действиях Минтранса Чувашии в связи с заключением временных договоров на регулярный автобусный маршрут № 112 «Чебоксары-Моргауши». В связи с наличием в действиях Минтранса Чувашии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «АвтоВАС» преимущественных условий доступа на рынок пассажирских перевозок, данные заявления и дополнения приобщены к материалам дела № 35/05-АМЗ-2014.

В заседании заявитель поддержал свои требования, сообщив дополнительно, что нарушение   Минтранса Чувашии   выразилось в:

1) незаконном заключении краткосрочных договоров от 31.10.2014 с ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и от 10.11.2014 с ОАО «АвтоВАС»;

2) незаконном открытии дополнительных рейсов ОАО «АвтоВАС» и ГУП ЧР «Чувашавтотранс»;

3) бездействии по расторжению договоров с ОАО «АвтоВАС» и ГУП ЧР «Чувашавтотранс», поскольку перевозки этими перевозчиками не осуществляются;

4) бездействии по проведению конкурса на маршруте № 112.

Заявитель сообщил также, что на сайте Минтранса Чувашии размещена информация о четырех перевозчиках, обслуживающих маршрут № 112:

1) ОАО «АвтоВАС» по краткосрочному договору № 83 от 10.11.2014 сроком на 6 месяцев;

2) ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по краткосрочному договору № 87 от 31.10.2014 сроком на 6 месяцев;

3) ООО «Павлов и К» по договору № 37 от 20.02.2012 со сроком на 5 лет;

4) ИП Никитин И.Н. по договорам № 03 от 24.12.2012 сроком на 5 лет и  по краткосрочному договору № 72 от 21.07.2014 сроком на 6 месяцев.

Заявитель просит принять к Минтрансу Чувашии меры антимонопольного реагирования.

Представители ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признали, пояснив, что ОАО «АвтоВАС» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 112 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) – Моргауши» на основании краткосрочного договора с Минтрансом Чувашии от 01.11.2013, заключенного на основании обращения ОАО «АвтоВАС». Письмом от 18.03.2014 № 05-06/1090 Минтрансом Чувашии согласовано перевозчику дополнительное время отправления автобусов (расписание) по указанному маршруту в рамках краткосрочного договора. При этом конкурс не проводился по причине отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594.

Дополнительно пояснили также, что ИП Никитин И.Н. отказался осуществлять пассажирские перевозки с Пригородного автовокзала, заключение договора с ОАО «АвтоВАС» вызвано потребностью в осуществлении пассажирских перевозок по данному маршруту именно с Пригородного автовокзала.

Представители Минтранса Чувашии также пояснили, что в настоящее время Минтрансом Чувашии проводятся конкурсные мероприятия на всю межмуниципальную маршрутную сеть Чувашской Республики.

Представитель заинтересованного лица ОАО «АвтоВАС» поддержал позицию Минтранса Чувашии, указав, что после того, как ИП Никитин И.Н. изменил место отправления автобусов с Новосельской автостанции, в связи с обращением граждан ОАО «АвтоВАС» просил Минтранс Чувашии открыть дополнительные рейсы с Пригородного автовокзала.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

03.04.2012 между ИП Никитиным И.Н. и Минтрансом Чувашии заключен краткосрочный договор № 35/2 до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

22.10.2013 ИП Никитин И.Н. обратился в Минтранс Чувашии с заявлением о заключении краткосрочного договора с изменением пункта отправления с Пригородного автовокзала на Новосельскую автостанцию в связи с низкой наполняемостью пассажирами, а также высокой загруженностью автомобильных дорог, ведущих к вокзалу.

01.11.2013 между ИП Никитиным И.Н. и Минтрансом Чувашии заключен краткосрочный договор без номера до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

31.12.2013 между ИП Никитиным И.Н. и Минтрансом Чувашии заключен краткосрочный договор № 26 до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

 

21.02.2014 письмом № 05-06/0258 ОАО «АвтоВАС» обратилось в Минтранс Чувашии с письмом (вх.№ 1035) о заключении краткосрочного договора, в том числе, по маршруту № 112, в связи с истечением срока действия договора.

24.03.2014 ОАО «АвтоВАС» обратилось в Минтранс Чувашии с письмом (вх.№ 1649) об открытии маршрута № 112 в связи с изменением пункта отправления по маршруту № 112 для ИП Никитина И.Н. с Пригородного автовокзала на Новосельскую автостанцию.

01.04.2014 между Минтрансом Чувашии и ОАО «АвтоВАС» заключен краткосрочный договор № 43 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 112 «Чебоксары – Моргауши» на период до проведения конкурса. К перевозке по указанному маршруту ОАО «АвтоВАС» приступил 11.07.2014.

Данный маршрут включен в Перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан, утвержденный Приказом Минтранса Чувашии от 10.04.2014 N 02-03/39.

Конкурс на маршрут № 112 «Чебоксары-Моргауши» объявлен приказом Минтранса Чувашии от 25.04.2014 № 02-03/49. В настоящее время конкурс приостановлен приказом Минтранса Чувашии 30.06.2014 № 02-03/76  в связи с обжалованием решения и предписания Чувашского УФАС России по делу № 30-АМЗ/06-2014 в Арбитражном суде Чувашской Республики – Чувашии.

30.06.2014 ИП Никитин И.Н. обратился в Минтранс Чувашии о заключении краткосрочного договора по маршруту № 112 в связи с истечением срока действия договора № 26 от 31.12.2013 г. на право осуществления пассажирских перевозок.

21.07.2014 между Минтрансом Чувашии и ИП Никитиным И.Н. заключен краткосрочный договор № 72 на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 112 до проведения конкурса.

31.07.2014 письмом № 051/08-4135 Минтранс Чувашии на заявление Никитина И.Н. сообщил, что ОАО «АвтоВАС», как перевозчику, осуществляющему перевозки по автобусному маршруту № 112 по краткосрочному договору от 01.04.2014 № 43 согласовано выполнение дополнительных рейсов по маршруту.

21.10.2014 на сайте Минтранса Чувашии было размещено объявление о заключении краткосрочных договоров, в том числе по маршруту № 112 со временем отправления с Пригородного автовокзала в 6-00,7-00,8-00,9-00,10-00,11-00,13-00,14-00,15-00,16-00,17-00,18-00. Требование к подвижному составу 5 автобусов, в т.ч. 1 резервный. Краткосрочный договор заключается с перевозчиком, первым подавшим заявление. Одновременно на сайте размещено объявление о заключении краткосрочного договора на маршрут № 112 со временем отправления с Пригородного автовокзала в 6-00,8-00,9-00,10-00,13-00,14-00,15-00,17-00,18-00. Требование к подвижному составу 4 автобуса, в т.ч. 1 резервный.

21.10.2014 письмом № 1907  ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обратился в Минтранс Чувашии (вх. № 6628) за заключением краткосрочного договора без конкурса на срок до 6 месяцев по социальным маршрутам, в том числе, по маршруту № 112.

21.10.2014 письмом № 05-06/2540 ОАО «АвтоВАС» обратилось в Минтранс Чувашии (вх.№ 6619) о заключении краткосрочных договоров, в том числе по маршруту № 112.

24.10.2014 ИП Никитин И.Н. в ответ на объявление Минтранса Чувашии письмами (вх. № 6709 и № 6710) обратился в Минтранс Чувашии о заключении краткосрочных договоров по маршруту № 112.

28.10.2014 письмом № 05-06/2608/1 ОАО «АвтоВАС» обратился в Минтранс Чувашии за заключением краткосрочного договора в связи с истечением  предыдущего договора.

31.10.2014 между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и Минтрансом Чувашии заключен краткосрочный договор без конкурса на срок до 6 месяцев по социальным маршрутам, в том числе, по маршруту № 112.

01.11.2014 между ОАО «АвтоВАС» и ИП Яковлевым Л.В. заключен договор № 33/а оказания услуг по организации осуществления пассажирских перевозок на регулярном пригородном маршруте, согласно которому перевозки осуществляет фактически ИП Яковлев Л.В., согласно которому ОАО «АвтоВАС» оказывает предпринимателю услуги по организации осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 112 со временем отправления из г.Чебоксары в 6-20, 10-00 и 14-00. ОАО «АвтоВАС» обязуется организовать работу автобусов предпринимателя фактически перевозки осуществлял ИП Яковлев Л.В. без конкурса и заключенного с уполномоченным органом договора.

10.11.2014 между Минтрансом Чувашии и ОАО «АвтоВАС» заключен краткосрочный договор № 83 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 112 «Чебоксары – Моргауши» на период до проведения конкурса.

Из указанного следует, что ОАО «АвтоВАС», обращаясь в Минтранс Чувашии, не собирался самостоятельно осуществлять перевозки, а предполагал использовать для работы на маршруте привлеченный подвижной состав и осуществлять функции организатора пассажирских перевозок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют также о неоднократном перезаключении краткосрочных договоров на новый срок с перевозчиками, ранее обслуживавшими маршрут, в связи с истечением срока действия договоров на право осуществления пассажирских перевозок:

- ИП Никитин И.Н. (договора № 35/2 от 03.04.2012, № 26 от 31.12.2013 г., № 72 от 21.07.2014);

- ОАО «АвтоВАС» (договора № 43 от 01.04.2014, № 83 от 10.11.2014).

Указанные договора заключались не более чем на 6 месяцев на период до проведения очередного конкурса.

Решением от 11.04.2013 по делу № 03/05-АМЗ-2013 установлено, что по истечении срока договора уполномоченный орган обязан провести конкурс. Длительное непроведение конкурса в нарушение законодательства ставит перевозчика, продолжающего осуществлять перевозки на внеконкурсной и внедоговорной основе, в преимущественное положение по сравнению с иными перевозчиками, которые проходят конкурсные процедуры назначения перевозчика на маршрут. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2013 и Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу № А79-5201/2013 установлено, что истечение сроков заключенных договоров с перевозчиками по определенным маршрутам обязывает уполномоченный орган провести такие конкурсы в установленном порядке. Таким образом, продолжается бездействие Минтранса Чувашии по проведению конкурсов в связи с окончанием срока действия договора.

В Едином реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики, размещенном на официальном сайте Минтранса Чувашии,    http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786&id=1295689 состоит 4 перевозчика:

ОАО "АвтоВАС"

Договор № 43 от 01.04.2014 на 6 мес.

Договор № 83 от 10.11.2014 на 6 мес.

ООО "Павлов и К"   

20.02.2012 Договор № 37  на 5 лет

ИП Никитин Иван Николаевич

24.12.2012 Договор № 03 на 5 лет                 21.07.2014   Договор № 72  на 6 мес.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

Договор № 87 от 31.10.2014  на 6 мес.

По информации Минтранса Чувашии, краткосрочные договоры на осуществление перевозок по маршруту № 112 «Чебоксары-Моргауши» от 10.11.2014 № 83 с ОАО «АвтоВАС», от 21.07.2014 № 72 с ИП Никитиным И.Н., от 31.10.2014 № 87 с ГУП ЧР «Чувашавтотранс»  заключены без проведения торгов в соответствии с пунктами 4.6-4.8 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 594.

Договоры на осуществление перевозок по маршруту № 112 от 20.02.2012 № 37 с ООО «Павлов и К» и от 24.12.2012 № 03 с ИП Никитиным И.Н. заключены по итогам проведенных конкурсов, информация о которых размещалась на официальном сайте Минтранса Чувашии в сети «Интернет» 02.02.2012 и 29.11.2012.

В Едином расписании пригородных маршрутов, размещенном на сайте Минтранса Чувашии http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786&id=1285465 по маршруту № 112 осуществляют перевозки:

ИП Никитин И.Н. - с Новосельской автостанции, времена отправления из Чебоксары: 6-50,7-15,7-40,8-00,8-10,8-20,8-40,9-00,9-10,9-20,9-40,10-00,10-10,10-20,10-40,11-05,11-25,11-50,12-00,12-10,12-35,13-00,13-10,13-20,13-50,14-10,14-20,14-30,14-55,15-10,15-20,15-40,16-00,16-25,16-50,17-10,17-20,17-30,18-00,18-20,18-30,19-20.

ООО «Павлов и К» - с пригородного автовокзала, время отправления  8-12,11-15,13-40,17-10.

ОАО «АвтоВАС» - с пригородного автовокзала, время отправления  7-00,11-00,16-00 (на момент возбуждения дела), 6-00, 7-00, 8-00, 9-00, 10-00, 11-00, 13-00, 14-00, 15-00, 16-00, 17-00, 18-00 (на момент вынесения решения).

Согласно паспорту маршрута, согласованному в 2012 году Минтрансом Чувашии ИП Никитину И.Н., схема маршрута начинается в Новосельской автостанции г.Чебоксары, и включает 66 рейсов. Кроме того, 31.12.2013 ИП Никитину И.Н. утвержден новый паспорт маршрута № 112 с Новосельской автостанции. Паспорт маршрута № 112 согласован также ООО «Павлов и К» Минтрансом Чувашии в 2012 году.

В 2014 году согласован паспорт маршрута № 112 также ГУП ЧР «Чувашавтотранс», которому также согласовано расписание, с пунктом отправления автобусов с Пригородного автовокзала.

В соответствии с паспортом маршрут № 112 открыт 26.03.2008 года. 17.11.2014 Минтранс Чувашии согласовал ОАО «АвтоВАС» новый паспорт на маршрут № 112 со временем отправления 6-00,7-00,8-00,9-00,10-00,11-00,13-00,14-00,15-00 (9 рейсов). Согласно расписанию, утвержденному ОАО «АвтоВАС» в 2014 году, предусмотрено осуществление 12 рейсов: 6-00, 7-00, 8-00, 9-00, 10-00, 11-00, 13-00, 14-00, 15-00, 16-00, 17-00, 18-00.

Минтранс Чувашии в ответ на обращения ОАО «АвтоВАС» от 18.03.2014 № 05-06/1090 (вх.№ 1649 от 24.03.2014) и от 10.04.2014 № 05-06/1213 согласовал обществу дополнительное время отправления автобусов (9 рейсов), расписание по маршруту № 112.

Согласно письму Минтранса Чувашии от 30.10.2014 № 02/33-6855, сводное расписание движения автобусов формируется Минтрансом Чувашии на основании согласованных Министерством листовых расписаний движения автобусов по межмуниципальным маршрутам. После согласования ОАО «АвтоВАС» дополнительного времени отправления по обслуживаемому маршруту № 112 соответствующие изменения были внесены в сводное расписание движения автобусов.

Из документов следует, что в 2014 году Минтрансом Чувашии согласовано расписание ГУП ЧР «Чувашавтотранс», а также ОАО «АвтоВАС», кроме предусмотренных по расписанию в 7-00, 11-00, 16-00 (введено с 01.06.2007) были дополнительно согласованы и утверждены рейсы в 6-00,8-00, 9-00,10-00, 13-00, 14-00,15-00,17-00, 18-00 без конкурса, без публичного информирования, без заключения дополнительного договора.

Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Минтранса Чувашии нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики регулирует Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее- Закон ЧР № 48). В соответствии с данным законом организация регулярных пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляется уполномоченным органом.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

В соответствии  с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 06.06.2012 N 217, Минтранс Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии с указанным законом маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования средств автомобильного транспорта от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Уполномоченный орган согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок, участвует в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации, публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов регулярных перевозок, расписание движения и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг (статья 7 Закона ЧР №48).

В соответствии со статьей 4 Закона ЧР № 48 перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике осуществляется на конкурсной основе. Договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 26.12.2012 №594 (далее – Положение о порядке проведения открытого конкурса).

Согласно пункту 1.2. Правил изменение расписания движения автобусов - изменение количества остановочных пунктов или времени отправления и прибытия рейса (рейсов) на существующем регулярном автобусном маршруте. В силу части 2.9 изменение расписания движения автобусов возможно при изменении регулярного автобусного маршрута, под которым понимается увеличение или сокращение его протяженности. Решение об изменении регулярного автобусного маршрута принимается уполномоченным органом по заявлению перевозчика, обслуживающего данный регулярный автобусный маршрут, и (или) по ходатайству органа местного самоуправления муниципального образования, по территории которого проходит регулярный автобусный маршрут.

В соответствии с п. 4.9 Правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594 (далее- Правила), регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, утвержденных уполномоченным органом паспорта маршрута и расписания движения автобусов.

Вместе с указанным договором уполномоченный орган выдает перевозчику карточку разрешения на право работы автобуса на маршруте (далее - карточка разрешения) установленного образца на каждый автобус, по одному экземпляру, утвержденные паспорт маршрута и расписание движения автобусов. Карточка разрешения является подтверждением заключения перевозчиком с уполномоченным органом договора и должна размещаться в нижней части лобового стекла автобуса. Форма карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте, порядок ее выдачи, учета и изъятия устанавливаются уполномоченным органом.

Осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршрутам и расписанию движения автобусов, не утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом, запрещается. Изменения расписания движения автобусов утверждаются уполномоченным органом (абзац 3 пункта 4.9 Правил).

Абзацем третьим части 5 статьи 4 Закона ЧР № 48 установлено, что заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком, в том числе в случае истечения срока договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» создание органом власти отдельному хозяйствующему субъекту возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке указывает на признаки ограничения конкуренции.

Комиссия приходит к выводу, что перезаключение краткосрочных договоров на новый срок с перевозчиками, ранее обслуживавшими маршрут, бездействие по проведению конкурса, утверждение расписания и паспорта маршрута № 112 в 2014 году ОАО «АвтоВАС» и ГУП ЧР «Чувашавтотранс» без проведения конкурса приводит, по мнению, к созданию необоснованных преимуществ указанным хозяйствующим субъектам для осуществления пассажирских перевозок по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые получают данное право на конкурсной основе.

Системный анализ приведенных правовых норм свидетельствует об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в расписание движения автобусов, поскольку не имелось изменение протяженности маршрута. Минтрансом Чувашии не представлены документы, являющиеся основанием для внесения изменений в расписание.

Конкурсы на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородном автобусном маршруте № 112 «Чебоксары-Моргауши» со временем отправления из г.Чебоксары 6-00,8-00, 9-00,10-00, 13-00, 14-00,15-00,17-00, 18-00, обслуживаемые ОАО «АвтоВАС» не проводились.

Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транс­портом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские авто­бусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго­родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняю­щиеся расписанию код (60.21.13).

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреп­лен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных моно­польных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключаю­щаяся в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршру­тах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом за­висит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынок пассажирских перевозок в Чувашской Республике является конкурентным, так как на данном рынке осуществляют деятельность множество хозяйствующих субъектов. Утверждение расписания отдельному перевозчику без договора и без проведения конкурса не обеспечивает равный доступ всем участникам на товарный рынок оказания соответствующих услуг, приводит к устранению конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Чувашской Республике.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к итоговому заключению о нарушении Минтрансом Чувашии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в утверждении ОАО «АвтоВАС» уполномоченным органом расписания движения автобусов по маршруту № 112 без проведения конкурса и заключения договора, что противоречит части 4 статьи 4 Закона ЧР № 48 и п. 4.9 Правил, и создает преимущественные условия деятельности данному обществу на рынке междугородных пассажирских перевозок по сравнению с другими перевозчиками, имеющими доступ на данный рынок только на конкурсной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам власти обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В настоящее время Приказом Минтранса Чувашии от 16.01.2015 № 02-03/4 объявлен конкурс, в том числе на маршрут №112:

лот № 6 пригородный автобусный маршрут № 112 «Чебоксары (Новосельская автостанция) – Моргауши»:

отправление из г. Чебоксары: 8-10, 9-10, 10-10, 12-00, 13-10, 14-20, 15-10, 17-20, 18-20;                                                                                                                                                                                                                                                     

отправление из н.п. Моргауши: 7-40, 9-00, 10-20, 11-45, 12-40, 13-55, 15-40, 16-30, 18-30.

Требования к подвижному составу: 4 автобуса, в т.ч. 1 резервный.

лот № 7 пригородный автобусный маршрут № 112 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) –  Моргауши»:

отправление из г. Чебоксары (Пригородный автовокзал) ежедневно: 7-00, 11-00, 16-00;

отправление из с. Моргауши ежедневно: 8-30, 12-30, 17-30.

Требования к подвижному составу: 2 автобуса, в т.ч. 1 резервный.

По информации ОАО «АвтоВАС» (письмо от 25.12.2014№ 05-06/2861), с 16.12.2014 соглашением расторгнут договор с ИП Яковлевым Л.В., в настоящее время обслуживание маршрута № 112 «Чебоксары-Моргауши» осуществляется собственным подвижным составом.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по утверждению ОАО «АвтоВАС» расписания движения автобусов по маршруту № 112 «Чебоксары-Моргауши» без проведения торгов нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены утвержденного ОАО «АвтоВАС» расписания движения автобусов по маршруту № 112 и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                               «…»

 

Члены Комиссии                                                                           «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 35/05-АМЗ-2014

 

20 января 2015 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 20.01.2015 по делу № 35/05-АМЗ-2014 о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

1. В срок до 20 февраля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении ОАО «АвтоВАС» расписания движения автобусов по маршруту № 112 «Чебоксары-Моргауши» без проведения торгов путем:

а) отмены утвержденного ОАО «АвтоВАС» расписания движения автобусов по маршруту № 112;

б) совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции путем проведения конкурса по маршруту № 112 в соответствии  с частью 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 26.12.2012 №594.

 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 21 февраля 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

Председатель Комиссии                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны