Решение №05-04/4457 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 3 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 03/05-АМЗ-2018                                                                                    г. Чебоксары

                                                                                                                    

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 03/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

 

при присутствии на заседании Комиссии заявителей:

- представителя ИП  Александровой З.Г.  «…»

- представителя ИП Макаровой К.А. «…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителей:

- ООО «Резерв»;

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- администрации г. Чебоксары Чувашской Республики;

при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- Автономное учреждение «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток»:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей «…»., по доверенности от 27.11.2017,

 

рассмотрев материалы дела № 03/05-АМЗ-2018, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

                                                    

В Чувашское УФАС России поступили обращения:

- ООО «Резерв» от 20.11.2017 (вх. Управления от 20.11.2017 № 05-04/7739) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг катания с горки на надувных тюбингах (место оказания услуги:  Чувашская Республика, г. Чебоксары, правый склон у монумента Матери-Покровительницы, координаты: ш. 56.148 д. 47.242). Также считает, что ФСК «Восток» незаконно предоставляет услуги по прокату коньков;

- ООО «Резерв» от 28.11.2017 (вх. Управления от 28.11.2017 № 05-04/7922) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному строительству старт-площадки в виде деревянной горки и установки пункта надувных тюбингов;

- ООО «Резерв» от 10.12.2017 (вх. Управления от 11.12.2017 № 05-04/8204) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг  по прокату лыж, продаже кофе и лимонада;

- ООО «Резерв» от 09.12.2017 (вх. Управления от 11.12.2017 № 05-04/8205) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг  по прокату спортивного и пляжного инвентаря  (беседка с мангалом,  надувной матрац, шашки, шахматы и прочее);

- ООО «Резерв» от 15.12.2017 (вх. Управления от 81.12.2017 № 05-04/8365) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг   катания с горки на надувных тюбингах;

- ООО «Резерв» от 11.12.2017 (вх. Управления от 11.12.2017 № 05-04/8206 и от 11.12.2017 № 05-04/8207) ) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг  по  прокату лодок и катамаранов на «Левобережном» пляже реки Волга;

- ООО «Резерв» от 26.12.2017 (вх. Управления от 26.12.2017 № 05-04/8606) на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по незаконному предоставлению права ФСК «Восток»  по оказанию услуг  по прокату  коньков и тюбингов;

-   «…»  (вх. Управления от 21.12.2017 № 05-04/8496) на действия Управления физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по незаконному предоставлению  организации проката спортинвентаря и велопроката, без конкурсных процедур, предусмотренных действующим законодательством;

- «…» (вх. Управления от 21.12.2017 № 05-04/8495) на действия Управления физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по незаконному предоставлению  организации проката надувных саней (тюбингов) возле монумента «Матери-покровительницы», организации горки на территории залива.

 

В связи с наличием в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики признаков нарушения  частей 1 и 3 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в предоставлении права на организацию досуга и отдыха АУ ФСК «Восток» без проведения надлежащих конкурсных процедур, в рамках постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  от 23.10.2017 г. № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017 – 2018 гг.», также муниципального задания на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, выданного АУ «ФСК «Восток», а также предоставление АУ «ФСК «Восток» без конкурсных процедур права на размещение объектов нестационарной торговли- пункт надувных тюбингов, проката лыж, продажа кафе и лимонада,  проката спортивного и пляжного инвентаря  (беседка с мангалом,  надувной матрац, шашки, шахматы и прочее), велопроката,  Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» письмом от 10.01.2018 № 05-04/104  рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 29 января 2018 года, путем  исключения из постановления от 23.10.2017 г. № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017 – 2018 гг.» ответственного лица за организацию досуга и отдыха  - АУ «ФСК «Восток», а также отмены муниципального задания на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, выданного АУ «ФСК «Восток», т.е. направления письма о прекращении права организации досуга и отдыха на территории г. Чебоксары Чувашской Республики.

 

В ответ на направленное письмо УФАС по ЧР, администрация письмом от 02.02.2018 № 244 (вх. Управления от 05.02.2018 № 05-04/726) сообщила следующее. Администрация города Чебоксары постановлением от 22.12.2017 г. № 2955, внесла изменения в постановление от 23.10.2017 г. № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017-2018 г.г.». строку 9 раздела «Катки массового катания», исключив АУ «ФСК «Восток» из лиц ответственных за организацию катка массового катания на территории Красной площади, в том числе и проката коньков.

Указание в постановлении администрации города Чебоксары от 23.10.2017 т. № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017-2018 г.г.» АУ «ФСК «Восток» ответственным лицом не является заданием учреждения.

АУ «ФСК «Восток» осуществляет свою деятельность на Красной площади согласно договору безвозмездного пользования земельным участков с кадастровым номером 21:01:020101:150 от 22.1 1.2017 г. № 239/650-лбз и уставу учреждения. предусматривающего право оказывать услуги по прокату инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха.

Муниципальные задания, выданные АУ «ФСК «Восток» за 2015, 2016, 2017 год не могут быть отменены, так как они являются исполненными, кроме того, отмена муниципального задания не предусмотрена действующим законодательством.

В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в устав АУ «ФСК «Восток», и корректируется муниципальное задание.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 09.02.2018 № 9 возбуждено дело № 03/05-АМЗ-2018 в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физической культуре и спорте в РФ).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте в РФ массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Из статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует, что полномочиями органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта являются: популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения; организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан; осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.

 

3. Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Закона создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения городского округа перечислены в статье 16 Федерального закона №131-ФЗ.

Функции по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и по обеспечению условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа относятся к полномочиям местного значения городского округа (пункт 19 части 1 статьи 16 ФЗ №131-ФЗ), передача хозяйствующим субъектам указанных функций ФЗ № 131-ФЗ не  предусмотрена.

 

4. Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон  №174-ФЗ).

На основании части 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В силу статьи  4 Закона №174-ФЗ  основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1).  

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (часть 2). При этом финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных  за  автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона №174-ФЗ).

 

5. Из пункта 2.1 устава АУ «ФСК «Восток» следует, что основной деятельностью автономного учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры, спорта и туризма.

Предметом деятельности автономного учреждения являются (пункт 2.4. Устава):

- создание условий для оказания физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям муниципальных услуг на базе Учреждения;

- создание условий для сохранения, улучшения физического, нравственного и психического здоровья жителей города Чебоксары;

- организация и проведение соревнований;

- предоставление услуг населению в области физической культуры и спорта;

- сотрудничество с различными спортивными учреждениями, организациями, объединениями;

- создание благоприятных условий для объединения специалистов в различных областях спорта в целях профессионального единства, обмена опытом, реализации творческого, научного потенциалов, совершенствование теоретических знаний, техники, тактики и стратегии;

- развитие собственной материально-технической базы;

- ведение любой хозяйственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в порядке, определяемом действующим законодательством в целях получения финансовых средств для выполнения уставных целей и задач.

 

6. Муниципальное задание на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, выданное АУ «ФСК «Восток», предусматривает выполнение следующих видов работ:

1) Организация и проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания. (Составление расписания занятий, ведение журнала учёта посещаемости, обучение навыкам двигательной активности, проведение бесед с населением о пользе занятий физической культурой и спортом, о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Участие в спортивных мероприятиях, проводимых на территории г.Чебоксары. Обеспечение безопасных условий при проведении физкультурно-спортивных занятий).

2) Организация и проведение спортивных мероприятий. (Разработка Положения о проведении спортивного мероприятия и доведение утверждённого Положения до участников спортивных мероприятий. Организация работы судейской коллегии. Медицинское обеспечение спортивного мероприятия. Создание безопасных условий при проведении спортивных мероприятий. Организация награждения победителей и призёров. Составление отчёта о проведённом спортивном мероприятии).

Из вышеизложенного следует, что ни Уставом АУ «ФСК «Восток», ни муниципальным заданием на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусмотрено оказание АУ «ФСК «Восток» таких услуг как оказание услуг по организации досуга жителей города Чебоксары.

При этом, как следует из задания, определенным постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 23.10.2017 № 2488 АУ «ФСК «Восток» должен организовать следующие мероприятия:  катание на детских снегоходах и катание со старт-площадки на надувных тюбингах с установкой старт-площадки и пункта проката надувных тюбингов; катание на надувном банане, катание с детской горки, катание на семейном паровозе; катание со старт-площадки на надувных тюбингах с установкой старт-площадки и пункта проката надувных тюбингов; катание на коньках с организацией пункта проката коньков; катание на естественном склоне на надувных тюбингах с установкой защитного деревянного борта и пункта проката надувных тюбингов.

Т.е. задание не соответствует  требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и выходит за рамки муниципального задания.

 

7. В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено Положение о создании условий для организации досуга, отдыха и спота на территории  города Чебоксары в зимний и летний периоды (далее – Положение).

Пунктом 2.2 приложения №1 указанного Положения установлено, что в целях создания условий для обеспечения населения досугом, отдыхом и спортом путем привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для реализации их возможностей в предоставлении разнообразных видов услуг проводится конкурс на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (далее - конкурс).

Согласно пункту 2.3 приложения №1 Положения по результатам проведения конкурса администрацией города заключается договор на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (далее – договор) на срок, указанный в условиях конкурса.

Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено также Положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период (далее – Положение о конкурсе).

При этом, положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период  при предоставлении прав  на размещение НТО администрацией г. Чебоксары  АУ ФСК «Восток» не соблюдено, в связи с тем, что учреждение оказывает услуги без участия в конкурных процедурах, предусмотренных действующим законодательством.

 

8. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее- Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено Положение о создании условий для организации досуга, отдыха и спота на территории  города Чебоксары в зимний и летний периоды (далее – Положение).

Пунктом 2.2 приложения №1 указанного Положения установлено, что в целях создания условий для обеспечения населения досугом, отдыхом и спортом путем привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для реализации их возможностей в предоставлении разнообразных видов услуг проводится конкурс на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (далее - конкурс).

Согласно пункту 2.3 приложения №1 Положения по результатам проведения конкурса администрацией города заключается договор на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (далее – договор) на срок, указанный в условиях конкурса.

Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено также Положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период (далее – Положение о конкурсе).

Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 23.10.2017 № 2488 АУ «ФСК «Восток» должен организовать следующие мероприятия:  катание на детских снегоходах и катание со старт-площадки на надувных тюбингах с установкой старт-площадки и пункта проката надувных тюбингов; катание на надувном банане, катание с детской горки, катание на семейном паровозе; катание со старт-площадки на надувных тюбингах с установкой старт-площадки и пункта проката надувных тюбингов; катание на коньках с организацией пункта проката коньков; катание на естественном склоне на надувных тюбингах с установкой защитного деревянного борта и пункта проката надувных тюбингов.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как рынок оказания услуг по организации досуга жителей города Чебоксары  Чувашской Республики.

 

9. Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения).

При определении географических границ исследуемого локального рынка необходимо учитывать все земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения во избежания  создания условий для наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.

Согласно пункту 10.7 Порядка, при определении границ рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие  в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные  внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

В соответствии с Уставом (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 № 40), город Чебоксары- является столицей  Чувашской Республики.

Муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным Законом  Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом  городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» статусом городского округа.

В рассматриваемом случае, границы рынка ограничены полномочия по предоставлению которых имеются у администрации города Чебоксары Чувашской Республики.

Таким образом, за географические границы рынка оказания услуг по организации досуга жителей были приняты административные границы – город Чебоксары  Чувашской Республики.

 

10. В соответствии  с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае, действия администрации ограничивают (могут ограничить) потенциальных участников по получению права на организацию досуга и отдыха, ввиду не соблюдения требований действующего законодательства.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

По смыслу положения об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении права на организацию досуга жителей заинтересованное лицо не лишено возможности подать заявления о предоставлении ему права при наличии иных претендентов. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на получение права.

Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества.

Такой способ предоставления права отвечает принципу сочетания интересов общества и  конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления права конкретному лицу.

В рассматриваемом случае в действии администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  имеются следующие признаки  нарушения антимонопольного законодательства:

- незаконное предоставление права на муниципальную услугу, которая не предусмотрена Федеральным  законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"- право предоставлено постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  от 23.10.2017 г. № 2488;

- незаконная передача  полномочий органа местного самоуправления АУ ФСК «Восток» (запрещенная ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции) - АУ «ФСК» Восток» осуществляет действия по  организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары, в результате чего  администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики не проведены конкурсные процедуры   по получению права на предоставление досуга и отдыха  и, соответственно, устранена конкуренция;

- предоставление права без торгов- право АУ «ФСК» Восток» осуществлять досуг, отдых на территории города Чебоксары, в том числе   выдачу спортивного инвентаря (лыжи, коньки, надувные тюбинги и прочее).

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту – это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способное привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.    

Таким образом, предоставленное право организации досуга и отдыха является с нарушением требований действующего законодательства, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и  считается недействительным с момента его предоставления.

Изложенные обстоятельства не могут не влиять на конкуренцию, поскольку в случае незаконного предоставления преференции хозяйствующему субъекту, иные участники ограничены в получении данного права.

 

«…» письмом от 22.05.2018 (вх. Управления от 24.05.2018 № 05-04/3158) по вопросу убытков на рассматриваемом рынке в связи с представлением права администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики АУ «ФСК» Восток» осуществлять досуг, отдых на территории города Чебоксары, в том числе   выдачу спортивного инвентаря (лыжи, коньки, надувные тюбинги и прочее) предоставила следующую информацию. На летнем конкурсе на размещение нестационарных объектов организации досуга и спорта на территории залива (Красной площади) на период с 01.05.17 - 01.09.19 гг. было выставлено 2 места под услуги велопроката: №218, №215. За каждое из этих мест, ФСК «Восток» предложил сумму в "..." руб. за точку, т.е. одинаковые. Следовательно, маловероятно, что сумма превысила бы данное значение, будь на конкурсе еще одно, 3-е место. Суммы же, которые были предложены ИП Макаровой К.А., значительно превысили те, что предложил ФСК «Восток». Соответственно, ФСК «Восток» едва ли был бы победителем в конкурсе, чего не скажешь про ИП Макарову, которая признана победителем на оба места на территории Красной площади.

При определении предполагаемой суммы за участие в конкурсе на 3-е место, на территории набережной, взята за основу наиболее близкая, территориально, точка велопроката ИП Макаровой К.А. под № 215. Это сумма составляет "..." руб.

За основу расчетов предполагаемой выручки, был взят анализ сопоставимых рынков, а именно наиболее близкая территориально, точка велопроката ИП Макаровой К.А. № 215. А так же ИП Макаровой К.А. был проведен визуальный мониторинг и примерное исследование дохода велопроката ФСК «Восток», который действовал на территории набережной. Исходя из этих данных, дневная выручка составляла "..." руб. в будни и "..." руб. в субботу и воскресенье. Охватываемый период, это 124 дня, из которых 89 рабочие дни и 35 выходных. "...". Следовательно, в период с 01.05.17 - 01.09.17 предполагаемый доход составил - "..." ("...") рублей. Что бы быть более достоверным, следует из предполагаемого дохода вычесть дни, когда велопрокат по причине плохой погоды не работал, или работал не целый день. Но так же, следует учесть, что выручка в праздничные дни, как правило, значительно выше, чем в обычные. Поэтому из суммы "..." вычитается примерно 15%, получается "..." руб.

Исходя из приведенных выше данных, мы получаем формулу:

УВ= ПД-А-ЗР-НИ

В формуле используются эти значения:

УВ - упущенная выгода – «…»

ПД - потенциальный доход – «…»

А - аренда – «…»

ЗР - зарплата сотруднику «…»

НИ - налоговые издержки.»…»

«…»

Общий доход велопроката мог бы составить – «…» руб.

 

С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики нарушены требования частей  1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 21.05.2018 № 836 «О признании утратившим силу постановления администрации города Чебоксары от 23.10.2017 № 2488»  администрации постановила постановление администрации города Чебоксары от 23.10.2017 № 2488 «Об организации отдыха населения в зимний период 2017-2018гг.» признать утратившим силу.

В связи с чем, Комиссией принято решение об отсутствии в необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики нарушением частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны