Решение №05-04/4528 Решение Управления в отношении администрации Янтиковского ра... от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 26/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                                      г. Чебоксары

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2017 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 26/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчика- администрации Янтиковского района  Чувашской Республики:

-  «…»

 

 

рассмотрев материалы дела № 26/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Янтиковского района Чувашской Республики по  признакам   нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашское УФАС России, ознакомившись с  постановлением  администрации  Янтиковского района Чувашской Республики от 23.09.2016 № 279 «О проведении осенней праздничной ярмарки «Дары осени-2016» установило, что  вышеназванным постановлением создаются условия для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей района (преамбула постановления).

На основании пункта 3  части 2 статьи 39 Федерального   закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с наличием в действиях администрации признаков нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" возбуждено настоящее дело (приказ от 28.04.2017 № 69).

 

Администрация Янтиковского района Чувашской Республики письмом от 21.06.2017 № 1702 сообщила следующее. Понятие нормативного правового акта дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются, издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, правовой акт является нормативным в случае, если содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 6 Устава Янтиковского района, принятою решением Собрания депутатов Янтиковского района 06.02.2012 № 19/1 (с изменениями от 14.09.2012, 27.09.2013, 26.06.2014, 17.11.2014, 20.02.2015, 12.05.2016), муниципальные правовые акты Янтиковского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в информационном издании «Вестник Янтиковского района». Муниципальные правовые акты Янтиковского района, имеющие нормативный характер, публикуются в информационном издании «Вестник Янтиковского района» в течение 10 дней со дня их принятия, если иное не установлено настоящим уставом.

Постановление Администрации от 23.09.2016 №279 «О проведения осенней праздничной ярмарки «Дары осени-2016» требованиям, установленным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48, не отвечает, в информационном издании «Вестник Янтиковского района» не опубликовывалось.

Таким образом, Постановление не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Кроме того, Постановление по своему характеру имело разовый однократный характер, было ограничено по времени действия исходя из его действия - 01.10.2016, а потому в настоящее время не действует, и оснований для применения мер реагирования не имеется.

Понуждение— ПОНУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый ( ён, ена); сов., кого (что) (книжн.). Заставить сделать что н., принудить. П. к согласию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 ...

Постановление не устанавливает запреты, не вводит ограничения в отношении свободного перемещения товаров между муниципальными образованиями в границах Чувашской Республики, не вводит ограничения продажи отдельных видов товаров на территориях муниципальных образований в границах Чувашской Республики, не понуждает хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, не устанавливает для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, не дискриминирует хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры, поскольку не носит нормативного, обязательного характера для граждан и юридических лиц.

Пунктом 4 Постановления, в отсутствие обязательности для исполнения, кроме того, лишь рекомендовано принять участие в показе и распродаже сельскохозяйственной продукции и изделий декоративно-прикладного искусства. Таким образом, указанные в п.4 Постановления лица могли не исполнять его, ответственность за неисполнение указанного пункта не установлена.

На основании изложенного, администрация Янтиковского района просила прекратить производство по делу № 26/05-АМЗ-2017 в связи с отсутствием события правонарушения.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

 

3. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

 

4. Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

Постановлением  администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 23.09.2016 № 279 «О проведении осенней праздничной ярмарки «Дары осени-2016» создаются условия для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей района (преамбула постановления), что ограничивает возможности участников рынка, осуществляющих свою деятельность за пределами Чувашской Республики.

Согласно вышеуказанному постановлению, места для организации торговли предоставляются исключительно местным производителям сельскохозяйственной продукции (города и (или) из Чувашской Республики), что ограничивает (может ограничить) возможности  участников рынка, осуществляющих свою деятельность за пределами Чувашской Республики.

 

5. Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Администрация, принимая вышеуказанное постановление действовала в нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в связи с наличием в данном постановлении информации для товаропроизводителей района о создании благоприятных условий, минуя производителей, находящихся за пределами республики.

Из постановления усматривается, что в Дни проведения ярмарки предоставляются  места  исключительно местным производителям продукции, что свидетельствует о том, что товаропроизводители, находящиеся за пределами республики, но желающие участвовать в ярмарках, поставлены в неравные условия.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в действиях админстрации Янтиковского района Чувашской Республики имеется нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Администрация Янтиковского района Чувашской Республики предоставила  копию постановления администрации Янтиковского района Чувашской Республики  от 21.06.2017 № 246 «О пизнании утратившим силу постановление администрации Янтиковского района», согласно которому признается утратившим силу постановление администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 23.09.2016 № 279 «О проведении осенней праздничной ярмарки «Дары осени -2016».

В связи с чем, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

 

 

 

                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать совершенные администрацией Янтиковского района Чувашской Республики действия нарушением пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

2. Рассмотрение дела № 26/05-АМЗ-2017, возбужденное в отношении администрации Янтиковского района Чувашской Республики производством прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                           «…»

 

 

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны