Решение №05-04/4757 Решение Управления в отношении Министерства транспорта и дор... от 1 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 14/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2015 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 14/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании:

от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

«…»

от заинтересованного лица Производственного кооператива «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие №2»

«…»

в отсутствии надлежащим образом извещенного заявителя,

рассмотрела дело № 14/05-АМЗ-2015, возбужденное в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – Минтранс Чувашии) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка определения победителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП Сергеева А.В. (вх. №792 от 06.02.2015), на неправомерные действия  Минтранса Чувашии, выразившееся в заключении по результатам конкурса договора с ПК «ЧПАП №2», представившим недостоверные сведения в составе заявки, а именно, представлены автобусы, не имеющие страховки, не оборудованные ремнями безопасности.

По мнению заявителя, в необоснованном выборе победителя и в заключении договора с ПК «ЧПАП №2», имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в необоснованном допуске ПК «ЧПАП №2» к участию в конкурсе и в нарушении порядка определения победителя, поскольку нарушены интересы ИП Сергеева А.В., занявшего второе место по результатам конкурса, который в случае правильного рассмотрения заявок и отказе в допуске ПК «ЧПАП №2» вправе был претендовать на заключение контракта.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии своего представителя не направил. Письмом от 10.04.2015 (вх.№05-05/2692) сообщил об отзыве своего заявления на действия Минтранса Чувашии.

Комиссия, рассмотрев данное обращение, приходит к выводу, что отзыв заявления не является для Комиссии основанием для прекращения производства по делу, Комиссия не ограничено доводами заявления и рассматривает дело по существу.

Представитель Минтранса Чувашии нарушение антимонопольного законодательства не признал, сообщил, что договор с ПК «ЧПАП №2» заключен по результатам конкурса. В соответствии с пунктом 4.11 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, если в течение 20 календарных дней после подведения итогов конкурса организатору конкурса станут известны факты недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных на конкурс победителем, победителем признается следующий по количеству набранных по результатам конкурса баллов участник.

В течение указанного срока сведений о недостоверности информации, представленной в заявке ПК «ЧПАП №2» в Минтранс Чувашии не поступали. Положением не предусмотрен пересмотр итогов конкурса при поступлении сведений о недостоверности представленных победителем конкурса информации по истечении 20 календарных дней. В настоящее время по причине пропуска срока, предусмотренного пунктом 4.11 Положения, основания для проверки достоверности представленной в составе заявки ПК «ЧПАП №2» информации у Минтранса Чувашии отсутствуют.

Также Минтранс Чувашии считает, что к заявке ПК «ЧПАП №2» были приложены все документы, необходимые для допуска к конкурсу, в том числе договор страхования транспортных средств с приложением списка застрахованных транспортных средств. Оснований для отказа в допуске ПК «ЧПАП №2» к участию в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 599 «Чебоксары-М.Кармалы» у Минтранса Чувашии отсутствовали.

Заинтересованное лицо ПК «ЧПАП №2» не согласился с доводами заявителя, указав, что пассажирские перевозки по маршруту № 599 осуществляются  автобусами, приобретенными в лизинг или в кредит, соответственно, паспорта транспортных средств находятся в ПАО «Промсвязьбанк» и в ООО «Вэб-Лизинг». На каждое транспортное средство имеется свидетельство о внесении в конструкцию транспортных средств изменений, пассажирские сиденья автобусов оборудованы ремнями безопасности.

В соответствии с требованиями технического регламента ремни безопасности предназначены для установки на каркасы пассажирских сидений автобусов категории М2, М3, что подтверждается сертификатами соответствия, согласно которым предприятие имеет возможность устанавливать дополнительное оборудование, в том числе, ремни безопасности. По мнению кооператива, класс и вместимость соответствовали требованиям конкурсной документации, оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе у Минтранса Чувашии не имелось.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.12.2014 по делу № А79-8169/2014 иск ПК «ЧПАП №2» к Минтрансу Чувашии о признании недействительным одностороннего расторжения договора удовлетворен, уведомление от 23.09.2014 №051/08-4936 об одностороннем расторжении договора от 24.03.2014 №46 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте признано недействительным.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

 

Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики регулирует Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее- Закон ЧР № 48). В соответствии с данным законом организация регулярных пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляется уполномоченным органом.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

В соответствии  с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 06.06.2012 N 217, Минтранс Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Закона ЧР № 48 перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 26.12.2012 №594 (далее – Положение о порядке проведения открытого конкурса).

Приказом Минтранса Чувашии от 04.02.2014 № 02-03/13 определено провести  открытый конкурс  на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа и утвердить конкурсную документацию.

Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 26.12.2012 №594 (далее – Положение о порядке проведения открытого конкурса).

Для участия в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, на Лот №7 подано 3 заявки от ИП Васильева В.Н., ПК «ЧПАП № 2», ИП Сергеева А.В.

К участию в конкурсе допущены ПК «ЧПАП № 2» и ИП Сергеев А.В. Заявка ИП Васильева В.Н не допущена в связи с предоставлением документов, содержащих неполную либо недостоверную информацию.

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 14.03.2014 № 3 по Лоту № 7 результаты оценки заявок участников конкурса составили:

ИП Сергеев А.В. – 150 баллов;

ПК «ЧПАП № 2» – 175 баллов.

По итогам проведенного в марте 2014 г. конкурса победителем по лоту № 7 (маршрут № 599 «Чебоксары (Центральный автовокзал) – М.Кармалы») был выбран ПК «ЧПАП №2».

24 марта 2014 между Минтрансом Чувашии и ПК «ЧПАП №2» заключен договор № 46 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 599 и 519 сроком на 5 лет.

В соответствии с п.7.7 Конкурсной документации, если после подведения итогов конкурса Организатору конкурса станут известны факты недостоверности информации, представленной на конкурс победителем, или последний откажется от подписания договора в течение 20 дней после дня объявления победителя конкурса, победителем признается следующий по количеству набранных по результатам конкурса баллов конкурсант.

В соответствии с пунктом 4.11 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594, если в течение 20 календарных дней после подведения итогов конкурса организатору конкурса станут известны факты недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных на конкурс победителем, победителем признается следующий по количеству набранных по результатам конкурса баллов участник.

Положением не предусмотрен пересмотр итогов конкурса при поступлении сведений о недостоверности представленных победителем конкурса информации по истечении 20 календарных дней.

Итоги конкурса подведены 14.03.2014,  договор № 46 между Минтрансом Чувашии и ПК «ЧПАП №2» об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 599 и 519 заключен 24.03.2014 сроком на 5 лет, информация о представлении в составе заявки недостоверной информации и неисполнении перевозчиком условий конкурса поступила в Минтранс Чувашии 23.04.2014, т.е. по истечение 20 календарных дней после подведения итогов конкурса.

С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии Минтранса Чувашии возможности для пересмотра результатов конкурса по основаниям, предусмотренным п.7.7 Конкурсной документации и п. 4.11 Положения о порядке проведения конкурса.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в действиях (бездействии) Минтранса Чувашии имеется нарушения антимонопольного законодательства при проведении конкурса в силу следующего.

Пунктом 8 Информационной карты конкурсной документации установлен перечень документов, обязательных для представления в составе заявки, в том числе справка об автобусах, которые будут эксплуатироваться на маршруте, по моделям и вместимости с указанием государственных регистрационных номеров, года выпуска каждой единицы по форме, предусмотренной конкурсной документацией.

Приложением №6 конкурсной документации утверждена форма справки об автобусах, которые будут эксплуатироваться на маршруте, по моделям и вместимости с указанием государственных регистрационных номеров, года выпуска каждой единицы. Согласно данной справке необходимо указать следующую информацию - оснащение в соответствии с условиями конкурса и конкурсным предложением (ремни безопасности, тахограф (с указанием даты последней госпроверки), безналичная оплата проезда, оборудование для перевозки маломобильных групп населения и т. д.).

Федеральным законодательством установлены обязательные требования к безопасности пассажирских перевозок на междугородных маршрутах. В соответствии с п. 4.1. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Оснащение ремнями безопасности производится в порядке, установленном приказом МВД РФ от 07.12.2000 № 1240.

В заявке ПК «ЧПАП №2» указал сведения об оснащении автобусов  ремнями безопасности (стр.37 заявки). Однако Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в паспортах транспортных средств, приложенных в составе заявки по автобусам марки FST613,  рег. номера Е175ВН 21, В930ХУ 21 отсутствует отметка об оснащении ремнями безопасности.

Минтранс Чувашии на запрос Чувашского УФАС России письмом от 07.05.2015 № 02/29-2298 сообщил, что документы, свидетельствующие об оснащении ремнями безопасности транспортных средств марки FST613 (регистрационные номера Е175ВН 21, В930ХУ 21), заявленных на конкурс ПК «ЧПАП №2» по маршруту № 599 «Чебоксары (Центральный автовокзал) – М.Кармалы» у Минтранса Чувашии отсутствуют.

В соответствии с письмом УГИБДД МВД по Чувашской Республике от 07.04.2015 № 24.1-1114, на транспортное средство марки FST613 государственный регистрационный знак Е 175 ВН 21 выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности об оснащении пассажирских сидений ремнями безопасности только 07.11.2014. Информация об оснащении ремнями безопасности транспортного средства марки FST613 государственный регистрационный знак В 930 ХУ 21) в УГИБДД МВД по Чувашской Республике отсутствует.

Таким образом, документы, информация, подтверждающие оснащение указанных автобусов ремнями безопасности ПК «ЧПАП №2» на момент подачи заявки отсутствуют.

Пунктом 5.5 конкурсной документации установлено, что к конкурсу не допускаются лица, не представившие документы, указанные в пункте 8 Информационной карты конкурса, а также:

представившие на конкурс документы, содержащие недостоверную информацию, либо не представившие полный перечень документов, указанный в пункте 8 Информационной карты конкурса;

в случае представления заявки лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление указанных действий;

имеющие автобусы, которые не соответствуют по конструкции и (или) техническому состоянию требованиям документации завода-изготовителя и предмету конкурса;

в случае, если один и тот же автобус представлен на конкурс в составе заявок от разных заявителей, к конкурсу не допускаются все заявители, в заявках которых указан данный автобус.

Комиссия Чувашского УФАС России установила, что в составе заявки ПК «ЧПАП №2» имеется несоответствие между справкой об автобусах, оснащенных ремнями безопасности (стр. 37 заявки) и паспортом транспортного средства, в котором отсутствует информация об оснащении ремнями безопасности данного транспортного средства (стр.41 и 43 заявки).

В соответствии с Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденным Постановление Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 594 (далее- Положение о конкурсе), п.3.1 конкурсная комиссия рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принимает решение о допуске к участию в конкурсе (об отказе в допуске к участию в конкурсе), определяет победителя конкурса, оформляет протоколы заседания конкурсной комиссии, в установленном порядке признает конкурс несостоявшимся, информирует участников о результатах конкурса.

Поскольку основанием для отказа в допуске является недостоверная информация в документах, следовательно, выявление оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, в том числе, недостоверности в документах, входит в компетенцию Конкурсной комиссии.

Кроме того, на основании п.7.6 Конкурсной документации Конкурсная комиссия вправе на любом этапе конкурса проверить достоверность представленной на конкурс информации.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В связи с представлением ПК «ЧПАП №2» недостоверной информации в справке об оснащении автобусов ремнями безопасности, на основании п. 5.5 конкурсной документации заявка  ПК «ЧПАП №2» подлежала отклонению.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

            Таким образом, допустив заявку ПК «ЧПАП №2», подлежащую отклонению, Конкурсная комиссия нарушила порядок определения победителя, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 4 указанного закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Признаками ограничения конкуренции на рынке пассажирских перевозок в данном случае являются обстоятельства, созданные действиями (бездействием) конкурсной комиссии при проведении конкурса по лоту №7 (маршрут № 599 «Чебоксары (Центральный автовокзал) – М.Кармалы»), и создающие возможность для отдельного хозяйствующего субъекта, необоснованно допущенного  к участию в конкурсе и выбранного победителем, в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Конкурсной комиссией не была проведена работа по установлению достоверности информации, подаваемой в заявке на конкурс ПК «ЧПАП № 2».

По данным ОАО «НАСКО» все транспортные средства, представленные в заявке ПК «ЧПАП № 2» на лот №7 застрахованы как автобусные регулярные перевозки в городском сообщении. Транспортные средства, представленные на конкурс  ПК «ЧПАП № 2» не оборудованы ремнями безопасности и не могут использоваться на  междугородных перевозках.

Пунктом 5.5 конкурсной документации установлено, что к конкурсу не допускаются лица, не представившие документы, указанные в пункте 8 Информационной карты конкурса, а также: представившие на конкурс документы, содержащие недостоверную информацию, либо не представившие полный перечень документов, указанный в пункте 8 Информационной карты конкурса.

Согласно паспорту транспортных средств, приложенных к заявке  ПК «ЧПАП № 2», производителем транспортных средств является  ООО «СТ Нижегородец», отметки об оснащении транспортных средств ремнями безопасности отсутствуют. По информации ООО «СТ Нижегородец», выпускаемые им автомобили не оборудованы ремнями безопасности. Таким образом, заявка  ПК «ЧПАП № 2» содержала недостоверную информацию об оснащении автобусов ремнями безопасности, и подлежала отклонению в силу пункта 5.5 конкурсной документации.

С учетом изложенного Комиссия приходит к итоговому заключению, что действиями конкурсной комиссии Минтранса Чувашии допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном допуске ПК «ЧПАП №2» к участию в конкурсе по лоту №7 (маршрут № 599 «Чебоксары (Центральный автовокзал) – М.Кармалы»), заявка которого подлежала отклонению, и в нарушении порядка определения победителя, которое ограничивает права иных перевозчиков на обслуживание данного маршрута.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства решает вопрос о необходимости выдачи предписания и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что 24 марта 2014 между Минтрансом Чувашии и ПК «ЧПАП №2» заключен договор № 46 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 599 и 519 сроком на 5 лет.

С момента заключения договора между Минтрансом Чувашии и перевозчиком возникли обязательственные правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке, подлежащей оспариванию в судебном порядке, в связи с чем Комиссия не принимает решение о выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях конкурсной комиссии при проведении конкурса по лоту № 7 (маршрут № 599 «Чебоксары (Привокзальная автостанция) – М. Кармалы») нарушение пункта 3 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                              «…»

 

Члены Комиссии                                                                           «…»

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны