Решение №05-04/4976 Решение Управления в отношении администрации г. Новочебоксар... от 30 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 55/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

13 июля 2018 года                                                                                                      г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 г.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 55/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска»;

при присутствии  на заседании Комиссии ответчика- администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя – Отдела внутренних дел Российской Федерации по городу Новочебоксарск,

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- Автономного учреждения «Ельниковская роща» города Новочебоксарска Чувашской Республики,

 

рассмотрев материалы дела № 55/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение от ОЭБиПК ОМВД России по  г. Новочебоксарск о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации  г. Новочебоксарск по факту совершения неправомерных действий при утверждении распоряжений и использовании средств МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарск» на выполнения работ по прокладке водопровода и канализации. В заявлении указывается следующее.

Администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики 01.09.2016 г. утверждено распоряжение №334 «О реализации общественно-значимого проекта», согласно которого в целях создания условий для массового отдыха жителей, организации обустройства мест массового отдыха населения приняты следующие решения:     

- Одобрить проект «Общественный туалет» по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, д. 46»;

- Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск совместно с АУ «Ельниковская роща» г. Новочебоксарска обеспечить реализацию данного проекта;

- Рекомендовать МУП «КС г. Новочебоксарска» принять участие в реализации данного проекта в части выполнения работ по прокладке водопровода и канализации согласно проекта в установленном законодательством порядке.

Кроме того, администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики 07.09.2016 г. утверждено распоряжение №343 «О реализации общественно-значимого проекта», согласно которого в целях создания условий для массового отдыха жителей, организации обустройства мест массового отдыха населения приняты следующие решения:

- Одобрить проект № 1145 - 2013 «Общественный туалет» по адресу:  г. Новочебоксарск, ул. Советская, д. 46»;

- Определить заказчиком по выполнению данного проекта АУ «Ельниковская роща». Срок исполнения проекта - 15 октября 2016 года;

- Определить подрядчиком по выполнению работ по прокладке водопровода и канализации согласно проекта МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска»;

- Затраты на строительно-монтажные работы по прокладке водопроводной и канализационной сетей произвести за счет прибыли МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» 2016 года;

- Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации г. Новочебоксарск по вопросам градостроительства, ЖКХ и инфраструктуры города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Во исполнение вышеуказанных распоряжений МУП «Коммунальные сети                            г. Новочебоксарска» выполнило работы по строительству водопроводных и канализационных сетей для объекта «Общественный туалет» по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, д. 46 за счет текущей прибыли 2016 года предприятия на общую сумму 803 679,25 рублей.

Однако затраты на строительство вышеуказанных сетей МУП «Коммунальные сети  г. Новочебоксарска» в производственную и инвестиционную программу не были заложены.

Согласно протокола №13 балансовой комиссии администрации г. Новочебоксарск от 25.11.2016 г. об итогах финансово-хозяйственной деятельности МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» за 1 квартал 2016 года чистая прибыль составила «…» тыс. рублей, за 1 полугодие 2016 года «…» тыс. рублей, за 9 месяцев 2016 года «…» тыс. рублей.

На основании вышеизложенного заявитель просил провести  проверку и дать оценку правомерности действий вышеуказанных лиц.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 21 декабря 2017 года  № 210 возбуждено дело № 55/05-АМЗ-2017 в отношении администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики и МУП  «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Определением об отложении рассмотрения дела № 55/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства от 15.06.2018 № 05-04/4032 дело переквалифицировано, а именно, возбужденное в отношении администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики и МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска»  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» переквалифицировано на признаки нарушения части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции (в отношении администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Решение основано на том, что бюджетные средства на выполнение работ по прокладке водопровода и канализации согласно проекта «Общественный туалет» по адресу г. Новочебоксарск ул. Советская, 46 не привлекались. Работы выполнялись за счет средств МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска». Предприятием произведены работы по строительству сетей водопровода. Затраты на строительство указанных водопроводной и канализационной сетей составили 803 679 рублей 25 копеек и были произведены за счет доходов от прочих нерегулируемых видов деятельности МУП «Коммунальные сети  г. Новочебоксарска». После окончания работ данные сети были поставлены на баланс предприятия и являются объектами основных средств предприятия, предназначенных для получения доходов в будущем.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. В соответствии части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры. (п.17)

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. (п. 20)

Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

3. В соответствии ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

- планирования закупок товаров, работ, услуг;

- определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

- особенностей исполнения контрактов;

- мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

- аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

-контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

В соответствии ч.1 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Также в соответствии ч.2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

 

4. Уставом МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» определено, что  предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Координация и регулирование деятельности Предприятия осуществляются администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики или уполномоченным ей органом. (п.1.4).

Предприятие создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (п.2.1).

Для выполнения указанных целей, указанных в п.2.1 Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

- сбор, очистка и распределение вод;

- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

- производство, передача и распределение электрической энергии;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды.

 Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. В своей дея­тельности предприятие исходит из интересов потребителей, их требований к качеству продукции, работ, услуг и других условий выполнения обязательств.

Предприятие свободно в выборе форм и предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих действующему законодательству и настоящему Уставу (п. 4.1).

Определять направления использования чистой прибыли, после уплаты всех обязательных платежей и отчислений Собственнику (п. 4.2).

 

5. Постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 11 ноября 2013 года № 518 «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» определено гарантирующей организацией, установлена зона деятельности - централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Распоряжением Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 7 сентября 2016 года № 343 «О реализации общественно-значимого проекта» МУП «КС г. Новочебоксарска» было определено подрядчиком по выполнению работ по прокладке водопровода и канализации согласно проекту «Общественный туалет, по адресу: г. Новочебоксарск, улица Советская, дом 46.

Пунктом 3 указанного распоряжения было поручено затраты на строительно-монтажные работы по прокладке водопроводной и канализационной сетей произвести за счет прибыли МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» 2016 года.

Приказом заместителя генерального директора по «ВКХ» от 1 сентября 2016 года № 74/а было поручено приступить к работам по строительству водопроводной сети Д-110 мм и канализационной сети - 160 мм для объекта «Общественный туалет» по адресу: г. Новочебоксарск, улица Советская, 46, а также определены ответственные лица.

В последующем, согласно приказу директора ОСП «ВКХ» от 27 октября 2016 года № 93а «Мероприятия по основным средствам», в целях создания условий для массового отдыха жителей, организации благоустройства мест массового отдыха населения, на основании распоряжения Администрации города Новочебоксарска от 7 сентября 2016 года № 343 были приняты в эксплуатацию водопроводная и канализационная сети. Пунктом 3 приказа бухгалтерии поручено открыть инвентарные карточки на объекты основных средств по форме № ОС-6 в соответствии с актами вводы в эксплуатацию № ОС-1.

Затраты на строительство указанных водопроводной и канализационной сетей составили 803 679 рублей 25 копеек и были произведены за счет доходов от прочих нерегулируемых видов деятельности МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска». После окончания работ данные сети были поставлены на баланс предприятия и являются объектами основных средств предприятия, предназначенных для получения доходов в будущем.

В силу пункта 3.11 Устава МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» частью прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, отчислений Собственнику и формирования фондов Предприятия, Предприятие распоряжается самостоятельно.

5 сентября 2016 года от автономного учреждения «Ельниковская роща» поступило заявление о заключении договора о технологическом присоединении на подключение к централизованным водопроводным и канализационным сетям. 14 сентября 2016 года соответствующий договор был заключен.

Таким образом, МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» за счет собственной прибыли осуществило строительство сетей, которые в настоящее время находятся на балансе предприятия и используются в целях извлечения прибыли по основной деятельности муниципального предприятия.

 

6. Письмом от 13.06.2018 № б/н (вх. Управления от 13.06.2018 № 05-04/3577) МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» сообщило, что оригинал распоряжения администрации от 07.09.2016 № 343  «О реализации общественно-значимого  проекта» в адрес МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» находится у действующего, на тот момент генерального директора- Поличкина Александра Васильевича. На сегодняшний день оригинал  данного распоряжения в МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» отсутствует.

В адрес МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» от администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики поступило  письмо от 23 мая  2018 № 02/01-2423-исх.,  в котором сообщается о том, что вышеуказанное распоряжение в рамках предварительного рассмотрения и согласования текста документа  не одобрено и издано в иной, измененной редакции, и просят ранее выданное распоряжение считать отозванным.

 

7. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2016 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в утверждении (принятии) распоряжения администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 01.09.2016 №334 «О реализации общественно-значимого проекта», согласно которого, в том числе, рекомендовано МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» принять участие в реализации данного проекта в части выполнения работ по прокладке водопровода и канализации согласно проекта в установленном законодательством порядке, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 15.06.2018 № 05-04/4033 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 02 июля 2018 года, путем  отмены (признания утратившим силу) распоряжения администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 01.09.2016 №334 «О реализации общественно-значимого проекта».

О выполнении предупреждения сообщить в Чувашское УФАС России 04.07.2018 года (с приложением подтверждающих документов).

На заседании Комиссии о рассмотрении настоящего дела от 04 июля 2018 года представитель администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики просил отложить рассмотрение настоящего дела и продлить срок исполнения предупреждения в связи с тем, что  проект распоряжения  администрации г. Новочебоксарска  об отмене  распоряжения администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики  от 01.09.2016 №334 «О реализации общественно-значимого проекта» находится на согласовании.

Комиссией ходатайство удовлетворено, срок исполнения предупреждения, выданного администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики со сроком его исполнения до 02.07.2018 продлен  на срок- до 12.07.2018.

В ответ на выданное предупреждение, распоряжением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 12.07.2018 № 178 «О признании утратившим силу распоряжения администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 01.09.2016 № 334» признано утратившим силу распоряжения администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 01.09.2016 № 334.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 55/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны