Решение №05-04/5006 Решение Управления в отношении администрации Батыревского се... от 3 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 20/05-АМЗ-2015                                                                     г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 2 июня 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 20/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии представителя Батыревского сельского поселения Чувашской Республики «…» – по доверенности от 12.01.2015;

в отсутствие представителей прокуратуры Батыревского района, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 20/05-АМЗ-2015, возбужденное по признакам нарушения администрацией Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (429350 Чувашская Республика, Батыревский район, с.Батырево, ул.Канашская, 22) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении ООО «Сувар» и ИП Халдырмину Н.В. преимущества, которое обеспечивает  им более выгодные условия деятельности на рынке розничной торговли Батыревского сельского поселения путем предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов в приоритетном порядке,

 

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России поступило обращение  прокуратуры Батыревского района 10.03.2015 (вх.№ 05-09/1659) (далее – Заявитель, прокуратура) о признаках нарушения администрацией Батыревского сельского поселения антимонопольного законодательства и законодательства в области торговой деятельности, выразившегося в выдаче разрешения ИП Халдырмину Н.В. и ООО «Сувар» на установку временного нестационарного торгового объекта без торгов.

По мнению Заявителя, при выдаче разрешения на установку временных нестационарных объектов торговли были нарушены ч. 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 13 и 15 Закона о торговой деятельности в связи с непроведением торгов и созданием дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов по сравнению с ИП Халдырминым Н.В. и ООО «Сувар». При этом Заявитель ссылается на нормы Земельного кодекса РФ (ст.25 о госрегистрации прав на землю, ст.65 об установлении платы за аренду земли, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о полномочиях администрации Батыревского района в части распоряжения указанными земельными участками). Прокуратура района также указывает, что органами местного самоуправления района и сельского поселения Схема размещения объектов нестационарной торговли не принята.

В ответ на протест прокуратуры администрация Батыревского сельского поселения указала, что в соответствии с пп.10 п.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли отнесено к компетенции местного самоуправления поселения. По мнению администрации сельского поселения, территории (земли) общего пользования, входящие в границы сельского поселения, не полежат разграничению и предназначены для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, осуществления соответствующих полномочий. Договоры аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов администрацией сельского поселения не заключались.

Представитель ответчика нарушение  законодательства не признал, указал, что схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением администрации № 78 от 15.10.2012 и опубликована в информационном бюллетене «Батыревский вестник». Разрешение на установку нестационарных торговых объектов было выдано на основании заявлений ИП Халдырмина Н.В. и ООО «Сувар». Предоставленные под размещение киосков места осуществлено в соответствии с утвержденной схемой, договоры аренды земельных участков не заключались. При этом администрацией осуществлено предварительное публичное информирование о предстоящем предоставлении места под размещение нестационарного торгового объекта. Заявлений иных заявителей о предоставлении места под размещение нестационарных торговых объектов в администрацию не поступали. Считает, что нарушение антимонопольного законодательства не допущено и просит прекратить производство по делу.

Прокуратура Батыревского района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя на заседание комиссии не направила, каких-либо ходатайств не представила, что не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие заявителя на основании части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции.

В целях проверки фактов, изложенных в обращении, в администрации Батыревского сельского поселения и в администрации Батыревского района затребованы документы и информация, связанные с предоставлением места под размещение нестационарных торговых объектов.

 

Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения представителя администрации, установила следующие обстоятельства по делу.

 

15.10.2012 г. постановлением администрации Батыревского сельского поселения № 78 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов н территории Батыревского сельского поселения на 2012 год, согласно которой по Ярмарочному проезду предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов (палатки) на территории площадью 7750 кв.м.

08.10.2014 ИП Халдырмин Н.В. обратился в администрацию Батыревского сельского поселения (вх.№ 248) с заявлением на выдачу разрешения на установку нестационарного торгового киоска площадью 48 кв.м. сроком на 6 месяцев для розничной торговли.

28.08.2014 в информационном бюллетене «Батыревский вестник» № 41 опубликовано информационное сообщение о предполагаемом размещении ИП Халдырминым Н.В. нестационарного торгового киоска площадью 48 кв.м. по проезду Ярмарочный с.Батырево сроком на 6 месяцев для розничной торговли одеждой.

29.10.2014 постановлением Батыревского сельского поселения № 108 ИП Халдырмину Н.В. разрешена установка временного нестационарного торгового объекта площадью 48 кв.м. по Ярмарочному проезду с.Батырево в соответствии с Положением «О правилах благоустройства территории Батыревского сельского поселения», утвержденного решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения от 22.03.2012 № 8/14 и на основана заявления ИП Халдырмина Н.В. от 08.10.2014 и выдано разрешение на размещение временного нестационарного объекта торговли на период с 29.10.2014 по 30 апреля 2015 г.

 

28.11.2014 ООО «Сувар» обратился в администрацию Батыревского сельского поселения (вх.№ 252) с заявлением на выдачу разрешения на установку нестационарного торгового киоска площадью 18 кв.м. сроком на 6 месяцев для розничной торговли.

20.10.2014 в информационном бюллетене «Батыревский вестник» № 44 опубликовано информационное сообщение о предполагаемом размещении ООО «Сувар» нестационарного торгового киоска площадью 18 кв.м. сроком на 6 месяцев для розничной торговли чаем, выпечкой, курами-гриль и шаурмой.

01.12.2014 постановлением Батыревского сельского поселения № 132 ООО «Сувар» разрешена установка временного нестационарного торгового объекта площадью 18 кв.м. по Ярмарочному проезду с.Батырево в соответствии с Положением «О правилах благоустройства территории Батыревского сельского поселения», утвержденного решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения от 22.03.2012 № 8/14 и на основана заявления ООО «Сувар» от 28.11.2014.

 

Изучив материалы дела,  доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации Батыревского сельского поселения нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее –Закон №381-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона №381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Статьей 3 Закона №381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Батыревского сельского поселения утвержден решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения № 25/3 от 31.01.2009 г.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается дискриминация хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом о защите конкуренции одним из основных принципов защиты конкуренции является обеспечение равного доступа на рынок для хозяйствующих субъектов.

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №381-ФЗ)  размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных  рынках», приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184 «О порядке разработки и утверждения нестационарных торговых объектов», пунктом 4 статьи 36 Устава Батыревского сельского поселения постановлением администрации Батыревского сельского поселения от 15.10.2012 № 78 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского сельского поселения на 2012 год.

Данной схемой по Ярмарочному проезду с.Батырево предусмотрено  размещение торговых палаток на общей площади 7750 кв.м.

В соответствии с п.7.5 Правил благоустройства территории Батыревского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения от 22.03.2012 № 8/14, установка объектов мелкорозничной торговли осуществляется в соответствии  с установленным порядком при наличии прав на землю и (или) разрешения на размещение нестационарных объектов.

Основанием для обращения прокуратуры Батыревского района послужило обращения Администрации Батыревского района в ее адрес от 21.10.2014 от 23.12.2014 о незаконном размещении в районе Батыревской автостанции и рынка «Юхма» на землях общего пользования в нарушение земельного, градостроительного законодательства торговых павильонов, которые расположены в непосредственной близости от проезжей части и не отвечают требованиям безопасности дорожного движения.

На запрос Чувашского УФАС России Администрация Батыревского района пояснила, что на правовой режим нестационарного торгового объекта не распространяются нормы земельного законодательства. Порядок размещения  нестационарных торговых объектов не предусматривает предоставление земельных участков на каком-либо праве (собственность, аренда, пользование), а место размещения объекта в границах земель общего пользования в соответствии со схемой не является объектом земельных отношений. Следовательно, и порядок размещения нестационарных объектов не предусматривает предоставление земельных участков на каком-либо праве (собственность, аренда, пользование), а место размещения объекта (движимого имущества) в соответствии со схемой не является объектом земельных отношений.

Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ (в ред. от 23.06.2014 № 171-ФЗ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, к ним относятся также размещение нестационарных торговых объектов.

Статьей 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Закона 381-ФЗ).

Рассмотрев обстоятельства дела Комиссия приходит к выводу, что действия администрации сельского поселения по утверждению постановлением администрации Батыревского сельского поселения от 15.10.2012 № 78 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского сельского поселения на 2012 год, предусматривающей размещение торговой палатки по Ярмарочному проезду с.Батырево площадью 7750 кв.м., нельзя признать соответствующими статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку схемой должны быть утверждены конкретные торговые места (объекты), а не общая площадь, отводимая под их размещение, что не отвечает требованиям Закона о защите конкуренции и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке нестационарной торговли. В этой связи схема размещения нестационарных торговых объектов нуждается в доработке.

Вместе с тем, указанные недостатки утвержденной схемы размещения не свидетельствуют о нарушении администрацией антимонопольного законодательства. В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства и документы, указывающие на нарушение администрацией порядка выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых объектов, необоснованное предоставление ООО «Сувар» и ИП Халдырмину Н.В. прав на размещение нестационарных торговых объектов, которое создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых данные хозяйствующие субъекты поставлены в неравные, более выгодные условия на рынке розничной торговли Батыревского сельского поселения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Администрацией обеспечено публичное информирование о предполагаемом размещении ИП Халдырмину Н.В. и ООО «Сувар» нестационарных торговых объектов, иных заявок на публикации администрации не поступало, отсутствуют документы, свидетельствующие об отказе каким-либо хозяйствующим субъектам в предоставлении места под размещение киоска, либо о создании какому-либо хозяйствующему субъекту препятствий осуществлению хозяйственной деятельности.

Из изложенного следует, что в силу статьи 39.33 Земельного кодекса РФ при размещении нестационарных торговых объектов предоставление земельных участков, равно как и заключение договоров в отношении таких участков не требуется.

Нестационарные торговые объекты были установлены на основании утвержденной администрацией схемы размещения. Нарушения администрацией порядка выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых объектов Комиссией не установлены.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров (путем проведения торгов) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В данном случае каких-либо договоров в отношении муниципального имущества не заключалось. Таким образом, заявитель необоснованно ссылается на статью 17.1 Закона о защите конкуренции.

Администрация, разместив в информационном бюллетене «Батыревский вестник» информационное сообщение о предполагаемом размещении нестационарных торговых объектов, обеспечила равный доступ на рынок хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.3.2.2.Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Батыревского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Батыревского сельского поселения № 25/3 от 31.01.2009 г., конкурс проводится только при наличии двух и более заявок на одно и то же место.

Таким образом, при отсутствии иных претендентов на размещение нестационарных торговых объектов, обязательное проведение торгов законодательством не предусмотрено.

С учетом изложенного в действиях Батыревского сельского поселения по выдаче разрешений на установку нестационарных торговых объектов на территории Батыревского сельского поселения не установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции  отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях является основанием для прекращения рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

РЕШИЛА:

 

рассмотрение дела № 20/05-АМЗ-2015 в отношении администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны