Решение №05-04/5354 Решение Управления в отношении администрации Вурнарского рай... от 21 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                               

Дело № 19/05-АМЗ-2017                                                                                       г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Следственное управление по Чувашской Республике.

при участии на заседании Комиссии ответчика- администрации Вурнарского района Чувашской Республики:

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- ООО «НиВА»,

 

рассмотрев материалы дела № 19/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Вурнарского района Чувашской Республики  и ООО «НиВА» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС поступила информация следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от 22.02.2017 № 11702970009142262 (вх. Управления от 02.03.2017 № 05-15/1374) на действия администрации Вурнарского района Чувашской Республики  при проведении конкурса и заключения муниципального контракта № 31 от 24.12.2015 на приобретение жилого помещения многодетной семье «…»

 

На основании изложенного, в связи с наличием признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, приказом Чувашского УФАС России от 22.03.2016 № 42 возбуждено дело № 19/05-АМЗ-2017 по признакам нарушения администрацией Вурнарского района Чувашской Республики и ООО «НиВА» пункта 4 статьи 16 Федерального   закона   от 26.07.2006г.   N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

Представитель администрации Вурнарского района  Чувашской Республики «…» сообщил, что постановлением главы Алгазинского сельского поселения от 09.03.2012 № 16-па семья «…» в составе 7 человек принята на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право  заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более несовешеннолетних детей, на территории д. Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утверждена 17.11.2015 заместителем главы-начальником отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района «…»

Решение о приобретении жилого помещения принималось муниципальным заказчиком в лице заместителя главы администрации- начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района. На строительство  жилого помещения на тот момент не имелось проектно-сметной документации.

На территории Большеторханского сельского поселения, на территории которого приобреталось жилое помещение, кроме этого жилого помещения имелось еще 2 жилых помещения с общей площадью более 108 кв.м, что подтверждается выписками из похозяйственной книги, подписанной главой администрации Большеторханского сельского поселения. Кроме ООО «НиВА» заявку на участие в конкурсе могли подать  еще 2 участника.

Извещение на проведение открытого конкурса для закупки № 0315300011415000035 размещено в единой информационной системе 25.11.2015.

На участие в конкурсе была подана единственная заявка от ООО «НиВА», которая была признана соответствующей  требованиям, установленным в конкурсной документации, а также требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и конкурс признан несостоявшимся

В конкурсной документации указано, что в случае если на участие в конкурсе подана только одна заявка и конкурс признан  не состоявшимся, обследование квартир  производится в период  рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

Комиссией отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района в нарушение статьи 53 ФЗ-44 не соблюдены требования конкурсной документации в части проведения обследования жилого помещения в период рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки № 0315300011415000035 от 12.12.2015 отделом строительства и ЖКХ администрации района (покупатель) заключен муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 с ООО «НиВА» (продавец) на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более  несовершеннолетних детей, на территории д. . Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики общей площадью 210.4 кв.м, в том числе жилая площадь 177,4 кв.м, общая стоимость жилого помещения- 2 927.9 тыс. рублей.

В контракте указано, что приобретаемое жилое помещение находится в состоянии пригодном для проживания, что подтверждается актом обследования от 24.12.2015 (приложение № 4 к муниципальному контракту).

Заключенный муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 не соответствует проекту контракта, приложенному к конкурсной документации (извещению) о закупке, что является нарушением статьи 34 ФЗ-44, в том числе:

- в разделе 1 «Предмет контракта» отсутствует пункт, указанный в проекте контракта, следующего содержания: «Приобретаемый жилой дом принадлежит «продавцу» по праву собственности на основании (наименование документа). Право  собственности зарегистрировано (когда и где), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (собственности), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) сделана запись регистрации №_______. Кадастровый номер_____»;

- содержание раздела 5 «Ответственность сторон» не соответствует содержанию одноименного раздела проекта муниципального контракта.

Пунктом 2.2. муниципального контракта предусмотрено, что в течении 10 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи стороны обязаны  обратиться в Управление Федеральной службы   государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Вурнарском районе для перехода права собственности.

Согласно акту приема-передачи от 24.12.2015  ООО «НиВА» передало отделу строительства и ЖКХ  администрации Вурнарского района,  указанном в муниципальном контракте  жилое помещение, находящееся  по адресу: Вурнарский район, д. Чиришкас-Мураты, ул. Новая д. 8.

Отделом строительства и ЖКХ  администрации Вурнарского района приобретен дом, расположенный   по адресу: д. Чиришкас-Мураты, ул. Новая д. 8, не соответствующий техническим требованиям на приобретение жилого помещения, не достроенный и не пригодный для проживания.

На сегодняшний день указанное жилое помещение в муниципальную  собственность района не оформлено.

Семья «…» с декабря 2015 года  по настоящее время жилым помещением не обеспечена.

На сегодняшний день, администрацией принимаются все меры по завершению строительства вышеназванного дома для переселения многодетной семьи.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

1. В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт "ж"). Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

 

2. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 16 Закона о конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими  субъектами либо осуществление этими органами я организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок

В соответствие с пунктом 18 статья 4 Закона о конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее- Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Постановлением главы Алгазинского сельского поселения от 099.03.2012 № 16-па семья «…» в составе 7 человек принята на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право  заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более несовершеннолетних детей, на территории д. Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утверждена 17.11.2015 заместителем главы-начальником отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района.

Решение о приобретении жилого помещения принималось муниципальным заказчиком в лице заместителя главы администрации- начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района.

Извещение на проведение открытого конкурса для закупки № 0315300011415000035 размещено в единой информационной системе 25.11.2015.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки № 0315300011415000035 от 12.12.2015 отделом строительства и ЖКХ администрации района (покупатель) заключен муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 с ООО «НиВА» (продавец) на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более  несовершеннолетних детей, на территории д.  Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики общей площадью 210.4 кв.м, в том числе жилая площадь 177,4 кв.м.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики.

Взаимозаменяемость рассматриваемого товарного рынка оценивается с точки зрения потребительской ценности товара по следующим параметрам:

- функциональное назначение (потребность помещении);

- качественные и технические характеристики (заказчик при проведении аукциона на строительство (приобретение) помещения может указать непосредственно те качественные и технические характеристики, которые ему необходимы);

- стоимостной (цель проведения аукциона на строительство (приобретение) помещения экономия бюджетных средств).

Таким образом, рынок инвестиционно-строительных работ (услуг) является взаимозаменяемым по отношению к рынку недвижимости.

В связи с изложенным, продуктовые границы товарного рынка определены как инвестиционно-строительный рынок  (на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей  пять и более несовершеннолетних детей).

 

4. Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения).

При определении географических границ исследуемого локального рынка необходимо учитывать все земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения во избежания  создания условий для наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.

Согласно пункту 10.7 Порядка, при определении границ рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие  в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные  внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

В соответствии с Уставом (принят решением Вурнарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики пятого созыва 14 ноября 2014 года N 49/1), Вурнарский район Чувашской Республики – муниципальное образование, наделенное статусом муниципального района Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа", состоящее из 1 городского и 18 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 37.

Административным центром Вурнарского района Чувашской Республики является поселок городского типа Вурнары.

Официальное наименование муниципального образования – Вурнарский район Чувашской Республики.

Территорию Вурнарского района Чувашской Республики составляют земли поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах Вурнарского района Чувашской Республики независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.

Территорию Вурнарского района Чувашской Республики образуют территории следующих городского и сельских поселений: Вурнарское городское поселение с населенным пунктом: поселок городского типа Вурнары; Азимсирминское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Азим-Сирма, деревня Тувалькино, деревня Эпшики, деревня Малдыкасы, деревня Кумбалы, деревня Ойкасы, деревня Чирш-Хирлепы, деревня Авыр-Сирмы, деревня Пайки, деревня Илдымкасы, деревня Большие Хирлепы; Алгазинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Алгазино, деревня Айгиши, деревня Малды-Кукшум, село Кукшум, деревня Хорн-Кукшум, деревня Чалым-Кукшум; Апнерское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Апнеры, село Абызово, деревня Анаткас-Абызово, деревня Старые Яхакасы; Большеторханское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Большие Торханы, деревня Альмень -Сунары, село Артеменькино, деревня Кожиково, деревня Кумаши, деревня Тюлюкасы, деревня Тюмбеки, деревня Чиршкас-Мураты; Буртасинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Буртасы, деревня Волонтер, деревня Киберли, деревня Пинер-Айгиши, деревня Лесные Шигали, разъезд Чаркли; Большеяушское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Большие Яуши, деревня Ойкас- Яуши, деревня Синьял-Яуши, деревня Талхир; Вурманкасинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Вурманкасы, деревня Сендимиркино, деревня Кадыши; Ермошкинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Ермошкино, село Альменево, деревня Мунъялы, деревня Пуканкасы, деревня Кивсерт-Мурат, деревня Кожар-Яндоба, деревня Ойкас-Яндоба, деревня Хорапыр; Ершипосинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Ершипоси, деревня Одиково, деревня Авруй, деревня Кюстюмеры, село Кошлоуши, деревня Хора-Сирма; Калининское сельское поселение с населенными пунктами: село Калинино, деревня Мачамуши, деревня Синьялы, деревня Ямбахтино, деревня Кюльхири, деревня Хумуши, деревня Ослаба, деревня Кивьялы; Кольцовское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Кольцовка, деревня Зеленовка, деревня Мамалаево, деревня Булатово, деревня Сявалкас-Хирпоси; Малояушское сельское поселение с населенными пунктами: село Малые Яуши, деревня Кюмель-Ямаши, деревня Синь-Алдыши, деревня Мулакасы, деревня Тузи-Сярмус, деревня Старые Шорданы, деревня Тимерчкасы, деревня Троицкое; Ойкас-Кибекское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Ойкас-Кибеки, деревня Вурман-Кибеки, деревня Синь-Сурьял, село Янишево, деревня Кивсерт- Янишево, деревня Усландыр-Янишево; Санарпосинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Санарпоси, деревня Новые Яхакасы; Сявалкасинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Сявалкасы, деревня Елабыш, деревня Тузи-Мурат, деревня Сугут-Торбиково; Хирпосинское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Хирпоси, деревня Рунги, село Орауши, деревня Отары, разъезд Апнерка; Шинерское сельское поселение с населенными пунктами: деревня Шинеры, деревня Чириш-Шинеры, деревня Шоркасы, деревня Ишлей; Янгорчинское сельское поселение с населенными пунктами: село Янгорчино, деревня Хорнзор, деревня Напольное Тугаево.

Границы территории Вурнарского района Чувашской Республики установлены в соответствии с картографическим описанием и схематической картой согласно приложениям 17, 18 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 37.

Картографическое описание границ Вурнарского района Чувашской Республики и схематическая карта Вурнарского района Чувашской Республики являются приложением к настоящему Уставу.

Границы (картографическое описание) установлены Законом Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа".

Изменение границ, преобразование осуществляются законом Чувашской Республики по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Чувашской Республики, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

При определении границ товарного рынка необходимо учитывать следующее. Постановлением главы Алгазинского сельского поселения от 099.03.2012 № 16-па семья «…» в составе 7 человек принята на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право  заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более несовешеннолетних детей, на территории д. Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утверждена 17.11.2015 заместителем главы-начальником отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района.

Решение о приобретении жилого помещения принималось муниципальным заказчиком в лице заместителя главы администрации- начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки № 0315300011415000035 от 12.12.2015 отделом строительства и ЖКХ администрации района (покупатель) заключен муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 с ООО «НиВА» (продавец) на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более  несовершеннолетних детей, на территории д.  Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики общей площадью 210.4 кв.м, в том числе жилая площадь 177,4 кв.м.

Таким образом, за географические границы рынка были приняты  административные границы -  Вурнарский район Чувашской Республики.

 

5. При определения участников товарного рынка исходим из того, что закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров. работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( далее - Закон о контрактной системе).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий. предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) а отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, а том числе зарегистрированное в качестве и индивидуального  предпринимателя.

Соответственно, участник торгов - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, а том числе зарегистрированное в качестве и индивидуального предпринимателя.

Таким образом, участниками данного рынка может быть неограниченный круг лиц, соответствующий требованиям установленным законодательством Российской Федерации к участникам рынка инвестиционно-строительных работ (допуски СРО).

 

6. Постановлением главы Алгазинского сельского поселения от 099.03.2012 № 16-па семья «…» в составе 7 человек принята на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право  заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более несовершеннолетних детей, на территории д. Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, утверждена 17.11.2015 заместителем главы-начальником отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района «…»

Извещение на проведение открытого конкурса для закупки № 0315300011415000035 размещено в единой информационной системе 25.11.2015.

На участие в конкурсе была подана единственная заявка от ООО «НиВА», которая была признана соответствующей  требованиям, установленным в конкурсной документации, а также требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и конкурс признан несостоявшимся

Согласно статье 53 ФЗ-44, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В конкурсной документации указано, что в случае если на участие в конкурсе подана только одна заявка и конкурс признан  не состоявшимся, обследование квартир  производится в период  рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

Комиссией отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Вурнарского района в нарушение статьи 53 ФЗ-44 не соблюдены требования конкурсной документации в части проведения обследования жилого помещения в период рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки № 0315300011415000035 от 12.12.2015 отделом строительства и ЖКХ администрации района (покупатель) заключен муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 с ООО «НиВА» (продавец) на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более  несовершеннолетних детей, на территории д.  Чиришкас-Мураты Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики общей площадью 210.4 кв.м, в том числе жилая площадь 177,4 кв.м, общая стоимость жилого помещения- 2 927.9 тыс. рублей.

В контракте указано, что приобретаемое жилое помещение находится в состоянии пригодном для проживания, что подтверждается актом обследования от 24.12.2015 (приложение № 4 к муниципальному контракту).

Заключенный муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 не соответствует проекту контракта, приложенному к конкурсной документации (извещению) о закупке, что является нарушением статьи 34 ФЗ-44, в том числе:

- в разделе 1 «Предмет контракта» отсутствует пункт, указанный в проекте контракта, следующего содержания: «Приобретаемый жилой дом принадлежит «продавцу» по праву собственности на основании (наименование документа). Право  собственности зарегистрировано (когда и где), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (собственности), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) сделана запись регистрации №_______. Кадастровый номер_____»;

- содержание раздела 5 «Ответственность сторон» не соответствует содержанию одноименного раздела проекта муниципального контракта.

Пунктом 2.2. муниципального контракта предусмотрено, что в течении 10 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи стороны обязаны  обратиться в Управление Федеральной службы   государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Вурнарском районе для перехода права собственности.

Согласно акту приема-передачи от 24.12.2015  ООО «НиВА» передало отделу строительства и ЖКХ  администрации Вурнарского района,  указанном в муниципальном контракте  жилое помещение, находящееся  по адресу: Вурнарский район, д. Чиришкас-Мураты, ул. Новая д. 8.

Отделом строительства и ЖКХ  администрации Вурнарского района приобретен дом, расположенный   по адресу: д. Чиришкас-Мураты, ул. Новая д. 8, не соответствующий техническим требованиям на приобретение жилого помещения, не достроенный и не пригодный для проживания. Изложенное подтверждается  пояснениями  исполняющего обязанности начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района «…»

На сегодняшний день указанное жилое помещение в муниципальную  собственность района не оформлено.

Семья «…» с декабря 2015 года  по настоящее время жилым помещением не обеспечена.

Более того, какие-либо меры администрацией района по расторжению вышеназванного договора не предприняты. Обратного администрацией района не предоставлено.

 

7. Администрация, осознавая нарушение требований ФЗ-44 и порядка определения победителя заключила муниципальный контракт, который на сегодняшний день не исполнен (подтверждается в том числе пояснениями  исполняющего обязанности начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района Ильина В.В.).

 Комиссия приходит к  выводу, что действия субъектов-  отдела строительства и ЖКХ  администрации Вурнарского района и ООО «НиВА»  являются согласованными (соглашением)- предоставление победителю торгов возможности передать имущество- помещение на условиях, не предусмотренных условиями торгов, создаёт необоснованные и незаконные преимущества, при которых такой победитель торгов поставлен в неравные, более выгодные условия на рынке реализации имущества.

Изложенные факты свидетельствуют об устном соглашении  администрации и общества, направленных на получение необоснованных преимуществ и ограничение конкуренции на инвестиционно-строительном рынке, а соответственно  являются нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона о конкуренции, поскольку привели к ограничению  доступа на товарный рынок инвестиционно-строительных работ (услуг) иных хозяйствующих субъектов и  созданию ООО «НиВА» преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на данном товарном рынке.

 

Вышеизложенное подтверждается следующей судебной практикой:

- Арбитражным судом Иркутской области 27.09.2009 рассмотрено дело А19-10521/2009 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области к администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района. Сопоставив представленные в материалы дела два муниципальных контракта, заключенные по итогам оспариваемого конкурса от 29 марта 2009 года, под номерами 5, 11, суд установил, что содержание данных контрактов не соответствует проекту муниципального контракта и условиям проведения конкурса согласно конкурсной документации. Пунктом 5 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Пунктом 3 статьи 39 названного Закона определено, что государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. В одном из муниципальных контрактов цена не соответствует цене, указанной в протоколе N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в другом муниципальном контракте предмет контракта не совпадает с предметом, означенным в проекте муниципального контракта. Каких-либо пояснений, объясняющих наличие двух муниципальных контрактов, тогда как условиями конкурса предусмотрено заключение одного контракта, и объясняющих различия в содержании муниципальных контрактов между собой, и проектом, входящим в состав конкурсной документации, ответчиком в материалы дела не представлено. Из положений статьи 5 Федерального закона N 94-ФЗ следует, что подача заявки и включение в состав участников конкурса заказа, оценка и сопоставление заявок и, как следствие, заключение муниципального контракта участником, объявленным победителем конкурса, являются единым процессом размещения заказа.

С учетом установленных нарушений, допущенных администрацией Слюдянского муниципального образования при размещении спорного муниципального заказа, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя о признании недействительным размещения муниципального заказа по выбору подрядной организации на выполнение работ по строительству квартир в целях реализации программы "Переселение граждан из ветхого жилья и аварийного жилищного фонда в Слюдянском муниципальном образовании". Иск судом удовлетворен.

- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 N Ф09-42/17 по делу N А50-9299/2016 Решение: В удовлетворении требования отказано, так как участнику закупок предоставлены преимущества путем допуска к участию его заявки, не соответствующей установленным требованиям.

- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2016 N Ф04-2814/2016 по делу N А67-9022/2015 Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченный орган создал обществу преимущественные условия участия в конкурсе, поставил в неравное положение с другим участником конкурса, нарушил порядок определения победителя.

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11979/2016 по делу N А06-471/2016 Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу на действия аукционной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в аукционе участника, чья заявка не соответствовала требованиям аукционной документации. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 N Ф06-7124/2016 по делу N А06-4750/2015 Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган сделал вывод о том, что аукционная комиссия заказчика нарушила часть 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допустив к участию в аукционе участников, чья заявка не соответствовала требованиям аукционной документации. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения не подтвержден.

- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2016 N Ф02-6598/2015, Ф02-6735/2015 по делу N А58-280/2015 Требование: О признании частично недействительным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением учреждению, обществу и органу власти вменено нарушение закона о защите конкуренции при организации и проведении электронных аукционов на поставку готовой проектной документации. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как обстоятельства подготовки проектно-сметной документации, переписка участников соглашения, результаты проведенных аукционов свидетельствуют о достижении учреждением, обществом и органом власти соглашения о том, что государственные контракты должны быть заключены именно с обществом, такое соглашение и действия по его исполнению привели к ограничению конкуренции.

 

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 16 Закона о конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами я организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок

В соответствие с пунктом 18 статья 4 Закона о конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

Администрация, осознавая нарушение требований ФЗ-44 и порядка определения победителя заключила муниципальный контракт, который на сегодняшний день не исполнен (подтверждается в том числе пояснениями  исполняющего обязанности начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района «…»

Изложенные факты свидетельствуют об устном соглашении  администрации и общества, направленных на получение необоснованных преимуществ и ограничение конкуренции на инвестиционно-строительном рынке, а соответственно  являются нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона о конкуренции, поскольку привели к ограничению  доступа на товарный рынок инвестиционно-строительных работ (услуг) иных хозяйствующих субъектов и  созданию ООО «НиВА» преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности на данном товарном рынке.

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Применяя данные правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что отделом строительства и ЖКХ администрации района (покупатель) заключен муниципальный контракт от 24.12.2015 № 31 с ООО «НиВА» (продавец) на приобретение жилого помещения многодетной семье, имеющей пять и более  несовершеннолетних детей, а также факт, что администрацией принимаются все меры по завершению строительства вышеназванного дома для переселения многодетной семьи (обращение в Следственное Управление по Чувашской Республике  от 16.05.2017 по получению ключей для завершения строительства жилого помещения) Комиссия приходит к выводу об отсутствии выдачи предписания. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать совершенные администрацией Вурнарского района Чувашской Республики и ООО «НиВА» действия нарушающими  пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                              «…»

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны