Определение №05-04/5630 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 15/05-АМЗ-2016 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

25 июля 2017 года                                                                                                      г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 15/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчика - администрации г. Чебоксары Чувашской Республики:

«…»

при присутствии  на заседании Комиссии  заявителя- ООО «Автолайн»:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией  обстоятельств представителя ИП Шарафутдинова Н.Ш.,

 

рассмотрев материалы дела № 15/05-АМЗ-2016, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Автолайн» (вх.05-04/6520 от 14.10.2016), на действия администрации города Чебоксары о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в бездействии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 65 в городе Чебоксары, а также изменения схемы движения по данному маршруту.

В заявлении указывается следующее. Согласно извещению, размещенному на сайте Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации г. Чебоксары от 05.1 1.2015, был объявлен прием заявлений о заключении договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 65 «пр-т Геннадия Айги - ул. Стартовая» г. Чебоксары на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на шесть месяцев в связи с досрочным расторжением договора с прежним перевозчиком и изменением схемы маршрута, конечный срок приема заявок-с 10 по 13 ноября 2015 г. включительно.

На официальном сайте Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации г. Чебоксары отсутствует какая-либо информация о результатах приема заявлений по извещению от 05.11.2015, а именно: не размещен протокол заседания рабочей группы, на котором рассмотрены поступившие заявления, и с кем в итоге был заключен договор.

Согласно реестру городских маршрутов г. Чебоксары, размещенному на официальном сайте Управления ЖКХ, энергетики, транспорта     и связи маршрут № 65 (регистрационный номер в реестре № 63) имеет наименование «мкр. «Садовый» - ул. Стартовая», то есть изменена схема движения маршрута № 65 по сравнению с ранее действовавшим (ранее до октября 2015 г. маршрут № 65 именовался «пр.-т Г.Айги - ул. Николаева), перевозчиком по данному маршруту значится ИП Шарафутдинов Н.Ш., эксплуатирующий маршрут с 01.12.2015.

Обращаем внимание, что несмотря на то, что краткосрочный договор был заключен с ИП Шарафутдиновым Н.Ш. сроком на 6 месяцев на период до проведения конкурса, открытый конкурс по маршруту № 65 так и не был проведен по настоящее время, в том числе истек срок действия краткосрочного договора от 01.12.2015 г., тем самым, ИП Шарафутдинов Н.Ш. эксплуатирует маршрут на незаконных основаниях с ведома Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации г. Чебоксары, которая, в свою очередь, затягивает проведение открытого конкурса по маршруту № 65 с измененной схемой движения.

Кроме того, согласно данным с Реестра городских маршрутов г. Чебоксары, ежедневно с 09 час. до 17 час. автобусы по маршруту № 65 должны следовать по укороченной схеме (в прямом направлении: пр-т Г.Айги - ул. Дементьева - ул. Б.Хмельницкого - ул. Ю.Фучика - ул. Гагарина - ул. Чапаева - ул. Николаева - ул. Калинина; в обратном направлении: ул. Стартовая - Марпосадское шоссе-ул. Калинина-ул. Николаева - ул. Чапаева-ул. Гагарина-ул. Фучика-ул. Б.Хмельницкого — ул. Дементьева - пр-т Г.Айги), тем не менее, они ездят по схеме движения, не заезжая на ул. Чапаева и ул. Николаева, то есть нарушая схему движения маршрута с 09 до 17 час.

Принимая во внимание, что по обновленной схеме движения маршрута № 65 открытый конкурс не проводился, несмотря на то, что истек срок действия краткосрочного договора с ИП Шарафутдиновым Н.Ш., а последний продолжает осуществлять перевозку по маршруту № 65, считаем, что в бездействии Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Администрации г. Чебоксары по проведению открытого конкурса на маршрут № 65 г. Чебоксары имеются признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, согласно которой органам местного самоуправления запрещается осуществлять бездействие, которые приводят или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, а в данном случае имеет место ограничение конкуренции на маршруте № 65 путем предоставления ИП Шарафутдинову Н.Ш. необоснованного преимущества в эксплуатации маршрута № 65 без проведения открытого конкурса по измененной схеме движения по просроченному краткосрочному договору.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отмены маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а так же с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

Пункт 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок, автомобильным транспортом в Чувашской Республике» регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.

В соответствии с положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 №1644 организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам выступает администрация г.Чебоксары  Чувашской Республики.

Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирований рациональной маршрутной сети г.Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменение или закрытие соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов.

 

3. Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Федерального законам N  220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок -это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).

Таким образом, карта маршрута является документом, подтверждающим право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, а перевозки по маршрутам должны осуществляться только при наличии карты маршрута на каждом транспортном средстве.

Порядок заключения договора на торгах, правила организации и проведения торгов регламентированы статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

4. Согласно статье 42 220-ФЗ:

- закон вступает в силу с даты опубликования (14.07.2015 г.), кроме:

-статьей 4 - 32, 36 - 38, вступающих в силу через 180 дней со дня опубликования (с 11.01.2016 г.);

- статьей 33 - 35, 40 вступающих в силу через год со дня опубликования (с 15.07.2016 г.);

Согласно части 1 статьи 39 в течение 30 дней (до 14.08.2015) со дня опубликования 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 39 уполномоченный орган через 30 дней, но не позднее 180 дней со дня опубликования 220-ФЗ (с 15.08.2015 г.  по 14.01.2016 г.), к компетенции которого в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организует проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещает на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до 14.07.2015 г..

Частью 3 статьи 39 установлено следующее: до 14.04.2016 г. уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами до 14.07.2015 г., либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до 14.07.2016 г.

Часть 3 статьи 19 220-ФЗ указывает на то, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 29 220-ФЗ указано следующее: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;

2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;

Временный договор с ИП Шарафутдиновым заключен 01.12.2015 г., таким образом, порядок установленный статьей 39 220-ФЗ к данному договору не применим.

Также нет оснований применения части 3 статьи 19 220-ФЗ.

В рассматриваемом случае отсутствуют причины выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок без проведения открытого конкурса в связи с тем, что ИП Шарафутдиновым до 31.05.2016 осуществлялись пассажирские перевозки на основании краткосрочного договора, который заключался без проведения конкурсных процедур, в следствие чего продление данного договора на новый срок без проведения конкурсных процедур является нарушением антимонопольного законодательства в связи с созданием определенному индивидуальному предпринимателю более выгодных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

 

5. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

По итогам рассмотрения поступившего обращения ООО «Автолайн», в связи с наличием в действиях Администрации города Чебоксары Чувашской Республики  признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в выдаче ИП Шарафутдинову Н.Ш. свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение  от 05.12.2016 № 05-04/9008 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 20 декабря 2016 года, путем отзыва раннее выданного ИП Шарафутдинову Н.Ш. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № № 65 «Проспект Геннадия Айги - ул. Стартовая».

В ответ на выданное предупреждение, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики предоставила письмо от 18.04.2017 № 29/04-1895, направленное в адрес ИП Шарафутдинова Н.Ш.  об отзыве  выданных свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту  регулярных перевозок серии 21Ч № 000005 и требовании прекратить осуществлять перевозки по маршруту № 65, сдав карты маршрута регулярных перевозок с момента получения уведомления. Названное письмо направлено почтовым отправлением 18.04.2017 (почтовый идентификатор 42803208034916).

В связи с не прекращением перевозчиком перевозочной деятельности администрация обратилась с иском в судом об обязании прекращения ИП перевозок по рассматриваемому маршруту (дело № А79-6004/2017).

 

Также в материалах дела имеется письмо Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике от 19.07.2017 № 01-2155, в котором сообщается, что  в связи с осуществлением перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 65 г. Чебоксары «мкр. «Садовый» - ул. Стартовая» с использованием свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, отозванных администрацией  г. Чебоксары Чувашской Республики, ИП Шарафутдинов Н.Ш.  был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, что свидетельствует об отзыве у ИП Шарафутдинова Н.Ш. администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по рассматриваемому маршруту, и осуществления им перевозок без предусмотренных законодательством документов.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 15/05-АМЗ-2016 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                               «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны