Решение №05-04/5708 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 12/05-АМЗ-2016 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

01 августа 2017 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 12/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании заявителя - АНО КЭС «Транспортная безопасность»,

при присутствии на заседании ответчика - администрации города Чебоксары Чувашской Республики:

«…»

при отсутствии на заседании лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых комиссией обстоятельств - ООО «ЕТК»,

 

рассмотрев материалы дела № 12/05-АМЗ-2016, возбужденного в отношении администрации города Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС поступило обращение АНО «КЭС Транспортная безопасность» (Вх.05-04/5064 от 10.08.2016) о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в отсутствии контроля исполнения победителями конкурсов обязательств по применению безналичной оплаты проезда на общественном транспорте.

В заявлении указывается следующее. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 июня 2016 г. № 45 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» с 1 января 2017 г. для перевозчиков вводится обязанность по обеспечению прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты. Между тем, по поступающей в нашу организацию информации в настоящее время безналичная оплата проезда на республиканском транспорте общего пользования практически не применяется, работа по привлечению перевозчиков к применению безналичной оплаты проезда ни органами исполнительной власти, ни органами местного самоуправления не проводится.

Вместе с тем, обязанность по применению безналичной оплаты проезда для большого количества перевозчиков ужо наступила, по дожидаясь вступления в силу Закона Чувашской Республики. Так, в результате проведения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Администрацией г. Чебоксары конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров по регулярным автобусным маршрутам, перевозчики, ставшие победителями указанных конкурсов, добровольно взяли на себя обязательства по применению карт для безналичной оплаты проезда. Данные обязательства включены в условия заключенных с ними договоров об осуществлении перевозок по маршрутам. Таким образом, организаторы конкурсов уже в настоящее время должны требовать от победителей указанных конкурсов, применять безналичную оплату проезда под угрозой расторжения с ними договоров и лишения права осуществления перевозок.

Однако, со слов заявителя, такая работа Минтрансом Чувашии и Администрацией г. Чебоксары также не проводится, контроль за применением победителями конкурсов безналичной оплаты проезда и выполнением условий заключенных по результатам конкурсов договоров со стороны уполномоченного органа и органа местного самоуправления отсутствует. По представленной уполномоченным оператором системы безналичной оплаты проезда в Чувашской Республике Обществом с ограниченной ответственностью «Единая транспортная карта» информации, в соответствии с проведенным обществом анализом подавляющее большинство победителей конкурсов не исполняет принятые на себя обязательства и не применяет безналичную оплату проезда.

В связи с не исполнением победителями конкурсов обязательств по применению безналичной оплаты проезда пользователи транспортных карт не могут реализовать свое право оплаты проезда на общественном транспорте по сниженным тарифам, установленным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 г. № 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Заявитель считает, что отсутствие должного контроля со стороны Минтранса Чувашии и администрации г. Чебоксары за соблюдением победителями проводимых указанными органами конкурсов условий заключенных по результатам таких конкурсов договоров приводит к злоупотреблениям при исполнении договорных условий.

Между тем, включенные в условия договоров обязательства перевозчиков по применению безналичной оплаты проезда не являлись обязательными при проведении конкурсов и позволили победителям конкурсов получить дополнительные баллы при оценке их заявок на участие в конкурсах, обеспечивших, возможно, их победу в конкурсе.

Таким образом, заявитель считает, что не исполнение победителями конкурсов взятых на себя обязательств по применению безналичной оплаты проезда и отсутствие контроля за исполнением указанных обязательств со стороны Минтранса Чувашии и Администрации г. Чебоксары приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров, а значит является нарушением антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного заявитель просит принять меры к устранению нарушения антимонопольного законодательства и обеспечить исполнение победителями конкурсов взятых на себя обязательств по применению безналичной оплаты проезда.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отмены маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а так же с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

Пункт 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок, автомобильным транспортом в Чувашской Республике» регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.

В соответствии с положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 №1644 организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам выступает администрация г.Чебоксары  Чувашской Республики.

Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирований рациональной маршрутной сети г.Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменение или закрытие соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов.

 

3. Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации  пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

Закон № 48 регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.

Согласно пункту 17 статьи 4 закона № 45 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

 

4. 30.08.2016 в адрес ООО «Единая транспортная компания» был отправлен запрос №05-04/6346 с просьбой дать пояснения по указанным в заявлении обстоятельствам.

Письмом № 98 от 12.09.2016 ООО «Единая транспортная компания» предоставило список перевозчиков и маршрутов по которым осуществляют безналичную оплату.

 


п/п

Наименование перевозчика

Количество
приобретенных
терминалов

Процент
оснащения

Маршруты с
безналичной
оплатой

1

ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

394

100%

Все
маршруты

2

Чебоксарское Троллейбусное
Управление

240

100%

Все
маршруты

3

НМУПТГ

41

100%

Все
маршруты

4

ООО «Автолайн»

116

100%

Все
маршруты

5

ООО «Пилигрим»

11

Нет
            данных

30

6

ООО «Союз-4»

38

Нет

данных

44,46

 

7

ИП Салмин А.П.

50

Нет
данных

52,265

8

ИП Никитин И.Н.

11

Нет
данных

112

9

ИП Васильев

46

Нет
данных

33,42

 

ИП Фахрутдииов Д.В.

4

Нет
данных

37

 

ПК ЧПАП №2

48

Нет
данных

32,41

 

ЗАО «ГТП»

47

Нет
данных

35,43

 

ИП Макаров А.Г.

1

Нет
данных

Нет отчетов

 

ООО «Крокус авто»

32

Нет
данных

54

 

ООО «ТМК-1»

19

Нет
данных

47

 

ООО «Павлов и К»

3

Нет
данных

Нет отчетов

 

ИП Яковлев Г.Г.

2

Нет
данных

Нет отчетов

 

Итого:

1103

 

 

 

 

Таким образом, по информации полученной от ООО «Единая транспортная компания», безналичная оплата осуществляется не на все маршрутах, не смотря на то что в пункте 2.3.16 договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары указана обязанность перевозчиков по оснащению, в сроки не превышающие трех месяцев со дня заключения договоров, всех автобусов, заявленных на конкурс, терминалами для безналичной оплаты проезда.

Включенные в условия договоров обязательства перевозчиков по применению безналичной оплаты проезда не являлись обязательными, в связи с чем конкурсная комиссия отдавала предпочтение и начисляла дополнительные баллы при оценке заявок участников, содержащих обязательства по установке терминалов для безналичной оплаты проезда.

Таким образом, неисполнение перевозчиками обязательств по оснащению транспортных средств терминалами для безналичной оплаты проезда приводят к ограничению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров.

В рассматриваемом случае администрация города Чебоксары Чувашской Республики не осуществляя контроль за исполнением условий договора действовала в нарушение действующего законодательства.

 

5. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

По итогам рассмотрения поступившего обращения АНО «КЭС Транспортная безопасность», в связи с наличием в действиях Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (428000 г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 36) признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отсутствии надлежащего контроля за исполнением договорных обязательств (договоры: № 30 от 13.03.2014, № 32 от 13.03.2014,№ 33 от 13.03.2014, № 35 от 13.03.2014,№ 37 от 13.03.2014, № 38 от 13.03.2014, № 40 от 13.03.2014, № 41 от 13.03.2014, № 43 от 13.03.2014, № 45 от 24.03.2014, № 47 от 25.03.2014, № 48 от 27.03.2014, № 49 от 07.05.2014, № 60 от 26.05.2014, №47 от 26.02.2016) по применению безналичной оплаты проезда на общественном транспорте, приводящих к ограничению конкуренции и ущемлению интересов перевозчиков при проведении конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом (пункт договоров 2.3.16), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение  от 23.09.2016 № 05-04/6996  о необходимости прекращения указанных действий в срок до 28 октября 2016 года, путем принятия мер по соблюдению условий договоров: № 30 от 13.03.2014, № 32 от 13.03.2014,№ 33 от 13.03.2014, № 35 от 13.03.2014,№ 37 от 13.03.2014, № 38 от 13.03.2014, № 40 от 13.03.2014, № 41 от 13.03.2014, № 43 от 13.03.2014, № 45 от 24.03.2014, № 47 от 25.03.2014, № 48 от 27.03.2014, № 49 от 07.05.2014, № 60 от 26.05.2014, №47 от 26.02.2016 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.

 

В ответ на выданное предупреждение, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики предоставила письмо от 01.07.2017 № 29/-027, в котором сообщила следующее. Согласно письму ООО «ЕТК» от 29.06.2017 № 76 на маршрутах регулярных перевозок №№ 30, 33, 35, 37, 42, 43, 44, 46, 47, 52, 54, 60, 60к применяется безналичная оплата.   

Сроки действия договоров с перевозчиками ИП Архиповым С.П., ИП Айрапетян В.О., ООО «Союз», осуществляющие регулярные перевозки по маршрутам №№ 56, 48, 59 завершены.

С перевозками ИП Захаровым В.И., ИП Орловым В.П., осуществляющими перевозки по маршрутам 49, 51 договора расторгнуты. На настоящий момент в Арбитражном суде Чувашской Республики рассматриваются исковые заявления администрации о признании незаконной деятельности данных перевозчиков осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (А79-6007/2017- к ИП Захарову В.И.; А79-6005/2017- к ИП Орлову В.П.).

По маршрутам №№ 36, 34, 55 регулярные перевозки по муниципальным маршрутам не осуществляются.

В связи с неоднократными нарушениями перевозчиком условий договоров по муниципальным маршрутам № 32,41 в адрес ПК «ЧПАП № 2» администрацией направлены уведомления о расторжении договоров в одностороннем порядке.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 12/05-АМЗ-2016 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                               «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны