Решение №05-04/6098 Решение Управления в отношении Минтранса Чувашии от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 42/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

15 августа 2017 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2017 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 г.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 42/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при присутствии  на заседании Комиссии представителя заявителя  ИП Кузьмина В.Я. – «…»

 при присутствии на заседании Комиссии ответчика – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

«…»

при присутствии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств-ГУП ЧР «Чувашавтотранс»:

- «…»

 

рассмотрев материалы дела № 42/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило заявление ИП Кузьмина В.Я. от 22.02.2017 г. № 108 (вх. № 05-04/2018 от 28.03.2017 г.) и от 27.03.2017 г. № 108 (вх. № 05-04/2017 от 28.03.2017 г.) на нарушение ГУП «Чувашавтотранс» расписания движения автобусов по межмуниципальному маршруту № 108 «Новочебоксарск – Мариинский Посад» и на бездействие Минтранса Чувашии по пресечению данного нарушения ГУП «Чувашавтотранс», расторжению договора и не проведению конкурса. В поступившей информации указывается следующее. Из анализа документов следует, что официально ГУП «Чувашавтотранс» должен осуществлять 19 рейсов, но с автовокзала осуществляется фактическое расписание, включающее 12 рейсов.

Таким образом, ежедневно, с ведома Минтранса Чувашии, не осуществляется 7 рейсов.

Это и означает неисполнение договора и конкурсных условий, которые должны повлечь за собой расторжение договора в целом или его части и назначении добросовестного перевозчика.

ИП Кузьмин В.Я. обслуживает межмуниципальный автобусный маршрут № 222-т «Новочебоксарск - Новинское» по договору с заказчиком перевозок Минтрансом Чувашии.

При этом ИП Кузьмин В.Я. осуществляет перевозку в соответствии с утвержденным Минтрансом Чувашии расписанием.

Государственный перевозчик ГУП «Чувашавтотранс» на маршруте № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад» действующее расписание полностью игнорирует, нарушая условия заключенного с Минтрансом Чувашии договора.

Часть рейсов ГУП «Чувашавтотранс» полностью не выполняется, из 19 рейсов выполняется только 12, что подтверждается ведомостями АО «АвтоВАС».

Соответственно, у Минтранса Чувашии возникает обязанность по расторжению договора с недобросовестным перевозчиком и выставлению маршрута на конкурс.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ‑ Закон № 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Закон ЧР от 29.12.2003 г. № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее ‑ Закон № 48) регулирует отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, и перевозок легковым такси.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ).

Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 12 Закона № 220-ФЗ).

 

3. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (ч. 2 ст. 12 Закона № 220-ФЗ).

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (ч. 2 ст. 21 Закона № 220-ФЗ).

Приказом Минтранса Чувашии от 20.02.2015 г. № 02-03/20 «О возобновлении открытого конкурса» были выставлены 6 лотов по 170 маршрутам, в том числе по маршруту № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад».

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ГУП «Чувашавтотранс», как единственным участником, подавшим заявку, заключен договор от 07.05.2015 г. № 117 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте, предметом которого является осуществление исполнителем регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах, в том числе по маршруту № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад». Перевозчику в соответствии с действующим законодательством выданы карты соответствующего маршрута.

Заявитель указывает на игнорирование действующего расписания на межмуниципальном маршруте № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад» ГУП «Чувашавтотранс», что, по мнению ИП Кузьмина В.Я., нарушает условия заключенного с Минтрансом Чувашии договора № 117 от 07.05.2015 г.

Заявитель утверждает, что ГУП «Чувашавтотранс» осуществляет из 19 предусмотренных рейсов только 12.

Письмом от 07.04.2017 г. № 592 ГУП «Чувашавтотранс» подтвердило, что в связи с уменьшением пассажиропотока и тяжелым положением в зимнее время предприятие вынуждено было сократить количество рейсов с 19 до 14.

Письмом от 06.04.2017 г. № 05-06/2-1550 ОАО «АвтоВАС» сообщило, что до 21.03.2017 г. ГУП «Чувашавтотранс» на межмуниципальном маршруте № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад» фактически выполняло 12 оборотных рейсов.

 

4. Контроль за исполнением условий договора, возложенный на заказчика, осуществляется министерством неэффективно и недостаточно. Указанные нарушение перевозчиком условий конкурса и договоров, являются признаки нарушения действуюего законодательства, а также условий конкурса, по которым заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок.

Таким образом, в бездействии министерства имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается соглашением сторон. В этом случае договор считается расторгнутым при осуществлении такого права.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия (бездействие) органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из изложенного следует, что нарушающими антимонопольное законодательство могут быть признаны не любые акты и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления, а только те, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции на рынке пассажирских перевозок в данном случае являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующих субъектов – победителей конкурса, но не исполняющие его условия, в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Имеется причинно-следственная связь между бездействием министерства нерасторжению договора с недобросовестным перевозчиком и неблагоприятными последствиями для конкуренции (нарушением прав других перевозчиков на обслуживание маршрутов).

При таких обстоятельствах, поскольку какие-либо меры со стороны министерства в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по возобновлению отмененных рейсов не предприняты, а также не приняты необходимые меры по исполнению перевозчиком обязательств, принятых по договору,  имеет место бездействие министерства, которое ограничивает права иных перевозчиков на обслуживание маршрутов и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

5. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

По итогам рассмотрения обращения ИП Кузьмина В.Я., в соответствии с наличием бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в ненадлежащем контроле за соблюдением исполнения договорных обязательств ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (нарушение расписания движения автобусов по межмуниципальному маршруту № 108 «Новочебоксарск – Мариинский Посад») и на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения признаков нарушения в срок до 26 июня 2017 года, путем надлежащего  контроля за исполнением договорных обязательств (договор от 07.05.2015 № 117) ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (по межмуниципальному маршруту № 108 «Новочебоксарск – Мариинский Посад»), а также в случае продолжения нарушения существенных  условий договора со стороны перевозчика принятия необходимых мер, включая действия  по расторжению вышеназванного договора.

 

В ответ на выданное Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики сообщило следующее (письмо от 26.06.2017 № 051/11-3577 (вх. Управления от 27.06.2017 № 05-04/4493).  В соответствии с конкурсной документацией по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденной приказом Минтранса Чувашии от 20 февраля 2015 г. № 02-03/20 «О возобновлении открытого конкурса» были выставлены 6 лотов по 170 межмуниципальным маршрутам, в том числе маршрут № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад».

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ГУП ЧР «Чувашавтотранс», как единственным участником подавшим заявку, заключен договор от 7 мая 2015 г. № 117 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте, предметом которого является осуществление исполнителем регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах, в том числе по маршруту № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад».

ГУП ЧР «Чувашавтотранс», осуществляющий перевозки по социально - значимым маршрутам в Чувашской Республике, находится в тяжелом финансовом положении. В связи с возникающими техническими неисправностями транспортных средств и простоя большей части автобусов в ожидании высокозатратного ремонта, а так же отсутствием необходимого числа водителей, предприятие вынуждено временно сократить количество выполняемых рейсов по большинству обслуживаемых маршрутов, в том числе и по маршруту № 108 «Новочебоксарск - Мариинский Посад», о чем предприятие письменно уведомило Минтранс Чувашии.

Расторжение с перевозчиком указанного выше договора, в части лота № 1 в состав которого входит 81 маршрут, в том числе № 108 «Новочебоксарск –Мариинский Посад» на сегодняшний день не представляется возможным, так как лот является  предметом договора и    расторжение договора в части лота приведет к потере перевозчика по 81 социальному низкорентабельному маршруту, и приостановке пассажирских перевозок в пригородном сообщении г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильск.

Кроме того, письмом от 26.06.2017 № 051/16-3572 Минтранс Чувашии в адрес ГУП ЧР «Чувашавтотранс», во исполнение  предупреждения антимонопольного органа, требует возобновить перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 108 «Новочебоксарск-Мариинский Посад» в соответствии с утвержденным  расписанием согласно договору  от 7 мая 2015 года № 117 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте. Данное письмо получено представителем ГУП ЧР «Чувашавтотранс» 18.07.2017.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 42/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                               «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны