Определение №05-04/6120 Определение Управления об отложении дела в отношении Министе... от 23 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 01/05-АМЗ-2016

 

19 августа  2016 г.                                                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  01/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

при присутствии на заседании Комиссии заявителя- ООО «Эткер»:

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Чувашской Республики;
при присутствии на заседании Комиссии ответчика:

ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами»:

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики:

при отсутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- ООО «Чистый город»;

- Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,

 

рассмотрев материалы дела № 01/05-АМЗ-2016, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами» по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило заявление ООО «Эткер» о признаках нарушения Минприроды Чувашии и ЗАО «Управление отходами» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении последнему права осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности без соответствующей лицензии в нарушение условий конкурса и заключенного концессионного соглашения.

Из заявления следует, что 24.12.2014 г. между ООО «Эткер» и АО «Спецавтохозяйство» был заключен договор № 21 на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к утилизации (захоронению) на санкционированной свалке ТБО г.Чебоксары.

В октябре 2015 г. в адрес управляющих компаний, в том числе ООО «Экер», были направлены письма АО «Спецавтохозяйство» от 06.10.2015 № 1027, информирующие о прекращении осуществления деятельности по захоронению отходов с 01 ноября 2015 г. В письме предлагалось обратиться к ЗАО «Управление отходов» с целью заключения договора на оказание услуг по накоплению отходов с последующих им размещением и направлено дополнительное соглашение о расторжении договора на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к утилизации (захоронению) на санкционированной свалке ТБО г.Чебоксары.

06.11.2015 между ООО «Эткер» и Филиалом ЗАО «Управление отходами» заключен договор № 55 на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением.

По мнению заявителя, действия ЗАО «Управление отходами» в лице филиала в г.Новочебоксарске, являются незаконными, поскольку в отсутствие лицензии, предприятие не вправе заниматься деятельностью по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Заявитель считает также, что ЗАО «Управление отходами» не могло участвовать в открытом конкурсе, проводимом Минприроды Чувашии, тогда как участник конкурса должен был предоставить лицензию.

Представитель ООО «Эткер» поддержал заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель ЗАО «Управление отходами» «…» нарушения антимонопольного законодательства не признала. Сообщила, что письмом Чувашского УФАС, вх № 357 от 11.08.2016, ЗАО «Управление отходами»,
с учетом письма вх. № 3/2 от 16.08.2016 обязано в срок не позднее 18 августа 2016 года
представить документы и информацию, указанные в письме:

-          расчет себестоимости (цены) по видам затрат;

-          учетную политику на 2015 и 2016 гг.;

-          расшифровка затрат на сырье, материалы, комплектующие изделия; принятые на Предприятии нормативы расходов сырья, материалов и энергоресурсов на производство;

-          подробное обоснование расходов общества с момента создания филиала в
Чувашской Республике;

-          копии всех договоров (контрактов и иных документов) со всеми приложениями и дополнениями, в том числе с государственными заказчиками (государственные контракты);

-          расшифровку затрат по капитальным вложениям;

- обоснованность привлечения финансовых обязательств общества (строка 10
калькуляции на услугу по временному складированию с последующим размещением ), а
также обоснование расходования названных средств с предоставлением обосновывающих
документов.

Испрашиваемые Чувашским УФАС документы уже неоднократно предоставлялись
Обществом и имеются в материалах дела № 01/05-АМЗ-2016.

Так указанные в запросе документы направлялись Обществом в ответы на запрос вх.
№ 288 от 08.07.2016, а также на запросы вх. № 334 от 27.05.2016 и вх. № 219 от 24.05.2016.

Письмом от 12.08.2016 исх. № 482 ЗАО «Управление отходами» обратилось в адрес
Чувашского УФАС с обоснованной просьбой предоставлять разумный срок для подготовки ответов и испрашиваемых документов.

При этом Общество указало, что Определением Чувашского УФАС от 30 июня 2016
об отложении рассмотрения дела № 01/05-АМЗ-2016 срок проверки по делу продлен до
01.01.2017. Указанное свидетельствует о том, что у Чувашского УФАС наличествует
достаточно процессуального срока для предоставления ЗАО «Управление отходами»
необходимого и объективно достаточного времени для ответов на запросы по делу.

Не смотря на это, письмом вх. № 372 от 16.08.2016 Чувашский УФАС предоставил
Обществу срок в размере 2 календарных дня, что объективно не отвечает признаку
достаточности.

Кроме необоснованно коротких сроков, предоставляемых Чувашским УФАС для
ответов, вызывает недоумение чрезмерность запрашиваемых сведений и документов,
поскольку они абсолютно не связаны с предметом рассматриваемого дела.

Дело № 01/05-АМЗ-2016 возбуждено на основании заявления ООО «Эткер» по
признакам нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской
Республики и ЗАО «Управление отходами» в лице филиала ЗАО «Управление отходами» в
г. Новочебоксарск пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-Ф3 «О
защите конкуренции», выразившихся в действиях Министерства природных ресурсов и
экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами», которые привели (могут
привести) к получению ЗАО «Управление отходами» преимуществ на рынке оказания
услуг по хранению ТБО по сравнению с другими перевозчиками, осуществляющими
аналогичную (схожую) деятельность (в ред. Приказа № 71 от 15.04.2016 «О внесении
изменений в Приказ Чувашского УФАС России от 13.04.2016 № 68 «О возбуждении дела и
создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства»).

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между
федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными
осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также
государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской
Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими
органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое
осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный
рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таких действий со стороны ЗАО «Управление отходами» не допущено.

Частью 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 1Э5-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О
защите конкуренции» установлено, что признаками ограничения конкуренции являются:

-          сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

-          рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

-          отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от
самостоятельных действий на товарном рынке,

-          определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

-          иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

-          а также установление органами государственной власти, органами местного
самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или
муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам
или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской
Федерации.

Таких действий со стороны ЗАО «Управление отходами» не допущено.

Документы, испрашиваемые Чувашским УФАС в запросе вх. N2 357 от 11.08.2016, в
запросах вх. № 288 от 08.07.2016, вх. № 334 от 27.05.2016 и вх. № 219 от 24.05.2016, а также иных запросах, не связаны с предметом рассматриваемого дела по ч. 1 ст. 16 Закона О защите конкуренции, и не составляют доказательственную базу по делу.

Согласно пункту 3.1.1. концессионного соглашения от 01.07.2014, концессионер
обязан обеспечить на территории Чувашской Республики в сроки, определенные
настоящим Соглашением, Создание Объекта Концессионного соглашения, ввод в
эксплуатацию и использование (эксплуатацию) Объекта Концессионного соглашения,
состав, описание и технико-экономические показатели которого приведены в разделе IV
настоящего Соглашения и в Приложении № 1 к настоящему Соглашению, право собственности на который будет принадлежать Концеденту, осуществив Инвестиции
Концессионера.

Концессионер также имеет право в силу подпункта б) пункта 9.1.5. концессионного
соглашения с согласия Концсдснта, помимо деятельности по переработке, сортировке,
утилизации (захоронению) ТБО с использованием Объекта Концессионного соглашения и
иного имущества и применением установленных в соответствии с действующим
законодательством и с учетом положений настоящего Концессионного соглашения Тарифа
и Надбавки к Тарифу на Услуга Концессионера, с использованием Объекта
Концессионного соглашения и Иного имущества осуществлять иные виды деятельности.
Выражающая согласие просьба концедента, на осуществление концессионером иного вида деятельности в виде накопления отходов с последующим размещением было
выражено в письменной форме, путем направления в адрес концессионера писем от № 3/20- 12983 от 20.10.2015 и № 3/20-7489 от 01.06.2015.

Тем самым, в Чувашской Республике при помощи и активном содействии
концессионера были решены острейшие вопросы социального и экологического характера.
Концессионер, помимо своей основной функции - создания межмуниципальной системы
переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории
Чувашской Республики, решил острую социальную проблему в республике.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об
отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование
отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках),
обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны
окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации,
обезвреживания, размещения, транспортирования.

1-ая карта полигона складирования ТКО имеет положительное заключение
Государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом от 31.05.2010 № 427
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ,
истекла сроком действия. Согласно Письму Федеральной служб по надзору в сфере
природопользования РФ от 04.12.2014 № ВС-08-00-32/19652 с учетом того, что в проектную документацию «Переработка и захоронение ТБО» (Чувашская Республика, г.
Новочебоксарск, ул. Промышленная) с выделением этапов строительства, разработанного
ЗАО «Институт «Чувашгипроводхоз», не вносились изменения, оказывающие воздействие
на окружающую среду, проведение, новой ГЭЭ не требуется.

Таким образом, 1-ая карта полигона складирования ТКО может использоваться для
временного накопления ТКО, поскольку обустроена в соответствии с требованиями
законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О
концессионных соглашениях" концессионное соглашение является договором, в котором
содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К
отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях
правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в
концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Из смысла части 1 статьи 15 Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 (ред. от
28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в
форме капитальных вложений" следует, что защита капитальных вложений (инвестиций в
новое строительство, приобретение машин, оборудования) гарантирована Государством
всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-Ф3 "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" защита интересов инвесторов является одной их форм
государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений.

Статьей 1 Ф3-39 установлено, что инвестиционная деятельность - вложение
инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или)
достижения иного полезного эффекта.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) от
04.04.2016 исх. № В К/22042/16 отдельного регулируемого вида деятельности по
временному накоплению твердых коммунальных отходов действующим
законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Нерегулируемые, в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федеральным законом
.N® 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», виды деятельности осуществляются
по ценам, определяемым соглашением сторон.

При этом стоимость таких услуг устанавливается и согласовывается сторонами
договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для
сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным
нормам), действующим в момент его заключения. Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ
предусмотрено, что исполнение договора оплачивается но цене, установленной
соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы,
расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то
государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Кроме того поясняем, что Проект в соответствии с требованиями действующего
законодательства прошел целый ряд экспертиз, в числе которых положительное
заключение негосударственной экспертизы сметной документации; положительное
заключение по результатам экспертизы сметной стоимости работ но объектам
концессионного соглашения, положительные заключения государственных экспертиз
сметной стоимости работ.

Таким образом, инвестиции концессионера, их обоснованность полностью
подтверждены в установленном законом порядке.

 

Также, представителем ЗАО «Управление отходами»  заявлено ходатайство в адрес Комиссии с просьбой  сообщить:

- в чем выражается соглашение или согласованные действия ЗАО «Управление отходами» и Министерства природных ресурсов и экологии»: в заключении письменного соглашения (концессионного соглашения) или в иных согласованных действиях? Если в иных, то в каких?

- на каком рынке произошло ограничение конкуренции: на рынке захоронения твердых коммунальных отходов или рынке накопления коммунальных отходов? Существовала ли на данных рынках конкуренция, которую можно было бы ограничить?

- учитывая, что рынок захоронения твердых коммунальных отходов является монопольным рынком, на котором услуги оказываются по тарифам, какие могут быть ограничения конкуренции на монопольном рынке;

- если ограничение произошло на рынке накопления ЗАО «Управление отходами» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики коммунальных отходов, то какими соглашениями и согласованными действиями помешали иным хозяйствующим субъектам заниматься оказанием услуг по накоплению (хранению)? И имеется ли обращения иных хозяйствующих субъектов, которых ограничили в праве заниматься услугами накоплениями?

 

Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Согласно статье 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства  в том числе является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства  ЗАО «Управление отходами», поскольку поднятые вопросы относятся к предмету рассматриваемого дела.

 

 

Руководствуясь частью 4 статьи 42, частью 1 статьи 45, частью 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 01/05-АМЗ-2016 отложить.

2. Назначить дело № 01/05-АМЗ-2016 к рассмотрению на 30 сентября 2016 года в 10 часов 00  минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

3. ЗАО «Управление отходами», в срок, не позднее 20 сентября 2016 года, предоставить следующие документы и информацию (запрашиваемые документы относятся к территориальности- по Чувашской Республике, в пределах деятельности филиала ЗАО «Управление отходами»):

- расшифровка затрат на сырье, материалы, комплектующие изделия; принятые на Предприятии нормативы расхода сырья, материалов и энергоресурсов на производство; 

- копии всех договоров (контрактов и иных документов) со всеми приложениями и дополнениями, в том числе с государственными заказчиками (государственные контракты);

- расшифровку затрат по капитальным вложениям;

- обоснованность  привлечения  финансовых обязательств общества  (строка 10 калькуляции на услугу по временному складированию с последующим размещением), а также обоснование расходования названных средств с предоставлением обосновывающих документов.

4. Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в срок, не позднее 20 сентября 2016 года, предоставить следующие документы и информацию:

-     пояснения относительно рассматриваемого вопроса;

- информация об обращении ЗАО «Управление отходами» за получением тарифа;

-  заверенную копию тарифного дела;

-      иные имеющиеся документы относительно предмета спора.

Явка ответчика по делу или их представителей (с доверенностью на участие в рас-смотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны