Решение №05-04/6192 Решение Управления в отношении администрации г.Чебоксары и и... от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 51/05-АМЗ-2015 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

17 августа 2017 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2017 г.

Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2017 г.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 51/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчиков:

- администрации г. Чебоксары  Чувашской Республики- «…»

- представителя ИП Салмина А.П. «…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- ООО «Автолайн»,

 

рассмотрев дело № 51/05-АМЗ-2015 по признакам нарушения Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по расторжению договоров в связи с нарушением условий конкурса, которое ограничивает права иных перевозчиков на обслуживание городских маршрутов, а также по признакам нарушения Администрацией г.Чебоксары и индивидуальным предпринимателем Салминым А.П. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в заключении в устной форме соглашения, позволяющего не исполнять условия конкурса, ограничивающего доступ на товарный рынок маршрутных перевозок добросовестных хозяйствующих субъектов, руководствуясь частью 13 статьи 44   Федерального   закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Автолайн». Заявитель считает, что между администрацией и ИП Салминым А.П. незаконно заключен  договор на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 52 на 4 года по результатам конкурса.

Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 13 марта 2014 года по делу №8-АМЗ/06-2014 жалоба ООО «Автолайн» на действия конкурсной комиссии администрации г. Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары по лоту №16 маршрут №52 «ул. Р. Зорге – ул. Университетская (ост. Университет)» признана обоснованной. В действиях конкурсной комиссии Администрации г. Чебоксары установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в допуске к участию в конкурсе по лоту №16 ООО «Автолайн» и нарушении порядка определения победителя. Конкурсной комиссии Администрации г. Чебоксары выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем возврата на этап рассмотрения заявок по лоту №16 маршрут №52 «ул. Р. Зорге – ул. Университетская (ост. Университет)».

27.03.2014, игнорируя предписание Чувашского УФАС России от 13.03.2014 о пересмотре результатов конкурса, между администрацией г. Чебоксары и ИП Салминым А.П. заключен долгосрочный договор № 48 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52.

Также считает, что перевозчиком не соблюдены условия конкурса и договора (оснащение автобусов терминалами для безналичной оплаты проезда осуществляется в соответствии с заключенными с ООО «Единая транспортная карта» договорами о поставке. Оснащение подвижного состава транспортными терминалами являлось дополнительным предложением перевозчика, заявленного на конкурс, и обоснованием выбора победителя), поскольку перевозчиком не оснащены транспортные средства средствами безналичной оплаты перевозки (оснащены не все транспортные средства), не соблюдается интервал движения и прочее.

Контроль за выполнением исполнителем требований законодательства и договора возложен на заказчика (администрации г.Чебоксары).

Указанные нарушение перевозчиком условий конкурса и договоров, являются основанием для их расторжения.

Считает, что в действиях (бездействии) Администрации города Чебоксары и перевозчика  имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 13 марта 2014 года по делу №8-АМЗ/06-2014 жалоба ООО «Автолайн» на действия конкурсной комиссии администрации г. Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары по лоту №16 маршрут №52 «ул. Р. Зорге – ул. Университетская (ост. Университет)» признана обоснованной. В действиях конкурсной комиссии Администрации г. Чебоксары установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в допуске к участию в конкурсе по лоту №16 ООО «Автолайн» и нарушении порядка определения победителя. Конкурсной комиссии Администрации г. Чебоксары выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем возврата на этап рассмотрения заявок по лоту №16 маршрут №52 «ул. Р. Зорге – ул. Университетская (ост. Университет)».

27.03.2014, игнорируя предписание Чувашского УФАС России от 13.03.2014 о пересмотре результатов конкурса, между администрацией г. Чебоксары и ИП Салминым А.П. заключен долгосрочный договор № 48 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52.

 

3. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.08.2014 по делу № А79-1360/2014 признано недействительным решение конкурсной комиссии администрации г.Чебоксары о недопуске ООО «Автолайн» и допуске ИП Салмина А.П. к участию в конкурсе по лоту № 16. По мнению администрации г.Чебоксары, решение суда не обязывает ни конкурсную комиссию, ни организатора конкурса осуществить какие-либо действия по пересмотру результатов конкурса. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.08.2014 оставлено в силе, апелляционная жалоба ИП Салмина А.П. – без удовлетворения.

 

4. Одновременно ООО «Автолайн» в Арбитражный суд Чувашской Республики подано заявление о признании недействительным договора № 48 от 27.03.2014 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52, заключенного между ИП Салминым А.П. и администрацией г.Чебоксары (дело № А79-7343/2014). Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна.

 

5. ООО «Автолайн» неоднократно обращался в администрацию г.Чебоксары (вх.в администрацию № 10681 от 11.08.2014, № 10868 от 04.12.2014) о расторжении договора с ИП Салминым А.П., пересмотре результатов конкурса. Администрация г.Чебоксары в ответ на обращение ООО «Автолайн» указала, что  решение суда не обязывает конкурсную комиссию осуществить какие-либо действия по пересмотру результатов конкурса.

 

6. В соответствии с Федеральным законом  от 10.12.1995 № 196-ФЗ  «О безопасности дорожного движения» (далее  – Федеральный закон № 196-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее  – Закон ЧР № 48), с                           целью совершенствования системы управления пассажирскими перевозками в г. Чебоксары решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (далее – Положение об организации пассажирских перевозок).

Данное Положение регламентирует  взаимоотношения администрации г. Чебоксары с органами исполнительной власти Российской Федерации, Чувашской Республики, юридическими и физическими лицами, осуществляющими в установленном порядке пассажирские перевозки автомобильным и наземным электрическим  транспортом  в г. Чебоксары.

 Согласно п. 3.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары, утвержденного решением ЧГСД от 03.06.2005 № 1644, организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам, выполняемых автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, выступает администрация города Чебоксары.

В соответствии с п. 6.2 Положения администрация города. Администрация г. Чебоксары осуществляет заключение и расторжение с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок, проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками.

Согласно п. 6.7 Положения перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на городском маршруте на основании договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, заключенного с администрацией города Чебоксары.

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом на регулярном городском маршруте без договора запрещаются.

В соответствии  с п. 3.7. Предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса, порядок проведения которого регламентируется постановлением администрации города Чебоксары.

Постановлением Администрации г. Чебоксары от 07.12.2012 №741 во исполнение Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения об организации пассажирских перевозок утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары (далее - Положение о порядке проведения конкурса).

Постановлением Администрации г. Чебоксары от 25.12.2013 №4324  утверждено проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, утверждена конкурсная документация и состав конкурсной комиссии.

Из изложенного следует, что конкурсной комиссией администрации г. Чебоксары не подведены итоги открытого конкурса 2014 г. на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52 и на внеконкурсной основе на маршрут № 52 назначен ИП Салмин А.П., заявка которого подлежала отклонению, что установлено решением Чувашского УФАС России от 13.03.2014 по делу № 8-АМЗ/06-2014 и вступившим в силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.08.2014 по делу № А79-1360/2014.

 

7. Статьей 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15),  создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15), предоставление органом местного самоуправления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности (часть 1 статьи 15).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции в данном случае относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, поскольку ИП Салмину А.П., осуществляющему пассажирские перевозки по городским маршрутам на внеконкурсной основе, действиями администрации г.Чебоксары предоставлены преимущественные более выгодные условия деятельности по сравнению с ООО «Автолайн», также претендовавшим на заключение долгосрочного договора.

 

8. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

По итогам рассмотрения обращения ООО «Автолайн», в связи с бездействием  администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, содержащем в себе признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в ненадлежащем контроле за соблюдением исполнения договорных обязательств, принятых  ИП Салминым А.П. в рамках заключенного с администрацией договора от 27.03.2014 № 48 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 17.05.2017 № 05-04/3511 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 31 мая 2017 года, путем надлежащего  контроля за исполнением договорных обязательств (от 27.03.2014 № 48 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 52, а также в случае нарушения существенных  условий договора со стороны перевозчика принятия необходимых мер, включая действия  по расторжению вышеназванного договора.

 

В ответ на выданное предупреждение, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики предоставила следующее:

- договор на поставку  оборудования от 31.01.2014, заключенный между ИП Салминым А.П. и ООО «Единая транспортная карта» и товарные накладные от 21.08.2014 № 2316, от 29.08.2014 № 2467, от 18.09.2014 № 2523, от 29.01.2017 № 454;

- договор присоединения транспортной организации к АСУ БОП «Единая транспортная карта Чувашии» от 05.07.2014 № 24;

-  информация ООО «Единая транспортная карта»  от 29.05.2017 о количестве обслуживаемых терминалов рпо состоянию на 29.05.2017;

- договор об информационном взаимодействии от 15.04.2014 № 295/Г, заключенный между Ип салминым А.П. и МБУ «Чебоксары-Телеком»;

-  документы по установке и обслуживанию приборов ГЛОНАСС;

- информация МБУ «Чебоксары-Телеком» от 30.05.2017 № 587 о перечне транспортных средств маршрута № 52, передающих навигационную информацию от бортового навигационного оборудования на сервер Уполномоченного оператора по состоянию на 30.05.2017;

- информация, представленная ООО «Единая транспортная карта» от 23.05.2017 № М-52 об оснащении транспортных средств по маршруту № 52 платежными терминалами по безналичной оплате проезда;

- информация МБУ «Чебоксары-Телеком» о показателях работы автобусов по маршруту № 52 за период сентябрь 2014-апрель 2017.

 

ИП Салмин А.П. на заседание Комиссии 17.08.2017 также предоставил следующие документы:

- договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, имуществу, здоровья пассажиров от 27.10.2016 № МАХХ21648245263000, заключенный между ИП Салминым А.П. и ЗАО «Московская акционерная страховая компания»;

- договор  по оказанию услуг по предрейсовому, послерейсовому осмотру водителей, ТО и охраняемой стоянке транспортных средств от 01.01.2017;

- билетная продукция от имени ИП Салмина А.П.;

- информация о маршруте, размещаемая в салонах транспортных средств.

 

Вышеизложенное свидетельствует об исполнении выданного антимонопольным органом предупреждения.

 

В связи с тем, что отсутствуют достаточные доказательства, позволяющие квалифицировать действия администрации г.Чебоксары и ИП Салмина А.П.  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,  Комиссией принято решение переквалифицировать дело, возбужденное в отношении администрации г.Чебоксары и ИП Салмина А.П. по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции на признаки нарушения части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                  

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

 

            Производство по делу № 51/05-АМЗ-2015 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                               «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны