Решение №05-04/6309 Решение Управления в отношении Министерства транспорта и дор... от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 04/05-АМЗ-2016                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2016 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 04/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

при участии на заседании ответчика:

<…>

при отсутствии на заседании заявителя:

<…>

при отсутствии на заседании лиц, располагающего сведениями относительно рассматриваемого вопроса:

<…>

рассмотрев материалы дела № 04/05-АМЗ-2016, возбужденного в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республике по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в неправомерных действиях в части проведении открытого конкурса по лоту № 46 на право осуществления междугороднего автобусного маршрута № 513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Урмары»

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Чувашское УФАС поступило обращение <…> о возможном нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по лоту № 46 на право осуществления междугороднего автобусного маршрута № 513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Урмары».

В обращении <…> просит провести проверку на предмет нарушения антимонопольного законодательства по факту проведения открытого конкурса по лоту № 46 на право осуществления междугороднего автобусного маршрута № 513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Урмары».

Из представленных документов следует, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики возобновило проведение открытого конкурса ранее объявленного приказом от 16.01.2015 № 02-03/4,в том числе по лоту № 46, победителем конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту №513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал)-Урмары» стал <…>, в связи с отклонением заявки ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в следствие содержащийся в заявке недостоверной информации.

21.10.2015 между <…> и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики был заключен договор № 158 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте №513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал)-Урмары» сроком на 5 лет.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 13.05.2015 № 84 возбуждено дело № 04/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации и пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

В соответствии частями 3, 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации и пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

Договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 данной статьи.

Согласно Положению о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 июня 2012 г. N 217, Минтранс Чувашии является уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок.

Часть 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" предусматривает возможность заключения краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах без проведения конкурса на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком, в том числе в случаях окончания срок действия договора.

В силу п. 2.1. Положения о проведении открытого конкурса, утвержденного Постановлением № 594, конкурс проводится по истечении шести месяцев со дня открытия нового маршрута регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа, а также в случае окончания срока действия договора.

В соответствии с п.4.2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2015 г. «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике» установлено, что уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня наступления случая, предусмотренного абзацем вторым, четвертым-шестым части 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее - Закон), и за 10 дней до дня наступления случая, предусмотренного абзацем третьим части 5 статьи 4 Закона, размещает на сайте уполномоченного органа объявление о предложении заключить краткосрочный договор с перевозчиками с указанием времени, места и сроком приема заявлений о заключении краткосрочного договора (далее – заявление  о намерении) от  перевозчиков и перечня прилагаемых к заявлению о намерении документов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с приказом Минтранса Чувашии от 24.02.2015 № 02-03/22 возобновлено проведение открытого конкурса раннее объявленного приказом от 16.01.2015 № 02-03/4 «О проведении открытого конкурса», в том числе по лоту № 46 – автобусный маршрут № 513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Урмары».

Итоги открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по лоту № 46  подведены протоколом заседания конкурсной комиссии от 26.08.2015 № 2.2.

В соответствии с п. 11 Протокола Конкурсной комиссии № 1 oт 29.06.2015 по лоту № 46 для участия в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородних) маршрутах в Чувашской Республике на лот № 46 подано 2 заявки: <…>, ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка претендент не допускается к участию в конкурсе по следующим основаниям:

представлен неполный комплект документов, предусмотренный подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 настоящего Порядка, либо оформление указанных документов не соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Чувашской Республики и требованиям к конкурсной документации;

документы, представленные на конкурс, содержат неполную либо недостоверную информацию, информация в документах не читаема, документы содержат исправления, заполнены карандашом или неразборчиво;

отсутствует установленное конкурсной документацией минимальное количество автобусов, необходимое для осуществления перевозок по маршруту, соответствующих по конструкции и (или) техническому состоянию документации завода-изготовителя и (или) по типам и маркам - требованиям законодательства Российской Федерации.

Протоколом № 2.2 заседания конкурсной комиссии от 26 августа 2015 года при повторной оценке заявка ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не была допущена к участию в открытом конкурсе в связи с предоставлением ГУП ЧР «Чувашавтотранс» недостоверных сведений.

В связи с тем, что заявка <…> оказалась единственной допущенной к участию в конкурсе по лоту № 46 конкурсная комиссия предложила организатору конкурса заключить договор по результатам конкурса с <…> сроком на 5 лет в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, п. 4.9. Порядка и п. 7.5. конкурсной документации.

21.10.2015 с <…>, как с победителем конкурса заключен договор №158 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 513 «Чебоксары (Пригородный автовокзал» – Урмары») сроком на 5 лет.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс», не согласившись с решением конкурсной комиссии подало исковое заявление в Арбитражный суд Чувашской Республики с просьбой признать протокол в части допуска к конкурсу <…> недействительным.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к следующему.

Предъявление в суд любого требования ставит своей целью восстановление нарушенного или оспоренного права.

Оспаривание протокола № 2.2 от 26 августа 2015 года не способно восстановить права истца ввиду избрания им ненадлежащего способа защиты своего права.

При этом суд отметил, что истец оспаривает именно допуск к участию в конкурсе <…>, тогда как недопущение своей заявки предприятием не оспаривается.

Подача заявки на участие в торгах, изначально не соответствующей требованиям конкурсной документации (суд исходил из этого, поскольку обратное истцом не доказано), и правомерное отклонение этой заявки конкурсной комиссией, по мнению суда, в своей совокупности лишают истца какой-либо заинтересованности в оспаривании торгов, поскольку допущенные в ходе них нарушения, даже если они имели место, интересов истца не затрагивают, а признание торгов недействительными не приведет к восстановлению каких-либо его прав как участника, не допущенного к конкурсу.

Суд также учитывал, что Министерством и предпринимателем по результатам конкурса заключен договор № 158 от 21 октября 2015 года.

Однако требования о признании данного договора недействительным истцом в рамках настоящего дела не заявлено.  

В связи с вышеизложенным, решением от 24 декабря 2015 года по делу № А79-8357/2015, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» было отказано в иске.

В связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения  пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                     <…>

                                                                                              <…>

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны