Решение №05-04/6951 Решение Управления в отношении администрации Батыревского се... от 15 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Чебоксары Дело № 11/05-АМЗ-2017
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2017 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 11/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
«…» |
|
|
|
|
|
при отсутствии на заседании Комиссии ответчика - администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики,
при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- администрации Батыревского района Чувашской Республики,
рассмотрев материалы дела № 11/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступило заявление «…» от 06.10.2016 г., перенаправленное прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики от 08.11.2016 г. № 04-03-2016, (вх. № 05-15/7291 от 21.11.2016 г.) на действия администрации Батыревского сельского поселения, выразившиеся в неправомерных действиях в части проведения аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 21:08:240217:877, площадью
В поступившей информации указывается следующее. Во время приобретения «…» здания гостиницы «Юхма» разрешенное использование всего земельного участка с кадастровым номером 21:08:240217:700 по адресу: Батыревский район, с. Батырево, пр. Ленина, д. 29 являлось «для хозяйственной деятельности». Данный участок является прилегающей территорией к гостинице «Юхма». «…» был разработан эскизный проект на реконструкцию с надстройкой мансардного этажа здания гостиницы «Юхма» с благоустройством прилегающей территории с устройством стоянки. Эскизный проект согласован архитектором администрации Батыревского района и прежним главой Батыревского сельского поселения. На основании согласованного эскизного проекта за свой счет выполнил благоустройство прилегающей территории.
В 2013 году участок был разделен в связи с необходимостью строительства здания котельной с гаражом гостиницы «Юхма», газопровода низкого давления. В результате деления образовалось несколько земельных участков. При формировании земельного участка с кадастровым номером 21:08:240217:877 с нарушением были включены места общего пользования.
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 21:08:240217:877, расположенный перед зданием гостиницы «Юхма», на котором расположен сквер гостиницы, в 2014 году продан на торгах администрацией Батыревского сельского поселения с целевым назначением «для хозяйственной деятельности».
Извещение о проведении аукциона № 291014/1746052/01 в целях снижения конкуренции и в нарушение п. 1.4.3 административного регламента администрации Батыревского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги «приватизация муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Батыревского сельского поселения, путем проведения аукционов», утвержденного постановлением № 91 от 03.09.2013 г. не было размещено на официальном сайте администрации Батыревского сельского поселения. Тем самым проведение аукциона произошло с нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому о проведении аукциона «…» стало известно при оформлении договора купли-продажи этого земельного участка другому лицу.
В 2016 году разрешенное использование этого земельного участка администрация Батыревского сельского поселения, проведя публичные слушания, поменяла на «предпринимательство». Публичные слушания проводились в закрытом режиме, информация об их проведении до «…», как смежного землепользователя, не доводилась. Объявление о проведении публичных слушаний на сайте администрации Батыревского сельского поселения не было опубликовано.
В дальнейшем этот земельный участок был продан «…» и ему выдан градостроительный план земельного участка № RU21503 303-21, утвержденный постановлением от 23.08.2016 г. № 126 ‑ для строительства торгового дома,
Градостроительный план земельного участка выдан с нарушением градостроительного кодекса и не соответствует требованиям к его составлению: не указаны ограничения - охранные зоны существующего шахтного колодца, сетей канализации, водоснабжения, связи, проложенных по участку. Из-за отсутствия качественной питьевой воды, жители близлежащих домов пользуются шахтным колодцем.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 01.03.2017 № 33 возбуждено дело № 11/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Батыревским районным судом Чувашской Республики рассматривалось исковое заявление «…» о признании торгов недействительными. Предметом спора является рассматриваемы земельный участок с кадастровым номером 21:08:240217:877, общей площадью 626 кв. м., с видом разрешенного использования: «для хозяйственной деятельности», расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, с. Батырево, пр. Ленина, д. 29.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления в законную силу решения суда.
Батыревским районным судом Чувашской Республики от 10.04.2017 по делу № 2-87/2017 принято решение, согласно которому в удовлетворении исковых требований «..» к администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района чувашской Республики , «…» о признании торгов по продаже земельного участка, с кадастровым № 21:09:240217:877, общей площадью 626 кв.м, вид разрешенного использования: для хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, с. Батырево, проспект Ленина, 29 недействительными и применении последствия их недействительности в виде признания недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между администрацией Батыревского сельского поселения и «…» отказано.
Определением о возобновлении производство по делу № 11/05-АМЗ-2017 от 29 августа 2017 года производство по делу № 11/05-АМЗ-2017 возобновлено.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ
(ред. от 21.07.2014 г.) (далее – ЗК РФ) регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Закон № 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
3. Пунктами 2, 3 ст. 47 Устава Батыревского сельского поселения предусмотрено, что органы местного самоуправления Батыревского сельского поселения вправе передавать имущество Батыревского сельского поселения во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации имущества Батыревского сельского поселения определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Батыревского сельского поселения в соответствии с федеральными законами.
Мониторинг интернет-сайта администрации Батыревского сельского поселения подтверждает доводы, указанные в заявлении, о том, что действительно администрацией Батыревского сельского поселения информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества на сайте продавца государственного и муниципального имущества в сети «Интернет» не размещено.
Пункт 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ и ч. 9 ст. 38.1 ЗК РФ предусматривает обязательное размещение информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет», официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее - сайты в сети «Интернет») не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом, что, в свою очередь, администрацией Батыревского сельского поселения в нарушение данной нормы Закона № 178-ФЗ не исполнено.
Пункт 3 ст. 15 Закона № 178-ФЗ предусматривает, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом, следующие сведения:
1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.
В нарушение п. 3 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение в «Батыревском Вестнике» о проведении аукциона не содержит сведений об условиях и сроках платежа, необходимые реквизиты счетов, исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требований к их оформлению, срок заключения договора купли-продажи, ограничений участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества.
4. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 14 Устава Батыревского сельского поселения, утвержденного решением собрания депутатов Батыревского сельского поселения от 04.03.2011 г. № 4/3 на публичные слушания проекты планов и программ развития Батыревского сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 21:08:240217:877 по результатам аукциона от 09.12.2014 г. перешел в частную собственность, то вид разрешенного использования в соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ мог быть изменен самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно данным заявителя и публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с кадастровым номером 21:08:240217:877 числится с видом разрешенного использования «предпринимательство».
5. Батыревским районным судом Чувашской Республики рассматривалось исковое заявление «…» о признании торгов недействительными. Предметом спора является рассматриваемы земельный участок с кадастровым номером 21:08:240217:877, общей площадью 626 кв. м., с видом разрешенного использования: «для хозяйственной деятельности», расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, с. Батырево, пр. Ленина, д. 29.
Батыревским районным судом Чувашской Республики от 10.04.2017 по делу № 2-87/2017 принято решение, согласно которому в удовлетворении исковых требований «…» к администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района чувашской Республики, «…» о признании торгов по продаже земельного участка, с кадастровым № 21:09:240217:877, общей площадью 626 кв.м, вид разрешенного использования: для хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, с. Батырево, проспект Ленина, 29 недействительными и применении последствия их недействительности в виде признания недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между администрацией Батыревского сельского поселения и «…» отказано.
В своем решении суд указывает о том, что заявителем пропущен годичный срок обращения в суд (с 09.12.2014 года).
Также суд указывает о том, что администрацией были приняты все меры по извещению граждан района о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 21:08:240217:877, общей площадью 626 кв.м 09.12.2014 года.
Таким образом, по мнению суда, истец «…» о проведении аукциона по продаже земельного участка 09.12.2014 должен был знать еще с 28.10.2014 года, об итогах торгов с 09.12.2014.
В связи наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 11/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении в отношении администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, производством прекратить.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.