Решение №05-04/7664 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 16 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                            Дело № 04/05-АМЗ-2017

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен  13 октября 2017 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 04/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- администрации г. Чебоксары чувашской Республики;

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,

при присутствии  на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами»:

- «…»

 

рассмотрев материалы дела № 04/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашским УФАС России в декабре 2016 года проведен мониторинг сайта администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, по результатам которого обнаружено постановление администрации г. Чебоксары чувашской Республики от 12.12.2016 № 3257 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242 (http://gov.cap.ru/laws.aspx?gov_id=81&id=265074&page=2&size=20).

Данное постановление вносит изменение в техническое задание на разработку инвестиционной программы филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденное постановлением администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242, изложив его в новой редакции, а именно изменяются сроки  для определения величины инвестиционной надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с 2015-2017 г.г. на 2017-2024г.г.

Также, данный документ свидетельствует о том, что  орган местного самоуправления определяет основные требования к инвестиционной программе, необходимые для расчета надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Постановление администрации г. Чебоксары чувашской Республики от 12.12.2016 № 3257 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242 вносит изменение в техническое задание на разработку инвестиционной программы филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденное постановлением администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242, изложив его в новой редакции, а именно изменяются сроки  для определения величины инвестиционной надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с 2015-2017 г.г. на 2017-2024г.г.

Между тем, в  названном постановлении отсутствует экономическое обоснования продления сроков исполнения технического задания, которое разрабатывается до заключения концессионного соглашения в рамках проводимых торгов (являющегося обязательным условием в силу действующего законодательства).

Продлением сроков ЗАО «Управление отходами» размера понесенных затрат в составе  платы за  накопление ТКО в отсутствие контроля за формированием платы и обоснованностью включенных в нее расходов может повлечь нарушение прав потребителей, возложение на них необоснованных затрат организации и свидетельствуют о нарушении концессионного соглашения.

Нарушение установленного концессионным соглашением срока принятия инвестиционной программы не может являться основанием для возложения бремени расходов концессионера на потребителей путем включения  в состав платы на накопление отходов инвестиционных затрат ЗАО.

 

По итогам анализа названного документа, антимонопольным органом, в связи с наличием в действиях  администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  признаков нарушения части 1  статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в связи с отсутствием обоснования продления сроков исполнения технического задания, которое разрабатывается до заключения концессионного соглашения в рамках проводимых торгов (являющегося обязательным условием в силу действующего законодательства),  и наличием  предлагаемых  проектом мероприятий в заключенном  концессионном соглашении, между Министерством природных  ресурсов и экологии Чувашской Республики  и ЗАО «Управление отходами») на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение от 28.12.2016 № 05-04/9835  о необходимости прекращения указанных действий в срок до 19 января 2017 года путем отмены постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 12.12.2016 № 3257 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242.

 

Письмом от 19.01.2017 № 21733 (вх. Управления от 20.01.2017 № 321) администрация сообщила, что  срок утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск по развитию объектов, используемых  для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 12.12.2016 № 3257 соответствует требованиям действующего законодательства.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 01.02.2017 №14 возбуждено дело № 04/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Чебоксары  Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представитель ЗАО «Управление отходами» «…»  нарушения антимонопольного законодательства не признала. Сообщила, что 01.07.2014 года между Чувашской Республикой, в лице Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Концедент) и АО «Управление отходами» (далее - Концессионер) заключено Концессионное соглашение в отношении коммунальной инфраструктуры межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов на территории Чувашской Республики. В соответствии с условиями Концессионного соглашения Инвестиционная программа концессионера означает инвестиционную программу, разрабатываемую и утверждаемую для Концессионера в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса», положениями Концессионного соглашения, с учетом необходимости соблюдения срока окупаемости инвестиций, составляющего не менее 7 (семи) лет с момента ввода в эксплуатацию Объекта Концессионного соглашения, и учитывающую в полном объеме Инвестиционные расходы Концессионера.

В соответствии с п. 5.5.2 Концессионного соглашения согласование Концедентом изменений в проектную и рабочую документацию, а также согласование создания и приобретения имущества включает в себя принятие на себя обязательств по обеспечению обязательного включения соответствующих изменений в Инвестиционную программу Концессионера и утверждению ее в установленном порядке (в том числе путем оформления Технического задания на внесение изменений в Инвестиционную программу Концессионера, предоставления положительного заключения на проект изменений в Инвестиционную программу Концессионера, если она соответствует согласованным с Концедентом изменениям в проектную документацию, не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней).

В соответствии с подпунктом г) пункта 5.8.1 Концессионного соглашения Концедент обеспечивает выдачу Технического задания на разработку проектной документации и (или внесение изменений в проектную документацию) и Инвестиционной программы Концессионера в соответствии с условиями Концессионного соглашения (а также при необходимости - Техническое задание на разработку изменений в Инвестиционную программу, если в соответствии с условиями Концессионного соглашения вносятся изменения в проектную или рабочую документацию в отношении Объекта Концессионного соглашения).

В соответствии с подпунктом д) пункта 5.8.1 Концессионного соглашения Концедент       обеспечивает включение Объекта Концессионного соглашения и источников финансирования Создания Объекта Концессионного соглашения в Инвестиционную программу Концессионера.

В соответствии с пунктом 9.2.4 Концессионного соглашения возврат и обслуживание привлеченных Инвестиций Концессионера обеспечиваются за счет регулируемого Тарифа на Услуги Концессионера и Надбавок к Тарифу на Услуги Концессионера. Состав расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации Концессионером Производственной и/или Инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 9.6 Концессионного соглашения при заключении настоящего Концессионного соглашения Стороны исходят из того (рассчитывают на то), что возврат и обслуживание привлеченных Инвестиций Концессионера будут осуществляться в порядке, предусмотренном Концессионным соглашением, а также иными положениями настоящего Соглашения, в течение Срока Возврата Инвестиций Концессионера - в течение 7 (семи) лет с момента ввода Объекта Концессионного соглашения в эксплуатацию.

Во исполнении вышеизложенного, Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 12.12.2016 года № 3257 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 15.12.2014 года № 4242» внесено изменение в техническое задание разработку инвестиционной программы филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденное постановлением администрации города Чебоксары от 15.12.2014 № 4242, в части изменения сроков Инвестиционной программы.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон) установлено регулирование тарифов для организаций коммунального комплекса Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и надбавок к тарифам органами местного самоуправления. Так, Постановлением от 20.12.2016 г. № 83-24/в Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам установлен тариф на услугу по утилизации твердых бытовых отходов для потребителей Закрытого акционерного общества «Управление отходами» (Филиал Закрытого акционерного общества «Управление отходами» в г. Новочебоксарск) на 2017-2020 годы (http://gov.cap.ru/laws.aspx7gov id=68&icN266574&pag;e=2&size=20), Постановлением городского собрания депутатов г. Чебоксары Чувашской Республики от 28.12.2016 года № 606 утверждена инвестиционная программа филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарска и Постановлением городского собрания депутатов г. Чебоксары Чувашской Республики от 28.12.2016 года № 607 установлена надбавка к тарифу на услугу по утилизации твердых бытовых отходов для потребителей Закрытого акционерного общества «Управление отходами».

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России, утвержденными приказом ФАС России от 30.03.2016 № 379/16 «Об утверждении Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году», при установлении  регулируемых цен (тарифов) органы регулирования  обязаны принимать меры, направленные  на исключение из расчетов экономически необоснованных  расходов и  расходов, не относящихся к регулируемым видам деятельности.

Кроме того ФАС России  принято к рассмотрению заявление Сенотовой Г.Г. направленное в Федеральную антимонопольную службу (вх. № А26-02-14694211 от 17.02.2017) по аналогичным вопросам.

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до получения позиции ФАС России.

 

Письмом от 14.04.2017 № ВК/25188-ПР/17 ФАС России сообщило следующее. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ).

В целях реализации Федерального закона № 210-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее, соответственно Основы № 520 и Правила № 520). Кроме того, приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания).

Отмечаем, что в соответствии с положениями Основ № 520 и Методических указаний при определении связанных с производством и реализацией услуг расходов в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов органом регулирования в состав тарифа включены включены расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями, расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда и отчисления на  социальные нужды, амортизация основных средств и нематериальных активов, арендная плата, прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов.    Согласно пункту 20 Основ № 520, тарифы на услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида услуг.      

В соответствии с пунктом 60 Методических указаний тарифы— рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, исходя из величины финансовых потребностей по реализации их производственной программы, определенных в соответствии с Разделом IV Методических указаний, и указанного в производственной программе расчетного объема реализации товаров и услуг.

Согласно представленной в орган регулирования Республики Чувашия производственной программе филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск объем реализации услуги исходя из годовых показателей составляет 200 тыс.тонн.

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний прогнозируемый объем производства принимается как прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов), определяемый на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики.

По данным Государственной службы Республики Чувашия по конкурентной политике и тарифам, фактический объем твердых бытовых отходов по ЗАО «Обращение отходами» за 10 месяцев 2016 года составил 157,41 тыс. тонн, в том числе отсев и вторичные материальные ресурсы 51,81 тыс.тонн (32,91%).

Таким образом, при расчете тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов соответствующий объем оказываемых услуг принят органом регулирования Республики Чувашия с учетом ожидаемых показателей за 2016 год, а также данных показателей производственной программы, условий Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры — межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики в размере 200 тыс.тонн в год.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» 01.07.2014 между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Концедент) и ЗАО «Управление отходами» (Концессионер) подписано Концессионное соглашение в отношении системы  коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - Концессионное соглашение).

До 01.11.2015 утилизация твердых бытовых отходов осуществлялась на Чебоксарской городской санкционированной свалке.

С 01.11.2015 на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.09.2015 (дело № А79-5769/2015) эксплуатация объекта размещения отходов - Чебоксарской городской санкционированной свалки твердых бытовых отходов прекращена.

В связи с тем, что иные объекты для размещения отходов в городе Чебоксары отсутствуют, с 01.11.2015 временное складирование твердых бытовых отходов на первой карте полигона осуществлял филиал ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарске по нерегулируемой цене в размере 425 руб. за 1 куб.м уплотненного мусора.

Необходимо отметить, что отдельного регулируемого вида деятельности по временному накоплению твердых коммунальных отходов вышеуказанными федеральными законами не предусмотрено.

Также следует отметить, что Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 10.02.2017 признал обоснованным установление платы за накопление твердых бытовых отходов в размере 425 руб. за куб.м.

 В соответствии со Схемой системы переработки и утилизации (захоронения) твердых (коммунальных) бытовых отходов на территории муниципальных образований Чувашской Республики, разработанной для реализации Концессионного соглашения, нормативная численность основного производственного и вспомогательного персонала должна составлять 234 человека. При формировании фонда оплаты труда производственного и вспомогательного персонала, их численность была принята органом регулирования Чувашской Республики в размере 140 человек, что соответствует ее фактическому значению и не превышает установленный норматив.

При этом, Государственной службой по конкурентной политике и тарифам численность административно-управленческого персонала основании нормативно-правовых актов по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, учтена в размере 42 человека, против 80 человек, предложенных регулируемой организацией.

Следует отметить, что органом регулирования при установлении тарифа из необходимой валовой выручки на 2017 год исключены доходы, полученные от реализации вторичных материальных ресурсов.

 

Определением о возобновлении производство по делу № 04/05-АМЗ-2017 от 12 сентября 2017 года производство по делу № 04/05-АМЗ-2017 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Понятие "твердые бытовые отходы" включает в себя отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1) сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

2) сбор и удаление строительного мусора;

3) уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4) обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

- услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

- услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Поскольку на территории Чувашской Республики не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке),  захоронению ТБО.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.

 

3. Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 данного Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.

В пункте 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций.

Пунктом 8 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

 

4. Между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» заключено концессионное соглашение от 01.07.2014 в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - концессионное соглашение).

Целью использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения  и иного имущества является обеспечение функционирования системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на обязательной территории обслуживания со сроком эксплуатации не менее 40 лет (п. 2.7 концессионного соглашения).

Объектом концессионного соглашения является подлежащая созданию и последующей эксплуатации межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики для обеспечения услугами концессионера потребителей обязательной территории обслуживания, состоящая из 2-ой карты складирования, мусоросортировочного комплекса, мусороперегрузочной станции (п. 4.1 концессионного соглашения).

Настоящее соглашение действует с момента заключения соглашения и до истечения 25 лет. Реализация концессионного соглашения осуществляется в 2 этапа: первый- создание объекта концессионного соглашения, второй этап- эксплуатация объекта концессионного соглашения (п. 10.2 концессионного соглашения).

 

5. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

Проект системы переработки и утилизации (захоронения) твердых (коммунальных) бытовых отходов на территории муниципальных образований Чувашской Республики: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чебоксарского района прошел государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.

Положительное заключение Государственной экологической экспертизы № 0225-10/КГЭ-0950/02, объект капитального строительства- Полигон твердых бытовых отходов (Чувашская республика, г. Новочебоксарск), получено 07 июня 2010 года.

Заключение экспертной комиссии утверждено приказом № 427 от 31 мая 2010 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России.

 

6. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях, N 115-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона №115-ФЗ целями указанного Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу части 1 статьи 3 Закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

На основании части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

 

7. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 октября 2013 г. N 583-р в целях привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики и реализации мероприятий по оптимизации системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Чувашской Республики принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - концессионное соглашение). Приложением № 1 к распоряжению № 583-р утверждены условия концессионного соглашения. Полномочия по проведению конкурса возложены на Минприроды Чувашии.

Сообщение Минприроды Чувашии о проведении конкурса было опубликовано: а) на сайте организатора конкурса 22.10.2013; б) в газете «Советская Чувашия» (№ 184 от 22.10.2013); в) на сайте - torgi.gov.ru 23.10.2013.

Конкурсная документация опубликована на сайте torgi.gov.ru (номер извещения о проведении торгов № 231013/0954285/01).

Согласно п. 4.3 конкурсной документации заявитель должен соответствовать следующим требованиям к квалификации, профессиональным и деловым качествам:

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц опыта реализации (реализованных и (или) реализуемых) подобных проектов в области обращения с отходами;

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц оформленных в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке свидетельств о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на:

  • работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
  • работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
  • работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (или намерения Заявителя или привлекаемых им лиц в получении данной лицензии до дня осуществления деятельности, установленной Конкурсной документацией);

- наличие возможности обеспечить финансирование создания Объекта Концессионного соглашения.

В соответствии с п.3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях, конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса. В силу п. 5 части 1 статьи 23 Закона конкурсная документация должна содержать также исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса.

Согласно п.7 приложения № 1 к распоряжению № 583-р концессионер имеет право исполнять концессионное соглашение с привлечением других лиц. Следовательно, перечисленные выше требования могут относиться не только к самому заявителю, но и к привлекаемым им лицом, что дает возможность конкурсной комиссии не допустить до конкурса участника, не выполняющего указанные требования.

Предметом заключения концессионного соглашения является право на заключение концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики.

В соответствии с п.4.2 конкурсной документации не могут быть заявителями или иным образом участвовать в конкурсе лица, не соответствующие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса.

 

8. Согласно Концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки   и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории ЧР, подписанного Министерством природных  ресурсов и экологии ЧР и ЗАО «Управление отходами» от 01.07.2014, деятельность по переработке, сортировке, утилизации (захоронению) ТБО с использованием Объектов концессионного соглашения осуществляется концессионером (ЗАО «Управление отходами») по регулируемому тарифу и надбавкам к тарифу (п.9.4.1. Концессионного соглашения), который устанавливается согласно Приложению 6 к  Концессионному соглашению.

Так, приложение 6 предусматривает, что в расходы, учитываемые при расчете тарифа включаются:

- производственные расходы (расходы на оплату услуг сторонних организаций, сырье и материалы, ремонт объектов Концессионного соглашения, оплата труда, амортизация, арендная плата, прочие расходы, связанные с утилизацией)

- внереализационные расходы согласно ст. 265 Налогового Кодекса.

Также Приложением предусматривается надбавка к тарифу, включающая следующие расходы:

- проектно-изыскательские работы, включая            расходы       на        услуги подрядных организаций по разработке полной рабочей и проектной документации, расходы по разработке Инвестиционной программы, а также расходы на экспертизу данной документации и Инвестиционной программы;

- приобретение оборудования, приобретение           сырья и          материалов  техники, недвижимого имущества, входящего в состав Объекта Концессионного соглашения;

- расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды в период создания Объекта Концессионного соглашения, сопутствующие налоги, транспортные и командировочные расходы и иные расходы, связанные с осуществлением управления и администрирования деятельности Концессионера;

- строительно-монтажные работы;

- работы по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

- пусконаладочные работы;

- расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями,

- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе платежи за землю;

- расходы на привлечение и обслуживание займов и кредитов, привлекаемых с целью реализации инвестиционной программы, включая проценты по долговым обязательствам, планируемым к привлечению для финансирования мероприятий по инвестиционной программе в связи с возникновением разрывов между сроками.

 

9.  Письмом от 28.07.2017 № ВК/51974/17 (вх. Управления от 08.08.2017 № 05-04/5572) ФАС России сообщило следующее. Полномочия органов местного самоуправления в части утверждения технических заданий по разработке, рассмотрения проектов, утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также установления надбавок к ценам (тарифам) закреплены в статье 5 Федерального закона №210-ФЗ.

Пунктом 28 Приказа № 99 определено, что источниками финансирования инвестиционной программы могут быть собственные средства организации коммунального комплекса, в том числе прибыль, направляемая на инвестиции, включая финансовые средства, полученные организацией от применения установленных надбавок к тарифам и направленные па непосредственное финансирование реализации мероприятий инвестиционной программы (за исключением средств от применения надбавок, направляемых на возврат и обслуживание привлеченных заемных средств).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением № 520, установление надбавок к тарифам осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы.

Между Чувашской Республикой от имени которой выступило Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, и ЗАО «Управление отходами» (филиал в г. Новочебоксарск) 01.07.2014 подписано Концессионное соглашение и отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики, объектом которого является подлежащая созданию и последующей эксплуатации межмуницинальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО, состоящая из 2-ой карты складирования, мусоросортировочного комплекса и мусороперегрузочной станции. Условиями заключенного концессионного соглашения также предусмотрены размер инвестиций, источники, способы и сроки их возврата.

Надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию твердых бытовых отходов для потребителей г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарского района Чувашской Республики на 2017-2024 гг. в размере 792,63 руб./т (без НДС) (935,30 руб./т с НДС) установлены принятыми в рамках полномочий решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.12.2016 № 607, Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.12.2016 № С 23-1, Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.12.2016 № 16-02 в соответствии с положениями Федерального закона № 210-ФЗ, Постановления № 520, а также решениями собраний депутатов от 28.12.2016 № 606 от 23.12.2016 № С 22-1, от 29.12.2016 № 16-01 об утверждении инвестиционной программы филиала ЗАО «Управление отходами в г. Новочебоксарск по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на строящемся полигоне ТБО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары, в рамках реализации подписанного концессионного соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых  отходов па территории Чувашской Республики, на 2017-2024 годы.

Утвержденные представительными органами муниципальных образований источники финансирования инвестиционных программ филиала ЗАО "Управление отходами в г. Новочебоксарск на основании которых определен размер надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию твердых бытовых отходов для потребителей, соответствуют условиям заключенного концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ надбавка к цене (тариф) ) для потребителей - это ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального  комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги opганизации коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы.

В соответствии с пунктом  7 статьи 2 Федеральною закона № 210-ФЗ тарифы па услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального  комплекса за оказываемые ими услуги и которые включаются в цены (тарифы) для потребителей, без учета надбавок к тарифам за услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Таким образом, действующее законодательство в сфере коммунального комплекса не содержит запрета на установления для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения, наряду с тарифом устанавливать надбавку.

В соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

 

В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

 

В связи с вышеизложенным, руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 04/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, производством прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны