Решение №05-04/7674 Решение Управления в отношении Министерства природных ресурс... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                            Дело № 01/05-АМЗ-2016

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен  16 октября 2017 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 01/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- ООО «Эткер»;

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Чувашской Республики;
           при присутствии на заседании Комиссии ответчика:

ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами»:

«…»

при присутствии на заседании Комиссии ответчика- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- ООО «Чистый город»;

- Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,

 

рассмотрев материалы дела № 01/05-АМЗ-2016, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами» по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашском УФАС поступило заявление ООО «Эткер» о признаках нарушения Минприроды Чувашии и ЗАО «Управление отходами» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении последнему права осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности без соответствующей лицензии в нарушение условий конкурса и заключенного концессионного соглашения.

Из заявления следует, что 24.12.2014 г. между ООО «Эткер» и АО «Спецавтохозяйство» был заключен договор № 21 на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к утилизации (захоронению) на санкционированной свалке ТБО г.Чебоксары.

В октябре 2015 г. в адрес управляющих компаний, в том числе ООО «Экер», были направлены письма АО «Спецавтохозяйство» от 06.10.2015 № 1027, информирующие о прекращении осуществления деятельности по захоронению отходов с 01 ноября 2015 г. В письме предлагалось обратиться к ЗАО «Управление отходов» с целью заключения договора на оказание услуг по накоплению отходов с последующих им размещением и направлено дополнительное соглашение о расторжении договора на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к утилизации (захоронению) на санкционированной свалке ТБО г.Чебоксары.

06.11.2015 между ООО «Эткер» и Филиалом ЗАО «Управление отходами» заключен договор № 55 на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением.

По мнению заявителя, действия ЗАО «Управление отходами» в лице филиала в г.Новочебоксарске, являются незаконными, поскольку в отсутствие лицензии, предприятие не вправе заниматься деятельностью по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Заявитель считает также, что ЗАО «Управление отходами» не могло участвовать в открытом конкурсе, проводимом Минприроды Чувашии, тогда как участник конкурса должен был предоставить лицензию.

 

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от  13.04.2016                   № 68 возбуждено дело № 01/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами» по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривалось заявление ЗАО «Управление отходами»  к прокуратуре г. Новочебоксарска Чувашской Республики  о признании недействительным представления от 09.08.2016 № 03-03-16 (в т. ч. вопрос относительно  стоимости услуг по временному накоплению с последующим размещением)- А79-7493/2016.

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления  в законную силу решения  суда.

 

10 февраля 2017 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому признано недействительным представление прокуратуры г. Новочебоксарск от 24.08.2016 № 03-0316 об устранении нарушений федерального законодательства.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2017 года по делу № А79-7493/2016 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.02.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2017 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.

 

Определением о возобновлении производство по делу № 01/05-АМЗ-2016 от 15 сентября 2017 года производство по делу № 01/05-АМЗ-2016 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Понятие "твердые бытовые отходы" включает в себя отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1) сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

2) сбор и удаление строительного мусора;

3) уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4) обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

- услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

- услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Поскольку на территории Чувашской Республики не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как услуги-заменители.

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Реализацией услуг на данном рынке могут заниматься  хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке),  захоронению ТБО.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.

 

3. Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 данного Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.

В пункте 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций.

Пунктом 8 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

 

4. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.09.2015 по делу № А79-5769/2015 удовлетворены требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г.Чебоксары к акционерному обществу «Специализированное автохозяйство», г.Чебоксары, администрации г. Чебоксары, Муниципальному унитарному предприятию «Городское управление капитального строительства муниципального образования г. Чебоксары об обязании прекратить в полном объеме эксплуатацию объекта размещения отходов – Чебоксарской городской санкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, земельный участок с кадастровым номером 21:01:030307:0004, в связи с тем, что указанный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов и на основании пункт 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается, а также на основании пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Во исполнение указанного решения АО «Спецавтохозяйство» с 01.11.2015 прекратило эксплуатацию свалки, а также деятельность по утилизации (захоронению) отходов, в связи с чем предприятиям и организациям были направлены извещения о расторжении договоров на прием и захоронение отходов на свалке.

Основным видом деятельности АО «Спецавтохозяйство» в настоящее время является транспортировка отходов I-IV классов опасности.

 

5. Между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» заключено концессионное соглашение от 01.07.2014 в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - концессионное соглашение).

Целью использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения  и иного имущества является обеспечение функционирования системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на обязательной территории обслуживания со сроком эксплуатации не менее 40 лет (п. 2.7 концессионного соглашения).

Объектом концессионного соглашения является подлежащая созданию и последующей эксплуатации межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики для обеспечения услугами концессионера потребителей обязательной территории обслуживания, состоящая из 2-ой карты складирования, мусоросортировочного комплекса, мусороперегрузочной станции (п. 4.1 концессионного соглашения).

Настоящее соглашение действует с момента заключения соглашения и до истечения 25 лет. Реализация концессионного соглашения осуществляется в 2 этапа: первый- создание объекта концессионного соглашения, второй этап- эксплуатация объекта концессионного соглашения (п. 10.2 концессионного соглашения).

 

6. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  РФ от 04.12.2014 № 196-08-00-32/19652 в связи с тем, что в проектную документацию «Переработка и захоронение отходов» не вносились изменения, связанные с оказанием негативного воздействия на окружающую среду, проведение новой Государственной экологической экспертизы не требуется.

Министр природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Сергей Павлов отметил, что в рамках концессионного соглашения с ЗАО «Управление отходами» запущены в эксплуатацию мусороперегрузочный комплекс с элементами сортировки мощностью не менее 150 тыс. т/год в Чебоксарах и мусоросортировочный комплекс мощностью не менее 150 тыс. т/год в Новочебоксарске. До середины 2017 года в рамках соглашения планируется строительство второго участка складирования полигона твердых коммунальных отходов мощностью 100 тыс. т/год. Также прорабатывается вопрос создания мусороперегрузочных станций в городах Алатыре, Канаше, Шумерле, сообщает пресс-служба Госсовета.

Межведомственная рабочая группа по реализации концессионного соглашения, инициированная Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, 19 октября 2015 года приняла решение, что филиал ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарске предоставляет соответствующие услуги до сдачи концессионного объекта в эксплуатацию (http://prowaste.ru/news/2016/01/29/287).

23.12.2015 получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение № 21.01.04.000.М.000313.12.15 Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Кроме того, все имущество, созданное в рамках реализации концессионного соглашения сразу после ввода в эксплуатацию переходит в собственность Чувашской Республики.

 

7. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

Проект системы переработки и утилизации (захоронения) твердых (коммунальных) бытовых отходов на территории муниципальных образований Чувашской Республики: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чебоксарского района прошел государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.

Положительное заключение Государственной экологической экспертизы № 0225-10/КГЭ-0950/02, объект капитального строительства- Полигон твердых бытовых отходов (Чувашская республика, г. Новочебоксарск), получено 07 июня 2010 года.

Заключение экспертной комиссии утверждено приказом № 427 от 31 мая 2010 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России.

 

8. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях, N 115-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона №115-ФЗ целями указанного Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу части 1 статьи 3 Закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

На основании части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

 

9. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 октября 2013 г. N 583-р в целях привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики и реализации мероприятий по оптимизации системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Чувашской Республики принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - концессионное соглашение). Приложением № 1 к распоряжению № 583-р утверждены условия концессионного соглашения. Полномочия по проведению конкурса возложены на Минприроды Чувашии.

Сообщение Минприроды Чувашии о проведении конкурса было опубликовано: а) на сайте организатора конкурса 22.10.2013; б) в газете «Советская Чувашия» (№ 184 от 22.10.2013); в) на сайте - torgi.gov.ru 23.10.2013.

Конкурсная документация опубликована на сайте torgi.gov.ru (номер извещения о проведении торгов № 231013/0954285/01).

Согласно п. 4.3 конкурсной документации заявитель должен соответствовать следующим требованиям к квалификации, профессиональным и деловым качествам:

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц опыта реализации (реализованных и (или) реализуемых) подобных проектов в области обращения с отходами;

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц оформленных в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке свидетельств о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на:

  • работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
  • работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
  • работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);

- наличие у Заявителя или привлекаемых им лиц лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (или намерения Заявителя или привлекаемых им лиц в получении данной лицензии до дня осуществления деятельности, установленной Конкурсной документацией);

- наличие возможности обеспечить финансирование создания Объекта Концессионного соглашения.

В соответствии с п.3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях, конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса. В силу п. 5 части 1 статьи 23 Закона конкурсная документация должна содержать также исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса.

Согласно п.7 приложения № 1 к распоряжению № 583-р концессионер имеет право исполнять концессионное соглашение с привлечением других лиц. Следовательно, перечисленные выше требования могут относиться не только к самому заявителю, но и к привлекаемым им лицом, что дает возможность конкурсной комиссии не допустить до конкурса участника, не выполняющего указанные требования.

Предметом заключения концессионного соглашения является право на заключение концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики.

В соответствии с п.4.2 конкурсной документации не могут быть заявителями или иным образом участвовать в конкурсе лица, не соответствующие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса.

 

10. Согласно Концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки   и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории ЧР, подписанного Министерством природных  ресурсов и экологии ЧР и ЗАО «Управление отходами» от 01.07.2014, деятельность по переработке, сортировке, утилизации (захоронению) ТБО с использованием Объектов концессионного соглашения осуществляется концессионером (ЗАО «Управление отходами») по регулируемому тарифу и надбавкам к тарифу (п.9.4.1. Концессионного соглашения), который устанавливается согласно Приложению 6 к  Концессионному соглашению.

Так, приложение 6 предусматривает, что в расходы, учитываемые при расчете тарифа включаются:

- производственные расходы (расходы на оплату услуг сторонних организаций, сырье и материалы, ремонт объектов Концессионного соглашения, оплата труда, амортизация, арендная плата, прочие расходы, связанные с утилизацией)

- внереализационные расходы согласно ст. 265 Налогового Кодекса.

Также Приложением предусматривается надбавка к тарифу, включающая следующие расходы:

- проектно-изыскательские работы, включая            расходы       на        услуги подрядных организаций по разработке полной рабочей и проектной документации, расходы по разработке Инвестиционной программы, а также расходы на экспертизу данной документации и Инвестиционной программы;

- приобретение оборудования, приобретение           сырья и          материалов  техники, недвижимого имущества, входящего в состав Объекта Концессионного соглашения;

- расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды в период создания Объекта Концессионного соглашения, сопутствующие налоги, транспортные и командировочные расходы и иные расходы, связанные с осуществлением управления и администрирования деятельности Концессионера;

- строительно-монтажные работы;

- работы по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

- пусконаладочные работы;

- расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями,

- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе платежи за землю;

- расходы на привлечение и обслуживание займов и кредитов, привлекаемых с целью реализации инвестиционной программы, включая проценты по долговым обязательствам, планируемым к привлечению для финансирования мероприятий по инвестиционной программе в связи с возникновением разрывов между сроками.

 

11. Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривалось заявление ЗАО «Управление отходами»  к прокуратуре г. Новочебоксарска Чувашской Республики  о признании недействительным представления от 09.08.2016 № 03-03-16 (в т. ч. вопрос относительно  стоимости услуг по временному накоплению с последующим размещением)- А79-7493/2016.

10 февраля 2017 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому признано недействительным представление прокуратуры г. Новочебоксарск от 24.08.2016 № 03-0316 об устранении нарушений федерального законодательства. Арбитражный суд считает, что оказываемая ЗАО «Управление отходами» в лице филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск услуга временного накопления ТКО является рыночной услугой, не лицензируемой и любое юридическое лицо вправе ее оказывать, имея соответствующим образом оборудованную площадку.

Деятельность филиала ЗАО «Управление отходами» в г.Новочебоксарск регулярно контролировалась органами государственного контроля. Согласно справке Минприроды Чувашии от 05.05.2016 года в связи с закрытием Пихтулинской свалки общество с 01.11.2015 года приступило к оказанию услуг по временному накоплению твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) на полигоне ТБО в г.Новочебоксарк.

ТКО (исключая крупногабаритный мусор (далее-КГМ), образующиеся в городах Чебоксары и г.Новочебоксарск, а также в Чебоксарском районе Чувашской Республики первоначально поступают на мусороперегрузочную станцию в г.Чебоксары и на полигон ТБО в г.Новочебоксарск. Крупногабаритный мусор из г.Чебоксары, Новочебоксарск, а также Чебоксарского района Чувашской Республики сразу вывозят на мусоросортировочный комплекс полигона ТБО в г.Новочебоксарск на специальную площадку, где их измельчают, пакуют в тюки и временно хранят на полигоне.

Полезные фракции отходов- бумага, картон, пластик, пленка и металл отбираются на мусоросортировочных линиях двух заводов филиала и реализуются для дальнейшей переработки (12 договоров), а оставшиеся, не утилизируемые фракции с мусороперегрузочной станции в г.Чебоксары перевозятся на мусоросортировочный комплекс в г.Новочебоксарск.

Указанные фракции подвергаются глубокому прессованию (тюкованию), а затем временно хранятся на 1 карте полигона ТБО г.Новочебоксарск.

77 работников филиала общества прошли профессиональное обучение на право работы в области обращения ТКО на учебной базе Автономного учреждения Чувашской Республики «Научно-исследовательский институт экологии и природопользования» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на основании договора N173 от 09.11.2015 года на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования.

Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике по поручению прокурора г.Новочебоксарск произведен осмотр полигона ТБО, где осуществляет деятельность общество. Согласно справке от 03.12.2015 года прием отходов для накопления осуществляется обществом в соответствии с договорами на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением. Нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не установлено.

Из справки Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 05.05.2016 года следует, что общество имеет санитарно-эпидемиологическое заключение (N 21.01.04.000.М.Х.12.15 от 16.12.2015 года) на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. В ходе обследования нарушений санитарного законодательства не выявлено.

Из информации от 21.10.2016 года N 1171-ж-2015 прокуратуры города Новочебоксарска следует, что по результатам проверки исполнения филиалом ЗАО «Управление отходами» г.Новочебоксарска требований законодательства при строительстве объектов Концессионного соглашения, нарушений не выявлено.

Таким образом, с 01.11.2015 года временное складирование ТКО на первой карте полигона в г.Новочебоксарск осуществлялось в соответствии с технологией по проекту Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, имеющего положительное заключение от 07.06.2010 года N 0225-10/КГЭ-0950/02, указанное выше.

По мнению суда, стоимость услуги находится в прямой зависимости от технологий, заложенных в проект, объема инвестиций, мощности и объема создаваемых объектов, объемов, отработанных ТКО, затрат на эксплуатацию объектов. Стоимость услуги включает в себя также стоимость захоронения, которое Концессионер обязан осуществить в будущем, после получения в установленном порядке лицензии на захоронение ТКО и утверждения тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

В настоящее время общество имеет вышеуказанную лицензию, тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов утвержден Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надбавки к тарифам также утверждены представительными органами местного самоуправления г.Чебоксары, г.Новочебоксарск, Чебоксарского района Чувашской Республики.

Следовательно, заключение между обществом и Минприроды Чувашии Концессионного соглашения способствует реализации основных принципов государственной политики в области обращения с отходами: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально- сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления").

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2017 года по делу № А79-7493/2016 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.02.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2017 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.

 

В связи наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 01/05-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» в лице Филиала ЗАО «Управление отходами», производством прекратить.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               «…»

 

Члены Комиссии                                                                                   «…»

 

 

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны