Решение №05-04/8039 Решение Управления в отношении Министерства природных ресурс... от 7 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                            Дело № 53/05-АМЗ-2017

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен  02 ноября 2018 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 53/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при присутствии   на заседании Комиссии ответчика- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики:

- «…»,

при отсутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

- ЗАО «Управление отходами»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Полигон»;

- Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Ибресинского района»;

- Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик;

- Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Моргаушское»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Мой дом»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник»;

- МУП «Чистый город»;

- МУП г. Шумерли "Коммунальник";

 

рассмотрев материалы дела № 53/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках возложенных полномочий  УФАС России (Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331), в соответствии со  в ст. 23 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Чувашское УФАС России запросило у Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представить следующие документы и информацию:

- заверенную копию территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике;

- информацию относительно вынесенной схемы (информация о проведении публичных слушаний, с указанием источника опубликования, протокол слушаний и прочее);

- полный пакет  документов, на основании которых  утверждена схема.

 

По итогам рассмотрения  информации, в соответствии с наличием в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в  утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории  Чувашской Республики (приказ  Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 № 1036), содержащего признаки  ограничения конкуренции в утверждение единственной зоны утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 14.09.2017 № 05-04/6901 о необходимости прекращения признаков нарушения в срок до 16 ноября 2017 года, путем внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории  Чувашской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», увеличив количество зон утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики.

 

В ответ на выданное предупреждение, Минприроды Чувашии письмом от 14.11.2017 № 3/15-15107 (вх. Управления от 15.11.2017 № 05-04/7639)  сообщило, что считает его неисполнимым по причине необоснованности доводов в нем.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 17.11.2017 № 196 возбуждено дело № 53/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Не  согласившись с вынесенным предупреждением, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось  в Арбитражный суд Чувашской Республики о  признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от  14.09.2017 № 05-04/6901  (Дело № А79-13822/2017).

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления  в законную силу решения  суда.

 

17 апреля 2018 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому  признано незаконным предупреждение  Управления антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 14.09.2017 № 05-04/6901.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года по делу № А79-13822/2017 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.04.2018 по делу № А79-13822/2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2018 года по делу № А79-13822/2017 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба Управления- без удовлетворения.

 

Определением о возобновлении производство по делу № 53/05-АМЗ-2017 от 24 октября 2018 года производство по делу № 53/05-АМЗ-2017 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) установлены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а именно, в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

- данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.

Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

 

3. В соответствии с пунктом 2 статья 24.13 Закона №89-ФЗ строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами (далее – схема).

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Законом № 89-ФЗ органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 утверждены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (вступило в силу 26.03.2016).

Таким образом, в срок не позднее 26.09.2016 должны быть утверждены территориальные схемы, а также наделены юридические лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктами 4, 9 Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 схема должна содержать раздел «объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов», который предусматривает указание наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сведений о почтовом адресе и (или) географических координат местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации); данных о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данных о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов.

 

4. Территориальная   схема   обращения   с   отходами   в   Чувашской Республике  (далее  –  Схема  обращения  с  отходами,  Схема)  определяет принципы   создания   эффективной   системы   комплексного управления отходами в республике, направления и механизмы ее реализации.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в целях организации  и  осуществления  деятельности  по  сбору, транспортированию, обработке,   утилизации,   обезвреживанию,   захоронению отходов   на территории Чувашской Республики.

В  Схеме  обращения  с  отходами  сформулированы  основные  цели  и задачи  Правительства  Чувашской  Республики  в  области  обращения  с отходами  и  вторичными  материальными  ресурсами  (далее  –  ВМР)  на территории республики, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), определены в соответствии с законодательством Российской Федерации  организационно-технические  мероприятия  по  формированию региональной  системы  экологически  безопасного  обращения  с  отходами  и вторичными материальными ресурсами.

Схема   является   базовой   основой   организации   и   координации деятельности  исполнительных  органов  государственной  власти  и  органов местного   самоуправления   муниципальных   образований   в  Чувашской Республике в области обращения с отходами.

Организация  и  совершенствование  эффективной  системы  управления отходами  –  длительный  и  сложный  процесс.  Реализация   данной  Схемы позволит  заложить  основы  для  создания  современной  технологичной системы   обращения   с   отходами,   ориентированной   в   направлении максимального использования и минимального захоронения отходов.

 

5. Для обоснования мероприятий территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике выделены 21 административный район, 5 городских округов, 7 городских поселений, 284 сельских поселений на которых образуются отходы (далее – источники образования отходов). Перечень источников образования отходов представлен в приложении 3 тома 1.

Следует отметить, что каждое юридическое лицо и физическое лицо, в ходе осуществления своей предпринимательской (хозяйственной) деятельности (далее юридические и физические лица, осуществляющие деятельность), образует отходы производства и потребления, и является источником образования отходов.

 

6. Населенные пункты сельских поселений Чувашской Республики приняты в качестве самостоятельных единиц источников образования ТКО и место расположение источников образования ТКО соответствует их административному наименованию.

Местом образования отходов производства и потребления юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, являются производственные площадки и адреса осуществления производственной деятельности. Их наименования является также и наименованием территориально обособленных объектов, в результате хозяйственной деятельности и иной деятельности которых образуются отходы.

 

7. Как указывалось ранее, согласно ч. 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация,  обезвреживание  ТКО на территории субъекта обеспечивается региональным оператором в соответствии  с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения отходов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч. 2 ст. 24.6).

Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление  Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (п.5).

В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов (п. 23).

При определении регионального оператора  должна быть определена зона его деятельности, т.е. на территории субъекта могут осуществлять деятельность несколько операторов с четкой зоной деятельности.

Статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами (далее- схема) должна наряду с данными об отходах включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

 

8. Схема  предлагает с 2018 года  транспортирование всех отходов республики на полигон в г. Новочебоксарск и закрытию всех иных имеющихся полигонов (объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе ТКО).

По состоянию на 28.06.2016 на территории Чувашской Республики имеется 60 легальных объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе ТКО. Полный перечень с характеристиками объектов, на которых осуществляется указанный вид деятельности, представлен в приложении 1, картах 2, 3, 4 тома 1.

Количество объектов по утилизации (использованию) отходов – 18, расположенных в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г.Канаш, г. Шумерля, г. Алатырь, д. Сареево Ядринского района, п.г.т. Урмары Урмарского района, п.г.т. Вурнары Вурнарского района, с. Батырево Батыревского района. При этом количество субъектов, осуществляющих данную деятельность на основании лицензии, – 6: ОАО «Дорисс», ЗАО «ССК «Чебоксарский», ОАО «ЭЛАРА», ОАО «Чувашвтормет», ООО «НПО «Экология», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».

Количество объектов по обезвреживанию отходов – 21, находящихся в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Алатырь, п.г.т.Вурнары Вурнарского района, г. Шумерля, г. Канаш, п.г.т. Урмары Урмарского района, с. Батырево Батыревского района. При этом количество субъектов, осуществляющих данную деятельность на основании лицензии, – 11: ООО «НПК Меркурий», НП «Экология», ООО «НПО Экология», АО «ЧПО им. В.И.Чапаева», ПАО «Химпром», ООО «Химтех», ОАО «ЧАЗ», ОАО «Промтрактор», ЗАО Фирма «Август», ОАО «ЭЛАРА», ОАО «Чувашвтормет».

Количество объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов – 29, находящихся в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, с. Русские Норваши Янтиковского района, г. Алатырь, п.г.т. Вурнары Вурнарского района, д. Ивановка Моргаушского района, п.г.т. Урмары Урмарского района, Вурнарском районе, Козловском районе, с. Батырево Батыревского района, Шумерлинском районе, Красноармейском районе, Цивильском районе. При этом количество субъектов, осуществляющих деятельность по размещению отходов на объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, на основании лицензии, – 14: ООО «НПК Меркурий», МУП города Шумерли «Коммунальник», ПАО «Т Плюс», ООО «Водоканал» (п.г.т. Урмары Урмарского района), ООО «Водоканал» (п.г.т. Вурнары  Вурнарского 49 района), ООО «Коммунальник» (с. Янтиково Янтиковского района), ЗАО Фирма «Август», ГУП «БОС» Минстроя Чувашии, ООО «Коммунальщик», ООО «Мой Дом», ПАО «Химпром», МУП ЖКХ Красноармейского района, ООО «Полигон», МУП «Чистый город».

 

9. В рамках вышеизложенного, Чувашское УФАС России направило запросы участникам рынка по вывозу ТБО с просьбой сообщить следующее:

-приводит (или приведет)  ли к ограничению конкуренции утвержденная схема, которая предполагает закрытие всех объектов утилизации, размещения отходов, кроме г. Новочебоксарска (да, нет);

- приводит (или приведет)  ли к ограничению конкуренции утверждение единственной зоны по обращению с отходами;

- считаете ли Вы  создание на территории республики  не единственного, а большего количества (3 и более к примеру в районы г.г. Канаш, Алатырь, Шумерля и др.) полигонов для захоронения ТКО будет способствовать развитию конкуренции;

- считаете ли Вы, что реализация схемы ограничит Ваши конкурентные права и (или) наносит ущерб;

- считаете ли Вы, что Ваши конкурентные права нарушаются (нарушатся) и будет нанесен ущерб деятельности при  определении единственного оператора  на всей территории ЧР (да, нет);

- считаете ли Вы, что определение  нескольких операторов на территории Чувашской Республики разделением в схеме зон деятельности операторов будет способствовать  развитию конкуренции?

В случае наличия иной имеющейся информации по рассматриваемому вопросу, просим приобщить к ответу.

 

В ответ на запрос предоставлены следующие ответы:

- АО «Спецавтохозяйство» (письмо от 26.07.2017 № 560). Перспективный сценарий территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе  с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике предполагает наличие только одного полигона для твердых коммунальных отходов, рекультивацию имеющихся полигонов внесенных в ГРОРО  и строительство в дальнейшем в каждой девяти  зон мусороперегрузочной станции.

Общество полагает, что возможно целесообразнее предусмотреть в перспективной схеме дополнительные полигоны.

ООО «Коммунальник» (письмо от 19.07.2017 № 28). Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики разработана территориальная схема  обращения с твердыми коммунальными  отходами, в соответствии с которой предполагается деятельность одного регионального оператора на всей территории Чувашской Республики.

В соответствии с территориальной схемой  Чувашская Республика поделена на 9 зон, где будут работать операторы. В настоящее время не установлен порядок выбора оператора, их взаимодействия с региональным оператором, не известен тариф, по которой будут работать операторы (единый для всех или в зависимости от зоны).

- МУП «Коммунальник» (письмо от 19.07.2017 № 300). МУП полагает, что собираемые отходы с Шумерлинского городского округа, Красночетайского, Порецкого и Шумерлинского районов согласно четвертой зоны схемы территориального  деления будет размещаться на санкционированной городской свалке г.Шумерля (21-00028-3-00625-310715), то права МУП и права потребителей услуг нарушаться не будут.

- МУП ЖКХ «Моргаушское» (письмо от 17.07.2017 № 514). В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспор­тированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Чувашской Республики Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики разработана территориальная схема обра­щения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чу­вашской Республике (далее- Территориальная схема).

В соответствии с Территориальной схемой Чувашская Республика пред­ставляет собой единую зону деятельности регионального оператора, поделен­ную на 9 зон деятельности операторов по обращению с ТКО. При этом, опера­торы по обращению с ТКО согласно представленной Схеме будут заключать Соглашения с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Однако, в указанной схеме не установлен порядок взаимодействия опе­раторов с региональным оператором. В связи с чем, не представляется воз­можным установить статус операторов по обращению с отходами, их полно­мочия, права и обязанности.

- ООО «Мой дом» (письмо от 18.07.2017 № 420). В связи с тем, что территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике, определяющая организационно-технические мероприятия по формированию региональной системы экологически безопасного обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, согласована органами местного самоуправления без привлечения ресурсоснабжающей организации в сфере утилизации ТКО, Обществом с ограниченной ответственностью «Мой Дом» пояснения не могут быть представлены. Права ООО «Мой Дом» и потребителей будут нарушаться в части предоставления коммунальной услуги по утилизации ТКО в связи с предположительным ростом цен за сбор, транспортировку и размещение (захоронение) ТКО. После утверждения вышеуказанной схемы могут быть причинены убытки с предположительным ростом цен. ООО «Мой Дом» обслуживает санкционированную свалку Цивильского района, потребителями являются предприятия, организации, а также население г.Цивильска и Цивильского района. Третья зона данной территориальной схемы предполагает размещение (захоронение) отходов в г.Новочебоксарск, а это примерно 43 км. от г.Цивильска, соответственно, увеличится время на выполнение работ по сбору, транспортированию, размещению (утилизации) отходов с территории г.Цивильска и Цивильского района. Также будут дополнительные затраты на горюче-смазочные материалы и прочие сопутствующие прямые затраты. По состоянию на 01 июля 2017 года региональный оператор не выбран и принцип работы также не известен.

 ООО «Мой дом» (письмо от04.08.2017 № 453). Утвержденная территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике, которая предполагает закрытие всех объектов утилизации, размещения отходов, кроме г.Новочебоксарска приведет к ограничению конкуренции. ООО «Мой дом» считает, что утверждение единственной зоны по обращению с отходами также приведет к ограничению конкуренции. Создание на территории республики не единственного, а большего количества (3 и более, к примеру в гт. Канаш, Алатырь, Цивильский район) полигонов дал захоронения ТКО будет способствовать конкуренции. Реализация схемы ограничит конкурентные права ООО  Мой Дом», а также нанесет материальный ущерб жителям г.Цивильска. При определении единственного оператора на всей территории ЧР конкурентные права ООО «Мой Дом» нарушатся и будет нанесен ущерб деятельности в сфере размещения отходов производства и потребления. По мнению ООО «Мой Дом», определение нескольких операторов на территории Чувашской Республики разделением в схеме зон деятельности операторов будет способствовать развитию конкуренции.

- МУП «Чистый город» (письмо от 17.07.2017 № 386).  В связи с отсутствием четких понятий в работе регионального оператора, а также организации схемы обращения  с отходами производства и потребления, затруднительно дать четкую оценку финансово- экономической эффективности предприятия.

- ООО «Полигон» (письмо от 14.07.2017 № 51). Ответить не имеют возможности, так как не знают действий регионального оператора.

- ООО «Коммунальник» (письмо от 11.07.2017 № 247). Сообщили, что не владеют  полной информацией по организационно-техническим мероприятиям по формированию региональной системы экологически безопасного обращения с отходами и вторичными  материальными ресурсами, а также как это может привести к нарушению прав потребителей и причинению убытков, так как региональный оператор на данный период времени не выбран и методы работы не известны.

- ООО «Водоканал» (письмо от 18.07.2017 № 107). В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Чувашский Республики Министерством природных ресурсов и экологии Чуващской Республики разработана территориальная схема обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами (далее территориальная схема), при этом операторы по обращению с отходами согласно представленной схеме будут заключать договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с TKQ. Однако, до выяснения условий и метода работы регионального оператора ООО «Водоканал» не может предусмотреть нарушения прав потребителей и причинения убытков.

 

10. Территориальная схема является одним из основных правовых актов в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО. Схема - документ стратегического планирования в сфере обращения с отходами, на основе которого устанавливаются целевые показатели по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, показатели для включения в документацию об отборе региональных операторов. Этой же схемой определяются места нахождения источников образования отходов, объектов их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, логистические схемы движения отходов, мероприятия по развитию инфраструктуры обращения с отходами для включения в региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также осуществляется деятельность региональных операторов и операторов по обращению с ТКО.

Также, анализируя схемы ТКО иных регионов установлено следующее.

- Нижний Новгород. Зоны деятельности операторов: №1 – населенные пункты, отнесенные к Новоигумновскому полигону; №2 – к Балахнинскому, Городецкому, Уренскому полигонам; №3 – к Кстовскому полигону; №4 – к Богородскому, Выксунскому, Арзамасскому, Сергачскому полигонам.  Специализированные организации должны вывозить отходы только на те полигоны, за которыми закреплена та или иная территория. Тем самым, по данным УФАС, постановление правительства ограничивает право вывозящих отходы организаций выбирать, на каком полигоне размещать мусор.

«Таким образом, правительство Нижегородской области ограничивает право перевозчика выбирать полигон для размещения отходов, следовательно, и стоимость услуг, – отметило УФАС. – Равно, как и полигонам запрещено принимать ТКО с территорий, не закрепленных за ними схемой».

По данным антимонопольного ведомства, стоимость услуг для полигонов Нижегородской области варьируется от 133,69 рублей до 299,68 рублей за кубический метр (на момент издания постановления). За каждым полигоном закреплена зона обслуживания, в которой необходимо собирать отходы.

- Самара. Территориальная схема обращения с отходами в Самарской области, согласованная Росприроднадзором, условно разделена на три участка, привязанных к самым крупным городам региона – Самаре, Тольятти и Сызрани. Для каждого из них на основании конкурсного отбора будет выбран свой региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

- Татарстан. В Татарстане утвердили территориальную схему обращения с отходами. Разработчики планируют довести долю обработки твердых коммунальных отходов до 90%, а количество действующих пунктов приема утильсырья - с 10 до 168. Предприниматели больше всего опасаются, что новый региональный оператор вытеснит с рынка небольших игроков.

Территориальной схемой установлено деление территории РТ на две зоны деятельности региональных операторов – Западную и Восточную.

Это позволит заменить одного регионального оператора другим, если тот откажется или будет отстранен от работ, а также обеспечит необходимый "уровень конкуренции между региональными операторами по обращению с ТКО в отношении качества и стоимости предоставляемой ими коммунальной услуги по обращению с ТКО».

- Ульяновск. Объёмы и масса образования твёрдых коммунальных отходов по Ульяновской области (2015 год) по зонам деятельности региональных операторов:

Зона деятельности регионального оператора № 1 (ЗДРО 1) - 47,99 (% от Ульяновской области (по объему) и 47,68 (% от Ульяновской области (по массе)
Зона деятельности регионального оператора № 2 (ЗДРО 2) - 19,55 (% от Ульяновской области (по объему) и 20,34 (% от Ульяновской области (по массе)
Зона деятельности регионального оператора № 3 (ЗДРО 3) - 17,64 (% от Ульяновской области (по объему) и 17,37 (% от Ульяновской области (по массе)
Зона деятельности регионального оператора № 4 (ЗДРО 4) - 14,82 (% от Ульяновской области (по объему) и 14,61 (% от Ульяновской области (по массе).

- Башкортостан. в Башкортостане определены 5 зон их деятельности, в том числе 1 зона – для ЗАТО г.Межгорье.  Региональным операторам предстоит обеспечить весь механизм работы с мусором – от контейнера до конечной его утилизации,

- Удмуртия. Первая зона включает в себя: город Глазов, Глазовский район, Балезинский район, Красногорский район, Юкаменский район, Ярский район.

В пределах данной зоны планируется строительство:

- 1 кустового полигона ТКО в Глазовском районе;

- 1 мусоросортировочного комплекса при кустовом полигоне;

- 4 мусороперегрузочных станции в с. Балезино, с. Красногорское, с. Юкаменское и пос. Яр.

В данной зоне, за исключением районных центров и города Глазова, отсутствует действующая инфраструктура (контейнерные площадки) по сбору отходов от сельских поселений.

Вторая зона включает в себя: Октябрьский район города Ижевска, Дебесский район, Игринский район, Кезский район.

В пределах данной зоны планируется строительство:

- 1 кустового полигона ТКО в Игринском районе;

- 1 мусоросортировочного комплекса при кустовом полигоне;

- 2 мусороперегрузочных станций в с. Дебесы и пос. Кез.

В данной зоне отсутствует действующая инфраструктура (контейнерные площадки) по сбору отходов от сельских поселений.

Третья зона включает в себя: Ленинский район города Ижевска, Завьяловский район, Увинский район, Вавожский район, Селтинский район, Сюмсинский район.

В пределах данной зоны действует два объекта захоронения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) – полигон ТБО ООО «Чистый город» и полигон ТБО ООО «Ареал».

В данной зоне, за исключением районных центров и города Ижевска, отсутствует действующая инфраструктура (контейнерные площадки) по сбору отходов от сельских поселений.

В третьей зоне планируется строительство:

- 1 кустового полигона ТКО в Увинском районе, на данный объект имеется проектная документация и положительное заключение государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы;

- 3 мусоросортировочных комплексов около кустовых полигонов;

- 3 мусороперегрузочных станций в с. Вавож, с. Селты и с. Сюмси.

Четвертая зона включает в себя: Устиновский район г. Ижевска, город Воткинск, Воткинский район, Шарканский район, Якшур-Бодьинский район.

В пределах данной зоны построен и введен в эксплуатацию полигон ТКО в Якшур-Бодьинском районе. В Воткинском районе организован кустовой принцип сбора и вывоза отходов от сельских поселений района.

В данной зоне планируется строительство:

- 1 кустового полигона ТКО в Воткинском районе;

- 2 мусоросортировочных комплексов около кустовых полигонов;

- 1 мусороперегрузочной станции в с. Шаркан.

Пятая зона включает в себя: Индустриальный район г. Ижевска, город Можга, Можгинский район, Алнашский район, Граховский район, Кизнерский район.

В пределах данной зоны построен и введен в эксплуатацию полигон ТКО города Можги.

В данной зоне, за исключением районных центров и города Можги, отсутствует действующая инфраструктура (контейнерные площадки) по сбору отходов от сельских поселений.

В пятой зоне планируется строительство:

- 1 мусоросортировочного комплекса около кустового полигона;

- 3 мусороперегрузочных станций в пос. Кизнер, с. Алнаши и с. Грахово.

Шестая зона включает в себя: Первомайский район г. Ижевска, город Сарапул, Сарапульский район, город Камбарка, Камбарский район, Каракулинский район, Киясовский район, Малопургинский район.

В связи с расположением Камбарского района на другом берегу реки Кама от остальной части данной зоны, район рассматривается как самостоятельная единица, но под деятельностью единого оператора шестой зоны. В последующем, с вводом в действие моста через р. Кама, потоки отходов в указанной зоне могут корректироваться.

В данной зоне, за исключением районных центров, городов Сарапула и Камбарка, отсутствует действующая инфраструктура (контейнерные площадки) по сбору отходов от сельских поселений.

В пределах данной зоны планируется строительство:

- 2 кустовых полигонов ТКО в Сарапульском и Камбарском районах;

- 2 мусоросортировочных комплексов около кустовых полигонов;

- 3 мусороперегрузочных станций в с. Каракулино, с. Киясово и с. Мал. Пурга.

 

11. Как указывалось ранее, статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами (далее- схема) должна наряду с данными об отходах включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

На странице 74 тома 1  территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами  в Чувашской Республике отражены 3 сценария:

- текущий;

- альтернативный с 2017 года;

- перспективный с 2017 года.

Согласно информации Минприроды Чувашии, по итогам всероссийских межведомственных совещаний при Минприроды России и Минэкономразвития России с участием Международной финансовой корпорации (МФК), предшествоваших разработке настоящей территориальной схемы, выработаны критерии зависимости необходимого количества полигонов ТКО в регионе от количества населения и его площади.

Для Чувашской Республики в соответствии с указанными критериями и с учетом развитой дорожной сети достаточно 1-го полигона ТКО, следовательно, строить небольшие полигоны в отдельных муниципальных образованиях нецелесообразно.

В связи с указанным, настоящей территориальной схемой предлагается «перспективный сценарий» как основная модель для развития системы обращения с отходами на территории Чувашской Республики (стр. 102).

Вариант сценария «Перспективный с 2017 года» предполагает наличие и функционирование девяти мусороперегрузочных станций, расположенных в г. Чебоксары, Цивильском районе, Моргаушском районе, Канашском рай­оне, Вурнарском районе, г. Шумерля, г. Алатырь, Батыревсом районе и Коз­ловском районе. При этом потоки от всех мусороперегрузочных станций на­правляются в мусоросортировочный комплекс в г. Новочебоксарск (МПС г. Чебоксары с элементами сортировки) с дальнейшим размещением отходов на межмуниципальном полигоне ТКО в г. Новочебоксарск. Одновременно данный сценарий предполагает закрытие существующих объектов размеще­ния ТКО и их дальнейшую рекультивацию (стр. 75).

 

В соответствии с наличием в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в  утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории  Чувашской Республики (приказ  Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 № 1036), содержащего признаки  ограничения конкуренции в утверждение единственной зоны утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 14.09.2017 № 05-04/6901 о необходимости прекращения признаков нарушения в срок до 16 ноября 2017 года, путем внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории  Чувашской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», увеличив количество зон утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики.

17 апреля 2018 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому  признано незаконным предупреждение  Управления антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 14.09.2017 № 05-04/6901.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года по делу № А79-13822/2017 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.04.2018 по делу № А79-13822/2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2018 года по делу № А79-13822/2017 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба Управления- без удовлетворения.

Суды отмечают, что в «Перспективном с 2017 года» сценарии, на данный момент, предполагается  не единственная зона «утилизации» отходов, а единственный полигон ТКО  в г. Новочебоксарск. В настоящее время ни один из действующих объектов размещения отходов не закрыт, их закрытие административным органом, как установлено в судебном заседании, не планируется, только в случае их несоответствия требованиям законодательства.

 

В связи наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 53/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, производством прекратить.

 

 

 

 

Председатель «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

 

 

 

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны