Решение №05-04/8040 Решение Управления в отношении администрации г. Чебоксары от 7 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 16/05-АМЗ-2018 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

02 ноября 2018 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 ноября 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2018 г.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 16/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителей:

-  «…»

- ИП Александровой З.Г.;

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- МБУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства»;

при отсутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

Автономное учреждение «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток»;

- администрации г. Чебоксары Чувашской Республики;

 

рассмотрев материалы дела № 16/05-АМЗ-2018, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение от ИП Александровой З.Г., ИП Макаровой К.А., и ИП Павлова Э.В. (вх. № 05-10/3904 от 29.06.2018) с просьбой провести проверку о нарушении антимонопольного законодательства. В поступившей информации указывалось, что на территории Московской набережной, напротив Чебоксарского центрального пляжа открылось кафе. Сооружение принадлежит ФСК «Восток», которое незаконно установлено осенью 2017 г. На сегодняшний день в этом сооружении расположен незаконный велопрокат и кафе, которое ФСК «Восток» сдаёт сторонним предпринимателям. Вышеназванные объекты получены ФСК «Восток» без каких-либо конкурсных процедур.

 

По итогам рассмотрения информации, в связи с наличием в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики признаков нарушения  пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных  в предоставлении  муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5  Закона о защите конкуренции, а именно в передаче в безвозмездное пользование Автономному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток» муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики  участка на территории  Центрального пляжа (берегоукрепительные сооружения) площадью 51,0 м2 (для размещения пункта проката на территории городского Центрального пляжа), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» письмом от 19.07.2018 № 05-04/4992 рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 10 августа 2018 года, путем  возврата вышеназванного земельного участка в муниципальную казну.

 

В ответ на выданное предупреждение, письмом от 08.08.2018 № 11367 (вх. Управления от 09.08.2018 № 05-04/4853)  администрация г. Чебоксары Чувашской Республики сообщила, что администрация города Чебоксары земельный участок площадью 51,0 м2 на территории Центрального пляжа АУ «ФСК «Восток» не предоставляла.

Участок площадью 51,0 м2 на Московской набережной расположен на земельном участке с кадастровым номером 21:01:010204:188 площадью 78155 кв.м., переданном администрацией города Чебоксары в соответствии со статьей 24, подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации МБУ «Управления ЖКХ и благоустройства» по договору безвозмездного пользования земельным участком от 23.04.2018 № 316/727-Мбз.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 13.08.2018 № 77 возбуждено дело № 16/05-АМЗ-2018 в отношении администрации г. Чебоксары  Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

Согласно Уставу АУ «ФСК «Восток», утверждённому приказом Управления физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 11. 04. 2016 г. № 87 целями и задачами АУ «ФСК «Восток» является выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры, спорта и туризма в содействие развитию и популяризации физической культуры и спорта в городе Чебоксары.

Предметом деятельности Учреждения является: создание условий для оказания физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям муниципальных услуг на базе Учреждения; создание условий для сохранения, улучшения физического, нравственного и психического здоровья жителей города Чебоксары; организация и проведение соревнований; предоставление услуг населению в области физической культуры и спорта; сотрудничество с различными спортивными учреждениями, организациями, объединениями; создание благоприятных условий для объединения специалистов в различных областях спорта в целях профессионального единства, обмена опытом, реализации творческого, научного потенциалов, совершенствование теоретических знаний, техники, тактики и стратегии; развитие собственной материально-технической базы; ведение любой хозяйственной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в порядке, определяемом действующим законодательством в целях получения финансовых средств для выполнения уставных целей и задач.

Согласно договору от 03.11.2017 года с ООО «Академия — Дизайна» был изготовлен и установлен нестационарный объект (павильон площадью 114,37 кв.м). Нестационарный объект состоит из трёх помещений: пункт полиции, кафе и пункт проката.

Данный объект передан в муниципальную собственность города Чебоксары в состав имущества муниципальной казны г. Чебоксары.

По пункту проката (площадью 51 кв.м) заключён договор от 25.05.2018 между МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства»  и АУ «ФСК Восток».

АУ «ФСК «Восток» осуществляет коммерческую деятельность по оказанию платных услуг населению: организация кафе и велопрокат.

Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики принято постановление от 25.04.2017 № 1013 «Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» (далее – Постановление №1013), которым утверждён Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (приложение № 1).

В данном случае  признаки нарушения выражаются в осуществлении коммерческой деятельности по оказанию платных услуг – организация досуга и отдыха населения, выраженная в организации кафе и велопроката.

Между тем,  рынок по организации досуга и отдыха (в том числе организации кафе) является конкурентным, так как число лиц, обращаемых за предоставлением муниципальных услуг, достаточно большой, что подтверждается обращениями ИП Александровой З.Г., ИП Макаровой К.А., и ИП Павлова Э.В.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту – это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способное привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.    

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за её пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения).

Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населённых пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.

Анализ товарного рынка, включает оценку конкурентной среды за некий временной интервал, не является самоцелью и предполагает осуществление антимонопольными или иными государственными органами с учётом его результатов определённых управленческих действий административного или экономического характера. Следствием таких действий должно явиться либо сохранение стабильности, либо направленное изменение конкурентной среды на рынке досуга по оказанию услуг и проведений мероприятий .

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключённого в отношении товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Согласно ОКВЭД  93.11 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (кроме деятельности музеев, сохранения исторических мест и зданий, деятельности ботанических и зоологических садов и природных заповедников, а также деятельности по организации азартных игр)» включает в себя деятельность, связанную с социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В рассматриваемом случае, границы рынка ограничены соответствующими полномочиям, по предоставлению которых имеются у МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».

Таким образом, за географические границы рынка на получение права организацию досуга и отдыха принимаются  административные границы – город Чебоксары  Чувашской Республики.

Признаки нарушения определены на рынке досуга, отдыха населения (в том числе  организации кафе) в г. Чебоксары Чувашской Республики, то есть географическими границами рынка досуга является локальный рынок.

В соответствии  с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае, действия МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» ограничивают (могут ограничить) потенциальных участников по получению права на организацию досуга и отдыха, ввиду не соблюдения требований действующего законодательства.

В соответствии с правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами.

Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действия: ли каждого из них исключается и ли ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынка (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физической культуре и спорте в РФ).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте в РФ массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Из статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» следует, что полномочиями органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта являются: популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения; организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан; осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Закона создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения городского округа перечислены в статье 16 Федерального закона №131-ФЗ.

Функции по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и по обеспечению условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа относятся к полномочиям местного значения городского округа (пункт 19 части 1 статьи 16 ФЗ №131-ФЗ), передача хозяйствующим субъектам указанных функций ФЗ № 131-ФЗ не  предусмотрена.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон  №174-ФЗ).

На основании части 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В силу статьи  4 Закона №174-ФЗ  основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25).

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии п. 2 ст. 15  ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данное правонарушение совершено на рынке предоставления муниципальных услуг в г. Чебоксары Чувашской Республики и затрагивает потенциальных заявителей таких услуг, совершенное на территории г. Чебоксары Чувашской Республики. Данный рынок является конкурентным, так как число лиц, обращаемых за предоставлением муниципальных услуг, достаточно большой.

Согласно уставу АУ «ФСК «Восток», доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. АУ «ФСК «Восток» не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закреплённого за Учреждением имущества, а так же, деятельность Учреждения регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и настоящим Уставом.

Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики принято постановление от 25.04.2017 № 1013 «Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» (далее – Постановление №1013), которым утверждён Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (приложение № 1).

В администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики ранее неоднократно обращались ООО «Резерв», ИП Ефимова И.Н., ИП Александрова З.Г., «…», в предоставлении организации досуга и обеспечению жителей городского округа услугами организаций культуры и по обеспечению условий для развития на территории городского округа, но администрация г. Чебоксары Чувашской Республики отказывала в предоставлении без каких либо оснований, а также  на не проведении торгов, по организации досуга и обеспечению жителей городского округа услугами организаций культуры и по обеспечению условий для развития на территории городского округа.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределённого круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на передачу государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов может содержать признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные и муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Таким образом, решение по предоставлению преференции с нарушением установленного законодательством порядка, может привести к ограничению конкуренцию на рынке досуга и отдыха населения, поскольку иные хозяйствующие субъекты ограничены при выходе на названный рынок по причине того, что муниципальный ресурс  предоставлен без торгов АУ «ФСК «Восток» тем самым иные хозяйствующие субъекты на названном товарном рынке будут находиться в неравных условиях.

 

Как указывалось ранее, по пункту проката (площадью 51 кв.м) заключён договор от 25.05.2018 между МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства»  и АУ «ФСК Восток».

Определением от 11.10.2018 № 05-04/7345 Комиссия определили переквалифицировать дело, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары  Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  дело, возбужденное в отношении МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2016 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

В  связи с наличием в действиях МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» признаков нарушения  пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных  в предоставлении  муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5  Закона о защите конкуренции, а именно в передаче в безвозмездное пользование Автономному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс «Восток» муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики  участка на территории  Центрального пляжа (берегоукрепительные сооружения) площадью 51,0 м2 (для размещения пункта проката на территории городского Центрального пляжа), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» письмом от 11.10.2018 № 05-04/7346 рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 01 ноября 2018 года, путем  возврата вышеназванного земельного участка в муниципальную казну.

 

Во исполнение выданного предупрждения, МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» предоставило соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования от 31.10.2018, согласно которому  стороны пришли к соглашению расторгнуть договор безвозмездного пользования от 25 мая 2018 года с 31 октября 2018 года. Соглашение вступает в силу с 31 октября 2018 года.

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

            Производство по делу № 16/05-АМЗ-2018 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны