Решение №05-04/8418 Решение Управления в отношении администрации Урмарского райо... от 13 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Чебоксары Дело № 36/05-АМЗ-2017
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2017 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 36/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
«…» |
|
|
|
|
|
при отсутствии на заседании Комиссии ответчика– администрации Урмарского района Чувашской Республики,
при отсутствии на заседании Комиссии заявителя по делу- АО «Чувашская энергосбытовая компания»,
при отсутствии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- МУП «УРМАРЫВОДХОЗ»,
рассмотрев материалы дела № 36/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Урмарского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступило заявление АО «Чувашская энергосбытовая компания» от 27.02.2017 г. № 20-19/134 (вх. № 05-14/1289 от 27.02.2017 г.) о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Урмарского района Чувашской Республики, выразившееся в передаче муниципального имущества – объектов водоснабжения, водоотведения без проведения торгов по договору о передаче в хозяйственное ведение. В поступившей информации указывается следующее. АО «Чувашская энергосбытовая компания», как гарантирующий поставщик на территории Чувашской Республики, доводит информацию о нестабильной ситуации по энергоснабжению в отношении объектов и систем водоснабжения и водоотведения Урмарского района Чувашской Республики.
Между Цивильским межрайонным отделением АО «Чувашская энергосбытовая компания» и ООО «Водоканал» был заключен договор энергоснабжения № 25/01/822-5722 от 24.12.2015 г.
08.12.2016 г. в адрес Гарантирующего поставщика постудило заявление ООО «Водоканал» о расторжении с 01.01.2017 г. вышеуказанного договора в отношении следующих объектов: водобашня № 3, расположенная по адресу: п. Урмары, ул. Мира; водозабор, расположенный по адресу: Урмарский район, с. Челкасы; ремонтная мастерская, расположенная по адресу: п. Урмары, ул. Крупской, д. 4; водобашня № 4, расположенная по адресу: п. Урмары, ул. Заводская; очистные сооружения (резервные, активные), расположенные по адресу: п. Урмары.
08.12.2016 г. сторонами подписано соглашение о расторжении соответствующего договора энергоснабжения.
31.01.2017 г. в адрес Цивильского межрайонного отделения АО «Чувашская энергосбытовая компания» поступило заявление МУП Урмарского района «Урмарыводхоз» о заключении договора энергоснабжения в отношении вышеуказанных объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением правоустанавливающих документов, а также документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем предоставлен договор без отметки о государственной регистрации, заключенный 31.01.2017 г. между администрацией Урмарского района Чувашской Республики и МУП Урмарского района «Урмарыводхоз» о закреплении муниципального имущества ‑ объектов водоснабжения и водоотведения, на праве хозяйственного ведения. Документы, подтверждающие осуществление технологического присоединения, заявителем предоставлены не были.
Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
1) по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения;
2) по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В свою очередь, соответствующие концессионные соглашения и договоры аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения заключаются по результатам проведения конкурсов на право их заключения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также, письмом от 05.10.2015 г. № АД/53812/15 Федеральная антимонопольная служба указывает на невозможность закрепления за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения прав владения и (или) пользования объектами, системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, договор № 02 от 31.01.2017 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Урмарского района «Урмарыводхоз» считается недействительным с момента его заключения.
На сегодняшний день на соответствующих объектах п. Урмары Чувашской Республики осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, в связи с тем, что у Гарантирующего поставщика отсутствуют законные основания для заключения договора энергоснабжения с МУП Урмарского района «Урмарыводхоз». Несоблюдение требований действующего законодательства органами местного самоуправления при передаче прав владения и (или) пользования социально-значимыми объектами и системами ставит под угрозу бесперебойное водоснабжение и оказание услуг по водоотведению населению п. Урмары Чувашской Республики.
Таким образом, в связи с наличием в действиях администрации Урмарского района Чувашской Республики признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в передаче муниципального имущества — объектов водоснабжения и водоотведения без проведения процедуры торгов по договору о предоставлении в хозяйственное ведение АО «Чувашская энергосбытовая компания» заявитель просит в рамках ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) провести проверку по вышеуказанным фактам на предмет нарушения ст. 15 соответствующего Федерального закона.
В связи с наличием в действиях администрации Урмарского района Чувашской Республики признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в безвозмездной передаче на праве хозяйственного ведения объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Урмарского района, МУП «УРМАРЫВОДХОЗ» без проведения конкурса, Чувашское УФАС России выдало предупрежждение от 24.03.2017 № 05-04/2056 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 28 апреля 2017 года путем принятия всех необходимых мер по возврату объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, переданных МУП «УРМАРЫВОДХОЗ» по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31.01.2017 г. № 2, в ведение администрации Урмарского района Чувашской Республики.
О выполнении предупреждения (с приложением соответствующих подтверждающих документов) сообщить в Чувашское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, в бумажном и электронном виде.
Предупреждение получено администрацией 28.03.2017 (почтовый идентификатор 428000 52 79705 9).
В последующем, администрация обратилась в адрес антимонопольного органа с просьбой продлить срок исполнения выданного предупреждения.
Антимонопольный орган, рассмотрев ходатайство, продлил сроки до 28 мая 2017 года.
В установленный в предупреждении срок, информация об исполнении предупреждения в антимонопольный орган не поступила.
Уведомлением от 30.05.2017 (отправлено эл. почтой на официальный адрес администрации E-Mail: urmary@cap.ru) антимонопольный орган напомнил администрации о необходимости исполнения выданного предупреждения. Однако, информация об исполнении по состоянию на 31.05.2017 не поступила.
Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 31.05.2017 № 82 возбуждено дело № 36/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Урмарского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
3. Имущественный комплекс объектов системы водоснабжения и водоотведения, находящийся в муниципальной собственности Урмарского района закреплен за МУП «Урмарыводхоз» на праве хозяйственного ведения по договору от 31.01.2017 г. № 2 на основании постановления администрации Урмарского района от 31.01.2017 года № 60 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Урмарыводхоз» муниципального имущества». Конкурсные процедуры при этом не проводились. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 27.02.2017 г., номер регистрации 21:19:000000:3816-21/019/2017-1.
Имеются акты о передаче муниципального имущества.
МУП Урмарского района «Урмарыводхоз» образовано на основании постановления администрации Урмарского района от 19.12.2016 г. № 776
«О создании МУП «Урмарыводхоз». Основной целью создания данного предприятия является бесперебойное снабжение населения Урмарского района и потребителей питьевой водой и водоотведение.
4. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
5. Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее –Закон № 161-ФЗ) учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 4 статьи 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: принимает решение о создании унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции.
7. Положения статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не ограничивают права собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключают возможности по передаче имущества унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016.
В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);
5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 36/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении администрации Урмарского района Чувашской Республики, производством прекратить.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.