Решение №05-04/8611 Решение Управления по жалобе ООО «Инноват» от 20 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 65-Т-2017                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

«…»

 

в присутствии заявителя- ООО «Инноват»:

- «…»

в присутствии ответчика- организатора торгов- Управления образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики:

- «…»

в  присутствии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

- ПАО АКБ  «Авангард», «…»

-  Отделения – Национальный банк по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка  Российской Федерации, «…»

рассмотрев жалобу ООО «Инноват» на действия организатора торгов – Управление образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого конкурса  по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России обратилось ООО «Инноват» на действия организатора торгов – Управление образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого конкурса  по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося.

В жалобе заявитель сообщает, что в действиях  организатора конкурса  и конкурсной  комиссии содержатся признаки  нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся  в неправомерном приеме заявки на участие в конкурсе от кредитной организации и последующем рассмотрении такой заявки.

 

Представитель организатора торгов нарушение процедуры проведения торгов не признал.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

   2. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится организация питания обучающихся.

Органом местного самоуправления был разработан проект Единой карты учащегося на территории города Чебоксары. Проект предусматривает создание на территории г. Чебоксары единой платежной карты школьника (Единой карты учащегося) для оплаты проезда обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Чебоксары на муниципальных маршрутах городского наземного электрического транспорта общего пользования, горячего питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, оплаты услуг муниципальных учреждений и организаций дополнительного образования, культуры, спорта и иных муниципальных учреждений и организаций, учета и контроля доступа обучающихся в муниципальные общеобразовательные учреждения, учета доступа обучающихся в муниципальные организации дополнительного образования, организации культуры и спорта, посещения социальных учреждений.

В рамках проекта требовалось принятие постановления администрации города Чебоксары «Об утверждении Положения о Единой карте учащегося на территории города Чебоксары» и проведение конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося.

Проект постановления администрации города Чебоксары «Об утверждении Положения о Единой карте учащегося на территории города Чебоксары» в целях проведения антикоррупционной экспертизы был направлен в прокуратуру Чувашской Республики. Письмом от 27.07.2017 № 71-32-2017 данный проект постановления был согласован прокуратурой Чувашской Республики.

 

3. Постановлением администрации г.Чебоксары от 11.08.2017 № 1942 было утверждено «Положение о Единой карте учащегося на территории города Чебоксары».

Приказом управления образования от 24.08.2017 № 485 была создана комиссия по проведению открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося.

 

4. 25.08.2017 был объявлен открытый конкурс по выбору уполномоченного оператора, публикация размещена на сайте управления образования в разделах «Актуально», «Объявление».

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по проведению открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося от 28.09.2017 № 1 комиссия решила дополнить конкурсную документацию пунктом 5.6 и продлить открытый конкурс на 14 календарных дней, публикация была размещена на сайте управления образования 29.09.2017 в разделах «Актуально», «Объявление».

Согласно протоколу заседания Комиссии по проведению открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося от 11.10.2017 № 2 комиссия решила в целях всестороннего и объективного рассмотрения жалобы от инициативной группы директоров школ и попечительских советов родителей г.Чебоксары на действия управления образования администрации г.Чебоксары, поступившей в Региональную общественную приемную Председателя Партии Д.А.Медведева в Чувашской Республике 03.10.2017, приостановить открытый конкурс по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося до рассмотрения указанной жалобы. Публикация была размещена на сайте управления образования 11.10.2017 в разделах «Актуально», «Объявление».

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по проведению открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося от 16.10.2017 № 3 комиссия решила возобновить открытый конкурс по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося; провести конкурс по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося в 13 ч. 00 мин. «23» октября 2017 года по адресу: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 8, конференц-зал; продлить срок приема заявок для участия в конкурсе до 17 ч. 00 мин. «20» октября 2017 года; определить дату рассмотрения и подведения итогов конкурса: «30» октября 2017 года.

23.10.2017 в 13 ч. 00 мин в управлении состоялся конкурс по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося. Поступившие конверты с заявками были вскрыты в присутствии членов комиссии, а также представителей заявителей в соответствии с разделом VI конкурсной документации.

Итоги конкурса подведены 30.10.2017 и опубликованы на сайте управления образования. Победителем признано ПАО АКБ «Авангард».

 

5. В соответствии с конкурсной документацией по проведению открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося в конкурсе могли принять участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в течение срока, указанного в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации:

- не являющиеся банкротами, не находящиеся в стадии ликвидации или реорганизации, на имущество которых не наложен арест или экономическая деятельность которых не приостановлена, не имеющие невыполненных обязательств перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами;

-  готовые инвестировать в создание всей необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования Единой карты учащегося, предусмотренной постановлением администрации города Чебоксары от 11.08.2017 №1942 и пунктом 1.4 настоящей конкурсной документации;

- имеющие на праве собственности или на ином законном основании программное обеспечение для обеспечения функционирования Единой карты учащегося, либо взявшие на себя обязательства по приобретению такого программного обеспечения в сроки до 1 ноября 2017 года;

-  имеющие в наличии, либо взявшие на себя обязательства по открытию пунктов пополнения приложений Единой карты учащегося для оплаты питания и для оплаты услуг муниципальных учреждений и организаций дополнительного образования, культуры, спорта и иных муниципальных учреждений и организаций в разных банках, в том числе через автоматизированную систему самообслуживания ОнЛайн через Интернет.

 

6. Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте управления образования администрации города Чебоксары и представлялись всем заинтересованным лицам.

Так как извещение было опубликовано в СМИ и адресовано неопределенному кругу лиц, подать заявку на участие в конкурсе могла любая организация, соответствующая требованиям конкурсной документации, и желающая заключить договор с организатором конкурса на осуществление функций уполномоченного оператора, осуществляющего инвестиции в создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения Единой карты учащегося, а также осуществляющего организационное, техническое, информационное сопровождение, выпуск, выдачу и обслуживание Единой карты учащегося.

 

7. В рамках данного конкурса 23 октября 2017 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. На процедуре оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе были рассмотрены заявки 3-х участников: ООО «Инноват», ООО «Стимул», ПАО АКБ «АВАНГАРД».

Заявки всех участников были признаны соответствующим требованиям и условиям конкурсной документации.

 

8. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии с п. 3.2, 4.7 Устава ПАО АКБ «АВАНГАРД» Банк имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством РФ.

 

9. Согласно конкурсной документации основной функцией Единой карты учащегося является обеспечение возможности оплаты проезда в общественном транспорте, оплаты школьного питания, и, как следствие, проведение расчетов с транспортными организациями и комбинатами питания.

Создание необходимой инфраструктуры для функционирования Единой карты учащегося не является самостоятельным видом деятельности уполномоченного оператора, а направлено на обеспечение возможности осуществления расчетов с помощью данной карты, то есть для ведения банковской деятельности.

Условия   конкурса         по    выбору     уполномоченного оператора по    выпуску    и обслуживанию Единой карты учащегося не определяют конкретный вид карты учащегося (банковская карта или иная).

При этом, основной функцией уполномоченного оператора, требующей специального статуса, является обеспечение безналичных     расчетов  с    применением    Единой   карты учащегося, а именно:

- оплата питания в школьных столовых;

- списание с приложения Единой карты   учащегося для    оплаты питания   денежных средств при отсутствии карты,

- оплата услуг    в   муниципальных    организациях   дополнительного    образования, организациях культуры и спорта,   социальных    учреждениях    и    иных   учреждениях   и организациях определенных администрацией города Чебоксары;

- безналичная оплата проезда на транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам города Чебоксары.

 

10. Согласно письма ЦБР от 7 июля 2011 г. N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" согласно части 21 статьи 4 федерального закона от 3 июня 2009 года N ЮЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц,    осуществляемой   платежными агентами" (в     редакции   №  162-ФЗ) кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. В соответствии с частью 10 статьи 23 Закона N 162-ФЗ действие положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции Закона N 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, ранее заключенных кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу Закона N 162-ФЗ.

Договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенные кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей, могут быть приведены в соответствие с положениями законов N 161-ФЗ, 162-ФЗ до их вступления в силу.

 Кредитные организации, заключившие до дня  вступления в силу Закона N 162-ФЗ договоры с получателями средств об осуществлении в их пользу переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, после вступления в силу Закона N 161-ФЗ руководствуются требованиями части 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ, предусматривающей, что оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

11. Письмом от 17.11.2017  Управление образования г. Чебоксары Чувашской Республики сообщило, что условиями конкурсной документации не определена конкретная технология, в соответствии с которой уполномоченный оператор будет осуществлять возложенные на него функции.

Данная технология будет разработана и согласована после подписания договора с победителем открытого конкурса.

 

12.  Отделение – Национальный банк по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка  Российской Федерации письмом от 17.11.2017 № Т497-20-06/244 сообщило, что Положение о Единой карте учащегося на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 11.08.2017 № 1942, не содержит конкретного механизма реализации Единой карты учащегося.

При этом из объяснений ПАО АКБ «АВАЕ1ЕАРД» также не следует, каким образом будут обеспечены безналичные расчеты с применением Единой карты учащегося.

Пояснения по существу жалобы. в том числе с указанием имеет ли право кредитная организация ПАО АКБ «АВАНГАРД» в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» участвовать в подобных торгах и оказывать услуги в статусе оператора Единой карты учащегося на территории г.Чебоксары, могут быть представлены при разъяснении конкретного механизма реализации Единой карты учащегося.

 

В связи с изложенным, Комиссия признает жалобу ООО «Инноват» необоснованной.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ООО «Инноват» необоснованной.

 

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО  «Инноват» необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                        «…»

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения

Связанные организации

Связанные организации не указаны