Решение №05-04/892 Решение и предписание Управления в отношении Кабинета Минист... от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 24/05-АМЗ-2015                                                                  г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 24/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании:

представителей Кабинета Министров Чувашской Республики и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам:

«…»

в отсутствие представителей заинтересованных лиц ООО «Союз-4»,  ООО «Крокус Авто», ГУП ЧР «Чувашавтотранс», ЗАО «Городской таксомоторный парк», Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, заявителей «…», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 24/05-АМЗ-2015 по признакам нарушения Кабинетом Министров Чувашской Республики (428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и в установлении различных тарифов в зависимости от категории транспортных средств М2 и М3, что может привести к созданию дискриминационных условий деятельности на рынке пассажирских перевозок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступили обращения граждан (вх.№ 05-05/61 от 03.03.2015, вх. № 69 от 05.03.2015, № 04-06/67 от 05.03.2015), в том числе из ФАС России письмом от 04.03.2015 № АГ/9995-ПР/15 (вх. № 05-10/1664 от 10.03.2015), ООО «Автолайн» (вх. № 05-05/5153 от 02.07.2015), «…» (вх.№ 05-05/9204 от 18.11.2015), в том числе из Администрации Главы ЧР (вх. № 05-05/9268 от 20.11.2015),  о неправомерном повышении с 10.03.2015 Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 N 44тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, об установлении экономически необоснованных тарифов только на основе расчетов, предложенных перевозчиками, без надлежащей проверки достоверности полученных сведений.

ООО «Автолайн», привлеченное к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя, указал, что установление разных тарифов для транспортных категорий М2 и М3 необоснованно, поскольку в пригородном сообщении (п.1.2.3 Тарифов) действует единый фиксированный тариф для категорий М2 и М3, для перевозок «Чебоксары-Новочебоксарск» и «Чебоксары-Кугеси», кроме того тарифы по городским перевозкам превышает тарифы по пригородным перевозкам. Заявитель указывает, что фиксированный тариф для пригородных маршрутов всех категорий не должен быть менее фиксированного городского тарифа для М2 и составлять 23 руб., что обусловлено большей протяженностью пригородного маршрута, а применение размера платы в 19 руб. для категории М3 по пригороду меньше размера платы для категории М2 по городу, что, по мнению заявителя, недопустимо. Установление различных тарифов для категорий М2 и М3 необоснованно и приводит к созданию преимуществ владельцам транспортных средств категории М3 и имеет признаки ограничения конкуренции.

В Чувашское УФАС России из Управления Администрации Президента России поступило также обращение «…» (вх.№ 05-05/9204 от 18.11.2015), в том числе, из Администрации Главы ЧР (вх.№ 05-05/9268 от 20.11.2015), о неправомерном повышении Кабинетом Министров Чувашской Республики тарифов на пассажирские перевозки для граждан г.Канаш. Из заявления следует, что тариф был установлен непомерно высокий без учета протяженности маршрута. Средняя длина маршрута в г.Канаш составляет 7-10 км, что ниже, чем в г.Чебоксары и г.Казань.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам) с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, полагая, что тарифы, утвержденные постановлением, экономически обоснованы. Повышение тарифов было обусловлено объективной необходимостью, убыточностью пассажирских перевозок. Анализ, проведенный Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам, показал, что в ООО «Крокус Авто» в 2015 году при ранее действующих тарифах рентабельность могла составить «минус» 8,4%, ООО «Союз-4» - «минус» 12.1%, ЗАО «Городской таксомоторный парк» - «минус» 18,1%. При расчете учитывались расходы перевозчиков и индекс инфляции, который за период с февраля 2013 года составил 124,4%.

Представители ответчиков пояснили, что тарифы рассчитывались в соответствии с Методическими рекомендациями по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении, утвержденными приказом Республиканской службы по тарифам № 01/06-74 от 14.11.2005 г., с учетом затрат перевозчиков на осуществление перевозок, обеспечения прибыли, индекса инфляции.

По информации Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам, тарифы на перевозки пассажиров в городском сообщении автобусами категории «М3» утверждены в размере 16 и 15 рублей в зависимости от формы оплаты на уровне, ранее утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.01.2013 № 4 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом», в связи с отсутствием предложений перевозчиков о повышении тарифов в 2015 году.

По этой же причине не изменился тариф на перевозки пассажиров на маршруте «Чебоксары-Новочебоксарск» автобусами категории «М3» (соответственно, 19 и 18 рублей в зависимости от формы оплаты), а также по маршруту «Чебоксары-Кугеси» (соответственно, 16 и 15 рублей).

Тарифы не устанавливаются для каждого города и района, а являются едиными на всей территории Чувашской Республики.

Установление разных тарифов для перевозки пассажиров  для категорий транспортных средств М2 и М3, по мнению ответчиков, не нарушает положения Закона о защите конкуренции и не может привести к созданию дискриминационных условий деятельности на рынке пассажирских перевозок.

Ответчики также указали на Решение Верховного суда Чувашской Республики от 06.05.2015 N 3-54/2015, которым отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44.

Комиссия, рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства по делу

Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 25 февраля 2015 года N 44 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом", которое опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (http://www.cap.ru) 26 февраля 2015 года, и в газете "Вести Чувашии", N 7, 28 февраля 2015 года, которое вступило в силу с 10 марта 2015 года.

Согласно подпункту 1.1.1.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 (далее - Тарифы) тариф на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 15,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 16,00 рублей, аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 19,00 рублей и 20,00 рублей соответственно (пп. 1.1.1.2).

В соответствии с подпунктом 1.2.1.1 тариф на перевозки пассажиров и багажа на маршруте "Чебоксары - Новочебоксарск" ("Новочебоксарск - Чебоксары") автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 18,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 19,00 рублей, аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 22,00 рублей и 23,00 рублей соответственно (пп. 1.2.1.2).

В силу подпункта 1.2.2.1 тариф на перевозки пассажиров и багажа на маршруте "Чебоксары - Кугеси" ("Кугеси - Чебоксары") автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 15,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 16,00 рублей, аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 19,00 рублей и 20,00 рублей соответственно (пп. 1.2.2.2).

При этом в основу утверждения единых тарифов на пассажирские перевозки были положены расчеты, представленные четырьмя перевозчиками (ООО «Крокус Авто» по маршруту № 54 г.Чебоксары, ООО «Союз-4» по городским маршрутам № 44, № 46 и № 59 г.Чебоксары, ЗАО «Городской таксомоторный парк» по городским маршрутам № 43 и № 35 г.Чебоксары, ГУП ЧР «Чувашавтотранс»).

Комиссия, рассмотрев указанные обстоятельства, проанализировав представленные документыобъяснения участвующих в деле лиц приходит к выводу о том, что представленные документы, экспертные заключения и расчеты не обосновывают утвержденные Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 N 44 тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом и не могут быть приняты во внимание при принятии решения по делу по следующим основаниям.

1. Пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)  осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 424 ГК РФ устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществление контроля за их применением.

Регулирование провозной платы за перевозку пассажиров автомобильным транспортом является государственным. Устанавливать цены, подлежащие государственному регулированию, уполномочены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 - ФЗ).

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень вошли услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, в который включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (приложение N 1).

Полномочия по установлению  тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предоставлены Государственной службе ЧР по конкурентной политике и тарифам.

На запрос Чувашского УФАС России о представлении экономического  обоснования  установления различных тарифов на перевозки пассажиров в зависимости от категории транспортного средства Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам сообщила, что согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном сообщении и на междугородных автомобильных маршрутах осуществляет Кабинет Министров Чувашской Республики.

Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам при установлении тарифов руководствовалась Методическими рекомендациями по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении, утвержденными приказом Республиканской службы по тарифам № 01/06-74 от 14.11.2005 г. (далее – Методические рекомендации по регулированию тарифов).

Государственное регулирование тарифов осуществляется по заявительному принципу. При этом основным методом государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом является метод экономически обоснованных затрат, т.е. пересмотр тарифов производится исходя из расходов и доходов хозяйствующего субъекта с учетом финансового результата перевозочной деятельности.

В соответствии с Методическими рекомендациями по регулированию тарифов, экономически обоснованные тарифы – тарифы, рассчитанные исходя из затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность, на перевозку пассажиров, и объема перевозок, определенного с учетом всех перевезенных пассажиров.

В Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам поступили заявления, обосновывающие материалы и расчеты для повышения действующих с февраля 2013 тарифов на перевозки пассажиров в связи с их убыточностью от хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, осуществляющих перевозки на территории Чувашской Республики. Анализ, проведенный Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам, показал, что в ООО «Крокус Авто» в 2015 году при ранее действующих тарифах по расчету рентабельность могла составить «минус» 8,4%, ООО «Союз-4» - «минус» 12.1%, ЗАО «Городской таксомоторный парк» - «минус» 18,1%.

При расчете учитывались расходы перевозчиков и индекс инфляции, который за период с 2013 по 2015 годы составил 124,4%.

 

Комиссией проанализированы сведения представленные перевозчиками в Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам, результаты которых по городским перевозкам следующие:

 

«…»

Данные Отчета о финансовых результатах, по информации Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары за 2014 год (далее- Инспекция ФНС), отличаются и представлены ниже:

 

«…»

 

В целях проверки указанных расчетов дополнительно была запрошена информация в Налоговой службе. В соответствии с представленной информацией выявлены недостоверные сведения в представленных перевозчиками расчетах.

 

«…»

Таким образом, данные Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам и Налоговой службы отличаются, по данным Налоговой службы не подтверждается наличие убытков у ООО «Крокус Авто» и выявлены недостоверные сведения в представленных перевозчиками документах.

Инспекция ФНС сообщила также, что по указанным организациям отсутствуют сведения об уплате налога на прибыль за 2014 год.

Таким образом, в составе документов, обосновывающих установление тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на 2015 год, указанными организациями приложены налоговые декларации, сведения в которых отличаются от налоговых деклараций, поданных в налоговый орган по месту их учета.

Анализ представленных для расчета тарифов документов показал, что ЗАО «Городской таксомоторный парк» в Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам представлен расчет в феврале 2015 г. по данным бухгалтерского учета за 2014 год по двум городским маршрутам № 43 и № 35. Указанное свидетельствует о представлении в Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам недостоверной налоговой декларации.

Расхождения сведений о доходах и расходах ООО «Союз-4» и ООО «Крокус Авто» обусловлено представлением обществами в Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам налоговой декларации за 2013 год, что не соответствует Методическим рекомендациям по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении, утвержденными приказом Республиканской службы по тарифам № 01/06-74 от 14.11.2005 г., согласно которым перевозчики представляют формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за базовый (отчетный) период и на последнюю отчетную дату, т.е. за 2014 год.

Налоговые декларации за 2014 год были представлены в Федеральную налоговую службу перевозчиками только 31.03.2015, таким образом, представленные перевозчиками расчеты не могли быть приняты Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам и положены в основу утверждаемых тарифов.

Таким образом, Комиссия не может признать представленные Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам расчеты обоснованными, поскольку были сделаны на основе различных несопоставимых отчетных периодов ООО «Союз-4» по городским маршрутам № 44, № 46 и № 59 и ООО «Крокус Авто» по городскому маршруту № 54 за 2013 год, ЗАО «Городской таксомоторный парк» по двум городским маршрутам № 43 и № 35 за 2014 год.

Кроме того, Комиссией выявлены иные отдельные несоответствия в расчетах перевозчиков.

Так, в соответствии с отчетом о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Крокус Авто» натуральный пробег 30 автомобилей равен 0 (п.2), при этом эксплуатационные расходы составили за 2014 год 26278 тыс. руб., в том числе затраты на топливо – 8357 тыс.руб. По расчету затрат на топливо (таблица № 5) пробег составил 1920 + 2862 = 4782 тыс.км. Аналогичные данные представлены ООО «Союз-4».

В Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам представлены сведения об уплате ООО «Крокус Авто» отчислений на соцнужды и страховой взнос, вместе с тем подтверждение произведенных затрат не представлено.

В соответствии с информацией ГИБДД, за ООО «Крокус Авто» зарегистрировано 36 транспортных средств. В расчете общехозяйственных расходов ООО «Крокус Авто» отсутствуют сведения об уплате транспортного налога, что не свидетельствует о достоверности представленных сведений.

При этом, ООО «Крокус Авто» Комиссии не представило доказательства понесенных расходов, заявив, что первичные документы утеряны.

Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам осуществляла расчет на основе данных, представленных перевозчиками за период 2014 год, а фактически перевозчиками представлены документы ООО «Союз-4» и ООО «Крокус Авто» за 2013 год, ЗАО «Городской таксомоторный парк» за 2014 г.

С учетом изложенного, Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам при установлении тарифов не приведены экономически обоснованные и достоверные расчеты, что привело к необоснованному увеличению тарифов.

Поскольку данные, представленные перевозчиками для утверждения тарифа, относятся к разным временным периодам, выявлены расхождения данных, предоставленных Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам и Федеральной налоговой службой, которые были положены в основу расчета тарифов, Комиссия не может считать данные расчеты  обоснованными и достоверными.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии экономического обоснования расходов, положенных в основу тарифов, тарифы приняты без должного экономического обоснования, анализа и проверки достоверности представленных перевозчиками сведений, в нарушение п.4.1 Методических рекомендаций по регулированию тарифов.

 

2. В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, пассажирские автобусы и троллейбусы в зависимости от их веса относятся к категориям М2 или М3.

Категория М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Проектом постановления предусматривалось, что произойдет увеличение тарифа для категории М2 на 3 рубля в связи с предложением частных перевозчиков. Фактически увеличение тарифов произошло на 4 рубля. Согласно предложению троллейбусных управлений, постановлением тариф повысился для троллейбусов на 1 рубль.

Пояснительная записка к проекту постановления не содержит экономическое обоснование повышения тарифов, тариф установлен на основании расчетов хозяйствующих субъектов.

Постановлением утверждены разные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении в зависимости от категорий транспортных средств – «М2» и «М3»:

- на автобусах категории «М3» - 15 руб. и 16 руб. в зависимости от формы оплаты, т.е. на прежнем уровне, в связи с тем, что данные перевозки осуществляются по социальным маршрутам, субсидируются из республиканского бюджета Чувашской Республики, с учетом субсидий прибыльны, заявлений о пересмотре тарифов и обосновывающих материалов не поступало;

- для категории «М2» - 19 руб. и 20 руб. в зависимости от формы оплаты, т.е. с ростом на 4 руб. по расчетам частных перевозчиков в виду отсутствия бюджетных субсидий и их полной самоокупаемости с учетом инфляции.

По мнению Госслужбы по тарифам, утверждение разных тарифов на перевозки пассажиров транспортными средствами категорий «М2» и «М3» не создает дискриминационных условий для хозяйствующих  субъектов, не приводит к ограничению конкуренции, поскольку тарифы утверждены на одном уровне для применения всеми перевозчиками, все перевозчики имеют возможность конкурировать на равных тарифных условиях. Применять различные тарифы имеют право хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, приобретая любой подвижной состав. Принятие данного решения усиливает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок. У населения есть возможность выбора вида городского транспорта в зависимости от стоимости проезда.

При этом Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам указывает, что проект постановления согласован без замечаний Управлением Минюста России по Чувашской Республике и Прокуратурой Чувашской Республики.

По информации Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам, аналогичный подход к установлению различных тарифов по перевозке пассажиров в зависимости от категории транспортных средств применяется в Удмуртской Республике (постановление РЭК от 07.02.2014), Саратовской области (постановление Комитета по регулированию тарифов от 09.06.2012), Ульяновской области (приказ Минэкономики Ульяновской области от 03.12.2013) и иных регионах.

Ранее при рассмотрении проекта Постановления Кабинета Министров ЧР "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом" в связи с непредставлением достаточных обоснований Чувашское УФАС России не согласовало проект, поскольку он содержал признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении различных тарифов в зависимости от категории транспортных средств «М2» и «М3». Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом» принято без учета отрицательного заключения Чувашского УФАС России.

Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам не представила экономическое обоснование установление различных тарифов для перевозок пассажиров автобусами категории «М2» и «М3», а также экономическое обоснование отсутствия необходимости повышения тарифа для перевозок транспортными средствами категории «М3».

В связи с тем, что пассажирские перевозки автобусами категории «М3» осуществляются практически единственным хозяйствующим субъектом ГУП ЧР «Чувашавтотранс», занимающим доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок льготной категории граждан, установление данному предприятию пониженных тарифов создает данному предприятию необоснованные конкурентные преимущества на указанном рынке.

При этом убытки ГУП ЧР «Чувашавтотранс» ежегодно возмещаются из бюджета Чувашской Республики, в том числе, на возмещение части затрат государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, связанных с:

приобретением автотранспортных средств, в том числе работающих на газомоторном топливе, произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года;

обеспечением перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам;

модернизацией подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования путем закупки автобусов со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими доступность транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также переоборудованием имеющегося транспорта.

Так, субсидии ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам составили, в 2014 г. - 54526,0 тыс. руб. (по плану), фактически расходы составили - 59211,7 тыс.руб., в 2015 г.- 57326,0 тыс. руб., в 2016 г. - 59728,4 тыс. руб.

Установление пониженных тарифов влечет предоставление перевозчикам, использующим транспортные средства категории М2, преимущественные условия для деятельности на рынке пассажирских перевозок по сравнению с перевозчиками, использующими транспортные средства категории М3.

 

3. Ответчиками также указывалось на Решение Верховного суда Чувашской Республики от 06.05.2015 N 3-54/2015, которым отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44, возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3".

Комиссия считает данный довод ответчика несостоятельным, по следующим основаниям.

Решением Верховного суда установлено, что утверждение оспариваемых Тарифов само по себе не привело к введению ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или дискриминационных условий, не создало необоснованных препятствий к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не установило для пользователей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, а равно и иным образом не нарушило запрет на ограничение конкуренции, установленный в ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Не нашел суд также оснований рассматривать утверждение рассматриваемых Тарифов как соглашение между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, запрет на совершение которых содержится в ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции".

С учетом изложенного, доводы заявителя о несоответствии Тарифов в оспариваемой части законодательству о защите прав потребителей и о защите конкуренции признаны необоснованными.

Вместе с тем, суд не исследовал достоверность тарифного дела, судом не была дана оценка утвержденным тарифам с точки зрения проверки их экономической обоснованности, проверки соблюдения порядка их расчета Методическим рекомендациям по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении, утвержденными приказом Республиканской службы по тарифам № 01/06-74 от 14.11.2005 г., а также с точки зрения проверки достоверности представления перевозчиками информации для проведения расчетов тарифов.

Кроме того, тарифы были установлены без соответствующего экономического обоснования и учета затрат перевозчиков других городов Чувашской Республики, в том числе протяженности маршрутов в г.Чебоксары, г.Новочебоксарске, г.Канаше и в иных городах Чувашской Республики.

По данным Единого Реестра регулярных автобусных маршрутов, размещенного на официальном сайте Минтранса Чувашии http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786&id=1295689, в городе Чебоксары действуют следующие городские маршруты (в скобках указана протяженность маршрута): № 1 (18,2-20,1 км), № 2 (19,5 км), № 3 (10,6 км), № 5 (17 км), № 7 (12,2 км), № 8 (17,6 км), № 10 (9 км), № 12 (19,1км), № 14 (9,7 км), № 15 (17,6 км), № 16 (14,5 км), № 18 (13,3 км), № 19, № 20 (9,9 км), № 21 (9,5 км), № 22 (8,6 км), № 23 (14,8 км), № 24 (6,8 км), № 26 (16,3), № 30 (12,5 км), № 32 (37,1 км), № 33 (35,1 км), № 35 (38,8 км), № 36 (29,4 км), № 37 (29,6 км), № 41 (40 км), № 43 (24,7 км), № 44 (32,3 км), № 45 (30,8км), № 46 (26,8 км), № 47 (29 км), № 48 (32,2 км), № 49 (22,0 км), № 50 (34,2 км), № 51 (32,3 км), № 52 (36,3 км), № 54 (44,4 км), № 56 (31,1 км), № 59 (32 км), № 60 (18,5 км), № 60 к (18,5 км), № 61 (43,5 км), № 63 (42 км), № 65.

Итого по г.Чебоксары действуют 44 маршрута, протяженность маршрутов от6,8 до 44,4 км. Средняя протяженность маршрутов составляет 24 км.

В г.Новочебоксарске действуют следующие городские маршруты (в скобках указана протяженность маршрута):№ 11 (14,7 км), № 12 (12,7 км), № 13 (9,2 км), № 14 (13,8 км), № 15 (13,1 км), № 16 (8,3 км), № 17 (16,8 км), № 19 (15,6 км), № 20 (9,2 км), № 20-к (24,9 км), № 21 (9,3 км), № 22 (7,1 км).

Итого по г.Новочебоксарску действуют 12 маршрутов, протяженность маршрутов от 7,1 до 24,9 км. Средняя протяженность маршрутов составляет 13 км.

В г. Канаше действуют следующие городские маршруты (в скобках указана протяженность маршрута): № 1 (6,7 км), № 3 (8 км), № 3А (9,2 км), № 4 (11,3 км), № 5 (8,3 км), № 7 (22 км), № 8э (22 км), № 10 (16,8 км), № 11 (8 км), № 12.

Итого по г.Канашу действуют 10 маршрутов, протяженность маршрутов составляет от 6,7 до 22 км. Средняя протяженность маршрутов составляет 12 км.

         Проведенный анализ показал, что протяженность маршрута имеет существенное значение для экономического обоснования тарифа на одну поездку одного пассажира. Небольшая протяженность маршрутов в малых городах Чувашской Республики не была проанализирована Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам при расчете тарифов на пассажирские перевозки.

         В соответствии с Методическими рекомендации по регулированию тарифов, государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров осуществляется на принципах применения на всей     территории Чувашской Республики единой структуры и системы построения тарифов для определения их эффективного уровня с учетом платежеспособного спроса населения.

         Комиссии не были представлены расчеты платежеспособности населения по различным городам Чувашской Республики, что свидетельствует о несоблюдении данного принципа и об отсутствии экономического обоснования при установлении тарифов.

Кроме того, не представлено доказательств экономически обоснованных затрат. В себестоимость перевозок включены расходы без учета объема транспортной работы, а именно, приравнены стоимость перевозок в г.Чебоксары к стоимости перевозок в других городах при разнице в пробеге (транспортной работы), т.е. средняя протяженность в малых городах в 2 раза меньше, чем в г.Чебоксары.

Кроме того, количество рейсов в день исходя из количества транспортных средств в малых городах в разы меньше, а тариф на перевозку является единым.

Поскольку расчет тарифов на перевозки пассажиров в городском сообщении производился только на основе данных, представленных тремя перевозчиками города Чебоксары (ООО «Крокус Авто», ООО «Союз-4», ЗАО «Городской таксомоторный  парк»), занимающими незначительную долю в объеме пассажирских перевозок г.Чебоксары, экономическое обоснование расчета тарифов для городов Алатырь, Канаш, Шумерля, Новочебоксарск, Мариинский Посад, Ядрин не представлено, указанное свидетельствует об отсутствии экономического обоснования установления единых тарифов для всех городов Чувашской Республики.

 

         4. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики установлен тариф на пригородном маршруте «Новочебоксарск-Чебоксары» (п.1.2.1. постановления) в размере 18 и 19 руб. за 1 поездку (в зависимости  от формы оплаты) при перевозках транспортными средствами категории «М3» и, соответственно, 22 и 23 руб. – при перевозках  транспортными средствами категории «М2». Тариф на пригородном маршруте «Чебоксары-Кугеси» (п.1.2.2 постановления) составляет для категории «М3» соответственно 15 и 16 руб., и для категории «М2» - 19 и 20 руб.

         При этом на других пригородных и междугородных маршрутах (п.1.2.3 и п.1.2.4 постановления) такой разницы между тарифами для «М2» и «М3» нет, для категорий «М2» и «М3» установлены единые тарифы.

         Также отсутствует разница в стоимости проездных билетов для категорий «М2» и «М3» (п.п. 2.1 и 2.2 постановления).

         Установление в двух пригородных перевозках различных тарифов для категорий «М2» и «М3» и одинаковых для всех остальных пригородных и междугородных перевозках свидетельствует об отсутствии экономического обоснования установления различных тарифов для категорий транспортных средств «М2» и «М3».

         При этом стоимость пригородного маршрута «Чебоксары- Новочебоксарск» (средняя протяженность 28 км) оказалась ниже (19 руб.), чем городских перевозок в г. Чебоксары (средняя протяженность 24 км) и в г.Новочебоксарске (средняя протяженность 13 км), что также не свидетельствует об экономической обоснованности тарифов (20 руб.).

         Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам не представлено обоснование, почему при пробеге по маршрутам в г.Новочебоксарске в более чем 2 раза меньше (13 км), чем по маршруту «Чебоксары- Новочебоксарск» (28 км) в г.Новочебоксарске тариф составляет 84-86% от тарифа по маршруту «Чебоксары- Новочебоксарск» при существенных различиях в уровне себестоимости, эксплуатационных расходов и т.д.

         Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу об отсутствии экономического обоснования тарифа для пассажирских перевозок в г.Новочебоксарске. Установленный регулирующим органом тариф является завышенным. Установление завышенного тарифа препятствует деятельности перевозчиков на городских перевозках в г.Новочебоксарске, создает преимущественные условия деятельности для пригородных перевозчиков.         Отсутствует также экономическое обоснование установления тарифа на пригородном маршруте «Чебоксары- Кугеси» (средняя протяженность 13 км) на уровне городских маршрутов в г. Чебоксары (средняя протяженность 24 км).

С учетом того, что стоимость проезда в городских маршрутах выше (20 руб.), чем на пригородных (19 руб.) по маршруту «Чебоксары-Новочебоксарск» перевозчики, осуществляющие перевозки по пригородным перевозкам, получили ценовое преимущество по сравнению с перевозчиками, осуществляющими перевозки в г. Новочебоксарск.

Кроме того, перевозчики по маршруту «Чебоксары-Новочебоксарск» получают также конкурентное преимущество за счет осуществления на пригородном маршруте внутригородских перевозок в г.Чебоксары и в г.Новочебоксарске, что создает серьезную конкуренцию для городских перевозчиков.

Установление тарифа в размере 16 руб. для категории транспортных средств М3 и 20 руб. для категории транспортных средств М2 по маршруту «Чебоксары- Кугеси» также не являются экономически обоснованными, поскольку данный маршрут относится к пригородным, методика для которых установлена в расчете за 1 км. При средней протяженности маршрута «Чебоксары- Кугеси» 13 км стоимость поездки равнялась бы 31 руб. (13 км. х 2,39 руб.) при приобретении билета в салоне транспортного средства (п.1.2.3.2 постановления) и 27 руб. (13 км. х 2,09) при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда (п.1.2.3.1 постановления).

         С учетом того, что регулирующий орган занизил стоимость поездки по маршруту «Чебоксары- Кугеси», необоснованно прировняв указанные пригородные перевозки к городским,  пункт 1.2.2 постановления создает дискриминационные условия для перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршруту «Чебоксары- Кугеси» по сравнению с иными перевозчиками, действующими на рынке перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

         С учетом того, что Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам не было представлено экономического обоснования установления различных тарифов для транспортных средств категорий «М2» и «М3», а также с учетом установления различных тарифов и применения различной методики расчета тарифов для пригородных перевозок, Комиссия приходит к выводу также, что для перевозок по маршрутам «Чебоксары-Новочебоксарск» и «Чебоксары-Кугеси» экономическое обоснование установления тарифов Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам не производилось.

 

5. В соответствии с п.3.5 Методических рекомендаций по регулированию тарифов перевозчики представляют пакет документов и материалов, обосновывающих тарифы. В материалы дела не представлены: справки о распределении (использовании) прибыли; формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за базовый (отчетный) период и на последнюю отчетную дату; форма № 5-АХ «Отчет о доходах и расходах по перевозкам»; форма № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»; форма № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного  транспорта» и другие документы.

Непредставление указанных документов в полном объеме, искажение фактических показателей является основанием для отказа регулирующего органа в подготовке решения об изменении тарифов в силу п.3.11 Методических рекомендаций.

В соответствии с п. 3.13 Методических рекомендаций по государственному регулированию тарифов изменение действующих тарифов может производиться по инициативе регулирующего органа, если в результате проверки выявлены недостоверные сведения, представленные для установления тарифов, несоблюдение требований настоящих Методических рекомендаций.

При условиях отсутствия обоснованных и достоверных расчетов перевозчиков, с приложением подтверждающих документов, представлением ненадлежащих расчетов за период, не соответствующий Методическим рекомендациям, в также в связи с непредставлением перевозчиками всех требуемых документов, регулирующий орган должен был произвести самостоятельные расчеты и экономическое обоснование с учетом анализа рынка, изучения платежеспособного спроса населения, изучения результатов деятельности хозяйствующих субъектов за период действия ранее установленных тарифов и др. факторов (п.п. 2.2, 3.13, 4.1 Методических рекомендаций).

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам не соблюден порядок расчета, экономического обоснования и утверждения тарифов на пассажирские перевозки.

 

6. Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).

Одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом N 135-ФЗ является влияние этих отношений на конкуренцию, в ее легальном понимании (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ), как соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции).

Статей 15 Закона о защите конкуренции запрещено органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается установление дискриминационных условий, под которыми в силу пункта 8 статьи 4 указанного закона понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, обоснование увеличения тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 N 44 представлено только расчетами самих перевозчиков. Из представленных документов не следует, что применен метод экономической обоснованности (целесообразности) расходов.

Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам не представлено Комиссии экономическое обоснование установления различных тарифов в зависимости от категории транспортных средств М2 и М3.

Признаками ограничения конкуренции, в данном случае, являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции).

В связи с изложенным, Комиссия приходит к итоговому заключению о нарушении Кабинетом Министров Чувашской Республики части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в установлении Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.02.2015 N 44 экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, что может привести к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий деятельности на рынке пассажирских перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом» нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
  2. Кабинету Министров Чувашской Республики выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

 

12.02.2016 № 05-04/893

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

по делу № 24/05-АМЗ-2015

 

12 февраля 2016 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 24/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 и на основании решения от 11.02.2015 по делу № 24/05-АМЗ-2015 о нарушении Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         Кабинету Министров Чувашской Республики:

 

 

В срок до 29 февраля 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом путем отмены Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом».

 

           2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 03 марта 2016 года с представлением письменных доказательств.

 

Председатель Комиссии                                                        «…»

 

Члены Комиссии                                                                        «…»

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны