Решение №05-04/9150 Решение и предписание Управления в отношении администрации г... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 40/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

 

            Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 года.

            Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 40/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии представителя администрации г.Алатыря:

«…»

представителя заявителя:

«…»

рассмотрела дело № 40/05-АМЗ-2015, возбужденное по заявлению «…»  в отношении администрации г.Алатыря по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности на рынке розничной торговли путем установления различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, а также в создании МУП «Алатырьторгсервис» преимущественных условий деятельности на рынке розничной торговли,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП Войченко Н.Ю. (вх.№ 05-05/5645 от 21.07.2015), свидетельствующее о признаках нарушения Администрацией г.Алатыря антимонопольного законодательства, выразившегося в создании дискриминационных условий деятельности путем установления различных ставок арендной платы для ИП Войченко Н.Ю. и МУП «Алатырьторгсервис».

В заседании Комиссии  представитель заявителя поддержал в полном объеме свои требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признал. Из устных и письменных пояснений Администрации г.Алатыря следует, что применение к МУП «Алатырьторгсервис» пониженной арендной ставки обусловлен иным видом деятельности (предоставление торговых мест в аренду) и формой собственности МУП «Алатырьторгсервис».

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

 

На территории земельного участка с кадастровым номером 21:03:010314:7, находящегося в муниципальной собственности, расположены здания и сооружения, принадлежащие на праве собственности гражданам (организациям) и на праве хозяйственного ведения МУП «Алатырьторгсервис». Заявителю на праве собственности принадлежит здание магазина, расположенное на территории земельного участка. Между заявителем и администрацией 18 марта 2011года был заключен договор аренды части земельного участка. В соответствии с условиями договора администрация предоставила заявителю на срок 49 лет часть земельного участка, величина размера арендной платы установлена статьей 2 договора и определяется администрацией в одностороннем порядке на основании муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии  с п.1.3 Решения Алатырского городского собрания депутатов ЧР от 04.03.2014 № 04/30-5 «О некоторых вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики» полномочия собственника от имени муниципального образования города Алатыря по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Отдел имущественных и земельных отношений администрации г.Алатыря.

В соответствии с условиями договора и решением собрания депутатов города Алатыря от 30.10.2014 г. № 71/38-5 размер годовой арендной платы определяется по формуле:

А= Ккад.ст. х К1 х К2 х К3,

где Ккад.ст.- кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1- процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога;

К2- коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка;

К3- коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета.

На 2015 год размер арендной платы участка, арендованного Войченко Н.Ю., размер арендной платы составляет:

А= 80 кв.м. х 1408,49 руб./кВ.м. х 1,5% х 3,5 х 7,4 = 43 775,87 руб.

Коэффициенты К2 и К3 приняты в соответствии с абз. 2 п.9 Приложения № 1 к Решению Собрания депутатов города Алатыря от 30 октября 2014 № 71/38-5.

Стоимость аренды 1 кв.м. земельного участка для ИП Войченко Н.Ю. составляет 43778,87 : 80 кв.м : 12 месяцев = 45,60 руб. в месяц.

Для МУП «Алатырьторгсервис» применяется иные коэффициенты для расчета:

К1=1,5                К2=10                 К3=0,3

в соответствии с абз.3 п.9 Приложения № 1 к Решению Собрания депутатов города Алатыря от 30 октября 2014 № 71/38-5.

Стоимость аренды 1 кв.м. земельного участка для МУП «Алатырьторгсервис» составляет 5,28 руб. в месяц.

Таким образом, размер арендной платы, установленный для МУП «Алатырьторгсервис» ниже в 8,64 раза.

 

Изучив материалы дела,  доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях администрации города Алатырь нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Из п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства Российской Федерации основываются в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 указанного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Из Писем Минэкономразвития России от 01.09.2011 N Д23-3709, от 16.05.2011 N Д23-2026 следует, что при установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления обязаны руководствоваться в том числе указанными принципами.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 11.05.2004 года N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил дифференциацию ставок арендной платы орган местного управления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации может быть искажен.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10782/13 от 17.12.2013 определено, что принципы, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.

При рассмотрении данного дела Комиссия, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставок арендной платы, и проверкой правильности расчета сумм арендной платы в соответствии с этим актом, должна, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципального образования, выявлять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права. Следовательно, именно на орган местного самоуправления возлагается бремя доказывания обоснованности установления размера арендной платы.

Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

Следовательно, для признания установления различных ставок арендной платы для одной и той же категории плательщиков соответствующим законодательству РФ, ответчику необходимо предоставить Комиссии доказательства законности установления коэффициента КЗ, также необходимо предоставить доказательства проведения процедуры экономического обоснования размера коэффициента на момент принятия решения.

Кроме того, в абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.2013 N 9707/13 по делу N А73-16475/2012, акт уполномоченного органа, включающий различные методики определения регулируемой арендной платы за публичные земли, в результате применения которых устанавливается разная арендная плата за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений. Такой акт не соответствует п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148 утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 2 которого размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по формуле:

А = К кад.ст. x К1 x К2 x К3, где

А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;

К кад.ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;

К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);

К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Указанным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики механизм определения К3 не установлен.

Земельный участок в аренду МУП «Алатырьторгсервис» и ИП Войченко Н.Ю. был предоставлен на одних и тех же основаниях, без проведения торгов. В соответствии с п.9.ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов города Алатыря от 30 октября 2014 № 71/38-5 утверждены коэффициенты, корректирующие доходность местного бюджета по арендной плате за землю на 2015 год. 

В распоряжении муниципального образования города Алатыря Чувашской Республики находится земельный участок с кадастровым номером 21:03:010314:7 площадью 28604 кв.м., расположенный по адресу: г.Алатырь, ул.Гоголя, д.68, с разрешенным использованием: «для территории рынка». Данный земельный участок разделен на выделенные части, определенная доля которых предоставлена в аренду предпринимателям – собственникам магазинов, торговых палаток, являющихся объектами капитального строительства, имеющими технические паспорта, и оформленными в частную собственность, используемые непосредственно для проведения торговли, а другая передана в аренду МУП «Алатырьторгсервис», осуществляющему деятельность по организации рыночной торговли и ярмарок, предоставлению в аренду торговых мест, определению режима работы, определению размера платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров, а также оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги. Части земельного участка состоят на самостоятельном кадастровом учете.

Коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка, установлен Решением Собрания депутатов города Алатыря от 30 октября 2014 № 71/38-5. МУП «Алатырьторгсервис» и ИП Войченко Н.Ю. арендуют части одного и того же земельного участка с кадастровым номером 21:03:010314:7. Для участка установлен единый вид разрешенного использования «для территории рынка». Земельный участок может иметь только один вид разрешенного использования, отдельные части одного земельного участка, поставленные на кадастровый учет, не могут использоваться иначе, как в соответствии с видом разрешенного использования, установленного для земельного участка в целом.

Такой вывод следует из п.8 ст.63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости, согласно которому в ГКН вносятся сведения о разрешенном виде использования земельного участка, и ст.65 Положения, устанавливающей, что в отношении частей в ГКН вносится информация об учетном номере, площади земельного участка и описание местоположения границ части земельного участка.

Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка одинаков, отсутствуют основания для применения к арендным отношениям разных коэффициентов К2 (К2 = 3,5 для ИП Войченко Н.Ю. и К2= 10 для МУП «Алатырьторгсервис», поскольку в соответствии  с Постановлением Кабинета Министров от 19.06.2006 № 148 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», коэффициент К2 характеризует вид разрешенного использования арендуемого земельного участка. В соответствии  с абз.3 п.8 Приложения №3 к Постановлению Кабинета Министров от 19.06.2006 № 148 применяется коэффициент К2 = 10 под объектами розничной торговли- универсальными и специализированными розничными рынками. К2= 3,5 применяется под объектами розничной торговли, представляющими собой отдельно стоящие магазины, павильоны с торговой площадью, аптечными организациями, объектами нестационарной сети.

Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

Сам по себе вид деятельности арендатора не может рассматриваться как основание для повышения арендной платы за земельный участок, предоставленный под одни и тот же вид разрешенного использования, без учета принципа экономической обоснованности. Подобное повышение следовало бы рассматривать как санкцию, что не предусмотрено земельным законодательством.

С учетом того, что Администрацией г.Алатыря не представлено экономическое обоснование установления коэффициента К3, установление различных коэффициентов в зависимости от вида деятельности арендатора нельзя признать обоснованным.

Довод администрации о том, что  применение к МУП «Алатырьторгсервис» пониженной арендной ставки обусловлен иным видом деятельности (предоставление торговых мест в аренду) и формой собственности подлежит отклонению также по следующим основаниям.

Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Установление для МУП «Алатырьторгсервис» пониженной ставки арендной платы за аренду земельного участка противоречит указанным принципам.

Применение для МУП «Алатырьторгсервис», находящегося в муниципальной собственности, коэффициента К3 = 0,3, сниженного в 35 раз по сравнению с ИП Войченко Н.Ю., нарушает конституционный принцип равенства всех форм собственности, закрепленный в п.2 ст.8 Конституции РФ и содержит признаки предоставления муниципальной преференции, предоставления администрацией г.Алатыря отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, путем предоставления имущественных льгот.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией.

Значительное снижение величины арендной платы по сравнению с иным арендатором, является имущественной льготой, направленной на создание более выгодных условий деятельности МУП «Алатырьторгсервис». Предоставление муниципальной преференции осуществляется в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа и исключительно в целях, установленных в части 1 статьи 19 указанного закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статьей 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15).

  Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия (бездействие), которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, а равно ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов, создание дискриминационных условий их деятельности.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с п. 8 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в определенных данной статьей целях. Данный перечень целей предоставления преференций является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Деятельность МУП «Алатырьторгсервис» на товарном рынке розничной торговли не подпадает под установленные цели.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из приведенных норм права следует, что действия соответствующего уполномоченного органа, предусматривающие применение различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящий к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Предоставление в аренду одного и того же имущества (земельного участка) в аренду по тем же основаниям и тем же основаниям на разных условиях противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия администрации г.Алатыря, выразившиеся в создании дискриминационных условий деятельности на рынке розничной торговли путем установлении различного размера арендной платы за земельные участки в зависимости от вида деятельности, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одного и того же вида разрешенного использования,  и предоставляемые по одним и тем же основаниям, а также в предоставлении МУП «Алатырьторгсервис» муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, что создает преимущественные условия деятельности предприятия на рынке розничной торговли и организации рынка, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Товарный рынок определен исходя из вида разрешенного использования земельного участка – рынок розничной торговли на территории рынка, являющийся достаточно конкурентным, поскольку данную деятельность осуществляет множество организаций. Предоставляя права осуществлять торговую деятельность на территории рынка при расчете арендной платы администрация г.Алатыря не обеспечивает равные условия деятельности участников на данном рынке.

В условиях данного конкурентного рынка его структура по соотношению спроса и предложения, когда МУП «Алатырьторгсервис» созданы преимущественные условия деятельности и ущемляющие экономические интересы предпринимателя, в частности, путем установления повышенной арендной ставки при совместном использовании одного и того же земельного участка, которое в силу указанных нормативных актов входит в полномочия администрации г.Алатыря, создает возможность для МУП «Алатырьторгсервис» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и безусловно ведет к ограничению конкуренции, поскольку влечет угрозу ухода с рынка и прекращения предпринимателем своей деятельности, что является по определению ограничением конкуренции в том содержательно-правовом смысле, который придается Законом о защите конкуренции (п.17 статьи 4).

Угроза ограничения конкуренции создана именно действиями администрации г.Алатыря, таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии причинной связи между действиями администрации и возможностью для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на товарном рынке.

Администрация г.Алатыря не обеспечила равных условий аренды земельного участка всем хозяйствующим субъектам, арендующим указанный земельный участок и действующим на рынке на рынке розничной торговли, а предоставил преимущества конкретному хозяйствующему субъекту МУП «Алатырьторгсервис». Произвольно установление органом местного самоуправления коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете размера арендной платы за землю, в зависимости от вида деятельности арендатора в отсутствие необходимого экономического обоснования, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит вышеуказанным нормам и основным принципам российского права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О) и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 9707/13 и от 17.12.2013 N 10782/13,).

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г.Алатыря  по установлению МУП «Алатырьторгсервис» пониженной арендной ставки за пользование земельным участком по сравнению с другим арендатором, ИП Войченко Н.Д. нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (п.п.7 и 8), выразившегося в предоставлении преимущественных условий деятельности МУП «Алатырьторгсервис» на рынке розничной торговли.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и нарушения антимонопольного законодательства. Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что нарушение на момент вынесения решения не устранено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем установления ИП Войченко Н.Д. арендной платы на условиях, аналогичных МУП «Алатырьторгсервис».

 

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации г. Алатыря, выразившиеся в создании дискриминационных условий деятельности на рынке розничной торговли путем установления различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одному виду разрешенного использования и предоставленные по одним и тем же основаниям, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Администрации г.Алатыря выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                        «…»

 

Члены Комиссии                                                                            «…»

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

12.10.2015 № 05-04/3151

 

 

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

по делу № 40/05-АМЗ-2015

 

12 октября 2015 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 40/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции" и на основании решения от 12.10.2015 по делу № 40/05-АМЗ-2015 о нарушении администрацией г. Алатыря Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании дискриминационных условий деятельности на рынке розничной торговли в связи с установлением различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одному виду разрешенного использования и предоставленные по одним и тем же основаниям,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации г. Алатыря в срок до 13 ноября 2015 года устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального   закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления ИП Войченко Н.Д. арендной платы на условиях, аналогичных МУП «Алатырьторгсервис».

 

           2.   Об исполнении предписания проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 16 ноября 2015 года.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

Члены Комиссии                                                                  «…»

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны