Решение №05-04/9338 Решение Управления в отношении администрации г. Алатырь, ООО... от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 15/05-АМЗ-2015                                                             г. Чебоксары

                                    

Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме  20 октября 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 15/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании представителей:

Администрации г. Алатырь «…» (доверенность № 943 от 01.04.2015);

ОАО «Сбербанка России» - «…» (доверенность № 140-8/10-ДГ);

директора МБОУ «СОШ № 7» «…», одновременно являющейся представителем  МБОУ «СОШ № 11», МБОУ «СОШ № 9», МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 3», МБОУ «СОШ № 5» по доверенности,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Айти-групп+», Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Межрегионального общественного движения в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», ИП Едуновой Валентины Алексеевны; Алатырского городского МУП «Школьное питание»; Филиала "Чебоксарский ОАО АКБ "Авангард" Чувашская Республика»,

рассмотрев дело № 15/05-АМЗ-2015, возбужденное в отношении Администрации города Алатыря Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и администрации г. Алатырь, ООО «Айти-групп+», ОАО «Сбербанк России», Алатырского городского МУП «Школьное питание», ИП Едуновой В.А. по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое содержит признаки ограничения конкуренции для доступа иным финансовым организациям на рынок финансовых услуг по сопровождению процедуры безналичного расчета за школьное питание в городе Алатыре,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.02.2015 (вх.№ 05-05/924) от Главного федерального инспектора по Чувашской Республике поступило обращение председателя Центрального Совета Межрегионального  общественного движения в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» «…» о неправомерных действиях Чувашского отделения № 8613 ОАО «Сбербанк России» и ООО «Айти-групп+» по внедрению в образовательных школах города Алатыря проекта «Школьная карта», представляющая собой инновационную автоматизированную систему оплаты, учета и организации питания учащихся школ.

Из заявления следует, что в нарушение антимонопольного законодательства конкурсы по отбору финансовой организации для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание администрацией города Алатырь, образовательными учреждениями не проводились. Заявитель просит применить к ответственным лицам меры антимонопольного реагирования.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в заседание не обеспечил.

Представили ответчиков нарушение антимонопольного законодательства не признали, считают, что какие-либо ограничения для финансовых организаций по внедрению безналичной формы оплаты школьного питания не устанавливались. При внедрении данной системы учитывалось мнение родителей.

Представители администрации и образовательных учреждений считают, что нарушение законодательства о контрактной системы также не допущено, поскольку договора на поставку интерактивных терминалов безналичной оплаты школьного питания были заключены образовательными организациями города Алатыря с ООО «Айти-групп+» в соответствии с с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.к стоимость одного терминала на одну школу составляла 75000,0 руб.

ООО «Айти-Групп+» письмом от 24.12.2014 указало, что терминалы в школах устанавливаются за счет бюджетных средств, выделенных администрацией г.Алатырь в рамках реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики, в соответствии  с Приказом Минобразования ЧР от 09.08.2010 N 1276 "О мерах по реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся".

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

 

1. В целях реализации Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента ЧР от 21.03.2008 N 25, постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.09.2008 № 293 принята республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 гг, включающая в себя подпрограмму «Совершенствование организации питания обучающихся в образовательных учреждениях в Чувашской Республике на 2012-2014 годы».

В соответствии с приложением № 2 к Подпрограмме, исполнителями пор организации школьного питания, а также по внедрению системы безналичного расчета за питание посредством выдачи обучающимся общеобразовательных учреждений персональных электронных карт являются органы местного самоуправления (п. 2.6).

Вместе с тем, данный документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Постановления Кабинета Министров ЧР от 27.12.2013 N 552 "О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики", которым не предусмотрено внедрение системы безналичного расчета за школьное питание.

Безналичная система расчетов за питание была предусмотрена также Программой реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Чебоксары на 2010 год, утвержденной Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.08.2010 N 1276 "О мерах по реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся" (далее-Программа).

В связи с тем, что безналичная система расчетов за питание предусмотрена Программой реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Чебоксары на 2010 год, утвержденной Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.08.2010 N 1276 "О мерах по реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся", Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента ЧР от 21.03.2008 N 25, Республиканской целевой программой развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.09.2008 № 293, Комиссия определением от 24.06.2015 № 05-04/5678 привлекла Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики привлечено к участию в рассмотрении дела № 15/05-АМЗ-2015  в качестве ответчика.

По информации ООО «Айти-групп+», организация безналичной оплаты школьного питания в г.Алатыре инициирована администрацией города в соответствии с запросом на поставку оборудования и организацию безналичной системы оплаты за школьное питание. Терминалы в школах установлены за счет бюджетных средств, выделенных администрацией г.Алатырь в рамках реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики в соответствии с указанной Программой.

Вместе с тем, данная Программа не включает образовательные учреждения г.Алатыря, в связи с чем доводы ответчиков о необходимости внедрения системы безналичной оплаты школьного питания в соответствии с данной Программой являются необоснованными.

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты не содержат обязательные требования к образовательным учреждениям о внедрении системы безналичного расчета за школьное питание.

В муниципальных бюджетных образовательных учреждениях средних образовательных школах (далее – МБОУ СОШ) города Алатыря реализуется проект «Школьная карта», представляющую собой инновационную автоматизированную систему оплаты, учета и организации питания учащихся школ.

В соответствии со статьей 28 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся относится компетенции образовательной организации. В настоящее время, школы г.Алатырь в соответствии с заключенными договорами поставки с ООО «Айти-групп+» установили в помещениях школ терминалы безналичной оплаты школьного питания, осуществляется подготовительная работа, собираются анкеты для открытия лицевых счетов, школы дали согласие на обработку персональных данных учащихся.

С учетом того, что в соответствии со статьей 28 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся относится компетенции образовательных организаций и закупки терминалов безналичной оплаты школьного питания осуществлены школами г.Алатырь самостоятельно в соответствии с заключенными договорами поставки с ООО «Айти-групп+» за счет бюджетных средств, Комиссия определением от 01.09.2015 № 05-04/7859 привлечены образовательные учреждения г.Алатыря в качестве ответчиков.

22.09.2014 г. ООО «Айти-групп+» с образовательными учреждениями заключило договоры поставки оборудования (интерактивных терминалов безналичной оплаты школьного питания) по цене 75 000 рублей каждое (договора поставки № ПО-2014-АЛТ-02 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №2, № ПО-2014-АЛТ-03 от 08.10.2014 г. с МБОУ СОШ №3, № ПО-2014-АЛТ-05 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №5, № ПО-2014-АЛТ-06 с МБОУ СОШ «Гимназия № 6», № ПО-2014-АЛТ-07 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №7, № ПО-2014-АЛТ-09 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №9, № ПО-2014-АЛТ-11 от 08.10.2014 г. с МБОУ СОШ № 11).

Кроме того, ООО «Айти-групп+» с образовательными учреждениями одновременно заключены соглашения об организации системы безналичного расчета за школьное питание, которыми определены условия реализации проекта по внедрению системы безналичной оплаты питания (№ ШП -2014-АЛТ-02 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №2, № ШП -2014-АЛТ-03 от 08.10.2014 г. с МБОУ СОШ №3, № ШП -2014-АЛТ-05 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №5, № ШП -2014-АЛТ-06 с МБОУ СОШ «Гимназия № 6», № ШП -2014-АЛТ-07 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №7, № ШП -2014-АЛТ-09 от 22.09.2014 г. с МБОУ СОШ №9, № ШП -2014-АЛТ-11 от 08.10.2014 г. с МБОУ СОШ №11).

По информации администрации г.Алатыря, в соответствии с Соглашением № 1342 от 27.05.2013, заключенным между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией г.Алатыря, администрации выделены бюджетные средства на модернизацию системы общего образования (далее-Соглашение). В соответствии с п.2.3.3. раздела 2 Соглашения администрации г.Алатыря необходимо внедрить систему безналичного расчета за питание посредством выдачи обучающимся персональных электронных карт в срок до 30.12.2013.

С учетом изложенного за счет средств бюджета города Алатыря необходимо было приобрести интерактивные терминалы безналичной оплаты школьного питания для всех школ г.Алатыря.

Вместе с тем, указанным Соглашением не установлено обязательное требование закупки терминалов в ООО «Айти-групп+». Кроме того, общая сумма закупки терминалов составила (75 000 рублей х 7 школ = 525 000 рублей), что может свидетельствовать о необоснованном дроблении администрацией г.Алатыря муниципального заказа.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

 С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, администрация г.Алатыря путем дробления муниципального заказа и распределения средств между образовательными учреждениями осуществила закупки платежных терминалов для нужд образовательных учреждений в обход публичных торгов.

Администрацией города Алатырь договоры на организацию питания и обслуживание безналичной системы оплаты с ООО «Айти-групп+», иными организациями не заключались. Конкурсные процедуры по отбору организаций для поставки технологического оборудования и сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание образовательными  учреждениями не проводились.

 

2. 16.09.2013 года между ООО «Айти-групп+» и ОАО «Сбербанк России» заключено Соглашение о партнерстве по проекту «Школьное питание», определяющее порядок сотрудничества и партнерства сторон в рамках реализации  совместного проекта по сопровождению процедуры безналичного расчета за школьное питание, (далее- Соглашение) согласно которому ООО «Айти-групп+» осуществляет разработку и сопровождение биллинговой платформы (базы лицевых счетов) для учета лицевых счетов «школьных» карт. Кроме того, осуществляет поставку платежных терминалов в образовательных учреждениях и обслуживание в рамках отдельных договоров, заключаемых с комбинатами школьного питания, образовательными учреждениями или другими организациями, осуществляет эмиссию и выдачу «школьных» карт учащимся, обеспечивает рассылку СМС-сообщений по совершаемым по картам операциям.

Согласно данному Соглашению, Банк на основании распоряжений физических лиц осуществляет переводы на расчетные счета поставщиков услуг (комбинаты школьного питания, образовательные учреждения, школьные столовые). Из текста соглашения между ООО «Айти-групп+» и ОАО «Сбербанк России» 16.09.2013 года о партнерстве следует, что Банк осуществляет свою деятельность на основании распоряжений физических лиц о переводе денежных средств на расчетные счета поставщиков услуг, имеет право участвовать в открытых конкурсах, проводимых школами Чувашской Республики по сопровождению процедуры безналичного расчета за школьное питание, с указанием в заявках на участие в конкурсе предложений по услугам, выполняемым ООО «Айти-групп+» в рамках данного соглашения.

Как следует из Соглашения от 16.09.2013 года о партнерстве по проекту «Школьное питание» роль банка в проекте заключается в оказании физическим лицам (плательщикам) и поставщикам услуг (предприятиям питания) банковских услуг, а именно: переводы на расчетные счета поставщиков (предприятий питания) услуг денежных средств, списанных с банковских счетов плательщиков и принятых наличными средствами предприятиями питания без открытия банковского счета (п.3.2.1 Соглашения).

Питание обучающихся в общеобразовательных организациях города Алатырь обеспечивают ИП Едунова В.А. и Алатырское городское МУП «Школьное питание». Оплата питания осуществляется наличными за счет средств обучающихся.

26.01.2015 и 06.02.2015 года ОАО «Сбербанк России», ООО «Айти-групп+» заключены договоры соответственно № 15/86/758 с Алатырское городское МУП «Школьное питание» (клиент) и ООО «Айти-групп+» и № 15/86/757 с ИП Едуновой В.А. (клиент) о переводе денежных средств физических лиц, согласно которым Банк на основании распоряжений физических лиц осуществляет переводы на счет клиента денежных средств, списанных с банковских счетов плательщиков и принятых  наличными денежными средствами без открытия банковского счета, а клиент выплачивает банку соответствующее вознаграждение. Плата за выполнение операций по переводу денежных средств плательщиков в пользу клиента установлена в размере 0,5% от общей суммы переводов денежных средств и взимается Банком с клиента путем ее удержания при перечислении общей суммы переводов на счет клиента. Таким образом, уплата комиссии возлагается на Алатырское городское МУП «Школьное питание» и ИП Едунову В.А. (далее- Предприятия питания).

Договоры № 15/86/758 от 26.01.2015 и № 15/86/757 от 06.02.2015 года (далее- Договоры) о переводе денежных средств физических лиц связаны с пунктом 3.2.1.Соглашения.

Как следует из п.2.1.3 Договоров, переводы осуществляются путем списания денежных средств со счета банковской карты плательщика, а также наличными деньгами без открытия счета. Таким образом, договоры не предусматривают использование банковской карты единственного допустимого средства расчетов (платежи могут вноситься и наличными деньгами). Договорами предусмотрены в целом переводы денежных средств, в том числе и за школьное питание.

ООО «Айти-групп+» в указанных договорах выступает стороной договора в рамках информационного обмена и не участвует в финансовых потоках. Программное обеспечение в целях реализации проекта безналичной оплаты школьного питания обеспечивает ОАО «Сбербанк России».

Эмиссия и выдача «школьных» карт осуществляется в силу п.3.1.7 Соглашения ООО «Айти-групп+».

Таким образом, ОАО «Сбербанк России» совместно с ООО «Айти-групп+»  участвует в частном, негосударственном проекте «Школьное питание», условия которого изложены в Соглашении от 16.09.2013 о партнерстве по проекту «Школьное питание», Договоров № 15/86/758 с Алатырское городское МУП «Школьное питание» и ООО «Айти-групп+» и № 15/86/757 с ИП Едуновой В.А. о переводе денежных средств физических лиц.

 

3. Между ООО «Айти-групп+» и Предприятиями питания заключены Договоры возмездного оказания услуг № ТО-2014 –АР1 от 03.02.2014 с Алатырским городским МУП «Школьное питание» и № ТО-2014 – АЛТ-2 от 08.10.2014 с ИП Едуновой В.А., в соответствии с которыми Заказчики (Предприятия питания) поручает, а ООО «Айти-групп+» (Исполнитель) принимает на себя обязанность за вознаграждение производить учет операций безналичных расчетов за предоставление услуги школьного питания и техническое сопровождение оборудования для автоматизированной обработки и ечета указанных операций. При этом ООО «Айти-групп+» предоставляет в возмездное пользование оборудование для оказания услуг безналичной оплаты школьного питания (терминал) в расчете 1 шт. на 1 учебное заведение.

В соответствии с п. 4.1 Договора возмездного оказания услуг № ТО-2014 –АР1 от 03.02.2014, заключенного с Алатырским городским МУП «Школьное питание», за выполнение обязанностей по данному договору ООО «Айти-групп+» получает от Предприятий питания вознаграждение в размере 2,5 % от суммы списанных операций в течение срока, необходимого для полного возмещения стоимости оборудования, установленного во всех учебных заведениях. Стоимость одного терминала составляет 75 000 рублей. Начиная с последующего месяца, вознаграждение устанавливаетсяв размере 0,5% от суммы списанных операций.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Айти-групп+» за поставленные в образовательные учреждения терминалы по договору возмездного оказания услуг № ТО-2014 –АР1 от 03.02.2014 дополнительно взимает плату с Алатырского городского МУП «Школьное питание» за оплаченные образовательными учреждениями терминалы по договорам поставки.

 

  Изучив материалы дела,  доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт «ж»). Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции (пп.1,3,4,7):

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действующим законодательством не регламентирован порядок организации безналичного расчета за школьное питание и привлечение соответствующих организаций. Не установлены как требования к таким организациям, так и критерии отбора. Требования, критерии и порядок проведения устанавливаются исходя из потребности заказчика.

Следует отметить, что со стороны органов власти договора на организацию питания и обслуживание безналичной системы оплаты питания между администрацией города Алатырь и хозяйствующими субъектами не заключались.

Из представленных документов следует, что конкурсы по отбору организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание образовательными  учреждениями не проводились, договоры по результатам конкурсных процедур не заключались, выбор организаций родителями, образовательными учреждениями не осуществлялся.

Действующим законодательством не регламентирован порядок организации безналичного расчета за школьное питание и привлечение соответствующих организаций. Не установлены как требования к таким организациям, так и критерии отбора. Требования устанавливаются исходя из потребности заказчика.

Вместе с тем, довод ответчиков о том, что проведение конкурсов при отборе соответствующих организаций для сопровождения безналичного расчета за школьное питание не является обязательным, Комиссией отклонен в силу следующего.

В соответствии с п.15 части 3 статьи 28, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, муниципальные общеобразовательные учреждения обязаны организовывать питание обучающихся.

Требования к организации питания, которыми следует руководствоваться образовательным учреждениям, изложены в Методических рекомендациях по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России, Минобразования России от 11.03.2012 N 213н/178. В данном документе поименованы все нормативные акты, которые требуется соблюдать образовательным учреждениям в этой области.

Основополагающими актами, регламентирующими отношения в сфере организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, помимо комментируемого Закона являются Федеральные законы: от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определяющий, что обязательным условием при организации питания в образовательных учреждениях является соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека, а также обязывающий организации образования вне зависимости от форм собственности предпринимать меры по организации питания обучающихся и выполнять требования санитарного законодательства; от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", закладывающий основные параметры безопасных и качественных продуктов, в том числе для питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, и др.

На основании Письма Минобрнауки России от 12.04.2012 N 06-731 организация питания детей в школе должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08.

Организация питания обучающихся осуществляется за счет оплаты родителей, а также может производиться за счет бюджетных средств.

При этом законодательство не содержит четких требований об обязательности использования определенных форм организации питания. Вместе с тем, в указанных актах отсутствует требование к образовательным учреждениям об обязательном внедрении системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что образовательные организации г.Алатыря вышли за рамки предоставленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий, приняв решение без мнения родителей (законных представителей) о внедрении системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся.

Процедура предоставления организации права обслуживания системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся законодательством не урегулирована. Вместе с тем, на рынке услуг по сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся действует не единственная организация ООО «Айти-групп+».

Непроведение конкурсного отбора исключает конкуренцию между организациями, способными осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, и выбор такой организации образовательными учреждениями и родителями школьников должен был осуществляться на конкурсной основе.

Члены родительской общественности должны были быть ознакомлены с содержанием заявок участников. После проведения классных родительских собраний, заседаний общешкольного совета, с учетом мнения родителей по классам, должны были принимать решения  о выборе конкретной организации из числа претендентов. Члены родительской общественности согласие от имени родителей учащихся администрации школы на заключение контрактов на поставку терминалов и сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание по результатам конкурсного отбора не давали.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что перечень организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, администрацией г.Алатыря и образовательными учреждениями не доводились, образовательные учреждения в отсутствии решения родителей учащихся заключили договоры поставки оборудования и соглашения с ООО «Айти-групп+» об организации системы безналичного расчета за школьное питание.

При таких обстоятельствах, когда право на обслуживание системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся предоставляется одной организации, данное право подлежит выставлению на торги. Такой способ организации безналичных расчетов отвечает принципу сочетания интересов родителей, образовательных учреждений, а также позволяет обеспечить публичность, открытость и прозрачность процедуры безналичных расчетов и предоставления права их обслуживания конкретному хозяйствующему субъекту.

Организация, поставляющая технологию безналичной оплаты и обеспечивающая сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание должна быть выбрана образовательными учреждениями по результатам конкурса, с учетом мнения родителей. В данном случае имело место влияние со стороны администрации города Алатыря на выбор школами и родителями поставщика платежных терминалов и технологии безналичной оплаты школьного питания.

Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Применительно к доказыванию факта предоставления Обществу муниципальной преференции с учетом положений пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции юридически значимым является представление антимонопольным органом доказательств, подтверждающих, что отдельному хозяйствующему субъекту были предоставлены преимущества, которые обеспечивают ему более выгодные условия деятельности.

В нарушение антимонопольного законодательства конкурсы по отбору организации для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание администрацией города Алатырь, образовательными учреждениями не проводились.

При принятии решения не учитывалось мнение родителей, у которых отсутствовало право выбора поставщика платежных терминалов и организации, осуществляющей внедрение и сопровождение системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся, что указывает на нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, ООО «Айти-групп+» действиями Администрации г.Алатырь предоставлены преимущества, которые обеспечивают ему более выгодные условия деятельности на рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся.

Администрацией г.Алатырь и образовательными учреждениями по закупке оборудования одновременно у ООО «Айти-групп» семи платежных терминалов на общую сумму 525 000 рублей без проведения конкурсных процедур допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое предоставляет преимущественные условия деятельности ООО «Айти-групп».

С учетом изложенного, Комиссия пришла к итоговому заключению, что в действиями администрации г. Алатырь, выразившимися в предоставлении преимущественных условий деятельности ООО «Айти-групп» на рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся, допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Товарный рынок, на котором совершено нарушение, - рынок услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в географических границах города Алатыря.

 С учетом изложенного, Комиссия пришла к итоговому заключению, что Администрация г. Алатырь, делегировав полномочия образовательным организациям по организации закупки платежных терминалов,  образовательные организации МБОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 3», МБОУ «СОШ № 5», МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 9», МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «СОШ № 11», заключив соглашения с ООО «Айти-групп+» об организации системы безналичного расчета за школьное питание, Алатырское городское МУП «Школьное питание», ИП Едунова В.А., заключив договоры о возмездном оказании услуг допустили нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения, которое создает для ООО «Айти-групп+» преимущественные условия осуществления деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и приводит к недопущению конкуренции, ограничению доступа на товарный рынок иным организациям на рынок услуг по внедрению и сопровождению системы безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в городе Алатыре.

Соглашения и договоры, заключенные ОАО «Сбербанк России» и лицами, не являющимися органами власти и местного самоуправления, иными органами, указанными в статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не образуют состав правонарушения по данной статье, не содержат признаки ограничения доступа на рынок услуг по внедрению и сопровождению системы безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся.

В связи с тем, что в соответствии с Соглашением № 1342 от 27.05.2013, заключенным между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией г.Алатыря, администрации выделены бюджетные средства на модернизацию системы общего образования (далее-Соглашение). В соответствии с п.2.3.3. раздела 2 Соглашения администрации г.Алатыря необходимо внедрить систему безналичного расчета за питание посредством выдачи обучающимся персональных электронных карт в срок до 30.12.2013. Вместе с тем, Минобразования Чувашии рекомендации администрации г.Алатыря по способу определения поставщика платежных терминалов и организации системы безналичных расчетов при оплате школьного питания не давало.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях является основанием прекращения рассмотрения дела.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в отношении ОАО «Сбербанк России» и Минобразования Чувашии.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции определено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику.

Применяя данные правовые нормы в совокупности с положениями статей 15,16,23 Закона о защите конкуренции и учитывая, что образовательными учреждениями г.Алатыря и ООО «Айти-групп+» заключены договоры поставки оборудования и соглашения об организации системы безналичного расчета за школьное питание, Комиссия приходит к выводу об отсутствии возможности выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Производство в отношении ОАО «Сбербанк России», Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики прекратить.

2. Признать действия администрации г. Алатырь, выразившиеся в предоставлении преимущественных условий деятельности ООО «Айти-групп+» на рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать действия Администрации г. Алатырь по делегированию полномочия по организации закупки платежных терминалов образовательным организациям; образовательных организаций (МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №11, МБОУ СОШ «Гимназия № 6»), заключивших с ООО «Айти-групп+» в приоритетном порядке о договоры о поставке оборудования и соглашения об организации системы безналичного расчета за школьное питание; ООО «Айти-групп+», Алатырского городского МУП «Школьное питание», ИП Едуновой В.А. по заключению договоров о возмездном оказании услуг нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое создает для ООО «Айти-групп+» преимущественные условия осуществления деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и приводит к недопущению конкуренции, ограничению доступа на товарный рынок иным организациям на рынок услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в городе Алатыре.

4. Направить материалы дела в Прокуратуру Чувашской Республики для дополнительной проверки.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны