Решение №04-05/3043 Решение Управления в отношении ИП Софронова от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

 

г. Чебоксары                                                                                  Дело №05/04-АМЗ-2016

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела №05/04-АМЗ-2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев материалы дела № 05/04-АМЗ-2016, возбужденного в отношении ИП Софронова П.Н. по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

07 декабря 2015 г. в Чувашское УФАС поступило заявление ИП Софронова Г.Н., перенаправленное Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам (вх. Чувашского УФАС России от 07.12.2015 № 04-11/9682) на действия ИП Софронова П.Н. о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту №149с, дублирующему путь следования межмуниципального автобусного маршрута № 162 «Кугеси - Чебоксары», без договора на осуществление пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии.

В заявлении указывается следующее.

В соответствии с договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном автобусном маршруте № 162 «Кугеси - Чебоксары» от 26.12.2014 № 101, заключенным между заказчиком межмуниципальных перевозок – Минтрансом Чувашии и ИП Софроновым Г.Н. на обслуживание маршрута № 162 «Кугеси - Чебоксары», с 26 декабря 2014 г. обслуживание данного маршрута производится ИП Софроновым Г.Н. Тем не менее, не будучи связанным никакими договорными обязательствами перед Минтрансом Чувашии, прежде всего по исполнению расписания перевозок, ИП Софронов П.Н. осуществляет перевозки по вышеназванному маршруту без договора на право осуществления пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии.

Заявитель считает такие действия недобросовестной конкуренцией, т.к. он вынужден соблюдать договорные обязательства перед Минтрансом Чувашии, включающие в себя оговоренные сторонами требования к подвижному составу, исполнению расписания, соблюдения всех требований безопасности пассажирских перевозок, Ответчик, в свою очередь, все необходимые процедуры для заключения договора не прошел, т.е. осуществляет перевозки с нарушением действующего законодательства, находится с заявителем в настоящее время в конкурентных отношениях, использует в свою пользу все преимущества, которые связаны с отсутствием взятых на себя обязательств, нанося заявителю убытки.

Таким образом, заявитель полагает, что ИП Софронов П.Н. осуществляет действия, которые являются недобросовестной конкуренцией.

15.02.2016 ИП Софронову П.Н. было выдано предупреждение о прекращении указанных действий в срок до 02 марта 2016 года путем прекращения осуществления маршрутных пассажирских перевозок по маршруту «Чебоксары – Кугеси» с трехдневным сроком уведомления Управления.

В связи с тем, что ИП Софронов П.Н. не направил в адрес Чувашского УФАС уведомления о прекращении осуществления пассажирских перевозок по маршруту №149 С, в соответствии с ч.8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Чувашское УФАС возбудило дело №05/04-АМЗ -2016 по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель заявителя ИП Софронова Г.Н. «…» поддержал доводы, изложенные в заявлении. Заявил, что ИП Софронов П.Н. осуществляет пассажирские перевозки по межмуниципальному автобусному маршруту № 149 С «Кугеси - Чебоксары» без договора на осуществление пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии. предоставил CD диски с фотоматериалами, на которых зафиксирован факт осуществления Ответчиком пассажирских перевозок по маршруту 149с, дублирующему маршрут №162 регулярных пассажирских перевозок.

Предоставил копию решения Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 марта по делу №2-1311/2016 об обязании прекращения ИП Софроновым П.Н. организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте №149 С «Чебоксары-Кугеси».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В отношении дел, при рассмотрении которых действующая редакция порядка устанавливает, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится, после вступления в силу изменений, внесенных Законом №275-ФЗ и до вступления в силу приказа ФАС России об определении порядка проведения анализа при рассмотрении таких дел следует определять географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, а также, в случае необходимости, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей (п. 23 разъяснений ФАС России от 24.12.2015 №ИА/74666/15).

В рамках анализа были определены продуктовые границы рынка (регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных маршрутах), географические границы рынка (границы маршрута №162 «Чебоксары – Кугеси»), состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в определенных продуктовых и географичских границах.

Согласно п.9 ст.4 Закона №135-ФЗ недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению ущерба не требуется.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (п.9 ст.4 и ст.14 Закона № 135-ФЗ), но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст.4 и ч.1 ст.14 Закона № 135-ФЗ, если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в ч.1 ст.14 Закона № 135-ФЗ, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении места производства, в отношении его производителей, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Таким образом, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:

  1. юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;
  2. действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;
  3. своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;
  4. конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

Таким образом, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ИП Софронов П.Н. зарегистрирован в ЕГРИП качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 313213018200074, ИНН 212808167006) 01.07.2013, является в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом. Согласно сведениям ЕГРИП, одним из видов деятельности ИП Софронова П.Н. по ОКВЭД является «Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию» 60.21.1.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из материалов дела, ИП Софронов Г.Н. осуществляет перевозку пассажиров по пригородному автобусному маршруту № 162 «Кугеси - Чебоксары» на основании договора от 26.12.2014 № 101 на право осуществления пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии.

ИП Софронов П.Н. осуществляет перевозку пассажиров по пригородному несогласованному с Минтрансом Чувашии автобусному маршруту № 149С «Кугеси - Чебоксары» без договора на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок по данному автобусному маршруту, заключенного с Минтрансом Чувашии, что подтверждается актами и фотоснимками, представленными Заявителем, актом, составленным сотрудниками Минтранса Чувашии, копиями реализованных Ответчиком билетов.

ИП Софронов Г.Н. и ИП Софронов П.Н. действуют в одном сегменте товарного рынка – осуществление предпринимательской деятельности посредством автомобильного (автобусного) транспорта, подчиняющегося расписанию.

Таким образом, ИП Софронов Г.Н. и ИП Софронов П.Н. являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, поскольку они осуществляют предпринимательскую деятельность на одном сегменте рынке.

Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом в РФ установлены Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно – транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

 Согласно ст.2 данного Закона безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий .

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа АТС и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных перевозок к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации  и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона законодательство РФ в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1).

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 12 Федерального закона установлено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, регулирование отношений, связанных с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок также направлено на обеспечение требований безопасности дорожного движения.

В Чувашской Республике правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров регулируются также Законом ЧР от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике».

В соответствии со ст. 1 Закона ЧР организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах , а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом. Перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок АТС.Согласно действующим республиканскому (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 №594 «Об организации регулярных пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на межмуниципалъных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике») и муниципальному (решение ЧГСД от 03.06.2005 №1644 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары») нормативным правовым актам, перевозка пассажиров автомобильным транспортом на регулярном маршруте без договора на право осуществления пассажирских перевозок запрещается.

26.12.2014 между Минтрансом Чувашии и ИП Софроновым Г.Н. был заключен договор № 101 об осуществлении пассажирских перевозок на пригородном маршруте №162 «Кугеси - Чебоксары», данный договор вступил в силу 26.12.2014 (в момент подписания его сторонами) и был заключен на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

В материалах дела имеются фотографии, сделанные заявителем, фиксирующие осуществление посадки пассажиров на остановке «Пригородный автовокзал» автобусами с гос. рег. Е 822 РР 21 Rus, у 821  рр 21, у 822 рр 21 принадлежащий ИП Софронову П.Н., от 10.03, 11.03, 14.03, 15.03, 16.03, 17.03 2016 года и иные.

Минтранс Чувашии предоставил акты от 04.09.2015 и 24.09.2015, составленные в отношении ИП Софронова П.Н. по факту осуществления пассажирских перевозок по маршруту №149С на автобусе с гос.рег. № Е822РР 21.

На представленных фотоматериалах видны информационные таблички на бортах АТС, содержащие информацию о пути следования маршрута 149 с, а именно: ЖД Вокзал Привокзальная – Питомник- Южный – Альгешево – Сельхозтехника – Кугеси – Почта ФОК Конечная остановка». Маршрут №162 «Кугеси - Чебоксары», обслуживаемый ИП Софроновым Г.Н. в соответствии с договором №101 имеет следующие остановочные пункты: рынок Центральный – рынок «Ярмарка» - ж/д вокзал – пригодный АВ – Питомник – Южный – Никитина – Альгешево – Мясокомбинат – Сельхозтехника – трасса Кугеси – Кугеси».

Таким образом, ИП Софронов П.Н,, не имея договорных обязательств перед Минтрансом Чувашии, осуществлял несанкционированные перевозки пассажиров по несогласованному с Минтрансом Чувашии пригородному маршруту №149С «Чебоксары - Кугеси», дублирующему маршрут №162 «Кугеси – Чебоксар», что является нарушением постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 №594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике».

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под упущенной выгодой лица, чье право было нарушено, следует понимать недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. ИП Софронов П.Н., осуществляя перевозки по маршруту №149С без договора на право осуществления перевозок, тем самым нарушил право ИП Софронова Г.Н. как победителя конкурса на единоличное обслуживание маршрута №162, путь следования которого дублируется ответчиком, а также нанес ему убытки в виде недополученного дохода от перевозки пассажиров. Таким образом, действия ИП Софронов П.Н. снизили (могли снизить) общее количество перевозимых законным перевозчиком ИП Софронова Г.Н. пассажиров. Стоит отметить, что из буквального содержания понятия недобросовестной конкуренции в п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции следует, что обязательное причинение убытков как обстоятельство, устанавливающее факт недобросовестной конкуренции, не требуется. Для признания указанного факта достаточно наличия доказательств возможности причинения убытков.

Кроме того, указанные противоречащие законодательству действия ИП Софронов П.Н. направлены на получение незаконных необоснованных преимуществ, поскольку в отсутствие договора с Минтрансом Чувашии Ответчик не имеет договорных обязательств перед Минтрансом Чувашии, включающих, в частности, соблюдение расписания, посадку пассажиров только на предусмотренных схемой маршрута остановочных пунктах (в специально установленных местах).

Ленинским районным судом г. Чебоксары ЧР рассмотрено дело №2-1311/2016 по иску прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Софронову П.Н. об обязании прекратить организацию перевозок пассажиров и багажа.

Из решения суда следует, что в ходе контрольных мероприятий Минтранса ЧР установлено, что перевозчиками на маршруте №149С «Чебоксары-Кугеси» выступают индивидуальные предприниматели Софронов П.Н и Орлов В.Н. Митрансом Чувашии с указанными перевозчиками договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок не заключены. С 04.09.15 проводились совместные с УГАДН по ЧР, УГИБДД МВД по ЧР выездные мероприятия по контролю действующего законодательства при осуществлении перевозок автомобильным транспортом на территории ЧР. Систематические проверки, зафиксированные на фотографиях, в том числе фотоснимков ТС и путевых листов, доказывают регулярность осуществления Ответчиком несанкционированных перевозок пассажиров автобусами по межмуниципальному маршруту между населенными пунктами Чебоксары и Кугеси. Незаконная организация ИП Софроновым П.Н. перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности перевозки пассажиров  автотранспортом, а также на удовлетворение потребностей населения в услугах пассажирского транспорта.

 

Решением от 02.03.2016 Ленинский районный суд г. Чебоксары обязал ИП Софронова П.Н. прекратить организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте №149С.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях ИП Софронов П.Н. содержится нарушение антимонопольного законодательства, поскольку данные действия нарушают следующие нормативно-правовые акты: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 №594 «Об организации регулярных пассажирских  перевозок автомобильным транспортом на межмуниципалъных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На заседании Комиссии 05.04.2016 представителем Ответчика были представлены доказательства осуществления ИП Софроновым П.Н. пассажирских перевозок по маршруту № 149С «Кугеси – Чебоксары на момент рассмотрения дела.

На основании изложенного, применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что, поскольку ответчиком не прекращено совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, есть необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 и стать 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

  •  
  1. Признать ИП Софронова П.Н. нарушившим статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать ИП Софронову П.Н. предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны