Решение №05-05/10131 Решение и предписание Управления в отношении администрации г... от 16 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

16 декабря  2014 г.                                                                                          г. Чебоксары

     

  Дело № 25/05-АМЗ-2014

                     Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря  2014 года

                     Решение в полном объеме изготовлено   16 декабря  2014 года

    

          Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  заместитель руководителя управления <…>;

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти и рекламы;

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;

при участии в заседании Комиссии представителей:

заявителя –  председателя правления НП «Гильдия рекламистов Чувашской Республики» <…>;

МБУ «Городская реклама» -  ведущего специалиста отдела правого обеспечения <…>,  действующего по доверенности от  22.05.2014  № 155-исх.,

в отсутствии представителя администрации города Чебоксары, надлежащим  образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Чувашское УФАС России из ФАС России поступило обращение НП «Гильдия рекламистов Чувашской  Республики», зарегистрированное от 28.04.2014 № 05-09/3094, об установке и эксплуатации МБУ «Городская реклама» перетяжек с нарушением установленной процедуры выдачи разрешений.

         В заявлении НП «Гильдия рекламистов Чувашской Республики» указано, что МБУ «Городская реклама» размещает  перетяжки на опорах сетей, принадлежащих ОАО «Горсвет» и МУП «Троллейбусное управление» без договора  с собственниками опор и без установленных законодательством о рекламе разрешений по следующим адресам: пр. Московский (кольцо «Роща» 1), пр. Московский (кольцо «Роща»2), пр. Московский («ТОиБ»), ул. К. Маркса (остановка «Пединститут»), пр. Ленина («Букет Чувашии»), пр. Ленина (остановка «Национальная библиотека», «Акконд» (ближе к гостинице «Чувашия), пр. Ленина (ТД «Акатуй»), пр. Ленина «Мир обоев» магазин «Ботаник», пр. Ленина (Сквер Чапаева), ул. Привокзальная (магазин «Огонек»), пр. Тракторостроителей (кольцо «Шупашкар»1), пр. Тракторостроителей (кольцо «Шупашкар»2), ул. Гражданская (кольцо «Октябрьский мост» 1), ул. Гражданская (кольцо «Октябрьский мост»2). При этом администрация города Чебоксары не выдает предписаний о демонтаже указанных перетяжек, тем самым, предоставляя МБУ «Городская реклама» приоритетное право на размещение рекламных конструкций без разрешений и без оплаты госпошлины.

           Представитель НП «Гильдия рекламистов Чувашской Республики» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

          Администрация города Чебоксары  в письменных  объяснениях от  16.05.2014 № 6202  пояснила, что использование опор сетей, принадлежащих ОАО «Горсвет» и МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» осуществляется на основании договоров, заключенных АУ «Городская реклама» (МБУ «Городская реклама») с указанными организациями. Данные опоры используются для размещения перетяжек, связанных с необходимостью художественного и праздничного оформления города к праздникам с поздравлением  горожан.

           Постановлением администрации города Чебоксары от 06.12.2013 № 4092 для размещения транспарант-перетяжек ранее  установленные опоры (17 шт.) по адресам:

  1. пр. Московский (Театр оперы и балета);
  2. ул. К. Маркса («Дом торговли»);
  3. пр. Ленина (остановка «Гостиница «Чувашия»);
  4. пр. Ленина (остановка «Национальная  библиотека»);
  5. пр. Ленина (магазин «Акатуй»);
  6. пр. Ленина (магазин «Ботаник»);
  7. пр. Ленина («Сквер Чапаева»);
  8. пр. Тракторостроителей (кольцо «Шупашкар» 1);
  9. пр. Тракторостроителей (кольцо «Шупашкар» 2);

закреплены  в оперативное управление  МБУ «Городская реклама».

           Постановлением администрации города Чебоксары  от 12.05.2014 № 1600 разрешена установка 9 рекламных конструкций (транспарант-перетяжек) по вышеуказанным адресам.

   Администрацией города Чебоксары в материалы  настоящего дела представлено платежное поручение от 05.06.2014 № 604 об уплате государственной пошлины за выдачу вышеуказанных разрешений.

   Кроме того, представитель МБУ «Городская реклама» пояснил, что размещение перетяжек ранее было согласовано с УГИБДД МВД по Чувашской Республике.

   Управление ГИБДД по Чувашской Республике в письме от 10.11.2014 исх. № 24.1-3757 пояснило, что  рассматриваемые средства наружной рекламы типа транспарант-перетяжек  размещены с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические  требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

  Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

   Порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций закреплен в статье 19 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

   Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

   В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона «о рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

    Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» установлено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.

    В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, в редакции Изменения N 1, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 N 170-ст, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений. Кроме того, данным пунктом установлен запрет на размещение средств наружной рекламы в определенных местах.

    Изменением N 2 к ГОСТ Р 52044-2003, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117-ст, в пункт 6.1 внесены дополнения, которыми установлен запрет на размещение средств наружной рекламы над проезжей частью, обочинами дорог.    Указанные изменения вступили в действие с 01.09.2009.

    Учитывая, что требования к размещению наружной рекламы, установленные ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к наружной рекламе. Правила размещения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, направлены, в том числе и на защиту жизни и здоровья граждан, разрешения на установку рекламных конструкций типа транспарант-перетяжка, выданные администрацией города Чебоксары МБУ «Городская реклама» согласно  постановлению администрации города Чебоксары от 12.05.2014 № 1600, являются незаконными.

    Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» для органов государственной власти всех уровней, а также и для органов местного самоуправления установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данной нормы следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

При решении вопроса об установке рекламных конструкций в городе Чебоксары иными хозяйствующими субъектами администрацией города Чебоксары соблюдается установленный  действующим законодательством порядок предоставления городских рекламных мест. Так, согласно письму администрации города Чебоксары от  13.11.2014 № 14819 установка и эксплуатация рекламных конструкций типа транспарант - перетяжек иными хозяйствующими  субъектами, кроме МБУ «Городская реклама», не осуществляются.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности, должны иметь равные возможности при заключении договоров на установку и размещение средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности. Любое предпочтение, отдаваемое одному хозяйствующему субъекту перед другим, без учета экономических интересов хозяйствующих субъектов различных форм собственности нарушает конституционный принцип равноправия, из которого вытекает необходимость предоставления равной защиты всем собственникам и который конкретизирован в норме пункта 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющего, что права всех собственников защищаются равным образом.

Вышеуказанные действия администрации города Чебоксары, позволяющие МБУ «Городская реклама» в нарушение действующего законодательства установить и эксплуатировать рекламные конструкции, фактически создают данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия для осуществления хозяйственной деятельности.

 В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем применения администрацией города Чебоксары, противоречащего законодательству о рекламе порядка предоставления городских рекламных мест проявляется в создании неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности МБУ «Городская реклама» на товарном рынке распространения наружной рекламы на территории города Чебоксары.

Таким образом, администрация города Чебоксары, приняв постановление, разрешающее МБУ «Городская реклама» установку 17 рекламных конструкций (транспарант - перетяжек) на территории города Чебоксары, и выдав ему разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, создала для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия доступа к местам размещения (установки) рекламоносителей по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Реализация полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, предполагает обязательное соблюдение ими норм действующего законодательства, в том числе, положений Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать действия администрации города Чебоксары по несоблюдению предусмотренного Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций МБУ «Городская реклама», нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

          Товарный рынок наружной рекламы на территории города Чебоксары  является высококонкурентным. В условиях данного конкурентного рынка  его структура по соотношению спроса и предложения, по отсутствию  барьеров входа на рынок такова, что ни один из субъектов рынка не занимает доминирующего положения и создание  условий, ущемляющих экономические интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих   деятельность на товарном рынке наружной рекламы,  безусловно, ведет к ограничению конкуренции.

  Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  Приведенное в пункте 17  статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  понятие признаков ограничения конкуренции включает в себя целый ряд элементов такого рода признаков.   В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию проявляется в  создании органом местного самоуправления возможности для хозяйствующего субъекта – МБУ «Городская реклама» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

  Доказательств, опровергающих эти выводы, ответчиком в материалы дела не представлено.

  Выявленное нарушение необоснованно препятствует развитию и осуществлению иными хозяйствующими субъектами деятельности по распространению наружной рекламы  на территории города Чебоксары.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к резюмирующему выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства нарушения администрацией города Чебоксары  части 1 статьи 15 Федерального закона  «О защите конкуренции», выразившиеся в действиях по созданию  преимущественных условий для осуществления хозяйственной деятельности  МБУ «Городская реклама» по сравнению с иными  хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную хозяйственную деятельность на рынке наружной рекламы.

    В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании.

    В ходе рассмотрения дела представитель МБУ «Городская реклама» пояснил, что на момент рассмотрения дела рекламные конструкции типа транспарант-перетяжек не демонтированы.

    Таким образом, администрация города Чебоксары не предприняла действий по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать администрации города Чебоксары предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

    В силу части  20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке, в том числе  в случае, несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта, в связи с чем, Комиссия считает необходимым  направить материалы дела в  Управление ГИБДД МВД по Чувашской  Республике для обращения в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с иском о признании недействительными разрешений, выданных администрацией города Чебоксары МБУ «Городская реклама» на установку и эксплуатацию рекламных конструкций типа транспарант - перетяжек.

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4  статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  Комиссия

   

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации города Чебоксары по созданию  преимущественных условий для осуществления хозяйственной деятельности  МБУ «Городская реклама» по сравнению с иными  хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную хозяйственную деятельность на рынке наружной рекламы, нарушающими часть 1 стати 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации города Чебоксары Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.        

  3.  Направить материалы дела в Управление ГИБДД МВД по Чувашской  Республике для принятия мер, предусмотренных  частью 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

     Члены Комиссии:                                                                                              <…>                                                                                                                                

 

                                                                                                                                   <…>      

 

 

          Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 25/05-АМЗ-2014

 

16 декабря  2014 г.                                                                                           г. Чебоксары

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

<…>   – члена комиссии, начальника отдела контроля органов власти и рекламы;

<…>  - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы,

руководствуясь статьями 21, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона «О защите конкуренции» и на основании решения Комиссии от 16.12.2014 по делу № 25/05-АМЗ-2014 о нарушении администрацией города Чебоксары  части  1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с нарушением требований  части 4                                                                                                                                                                                                                                                            статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

          1. Администрации города   Чебоксары в срок до 27 февраля 2015 года прекратить нарушение  части 1 статьи 15  Федерального закона «О защите конкуренции»  путем  принятия мер по демонтажу рекламных конструкций, указанных в постановлении администрации города Чебоксары от 12.05.2014 № 1600 «О разрешении на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Чебоксары».

          2. О выполнении предписания  сообщить в Чувашское УФАС России  в срок до 16 марта 2015 года.

 

 

Председатель комиссии                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                                    <…>

 

                                                                                                    <…>

 

          Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

          За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством о рекламе, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны