Решение №05-05/2731 Решение Управления в отношении ГУП «Чувашавтотранс» от 20 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 07/05-АМЗ-2017                                                                                         г. Чебоксары

                                                                                                                    

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2017 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 07/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

при участии на заседании:

- представителя ответчика ‑ ГУП «Чувашавтотранс»: <…>;

- заинтересованного лица – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики: <…>, консультанта отдела правовой и организационной работы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и <…>, начальника отдела автомобильного и иных видов транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

при отсутствии заявителя – ИП <…>,

 

рассмотрев материалы дела № 07/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении ГУП «Чувашавтотранс» по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

                                                    

В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП <…>, перенаправленное письмом Прокуратуры Чувашской Республики от 09.09.2016 г. № 73р-2016 (вх. 05-04/5798 от 14.09.2016 г.) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – Минтранс Чувашии) о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в отказе заключения договора на перевозку пассажиров на автобусном маршруте № 325 «Чебоксары - Кугеси» на срок до даты проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте, но не более 6 месяцев, а также проведения конкурсов на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом.

11.02.2016 г. заявитель обращался в Минтранс Чувашии с заявлением о заключении договора на перевозку пассажиров на автобусном маршруте № 325 «Чебоксары - Кугеси» на срок до даты проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте, но не более 6 месяцев. Заявление мотивировал тем, что с декабря 2015 г. на данном маршруте отсутствует перевозчик, но в тоже время маршрут № 325 присутствовал в едином реестре регулярных автобусных маршрутов ЧР.

09.03.2016 г. заявителем получен отказ Минтранса Чувашии в удовлетворении его заявления, указав, что перевозчиком является ГУП «Чувашавтотранс».

Заявитель считает такой отказ необоснованным, поскольку перевозчик ГУП «Чувашавтотранс» заявлением от 30.05.2015 г. по собственной инициативе расторг договор на перевозку пассажиров по автобусному маршруту № 325 (заключенный до 2017 г.), а 25.11.2015 г. закончился срок действия краткосрочного договора. Также заявитель утверждает, что перевозчик фактически не осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси» с момента образования самого маршрута

(до мая 2013 г. осуществлял перевозку ООО «Речпорт-Авто», с мая 2013 до мая 2015 г.г. ООО «Первая транспортная медиакомпания»).

ИП <…> утверждает, что на маршруте № 325 «Чебоксары - Кугеси» заключен договор простого товарищества без законных оснований и ГУП «Чувашавтотранс» передал права перевозчика ИП <…>;.

Неправомерность действий ГУП «Чувашавтотранс» заключается в том, что будучи государственным предприятием оно имеет специальную правоспособность, т.е. сделки он может заключать только те, которые соответствуют его уставным целям и перечислены в самом уставе. При этом сделки с третьими лицами, приводящие к возможной ответственности за действия третьих лиц, в том числе за счет имущества государственного предприятия, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не могут быть совершены без согласия уполномоченных учредительными документами и законом государственных органов. Договора простого товарищества, заключенные ГУП «Чувашавтотранс» не были согласованы с Минтрансом Чувашии.

Неправомерность со стороны Минтранса Чувашии состоит в полном отказе от проведения каких-либо конкурсов на определение перевозчиков по автобусным маршрутам, попустительстве действиям подведомственного предприятия ГУП «Чувашавтотранс» (например, на каком основании в вышеуказанную карту на маршрут № 325 № 21 ЧР 000324 от 31.03.2016 г. вписан ИП <…>; в качестве перевозчика).

Так, если первично Минтранс Чувашии затягивал (из-за некомпетентности своих сотрудников, дававших основания для обжалования своих действий, которые в большей части были удовлетворены арбитражным судом и УФАС по ЧР) проведение конкурсов, начатых еще своим приказом от 16.01.2015 г. № 02-03/4 «О проведении открытого конкурса», по которому на конкурс выставлено 117 маршрутов, то 31.05.2016 г. Минтранс Чувашии вовсе отказался от проведения всяких конкурсов.

В сложившейся ситуации перевозчики, обслуживающие маршруты по краткосрочным договорам, которые заключаются без конкурса на срок не более 6 месяцев на период до проведения очередного конкурса, получают необоснованную привилегию без участия в конкурсе эксплуатировать маршрут неограниченный период времени, превышающий шестимесячный срок. Кроме того, такой необоснованной привилегией пользуются и те перевозчики, которые на момент вступления в законную силу Закона

№ 220-ФЗ эксплуатировали маршрут на основании долгосрочного договора, заключенного по итогам ранее проведенного конкурса, и у которых за истекший 1,5 годовой период истекли сроки действия договоров.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Чувашского УФАС приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком РФ.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Правоотношения, связанные с организацией в Чувашии регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 года № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон ЧР № 48).

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 4 Закона ЧР № 48 организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом.

Перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом на регулярном межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом запрещается.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2012 года № 594 утверждены Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике и Порядок проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.

С 11 января 2016 года вступил в силу Закон № 220-ФЗ, который регулирует организацию регулярных перевозок.

Согласно ст. 39 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения реализации положений настоящего закона в течение тридцати дней со дня официального опубликования юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч. 1 ст. 26 настоящего закона.

По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего закона, и включены в соответствующие реестры.

До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего закона.

В соответствии со ст. 39 Закона № 220-ФЗ, перевозчики, которые осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, подав сведения о маршрутах до 14 августа 2015 г., получили право на проверку предоставленных Минтрансу Чувашии сведений, по результатам проверки - на получение от Минтранса Чувашии карт маршрутов до истечения года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Так как срок действия договора истекал 25.12.2015 года перевозчик ГУП «Чувашавтотранс», подавший сведения в реестр регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике до 14.08.2015 года об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 325 «Чебоксары Кугеси», в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ получил карту маршрута регулярных перевозок по маршруту № 325 сроком действия до 16.07.2016 г., на основании которой осуществляло перевозки по данному маршруту.

Таким образом, Минтранс Чувашии обоснованно отказало ИП <…> в заключении краткосрочного договора об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 325, в связи с тем, что данном маршруте имеется перевозчик, с которым имеются договорные отношения.

Неправомерность со стороны Минтранса Чувашии в полном отказе от проведения каких-либо конкурсов на определение перевозчиков по автобусным маршрутам не подтверждена, так как в соответствии с пунктами 1.6, 1.7 Порядка проведения конкурса, утвержденного Постановлением, организатор конкурса вправе внести изменения в извещение о проведении конкурса и (или) в конкурсную документацию не позднее, чем за 5 дней до дня окончания приема заявок. Принятые изменения подлежат размещению на сайте организатора конкурса в течение 2 рабочих дней со дня принятия организатором конкурса решения об изменении указанного извещения. При этом срок приема заявок продлевается так, чтобы со дня размещения внесенных в извещение о проведении открытого конкурса и (или) в конкурсную документацию изменений до дня окончания приема заявок такой срок составлял не менее 10 дней.

Организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается организатором конкурса на сайте организатора конкурса в течение 2 дней со дня принятия решения об отказе от проведения конкурса. В течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения организатором конкурса направляются соответствующие уведомления всем претендентам, подавшим заявки на участие в конкурсе.

Согласно п. 34 раздела III Положения о Министерстве, Министерство исполняет функции организатора открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.

Таким образом, действия Министерства по организации и проведению открытого конкурса осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий.

Довод заявителя о неправомерной выдаче карты маршрута № 325 № 21 ЧР 000324 от 31.03.2016 г. ИП <…> комиссия считает необоснованным, так как Минтранс Чувашии подтверждает факт отсутствия у ИП <…> права на осуществления регулярных перевозок по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси» и данное право согласно данным Единого реестра регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики перевозку по автобусному маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси» осуществляет ГУП «Чувашавтотранс». Доказательств ИП <…> об осуществлении перевозок ИП <…> не приводит, билетную продукцию не предоставил.

Минтранс Чувашии в своем письме указывает, что сведениями об организациях и индивидуальных предпринимателях, предоставляющих подвижной состав ГУП «Чувашавтотранс» для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, не располагает, что, в свою очередь, подтверждает факт отсутствия в рамках надлежащего контроля за действиями перевозчика, получившим право осуществления перевозок на основании карты маршрута.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона № 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.

Таким образом, Минтранс Чувашии в нарушение ч. 2 ст. 35 Закона № 220-ФЗ не обеспечило должный контроль за выполнением условий договора по осуществлению регулярных перевозок по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси», осуществляемому ГУП «Чувашавтотранс».

Из письма № 1325 от 18.10.2016 г. ГУП «Чувашавтотранс» предоставило пояснения и сообщило следующее.

Перевозчиком по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси» является ГУП «Чувашавтотранс» и осуществляет перевозки пассажиров и багажа по указанному маршруту с использованием арендованных транспортных средств, заключая соответствующие договоры субаренды транспортного средства без экипажа № 16-225/1-а и договор возмездного оказания услуг по управлению транспортными средствами № 16-227/1-у между ГУП «Чувашавтотранс» и ООО «Речпорт-авто».

Согласно пункту 1.1 договора № 134 от 25.06.2015 г., заключенного ГУП «Чувашавтотранс» с уполномоченным органом, заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту, в соответствии с расписанием движения автобусов на маршруте и требованиями к качеству пассажирских перевозок, а не организовывать пассажирские перевозки за определенную плату.

ГУП «Чувашавтотранс» не осуществляет пассажирские перевозки в соответствии с условиями договора, а привлекает на платной основе для осуществления пассажирских перевозок других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, ГУП «Чувашавтотранс» не осуществляет пассажирские перевозки, а осуществляет передачу маршрута в аренду, организуя работу перевозчиков на маршруте, и тем самым осуществляя функции организатора пассажирских перевозок.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» (далее ‑ Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

ГУП «Чувашавтотранс» осуществляло функции организатора пассажирских перевозок путем предоставления перевозчикам права на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по обслуживаемому официально им маршруту.

Указанные обстоятельства создавали возможность ГУП «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что в силу п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции указывает на признаки ограничения конкуренции на данном рынке.

3. В связи с наличием в действиях ГУП «Чувашавтотранс» признаков нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в осуществлении ГУП «Чувашавтотранс» функций организатора пассажирских перевозок путем предоставления перевозчикам права на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по обслуживаемому официально им маршруту, что, в свою очередь, привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов перевозчиков при проведении конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, Чувашское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 22.12.2016 г. № 05-04/9600 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 20 января 2017 года путем надлежащего исполнения п. 2.2.3 договора по осуществлению регулярных перевозок № 134 от 25.06.2015 г. по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси».

4. Письмом от 20.01.2017 г. № 051/11-329 Минтранс Чувашии сообщило, что 25.06.2015 г. в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 48 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) между Минтрансом ЧР и ГУП «Чувашавтотранс» заключен договор № 134 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 325 «Чебоксары (ул. Тополиная) - Кугеси (Ветеринарная станция)» со сроком на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.

В виду того, что договор, заключенный с перевозчиком, носил статус краткосрочного договора, следовательно, требования, предъявляемые к пакету документов для участия во внеконкурсной процедуре, в частности к справке, содержащей сведения о количестве и типе транспортных средств автомобильного транспорта, которые будут использоваться на маршруте, носили информационный характер. Транспортные средства, используемые на соответствующем маршруте, могли находиться как в собственности перевозчика, так и на правах аренды, жестких требований к ним уполномоченным органом заявлено не было.

13.07.2015 г. принят Закон № 220-ФЗ. В соответствии со ст. 39 Закона № 220-ФЗ перевозчик представил сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, на основании которых был включен в Реестр регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики. Перевозчику были выданы карты маршрута регулярных перевозок в количестве 15 экземпляров сроком действия до 16.07.2016 г. По окончании срока действия карт были выданы новые карты соответствующего маршрута сроком действия до 15.07.2021 г.

5. Письмом от 20.01.2017 г. № 30 ГУП «Чувашавтотранс» сообщило, что в соответствии с п. 5.4 договора № 134 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте от 25.06.2015 г. срок действия данного договора истек 25.12.2015 г.

На основе писем, полученных от Минтранса ЧР и ГУП «Чувашавтотранс», Комиссия считает, что отсутствуют достаточные основания полагать об исполнении предупреждения Чувашского УФАС России от 22.12.2016 г. № 05-04/9600 по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Закона № 220-ФЗ ГУП «Чувашавтотранс» представило сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, на основании которых был включен в Реестр регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики и получил новые карты маршрута сроком действия до 15.07.2021 г., тем самым ГУП «Чувашавтотранс» принял на себя обязательства по ранее заключенному договору на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте № 325 «Чебоксары - Кугеси» от 25.06.2015 г. Также договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является типовым.

В соответствии с абз. 2 п. 3.1 постановления Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 г. № 594 (ред. от 20.02.2015 г.) «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике» (далее – Постановление № 594) перевозчик должен иметь на праве собственности или ином законном основании необходимые для осуществления регулярных пассажирских перевозок автобусы, соответствующие по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении, а также оснащенные в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).

Согласно абз. 2 п. 4.3 Постановления № 594 одно из условий для заключения краткосрочного договора предоставление перевозчиком документа, содержащего сведения о количестве и типе средств автомобильного транспорта, которые будут использоваться на маршруте.

Договор субаренды транспортного средства без экипажа № 16-225/1 и договор возмездного оказания услуг по управлению транспортными средствами № 16-227/1-у заключены 17.08.2016 г. Информации о произведенных изменениях в структуре парка эксплуатируемых на маршруте № 325 «Чебоксары - Кугеси» транспортных средств ни от Минтранса ЧР, ни от ГУП «Чувашавтотранс» не поступала.

Таким образом, Минтранс Чувашии в соответствии с ч. 14 ст. 4 Закона № 48 не приняло мер по надлежащему исполнению п. 2.2.3 договора по осуществлению регулярных перевозок перевозчиком ГУП «Чувашавтотранс» по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси» в части контроля за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а ГУП «Чувашавтотранс» осуществляло функции организатора пассажирских перевозок путем предоставления перевозчикам права на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по обслуживаемому официально им маршруту. Указанные обстоятельства создавали возможность ГУП «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что в силу п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции указывает на признаки ограничения конкуренции на данном рынке.

6. В связи с представленной ГУП «Чувашавтотранс» информацией, не являющейся фактом исполнения предупреждения от 22.12.2016 г. № 05-04/9600 в отношении Минтранса Чувашии по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. возбуждено дело № 07/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии приказом Чувашского УФАС России от 06.02.2017 г. № 21 в целях полного исследования доказательств.

В рамках рассмотрения дела № 07/05-АМЗ-2017 ГУП «Чувашавтотранс» письмом от 07.04.2017 г. № 593 предоставило документы, подтверждающие продажу билетной продукции ГУП «Чувашавтотранс», в том числе карту маршрута, свидетельство об осуществлении перевозок, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальном маршруте от 25.06.2015 г. № 134, договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 23.08.2016 г. № RKNX21649803285000, путевой лист автобуса, дополнительное соглашение № RKNX21649803285414 к договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 23.08.2016 г. № RKNX21649803285000 от 13.01.2017 г., отчет агента по проданным билетам, акт приема-передачи оборудования от 07.03.2017 г. по маршруту № 325 «Чебоксары - Кугеси».

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России, оценив предоставленные документы, приходит к выводу, что ГУП «Чувашавтотранс» предоставило все доказательства исполнения предупреждения от 22.12.2016 г. № 05-04/9600.

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что ГУП «Чувашавтотранс» предприняты все меры по исполнению выданного предупреждения по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией принято решение об исполнении предупреждения и отсутствии необходимости выдачи предписания.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 07/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

 

                                                                                                                        <…>

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны