Решение №05-09/4700 Решение Управления по жалобе Канашского городского НПЧИ «Аль... от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 37-Т-2016

г. Чебоксары

04 июля 2016 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

<…>

в присутствии представителей:

заявителя – <…>

организатора торгов – <…>

заинтересованного лица – <…>,

 

рассмотрев жалобу Канашского городского некоммерческого партнёрства частных извозчиков «Альянс» на конкурсную документацию и действия организатора конкурса - администрации города Канаша Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 14.06.2016 обратилось Канашское городское некоммерческое партнёрство частных извозчиков «Альянс» (далее – Канашское городское НПЧИ «Альянс», заявитель) с жалобой на конкурсную документацию и действия организатора конкурса - администрации города Канаша Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики (далее  - Открытый конкурс).

В жалобе Канашское городское НПЧИ «Альянс» указывает на следующие нарушения:

  1. Пункт 12.3 Конкурсной документации противоречит Закону о защите конкуренции, в части установления срока выдачи победителю конкурса свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
  2. В конкурсной документации присутствует разночтение в части отсутствия установления в конкурсной документации понятий «среднее количество транспортных средств» и «среднесписочное количество транспортных средств».
  3. Пунктом 3 приложения №9 к Конкурсной документации установлено, что в качестве документа подтверждающего опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества участникам торгов необходимо представить договоры об организации пассажирских перевозок. По мнению заявителя, опыт осуществления пассажирских перевозок при предоставлении в составе заявки договора об организации пассажирских перевозок не является возможным, в связи с тем, что функция организации перевозок пассажиров исполняется уполномоченным органом государственной власти либо местного самоуправления.
  4. Определенный в конкурсной документации порядок оценки заявок может привести к неоднозначности оценки заявок, в связи с тем, что имеется необоснованная разница в удельных значениях разных критериев с учетом получаемых баллов.

В заседании Комиссии представитель Канашского городского НПЧИ «Альянс» поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил признать в действиях администрации города Канаш Чувашской Республики нарушение порядка организации и проведения торгов и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель администрации города Канаш Чувашской Республики нарушение порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики не признал. Просил признать жалобу Канашского городского НПЧИ «Альянс» необоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ).

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно извещению, размещенному на сайте администрации города Канаш Чувашской Республики, предметом открытого конкурса является право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики.

В силу части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Порядок проведения открытого конкурса регулируется статьями 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.

На основании распоряжения администрации города Канаш Чувашской Республики от 31.03.2016 №318 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.215 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления администрации города Канаш от 30.03.2016 №288 «Об утверждении положения о проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Канаш Чувашской Республики» 31.03.2016 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Канаш Чувашской Республики и утверждена конкурсная документация.

  1. Довод заявителя о том, что пункт 12.3 Конкурсной документации противоречит Закону о защите конкуренции, в части установления срока выдачи победителю конкурса свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок Комиссия Чувашского УФАС России признаёт несостоятельным в силу следующего.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет.

Пунктом 12.3 Конкурсной документации установлено, что победителю открытого конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок в течение 10 дней с момента подписания итогового протокола.

Таким образом, содержание данного пункта конкурсной документации установлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07. 2015 г. №220-ФЗ.

  1. По доводу заявителя о наличии в конкурсной документации разночтения, в связи с тем, что в конкурсной документации отсутствует определение понятий «среднее количество транспортных средств» и «среднесписочное количество транспортных средств» Комиссия Чувашского УФАС России сообщает следующее.

Приложением №2 конкурсной документации установлена форма заявки на участие в открытом конкурсе, которая содержит сведения, сообщаемые заявителем.

Так, заявитель в своей заявке должен сообщить о среднесписочном количестве транспортных средств, имеющихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя, всех участников договора простого товарищества в течение года предшествующего проведению открытого конкурса.

Также приложением №9 конкурсной документации предусмотрена шкала для оценки критериев сопоставления заявок.

Пунктами 1 и 2 шкалы оценке (приложения №9) подлежат количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение 2015 года, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества и количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение 2015 года, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение 2015 года.

При этом для расчета количества дорожно-транспортных происшествий используются формулы, в которых одним из множителей является S - среднесписочное количество транспортных средств, имеющихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя, всех участников договора простого товарищества в течение года предшествующего проведению открытого конкурса.

Заявитель в своей жалобе сообщает о том, что конкурсной документацией фактически не устанавливается понятий «среднее количество транспортных средств» либо «среднесписочное количество транспортных средств», что, по мнению заявителя, при проведении конкурса создает неоднозначность при применении указанных критериев оценки заявок.

Пунктом 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ установлено, что одним из критериев, по которому осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе является количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.

Согласно пояснениям представителя организатора торгов, расчет формулы с использованием понятия «среднесписочное количество транспортных средств» применено организатором торгов по причине того, что Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ не дано определение понятию «среднее количество транспортных средств», что могло бы привести к неправильному применению данного понятия. Кроме того, представитель организатора торгов пояснил, что понятие «среднесписочное количество транспортных средств» в отличие от понятия «среднее количество транспортных средств» разъяснено в экономических справочниках и имеет конкретную формулу расчета.

В силу вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт данный довод необоснованным.

  1. Довод о том, в пункте 3 приложения №9 к Конкурсной документации установлено, что в качестве документа подтверждающего опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества участникам торгов необходимо представить договоры об организации пассажирских перевозок Комиссия Чувашского УФАС России Комиссия Чувашского УФАС России признаёт несостоятельным в силу следующего.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ одним из критериев, опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Аналогичное требование установлено пунктом 3 приложения №9 конкурсной документации, с подтверждающими опыт, следующими документами: свидетельства об осуществлении перевозок или муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок либо договоры об организации перевозок пассажиров.

По мнению заявителя, опыт осуществления пассажирских перевозок при предоставлении в составе заявки договора об организации пассажирских перевозок не является возможным, в связи с тем, что функция организации перевозок пассажиров исполняется уполномоченным органом государственной власти либо местного самоуправления.

При этом, конкурсной документацией установлено право выбора участнику торгов в предоставлении документа, подтверждающего опыт, что свидетельствует о создании участнику торгов условий для участия в конкурсе.

  1. По доводу заявителя о том, что определенный в конкурсной документации порядок оценки заявок может привести к неоднозначности оценки заявок, в связи с тем, что имеется необоснованная разница в удельных значениях разных критериев с учетом получаемых баллов, Комиссия Чувашского УФАС России сообщает следующее.

В соответствие с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ установлено, что наличие влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики) является одним из критериев, по которому осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе.

Пунктом 4 приложения №9 конкурсной документации установлено, что одним из критериев, по которому осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе являются наличие влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики) (ссылка 4):

- наличие кондиционера в салоне транспортного средства;

- упрощенный доступ в салон транспортного средства (низкопольная, полунизкопольная, система принудительного изменения уровня пола в автобусах);

- оборудование для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями и с детскими колясками;

- установленная система антизажима пассажиров дверями;

- визуальное электронное текстовое или голосовое информирование пассажиров о параметрах маршрута движения, указание пунктов остановки;

 - оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Устанавливая перечень показателей для оценки претендентов, как основного элемента по отбору перевозчиков, орган местного самоуправления должен исходить не только из того обстоятельства, что он вправе самостоятельно устанавливать любые критерии, не запрещенные действующим законодательством, а напротив, исходить из того факта, что критерии оценок должны: соответствовать целям проведения конкурса; не противоречить требованиям действующего законодательства, а именно Конституции Российской Федерации и Закону о защите конкуренции; не нарушать права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом; быть не взаимоисключающими, а позволяющими в совокупности оценить претендента.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, в связи с чем организатор торгов в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса.

Следовательно, конкурсная комиссия организатора торгов наделена полномочиями по самостоятельному определению значимости критериев оценки предложений участников торгов, в целях предложения наилучших условий выполнения необходимых организатору торгов услуг.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу Канашского городского НПЧИ «Альянс» необоснованной.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Канашского городского НПЧИ «Альянс» необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                              <…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны