Решение №05-10/3498 Решение Управления по жалобе ИП Дрожжиной от 23 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 21-Т-2016

 

г. Чебоксары                                                                                                       19 мая 2016 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

в присутствии представителей:

заявителя – <…>

организатора торгов -  <…>

заинтересованных лиц:

<…>

 

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП Дрожжина <…>) на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики  при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли (на летний период) на территории города Чебоксары, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 04.05.2016 обратился индивидуальный предприниматель <…>  (далее – ИП Дрожжина <…>, заявитель) на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики  (далее – организатор торгов)  при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли (на летний период) на территории города Чебоксары (далее – конкурс).

В жалобе ИП Дрожжина <…> указывает на следующие нарушения:

  1. Организатором торгов, в нарушение пунктов 2.3 и 2.6 конкурсной документации,  не размещено извещение об изменении мест размещения нестационарных торговых объектов, как на сайте администрации города Чебоксары, так и в официальном печатном издании.
  2. В извещении о проведении конкурса и конкурсной документации содержатся противоречия, в части наличия ссылок на две различные схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
  3. Установление в конкурсной документации формулы расчета за право размещения нестационарного торгового объекта НРП = КС x K1x K2 x K3x K4 x S x CP÷365, где К4 = 10 – коэффициент, учитывающий ведение торговли в местах массового скопления граждан в зимний, весенний, летний и осенний периоды. По мнению, заявителя, данный коэффициент носит субъективный характер и свидетельствует об оказании предпочтения одним хозяйствующим субъектам перед другими на рынке нестационарных торговых объектов.
  4. Схема размещения не содержит указания на форму публичной собственности, что приводит к тому, что орган местного самоуправления предлагает хозяйствующим субъектам участие в конкурсе без достаточных правовых оснований, в отсутствие сведений о наличии полномочий по распоряжению земельными участками. Кроме того, заявитель отмечает, что представляемые земельные участки не идентифицированы в Схеме размещения кадастровыми номерами, что не даёт участникам конкурса оценить местоположение предлагаемых мест размещения торговых объектов.
  5. Установление в перечне торговых мест, выставляемых на продажу, различной площади торгового объекта, что, по мнению заявителя, свидетельствует о предпочтении одним хозяйствующим субъектам  предпочтения перед другими субъектами.
  6. В Схеме размещения идентификации земельных участков отсутствует указания на кадастровый квартал.

В заседании Комиссии представитель ИП Дрожжиной <…> поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и просил выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения.

Представитель организатора конкурса нарушение Порядка проведения конкурса не признала, указав, что жалоба ИП Дрожжиной <…> является необоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 приняты Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли в Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 № 1205. В данную схему включены также нестационарные торговые объекты сезонной мелкорозничной торговли (на летний период).

Постановлением администрации города Чебоксары от 13.03.2013 № 632 утверждены конкурсная документация о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли (на летний период) на территории города Чебоксары и состав конкурсной комиссии по проведению конкурса (далее - Постановление).

Объявление о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли (на летний период) на территории города Чебоксары опубликовано в общественно-политической газете  «Чебоксарские новости»  №27 от 17.03.2016 г. 

На официальном сайте администрации города Чебоксары http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=81&id=2189474 размещено извещение о проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли (на летний период) на территории города Чебоксары администрация города Чебоксары Чувашской Республики.

Согласно данному извещению вскрытие конвертов и рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоится в 9:00 18.04.2016 по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д.36, каб. №102.

  1. По доводу заявителя о не размещении организатором торгов извещения об изменении мест размещения нестационарных торговых объектов, как на сайте администрации города Чебоксары, так и в официальном печатном издании Комиссия Чувашского УФАС России сообщает следующее.

Постановление 2.6. Постановления Организатор Конкурса вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении Конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются Организатором Конкурса на официальном сайте города Чебоксары (www.gcheb.cap.ru). При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте города Чебоксары (www.gcheb.cap.ru) внесенных изменений в извещение о проведении конкурса до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее тридцати календарных дней.

Как следует из данного пункта, размещение организатором торгов извещения о внесении изменений в печатном издании не является обязательным и достаточно размещение на сайте администрации города Чебоксары.

Кроме того, Комиссия Чувашского УФАС отмечает, что заявителем не представлены доказательства не размещения извещения на официальном сайте организатора торгов и, следовательно, данный довод является несостоятельным.

  1. По доводу заявителя о наличии противоречий в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, в части наличия ссылок на две различные схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.

В подпункте 2 пункта 2.4 определено, что перечень торговых мест устанавливается решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.04.2011 №146 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» (с изменениями»).

При этом представитель организатора торгов сообщила, что в связи с принятием решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 №1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» вышеуказанное решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.04.2011 №146 утратило силу и принята новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу, что на конкурс выставлены торговые места в соответствии с действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов и указания в конкурсной документации на недействительную схему является технической ошибкой.

  1. Довод заявителя по вопросу различия в величине  однородных коэффициентов (К4) при расчете платы  за размещение для различных случаев применения (для нестационарных торговых объектов  и для объектов досуга и отдыха) Комиссия Чувашского УФАС признаёт несостоятельным в силу того, что указанное различие величин коэффициентов не свидетельствует об оказании предпочтения одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими, так как области их деятельности не пересекаются и различие в величине коэффициентов не препятствует конкуренции в сегментах их деятельности.

Кроме того, предположение заявителя о субъективности критерия определения победителя ошибочно, поскольку механизм определения победителя конкурса согласно разделу 6 Конкурсной документации не предусматривает субъективизма при принятии решения.

  1. Довод ИП Дрожжиной <…> о нарушении  прав заявителя в сфере отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности Комиссия Чувашского УФАС признаёт несостоятельным в силу следующего.

Схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 г. №1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 г. №184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов»

Таким образом, содержание указанной схемы обусловлены требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствиис проектом договора приложения 2 Конкурсной документации предметом договора является право на размещение нестационарного торгового объекта.

Согласно статьям 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков.

  1. По доводу заявителя об установлении в перечне торговых мест, выставляемых при проведении торгов, различной площади торгового объекта, что свидетельствует о предпочтении одним хозяйствующим субъектам предпочтения перед другими субъектами Комиссией Чувашского УФАС установлено следующее.

Согласно приложению к извещению о проведении конкурса №2 (Перечень торговых мест, выставляемых на конкурс) на конкурс выставлено 31 место со следующими площадями: 1-10 места – 10 кв.м., 11-21 места – 6кв.м., 22-31 места – 3 кв.м.

Специализацией торгового объекта (ассортимент реализуемого товара) в данном конкурсе являются продовольственные товары (мороженое, квас, сладкая вата).

Так, под тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности «морозильный ларь», находящегося на разных торговых местах представляется разная площадь торгового места.

Осуществление деятельности на рынке мелкорозничной торговли
продовольственными товарами является видом деятельности, приносящем
доход и, соответственно, предоставление торговых мест с разными площадями может привести к созданию преимущества одним хозяйствующими субъектами по отношению к другим.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт данный довод Заявителя обоснованным.

  1. Довод ИП Дрожжиной <…> о том, что в Схеме размещения идентификации земельных участков отсутствует указания на кадастровый квартал, Комиссия Чувашского УФАС признаёт состоятельным в силу следующего.

В силу статьи 10 Закона о регулировании торговли размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России полагает, что схема размещения нестационарных торговых объектов должна быть совмещена со схемой расположения земельных участков, поскольку на одном земельном участке планируется разместить несколько нестационарных объектов, в связи с чем участники торгов по определенному лоту не в состоянии самостоятельно определить расположение торгового объекта на земельном участке, что, в свою очередь не позволяет участнику торгов в полной мере оценить возможности до размещения объекта торговли.

Вышеизложенное может привести к произвольному пересмотру схем размещения нестационарных торговых объектов, невключению в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов, что, в свою очередь, может привести к административному сокращению и даже прекращению бизнеса хозяйствующих субъектов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте-торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что на момент проведения проверки между организатором торгов и победителем заключен контракт и между сторонами возникли обязательные правоотношения, контрольный орган не вправе принимать решения по выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Дрожжиной <…> обоснованной в части установления в перечне торговых мест, выставляемых на торги, различной площади торгового объекта и отсутствия в Схеме размещения указания на кадастровый квартал.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Дрожжиной <…> обоснованной в части установления в перечне торговых мест, выставляемых на торги, различной площади торгового объекта и отсутствия в Схеме размещения указания на кадастровый квартал.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                    <…> 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны