Решение №05-10/4017 Решение Управления по жалобе физического лица от 2 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №23-Т-2017

 

г. Чебоксары                                                                                                       02 июня 2017 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

<…>

 

при участии:

заявителя – <…>,

организатора торгов – арбитражного управляющего <…>,

 

рассмотрев жалобу <…> (далее – <…>, заявитель) на действия организатора торгов – арбитражного управляющего <…> при проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества банкрота МУП «Кирский лесокомбинат» (идентификационный номер торгов на ЕФРСБ - 1730796, номер на электронной площадке «Аукционы Сибири» - 4876-ОТПП), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 29.05.2017 обратился <…> с жалобой на действия организатора торгов – арбитражного управляющего <…> при проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества банкрота МУП «Кирский лесокомбинат» (идентификационный номер торгов на ЕФРСБ - 1730796, номер на электронной площадке «Аукционы Сибири» - 4876-ОТПП).

В жалобе заявитель указывает на то, что документация размещена с нарушением требований законодательства, поскольку не позволяет определить размер вносимого задатка на участие в торгах, так как на сайте электронной площадки «Аукционы Сибири» и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве указаны различные размеры задатка.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать организатора торгов внести изменения в документацию.

Организатор торгов нарушение процедуры проведения торгов не признал, указав, что указание на сайтах различных размеров задатка является технической ошибкой и не приводит к ограничению конкуренции.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

  1. Порядок проведения торгов по продаже имущества (предприятия) должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Часть 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусматривает, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу части 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника, включающие в себя сведения о предприятии, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В соответствии с частью 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, и в печатном органе по месту нахождения должника.

Сообщение о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества банкрота МУП «Кирский лесокомбинат»  (идентификационный номер на ЕФРСБ – 1730796) размещено 14.04.2017 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/MessageWindow.aspx?ID=23E01790492F0E6BD534624D42633EFF), на сайте электронной торговой площадки «Аукционы Сибири»  (https://www.ausib.ru/trade/view/purchase/general.html?id=102001853) 14.04.2017, а также в официальном издании «КоммерсантЪ» от 15.04.2017 и в печатном органе по месту нахождения должника (газета «Алатырские Вести») 15.04.2017.

При этом, дата и время подведения результатов торгов установлена в извещении - 25.05.2017 16:00.

Таким образом, организатором торгов соблюдено требование части 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

 

2. Согласно части 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

В части 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Согласно части 10 статьи 110 Закон о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должна содержаться информация о размере задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Помимо того что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.

Законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

В информационном сообщении, размещенном на сайте электронной площадки «Аукционы Сибири», а именно разделе «Сроки и порядок внесения и возврата задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток» указано следующее: «Для участия в торгах необходимо представить в срок с 17.04.2017 г. 08.00 до 25.05.2017 г. 16.00 заявку и оплатить задаток до подачи заявки в размере 5% от начальной цены лота на р/сч МУП «Кирский лесокомбинат» 40702810111000001103 в ЧРФ АО «Россельхозбанк», БИК 049706752, 30101810600000000752. Задаток должен поступить на счет организатора торгов до окончания времени приема заявок. Сумма задатка засчитывается в счет стоимости приобретенного лота. Лицам, не выигравшим торги, задаток возвращается в течение 5 банковских дней».

При этом на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в информационном сообщении указано следующее: «…Для участия в торгах необходимо представить в срок с 17.04.2017 г. 08.00 до 25.05.2017 г. 16.00 заявку на ЭТП и оплатить задаток в размере 4000 руб. на р/сч МУП «Кирский лесокомбинат» 40702810111000001103 в ЧРФ АО «Россельхозбанк», БИК 049706752, 30101810600000000752. Победителем признается лицо, предложившее максимальную цену, но не ниже 20000 руб.; а при наличии нескольких заявок о равной цене, участник, первый представивший в установленный срок заявку».

Данное обстоятельство фактически свидетельствует о том, что условия документации о размере задатка не были прозрачными и ясными для неопределенного круга лиц (лиц, желающих участвовать в торгах).

Заявителем - <…> - задаток на участие в торгах был внесен в размере, указанном в информационном сообщении, размещенном на сайте электронной площадки «Аукционы Сибири», при том, что остальными участниками торгов задаток был внесен в размере, указанном в информационном сообщении на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, что свидетельствует о неоднозначном понимании участниками торгов размера задатка.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен так формулировать содержание сообщения о проведении торгов, чтобы условия таких торгов являлись доступными и понятными неограниченному кругу лиц, что в итоге способствует увеличению количественного состава участников торгов.

Следовательно, действия организатора торгов по указанию различного размера задатка вводят в заблуждение потенциальных участников торгов.

 

3. Согласно части 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

Таким образом, договор купли-продажи заключается в течение 5 дней с даты подведения итогов торгов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из пояснений организатора торгов следует, что на момент рассмотрения жалобы договоры купли-продажи заключены.

В связи с тем, что на момент проведения проверки между организатором торгов и победителями заключены договоры и между сторонами возникли обязательные правоотношения, контрольный орган не вправе принимать решения по выдаче обязательного для исполнения предписания.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу <…> обоснованной.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <…> обоснованной.
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений организатору торгов – арбитражному управляющему <…> не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                        <…>

 

                                                                                                            <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны