Решение №05-10/4223 Решение Управления по жалобе ИП Павлова от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 32-Т-2016

 

г. Чебоксары                                                                                                          15 июня 2016 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

в присутствии представителей организатора торгов - <…>

в отсутствие представителя заявителя – <…>

 

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Павлова <…> (далее – ИП Павлов <…>, заявитель) на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики  в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары при проведении дополнительного конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 03.06.2016 обратился ИП Павлов <…> с жалобой на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – организатор торгов) в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары при проведении дополнительного конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года (далее – конкурс).

В жалобе ИП Павлов <…> сообщает о следующих нарушениях:

  1. Перечень мест, выставляемых на конкурс в соответствии с Положением о конкурсе, определяется постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики без схемы размещения нестационарных объектов.
  2. Установление в перечне мест, выставляемых на продажу, различной площади объекта, что, по мнению заявителя, свидетельствует о предпочтении одним хозяйствующим субъектам  предпочтения перед другими субъектами.
  3. Положение о конкурсе содержит противоречие в части установления необходимости предоставления в составе заявки копии/оригинала документов, подтверждающих внесение задатка.
  4. Установленный Положением о конкурсе критерий оценки заявок «опыт работы и квалификация участника» ограничивает  круг потенциальных участников и создаёт неравные условия для разных категорий участников рынка.
  5. Присутствие в составе комиссии по проведению конкурса заинтересованных лиц, в частности присутствие в списке членов комиссии начальника управления физкультуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары.
  6. Искусственное завышение начальной цены за право размещения нестационарного объекта ввиду установленных Положением о конкурсе сроках для заключения договора, а именно не ранее, чем через 10 дней со дня подписания протокола об итогах конкурса.

На основании вышеизложенного заявитель просит выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения.

Представитель организатора конкурса нарушение Порядка проведения конкурса не признала, указав, что жалоба ИП Павлова <…> является необоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).

Вопросы местного значения городского округа перечислены в статье 16 Федеральный закон №131-ФЗ.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 Федеральный закон №131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено Положение о создании условий для организации досуга, отдыха и спорта на территории  города Чебоксары в зимний и летний периоды (далее – Положение).

Пунктом 2.2 приложения №1 указанного Положения установлено, что в целях создания условий для обеспечения населения досугом, отдыхом и спортом путем привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для реализации их возможностей в предоставлении разнообразных видов услуг проводится конкурс на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории  города Чебоксары в зимний и летний периоды.

Согласно пункту 2.3 приложения №1 Положения по результатам проведения конкурса администрацией города Чебоксары заключается договор на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары на срок, указанный в условиях конкурса.

Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» утверждено также Положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период (далее – Положение о конкурсе).

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 Федеральный закон №131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» администрация города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары постановлением от 04.05.2016 № 1049 приняло решение объявить дополнительный конкурс на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года на места согласно приложению к настоящему постановлению.

05.05.2016 на официальном сайте администрации города Чебоксары http://gov.cap.ru/Declarations.aspx?gov_id=81&id=3273303 размещено извещение о том, что в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 №64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» (с изменениями) и от 04.05.2016 №1049 «О проведении дополнительного конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года» администрация города Чебоксары Чувашской Республики  провела 07 июня 2016 г.,  по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 36, каб. 102. процедуру вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и определение победителей.

Кроме того, объявление о проведении дополнительного конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года опубликовано в общественно-политической газете  «Чебоксарские новости»  №48 от 07.05.2016 г. 

  1. Довод ИП Павлова <…> о выставлении на конкурс перечня мест, в соответствии с Положением о конкурсе, определяемых постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики без схемы размещения нестационарных объектов Комиссия Чувашского УФАС России признаёт несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.

В рамках решения вышеуказанного вопроса местного значения городского округа постановлением администрации города Чебоксары от 28.03.2012 № 64 утверждено Положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний периоды (далее - Положение).

Пунктом 1.2. Положения установлено, что оно разработано с целью:

- определения субъектов - победителей конкурса, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для организации досуга, отдыха и спорта;

- рационального использования мест для организации досуга, отдыха и спорта:

- установления единого порядка в организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний периоды;

- упорядочения размещения объектов;

- организации высокого уровня сервиса и культуры обслуживания на объектах;

- реализации возможностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в обеспечении полноценного, качественного отдыха населения путем предоставления разнообразных видов услуг.

При этом, согласно пункту 1.7 Положения о создании условии для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний периоды, утвержденного вышеуказанным постановлением администрации города Чебоксары от 28.03.2012 № 64, объекты размещаются в общедоступных местах традиционного отдыха населения города Чебоксары.

Из анализа указанных положений следует, что данное Положение не регулирует правоотношения, связанные с правами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на участие в торгах на право размещения нестационарных торговых объектов.

Организация и проведение конкурсов и аукционов на право размещения нестационарных торговых объектов, а также разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары регламентируется Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 №184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

При этом, на организацию и проведение конкурсов на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (далее - Конкурс), а также на создание и утверждение перечня мест для выставления на Конкурс, указанные нормативные акты не распространяются.

Кроме того, Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», закрепляет основы государственного регулирования только торговой деятельности в России.

  1. Довод заявителя о том, что администрация города Чебоксары, установив разные размеры площадей под места размещения нестационарных объектов, влечет нарушению его прав, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт необоснованным, в силу того, что прописанные нормы Положения не ограничивают потенциальных участников на подачу заявок на участие в конкурсе сразу по нескольким местам.

При этом, как следует из пояснений представителя администрации  города Чебоксары размеры площадей мест размещения объектов установлены с
учетом сложившейся застройки Чебоксарского городского округа.

  1. Довод заявителя о том, что Положение о конкурсе содержит противоречие в части установления необходимости предоставления в составе заявки копии/оригинала документов, подтверждающих внесение задатка, Комиссия признаёт несостоятельным в силу следующего.

Пунктом 1.13.3. установлено, что документом, подтверждающим внесение задатка в установленном размере, является оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на лицевой счет организатора конкурса с отметкой банка о списании денег со счета предприятия, или квитанция об оплате с отметкой банка, подтверждающей перечисление денег на лицевой счет организатора конкурса.

Согласно пункту 2.4. Положения о конкурсе участник подает заявку с приложением документа или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

Согласно подпункту 2 пункта 3.5 Положения о конкурсе основанием для отказа в допуске заявок к участию в конкурсе является, в том числе, предоставление в неполном объеме документов, предусмотренных в вышеуказанном пункте 2.4 Положения о конкурсе.

В данном случае необходимо отметить, что в Положении отсутствует основание для отказа в допуске к участию в конкурсе в случае предоставления участником конкурса в комплекте с заявкой «копии документа, подтверждающего внесение задатка».

Таким образом, вышеуказанные нормы Положения не нарушают порядок
проведения конкурса.

  1. Довод заявителя о том, что установленный критерий оценки заявки - «опыт работы и квалификация участника» ограничивает круг потенциальных участников конкурса также признан Комиссией Чувашского УФАС России несостоятельным в силу следующего.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе поименованные в данной норме

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе поименованные в данной норме.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги .

В соответствии с пунктом 4 названной статьи торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В рассматриваемом случае администрацией принято решение о проведении конкурса на право размещения нестационарного объекта для организации досуга отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года.

В соответствии с п.3.7.2. при оценке заявок по критерию «опыт работы и квалификация участника» комиссией по проведению конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период (далее - Комиссия) учитывается стаж (опыт) работы участника по заявленной услуге с приложением подтверждающих документов: «3.7.2. Оценка заявок по критерию № 2: «опыт работы и квалификация участника». Содержание критерия: участники указывают в заявке стаж (опыт) работы, месторасположение и вид ранее организованной услуги с приложением подтверждающих документов (копии договоров на право размещения нестационарного объекта за прошедшие периоды, либо иные документы, выданные уполномоченными органами, подтверждающие стаж (опыт) работы участника по заявленной услуге).

В случае если участником не представлены документы, подтверждающие стаж (опыт) работы по заявленной услуге, считается, что у участника отсутствует стаж (опыт) работы по заявленной услуге и считается, что стаж (опыт) работы данного участника равен «нулю».

Отзывы Участника о собственной квалификации и стаже (опыте) работы, а также прочие документы, не оговоренные положением о конкурсе, комиссией во внимание не принимаются».

Руководствуясь вышеуказанным основанием в ходе проведения конкурсов Комиссией при оценке заявок на участие в конкурсе соответствующие баллы присваиваются участникам, имеющим стаж (опыт) работы по заявленной услуге подтверждаемые копиями договоров по заявленной услуге, а также принимается решение: по участникам, не представившим документы, подтверждающие стаж (опыт) работы по заявленной услуге по соответствующему месту, считать, что у участника отсутствует стаж (опыт) работы по заявленной услуге и считать что стаж (опыт) работы данного участника равен «нулю», о чем делается соответствующая запись в протоколе по оценке, сопоставлению заявок на участие в конкурсе и определению победителей конкурса.

Соответственно победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе, которого присвоен первый номер.

Из положений пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что победитель конкурса определяется как лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, размер платы за право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта не может быть указан в качестве единственного критерия оценки заявок участников в конкурсе.

Следовательно, установленные требования для указания в заявке к стажу (опыту) работы, месторасположению и виду ранее организованной услуги с приложением подтверждающих документов (копии договоров на право размещения нестационарного объекта за прошедшие периоды, либо иные документы, выданные уполномоченными органами, подтверждающие стаж (опыт) работы участника по заявленной услуге) не может являться нарушением порядка проведения конкурса.

Кроме того, отсутствие вышеуказанного критерия у участника конкурса не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

  1. По доводу ИП Павлова <…> о присутствии в составе комиссии по проведению конкурса заинтересованных лиц, в частности присутствие в списке членов комиссии начальника управления физкультуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары Комиссия Чувашского УФАС России сообщает следующее.

Состав комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары, утвержден постановлением администрации города Чебоксары от 28.03.2012 № 64 (далее - Приложение №4).

Как следует из Приложения №4 в состав комиссии входят следующие лица:

<…> - заместитель главы администрации города Чебоксары по экономическому развитию и финансам, председатель комиссии;

<…> - начальник управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары, заместитель председателя комиссии; <…> - заведующий сектором бытовых услуг управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары, секретарь комиссии.

Члены комиссии:

<…>- депутат ЧГСД от избирательного округа N 19 (по согласованию); <…> - заместитель начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Чебоксары» (по согласованию);<…> - директор МАУ «Парк культуры и отдыха им. 500-летия города Чебоксары» (по согласованию); <…> - начальник управления физкультуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары; <…> - начальник управления культуры администрации города Чебоксары; <…> - главный специалист-эксперт отдела правовой защиты правового управления администрации города Чебоксары; <…> - депутат ЧГСД от избирательного округа № 21 (по согласованию); <…> - заведующий сектором торговли администрации Ленинского района города Чебоксары; <…> - заведующий сектором торговли администрации Калининского района города Чебоксары; <…> - заведующий сектором торговли администрации Московского района города Чебоксары.

Как следует из жалобы ИП Павлова <…> присутствие в составе комиссии<…> - начальника управления физкультуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары делает состав комиссии незаконным, так как управление физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары является учредителем АУ «ФСК «Восток», также подавшим заявку на участие в дополнительном конкурсе.

При этом, как следует из членов комиссии, присутствовавших как на процедуре вскрытия конвертов и рассмотрения заявок, так и на процедуре оценки и сопоставления заявок на участие в дополнительном конкурсе <…> отсутствует в её составе и, следовательно, он не мог повлиять на процедуру проведения конкурса.

Кроме того, как следует из протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок от 07.06.2016, среди поданных на участие в дополнительном конкурсе АУ «ФСК «Восток» не значится.

Следовательно, данный довод Комиссия Чувашского УФАС России признаёт необоснованным.

  1. Довод заявителя об искусственном завышении начальной цены за право размещения нестационарного объекта, ввиду установленных Положением сроках для заключения договора, а именно не ранее, чем через 10 дней со дня подписания протокола об итогах конкурса Комиссия Чувашского УФАС России признаёт необоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 3.11 Положения на основании протокола оценки, сопоставления заявок на участие в конкурсе и определения победителей конкурса оформляются протоколы об итогах конкурса, которые подписываются победителямиорганизатором конкурса в день проведения конкурса. От имени организатора конкурса подписывает заместитель главы администрации города Чебоксары п экономическому развитию и финансам.

Протокол об итогах конкурса с момента его подписания приобретает юридическую силу и является документом, подтверждающим право участника на заключение договора.

Из пункта 4.2 Положения следует, что участником, подписавшим протокол об итогах конкурса, заключается договор в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания протокола об итогах конкурса.

Кроме того, согласно статье 448 ГК РФ также имеет силу договора протокол о результатах торгов, который подписывают в день проведения аукциона или конкурс лицо, выигравшее торги, и организатор торгов.

Таким образом, победитель конкурса, подписавший протокол об итогах конкурса в день проведения конкурса, имеет полное право для начала организации оказания услуг досуга, отдыха и спорта по соответствующему месту.

Кроме того, представитель администрации города Чебоксары на заседании комиссии пояснил, что проект постановления администрации города Чебоксары от 28.03.2012 № 64 «О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта» прошел антикоррупционную экспертизу в Прокуратуре Чувашской Республике, по результатам которой замечаний не было.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте-торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Павлова <…> необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Павлова <…> необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                                    <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны