Решение №05-10/858 Решение Управления по жалобе физического лица от 8 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 09-Т-2019

 

г. Чебоксары                                                                                             07 февраля 2019 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

«…»

 

при участии представителя заявителя- «…», по доверенности от 06.02.2019,

при участии представителя организатора торгов – администрации Батыревского района Чувашской Республики:

- «…»

 

рассмотрев жалобу «…» на действия организатора торгов – Администрации Батыревского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского  района на земельном участке с кадастровым номером 21:08:240211:62, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба «...» от 01.02.2019  (вх. от 04.02.2019 № 05-10/604) на действия организатора торгов – Администрации Батыревского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского  района на земельном участке с кадастровым номером 21:08:240211:62.

В своей жалобе заявитель сообщает  о том, что администрацией в нарушение норм действующего законодательства  в документации о торгах отсутствует указание на наличие обременения на земельном участке- канализационные сети «…»

 Также в аукционной документации отсутствует схема размещения нестационарных торговых объектов.

Представитель администрации Батыревского района Чувашской Республики нарушение не признал, указав о соответствии извещения и документации нормам законодательства.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

 Статьей 18.1    Федерального закона    от 26.07.2006     года     №135-ФЗ «О защите конкуренции» определен порядок рассмотрения жалоб на действия организатора торгов.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, в частности проводимых в соответствии с не нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления о проведении конкурсов по размещению объектов НТО, Комиссия рассматривает действия организатора торгов на предмет соответствия проводимых торгов нормам Положения о проведении торгов, так как именно данным документом установлен порядок организации и проведения торгов, нарушение которого может привести к ограничению либо устранению конкуренции при проведении процедуры торгов.

 

Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее –Закон №381-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона №381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Статьей 3 Закона №381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

 

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №381-ФЗ)  размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

 

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

 

Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, к ним относятся также размещение нестационарных торговых объектов.

Статьей 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки.

 

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ органы местного само-управления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Закона 381-ФЗ).

 

Определением от 16 января 2018 года N 10-О Конституционный Суд определил смысл положений статей 2 и 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли".

Оспоренными положениями определяются, в частности, особенности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Спорные нормы, обязывая осуществлять разносную торговлю исключительно в местах, установленных схемами размещения нестационарных торговых объектов, по существу запрещают занятие разносной торговлей путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.

Конституционный Суд указал на недопустимость распространения на сферу разносной торговли утверждаемых органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

 

Согласно пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Законом № 381-ФЗ также предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

На основании части 1 статьи 10 названного Закона размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения.

 

Постановлением администрации Батыревского района от 08.07.2016 № 273  утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района Чувашской Республики.

 Постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14.12.2018 № 1217 в действующую схему внесены изменения, согласно которых включен следующий адрес: с. Батырево, ул. Ленина (кадастровый номер <...> :08:240211:62).

 

Администрацией Батыревского района Чувашской Республики  15 января на сайте администрации размещено объявление о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района - http://batyr.cap.ru/news/2019/01/15/izveschenie-%E2%84%96-1-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na.

В извещении указывается, что аукцион проводится в соответствии с постановлением администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14.07.2016 года № 279 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района» (с изменениями внесенными постановлением администрации Батыревского района от 23.11.2018 года № 1115).

Извещение о проведении аукциона, включая проект договора на размещение нестационарного торгового объекта, размещено на официальном сайте администрации Батыревского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://batyr.cap.ru/news?type=ads).

Место размещения, площадь, тип и специализация предполагаемых к установке нестационарных торговых объектов, право на размещение которых выставляется на аукцион, а так же срок действия такого права и начальный размер платы за размещение, указаны в приложении №4 к настоящему извещению.

  • 1 к извещению № 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является проект договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района.

Приложением 2 к извещению № 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является образец заявки на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района (для индивидуального предпринимателя).

Приложением 3 к извещению № 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является форма заявки на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории Батыревского района (для юридического лица).

Приложением 4 к извещению № 1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района определяется следующее: № лота; место размещения и адрес; тип торгового объекта; площадь земельного участка; срок осуществления торговой деятельности; специализация торгового объекта.

Таким образом, вывод заявителя о несоответствии разыгрываемого права на размещение нестационарного торгового объекта схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Батыревского района является необоснованным.

 

В своей жалобе заявитель сообщает  о том, что администрацией в нарушение норм действующего законодательства  в документации о торгах отсутствует указание на наличие обременения на земельном участке- канализационные сети «…»

Как указывалось ранее, правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее –Закон №381-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона №381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Таким образом, вывод заявителя о необходимости указания в документации обременения в виде наличия канализационных сетях при проведении торгов на право размещения нестационарных торговых объектов является ошибочным.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу «…» необоснованной.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

Признать жалобу  «…» необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                        «…»

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны