Решение №05-10/8959 Решение Управления по жалобе ООО «Снабторг» от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 71-Т-2017                                                                                             г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 ноября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

«…»

в отсутствии заявителя- ООО «Снабторг»,

в присутствии ответчика- организатора торгов- АУ «Республиканский клинический онкологический  диспансер» Минздрава Чувашии:

«…»

 

рассмотрев жалобу ООО Снабторг» на действия организатора торгов – АУ «Республиканский клинический онкологический  диспансер» Минздрава Чувашии  при проведении торгов на право  заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России обратилось ООО Снабторг» на действия организатора торгов – АУ «Республиканский клинический онкологический  диспансер» Минздрава Чувашии  при проведении торгов на право  заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики (изв. № 091017/4547450/01). В своей  жалобе заявитель сообщает следующее. 09.10.2017 года АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии был объявлен аукцион на право заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики.

На участие данном аукционе заявки подали по лотам №1 и №2 - ГУП «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, ООО «Аптека №105», ООО «Ультрафармгрупп», ООО «Фарматика», ООО «Снабторг».

Из протоколов рассмотрения заявок видно, что все вышеуказанные участники были допущены к участию в аукционе по лотам №№ 1, 2.

Считает, что заказчик АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии не должен был допускать к участию в аукционе на право заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики     ГУП «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики по следующим основаниям.

В отличие от других коммерческих организаций государственные муниципальные унитарные предприятия не наделены общей правоспособностью; в отношении них законом предусмотрена специальная правоспособность (п.1 ст.49 ("Правоспособность юридического лица") ГК РФ и п.1 ст. 3 ("Правоспособность унитарного предприятия") Закона об унитарных предприятиях).

В соответствии ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона 161-ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит  праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Также, в силу п. 13, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Согласно ч. 3 ст. 17.1 «Закона о защите конкуренции» в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды,       договоров безвозмездного пользования,           иных  договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным            учреждениям, государственным органам,     органам        местного самоуправления.

Законодательством РФ (п. 1 часть 3 ст. 17.1 «Закона о защите конкуренции») унитарные предприятия наделены правом быть организатором конкурса и аукциона на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, находящегося у них на праве хозяйственного введения и (или) оперативного управления.

В соответствии разделом III «Требования к участникам конкурсов и аукционов» Правил Приказа ФАС России № 67 от 10.02.2010 года «участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам...», т.е. иметь общую правоспособность, (ч. 1 ст. 49 ГК РФ). Какие-либо требования о наличии специальной правоспособности (наличие лицензии, разрешений и т.п.) для участия в конкурсах и аукционах Правилами не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 18 Приказа ФАС России № 67 от 10.02.2010 года «участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 333 участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункта 1 статьи 5 Закона «покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Таким образом, государственного унитарного предприятия «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики к участию аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, не должно был быть допущено.

 

Представитель организатора торгов нарушение процедуры проведения торгов не признал.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

2. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Таким порядком являются Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил организатором конкурсов или аукционов являются, в т.ч.:

- при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

- при проведении аукционов в соответствии с Постановлением № 333 - соответствующее федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (пункт 103 Правил).

Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил размещения (пункт 104 Правил).

10 октября 2017 года на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru было размещено извещение №091017/4547450/01 и документация о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономным учреждением Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики: лот №1 - в отношении нежилого помещения №22, расположенного на цокольном этаже здания поликлиники, общей площадью 14,2 кв.м.; лот №2 - в отношении нежилого помещения №14, расположенного на первом этаже радиологического корпуса (литера А6), общей площадью 7,6 кв.м. Дата окончания подачи заявок установлена 31 октября 2017 года до 09:00 часов; дата и время проведения аукциона - 10 ноября 2017 года в 09:00 часов по лоту №1 и в 10:00 часов по лоту №2.

В соответствии с протоколом №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 7 ноября 2017 года по лоту №1 и по лоту №2 аукционной комиссией АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии рассмотрены и допущены к участию в аукционе заявки следующих участников: ООО «УльтраФармГрупп», ООО «Аптека №105», ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии. ООО «Снабторг», ООО «Фарматика».

Согласно протоколу №2 проведения открытого аукциона по извещению №091017/4547450/01 от 10 ноября 2017 года победителями аукциона признаны: по лоту №1 - ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии, по лоту №2 - ООО «Аптека №105».

21 ноября 2017 года по результатам аукциона заключен договор аренды  № 20  между АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии и ООО «Аптека №105.

23 ноября 2017 года по результатам аукциона заключен договор аренды № 19 между АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии и ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии.

 

4. Утверждение ООО «Снабторг» о том, что ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии не должно было быть допущенным аукционной комиссией до участия в аукционе, является неверным, т.к. согласно пункту 17 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), утвержденных Приказом ФАС от 10.02.2010 № 67 (далее - Приказ № 67) участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

При проведении аукционов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 № 333 распространяется на конкретные сделки - в отношении федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и не распространяет свое действие на предоставление в аренду государственного имущества, закрепленного за автономными учреждением на праве оперативного управления, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации. К тому же настоящее постановление прекратило свое действие с 18 мая 2017 года.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,

Таким образом, пункт 18 Правил в части запрета на участие в торгах государственных и муниципальных унитарных предприятий в рассматриваемом случае применению не подлежит.

Кроме того, вопрос об  участии ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии в аукционах на право заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом №67, являлся предметом рассмотрения спора ООО «Фарматика» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в Арбитражном суде Чувашской Республики.

Так, согласно решению Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 мая 2016 года по делу №А79-1661/2016 унитарное предприятие может являться участником торгов, проводимых в соответствии с Правилами.  

 

В связи с изложенным, Комиссия признает жалобу ООО «Снабторг» необоснованной.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

 

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ООО «Снабторг» необоснованной.

 

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО  «Снабторг» необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                        «…»

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны