Решение №05-13/10149 Решение Управления в отношении КПК «Сберфинанс» от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 49-Р-2014

 

09 декабря  2014 г.                                                                            г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2014 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  16 декабря 2014 г.

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

«…»

          в присутствии представителя  КПК «Сберфинанс» - «…» (доверенность № 30 от 17.09.2014 г.),

         рассмотрев  дело N 49-Р-2014, возбужденное в отношении КПК «Сберфинанс»  по факту  распространения  на 4-й странице газеты «Вестник недели» № 38 от 23 октября 2014  г.  рекламы финансовых услуг, по приему сбережений граждан – членов кооператива, установленных частью 7 статьи 5,  пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе», 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

          Чувашским УФАС России установлено, что на 4-й странице газеты «Вестник недели» № 38 от 23 октября 2014  г. размещена реклама финансовых услуг, оказываемых КПК «СберФинанс» следующего содержания:

«СБЕРФИНАНС                           Без потери % при досрочном снятии*

Всегда  вместе                               Двойная гарантия с индивидуальным

ПРИНИМАЕМ  СБЕРЕЖЕНИЯ  страхованием***

С ДОХОДНОСТЬЮ                     Выплата % ежемесячно или

ДО                                                  в конце срока

10 %

В МЕСЯЦ                                      (8352) 48-26-62

г. Чебоксары,                                 8-903-322-26-62                           

ул. Николаева, д.2,                        8-800-700-67-57

                                                     звонок по России бесплатный

www/sberfinans.ru

 

КПК «СберФинанс» работает на основании ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ и является членом СРО НП «МСКК «Опора кооперации». Услуги предоставляются исключительно членам кооператива. Вступительный взнос – 100 руб., паевой взнос – 300 руб. **На каждый договор сбережений выдается именной страховой полис от страховой компании ЗАО СК «Финрос». *При досрочном снятии – перерасчет под меньший процент или под 1% годовых за минусом страховки, если страховка за счет КПК.

Подробности по тел. 8-800-700-67-57 или на сайте  www/sberfinans.ru».

 

   В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Информация, распространяемая КПК «Сберфинанс», направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанными  финансовыми услугами по принятию сбережений, сообщение о возможности получить доход в размере «до 10% в месяц» и «Двойной гарантии с индивидуальным страхованием»  вызывает интерес у неопределенного круга лиц, и способствует продвижению этих услуг на рынке. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

         Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

   Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

   В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

  При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  КПК «Сберфинанс» по привлечению сбережений граждан – членов кооператива, которые оформляются  в виде договора сбережений.

  Данная реклама финансовых услуг по приему сбережений  граждан – членов кооператива содержит информацию о максимальной процентной ставке «до 10  % в месяц», а информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются сбережения граждан – членов кооператива, минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, не указаны.

 Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

        Таким образом, в содержании рекламы КПК «Сберфинанс»  указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан – членов кооператива по договору сбережения по процентной ставке «до 10 % в месяц», что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

         Кроме того, данный рекламный модуль содержит напечатанную крупным шрифтом информацию «Без потери % при досрочном снятии», при этом в нижней части рекламы под звездочкой  размещена информация о том, что «При досрочном снятии – перерасчет под меньший процент или под 1% годовых за минусом страховки, если страховка за счет КПК», таким образом, рассматриваемая реклама понимается неоднозначно в части размера процентов, выплачиваемых при досрочном снятии вложенных сбережений.

         В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара или услуги.

         Исходя из вышеизложенного, в рекламе финансовых услуг КПК «Сберфинанс»  имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5,  пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», согласно части 7 статьи 38 данного закона, несет рекламодатель.

Представитель КПК «Сберфинанс»  не признала нарушение рекламного законодательства в рекламе финансовых услуг, размещенной  на 4-й странице газеты «Вестник недели» № 38 от 23 октября 2014  г.

Пояснила, что в рамках договора на рекламно-информационные услуги № 57 от 14.10.2014 г. ООО «Синяя птица» (Исполнитель) обязалось размещать  рекламный материал КПК «Сберфинанс»  (Заказчик) в газете «Вестник недели».

 При этом согласно пункту 1.2.  договора на рекламно-информационные услуги № 57 от 14.10.2014 г., содержание рекламной информации, ее объем и сроки исполнения услуг определяются Заказчиком.

При этом представитель КПК «Сберфинанс»  выразила мнение, что считает неправомерным применение в отношении кооператива норм, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как КПК «Сберфинанс» в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации» не осуществляет деятельности в сфере потребительского кредитования и не является микрофинансовой организацией.

Программа размещения сбережений пайщиков КПК «Сберфинанс» не является финансовой услугой, кооператив не занимается предпринимательской деятельностью, поэтому нормы рекламного законодательства на него не распространяются.

Однако правление кооператива пришло к выводу о необходимости снятия рассматриваемой рекламы, и с 01.12 2014 г. указанный рекламный модуль не распространяется.

 В настоящее время реклама КПК «Сберфинанс» распространяется в газете «PRO-Город», при этом рекламный модуль дополнен недостающей информацией: указаны срок, на который принимаются сбережения граждан – членов кооператива – 12 мес., и минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств – от 300 тыс. руб.

Кроме того, снята информация «Без потери % при досрочном снятии».

Доводы, приведенные представителем КПК «Сберфинанс»  Комиссия считает несостоятельными, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

КПК «Сберфинанс», привлекая денежные средства пайщиков (физических лиц), оказывает финансовую услугу в соответствии со статьей 4  Федерального закона "О защите конкуренции", следовательно, на рекламу данной услуги распространяются требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».   

Комиссия, заслушав представителя КПК «Сберфинанс», изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе финансовых услуг, распространенной на 4-й странице газеты «Вестник недели» № 38 от 23 октября 2014  г.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 На момент рассмотрения дела представитель КПК «Сберфинанс»  сообщила, что в рекламу финансовых услуг кооператива внесены изменения, и представила газету «PRO-Город» № 50 (225) от 13.12.2014 г., на 7-й странице которой размещен рекламный модуль кооператива,  дополненный следующей информацией: указаны срок, на который принимаются сбережения граждан – членов кооператива – 12 мес., и минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств – от 300 тыс. руб.,  в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает  необходимости выдачи обществу предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

  1.Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную на 4-й странице газеты «Вестник недели» № 38 от 23 октября 2014  г.,  в связи с нарушением  требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. Предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе КПК «Сберфинанс» не выдавать.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                            

 

 

Председатель Комиссии                                                          «…»                 

 

Члены Комиссии                                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны