Решение №05-13/10612 Решение Управления в отношении ООО «Приоритет Финанс» от 4 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 40-Р-2015

 

03 декабря 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  03 декабря 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

          «…»

         рассмотрев  дело N 40-Р-2015, возбужденное в отношении  ООО «Приоритет Финанс»  по факту  распространения  рекламы финансовых услуг общества с признаками нарушения требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

          в присутствии:  

«…»

           в отсутствии заявителя – представителя ООО «Микрон»,

 

УСТАНОВИЛА:

          

 в  связи  с  обращением  ООО «Микрон» (вх. № 05-13/8758 от 02.11.2015 г.),  Чувашское УФАС России установило, что  ООО  «Приоритет Финанс» на стойках в местах оформления и выдачи займов размещает следующую рекламную информацию:

«Выдача займов. Получить здесь за 15 минут. Без залога и поручительства. От 1000 до 15000 рублей. Нужны деньги? Мы поможем!» - на стойке, расположенной в ТРЦ «МТВ-Центр», г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 4б (2 этаж);

«Микрофинансовая организация «Приоритет Финанс» общество с ограниченной ответственностью. 2 этаж. Выдача займов» - на перилах в ТРЦ «МТВ-Центр», г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 4б (2 этаж);

 

«Микрофинансовая организация «Приоритет Финанс» общество с ограниченной ответственностью. Деньги до зарплаты. От 1000 до 15000 рублей. Только паспорт <...> Оформить здесь за 15 минут» - на стойке, расположенной в ТРЦ «Мадагаскар», г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21А (1 этаж);

«Выдача займов. Получить здесь за 15 минут. Без залога и поручительства. От 1000 до 15000 рублей. Нужны деньги? Мы поможем!» - на стойке, расположенной в ТРЦ «Мадагаскар», г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21А (1 этаж);

 

«Микрофинансовая организация «Приоритет Финанс» общество с ограниченной ответственностью. Деньги до зарплаты. От 1000 до 15000 рублей. Только паспорт <...> Оформить здесь за 15 минут» - на стойке, расположенной в ТЦ «Мега-Центр», г. Канаш, ул. Свободы, 26 (1 этаж);

«Выдача займов. Получить здесь за 15 минут. Без залога и поручительства. От 1000 до 15000 рублей. Нужны деньги? Мы поможем!» - на стойке, расположенной в ТЦ «Мега-Центр», г. Канаш, ул. Свободы, 26 (1 этаж).

        Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  

  Изучив содержание информации, распространяемой  ООО  «Приоритет Финанс» на стойках в местах оформления и выдачи займов,  Чувашское УФАС России установило, что данная информация:

публично распространена;

предназначена для неопределенного круга лиц;

преследует цель обратить внимание на финансовую услугу по выдаче займов, а также на лицо, оказывающее данную услугу - ООО "Приоритет Финанс";

направлена на продвижение финансовой услуги на рынке аналогичных финансовых услуг,  так  как содержит привлекательную для потребителей информацию о том, что денежный заем можно получить за 15 минут  без залога и поручительства, имея только паспорт  гражданина России.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

 В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  ООО «Приоритет Финанс» по выдаче гражданам   денежным краткосрочных займов (Деньги до зарплаты).

При этом указанная финансовая реклама содержит сумму займа (От 1000 до 15000 рублей), а информация об иных существенных условиях, таких как процентная ставка по договору займа; срок, на который дается заем, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму расходов,  которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, не указаны. 

 Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

        Таким образом, в содержании рекламы  ООО «Приоритет Финанс»  указаны неполные сведения об условиях договора по выдаче займов, что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

        Кроме того,  из обращения ООО «Микрон» следует, что ООО «Приоритет Финанс», указывая в рассматриваемой рекламе, что общество является «микрофинансовой организацией»,  в реестре  микрофинансовых  организаций не состоит.

        В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,   микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством,  (Закон N 151-ФЗ) любому юридическому лицу в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, запрещено использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация".

Эта норма направлена на недопущение осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, которые предоставили заведомо ложную информацию для приобретения правового статуса микрофинансовой организации.

        В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

       Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 11 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

          Представитель  ООО «Приоритет Финанс» не  признал нарушение требований рекламного законодательства, допущенное при распространении  на стойках в местах оформления и выдачи займов рекламы финансовых услуг общества по выдаче краткосрочных займов.

  Пояснил, что рассматриваемая информация размещена на стойках в местах оформления и выдачи займов с целью индивидуализации, так как стойки находились в общем зале с подобными стойками других организаций, поэтому данную информацию общество рекламой не считает.

На стойках в местах оформления и выдачи займов размещены настольные стойки, на которых есть вся необходимая информация об оказываемых ООО «Приоритет Финанс» финансовых услугах, в том числе о всех условиях предоставляемых займов, процентных ставках, сроках, размерах издержек связанных с предоставлением услуг.

Таким образом, информация, размещенная на стойках ООО «Приоритет Финанс» не является рекламой, а является общей информацией о деятельности общества.

Также представитель  ООО «Приоритет Финанс» сообщил, что общество несколько раз направляло документы в Центральный банк для включения в реестр МФО, но были возвращены по причине несоответствия документов требованиям Федерального закона № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Довод представителя ООО «Приоритет Финанс» о том, что  рассматриваемая информация размещена на стойках в местах оформления и выдачи займов с целью индивидуализации и не является рекламой финансовых услуг, Комиссия считает несостоятельным, так как указанная информация содержит не только наименование общества и указание на вид деятельности (выдача займов), но и сведения об условиях предоставления данных займов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 31.03.2009 N 15275/08 и N 15340/08 указал открытый перечень условий, влияющих на стоимость кредита (займа):

- условия о размере процентной ставки;

- условия о сумме и сроке кредита (займа);

- условия о платежах и комиссиях;

- условия о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (займа) - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог и др.

Исходя из вышеизложенного, указанная на стойках в местах оформления займов информация о сумме займа (От 1000 до 15000 рублей) является существенным условием, влияющим на стоимость займа, следовательно, указание неполных сведений об иных условиях предоставления займа может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Довод  представителя ООО «Приоритет Финанс» о том, что с условиями предоставляемых займов, процентных ставках, сроках, размерах издержек связанных с предоставлением займов можно ознакомиться, изучив информацию, размещенную на настольных стойках, не может быть принят во внимание, так как Пленум ВАС РФ в п. 24 Постановления "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 8 октября 2012 г. N 58 указал, что наличие информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или из иного источника, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования непосредственно в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

         Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг, распространенной  ООО «Приоритет Финанс» на стойках в местах оформления и выдачи займов в   ноябре 2015 г.  

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

           Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         На момент рассмотрения дела ООО «Приоритет Финанс»  представил  доказательства того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не установила необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

         Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                            РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную ООО  «Приоритет Финанс» на стойках в местах оформления и выдачи займов в   ноябре 2015 г., в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

          2. ООО «Приоритет Финанс» предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.  

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

           Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                           «…»

                                                                                                    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны