Решение №05-13/2202 Решение Управления в отношении ООО «Русская кухня» от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 52-Р-2014

 

16 марта 2015 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2015 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2015 г.

 

 

          Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

          председатель Комиссии – «…»

          члены Комиссии:

«…»

 

УСТАНОВИЛА:

          

          Чувашское УФАС России,  на основании обращений «…»,  установило, что в ноябре-декабре 2014 г. на территории города Чебоксары  на входе в подъезды жилых домов распространялись рекламные листовки следующего содержания:

 

«      Кафе

«У Петровича»                     РАБОТАЕМ  КРУГЛОСУТОЧНО

      24

 

ШИРОКИЙ   АССОРТИМЕНТ

ГОРЯЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕННЫХ НАПИТКОВ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКАЯ КУХНЯ».

   

Текстовое содержание рекламы кафе «У Петровича» сопровождается изображением девушки в распахнутом на груди полушубке, надетом непосредственно на нижнее белье красного цвета.

Головной  убор и полушубок данного изображения  украшены орденами и медалями, напоминающими боевые награды Великой Отечественной войны, при этом девушка пьет напиток из бутылки, формой и размером ассоциирующейся с тарой, в которую осуществляют розлив крепких алкогольных напитков,  в другой руке  держит бутылку, формой и размерами вызывающую ассоциацию с пластиковыми бутылками, в которых реализуют пиво.   

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в т.ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

         В связи с вышеизложенным, к рекламе относятся направленные на продвижение на рынке адресованные неопределенному кругу лиц сведения:

- наименование товара (услуги)  и/или его описание, характеристики, свойства;

- наименование юридического лица или названия его торгового предприятия, в том числе с указанием профиля его деятельности, контактной информацией;

- название мероприятия любого характера.

Листовки, распространяемые на территории г. Чебоксары, содержат наименование  кафе «У Петровича» с указанием профиля его деятельности и контактную информацию: адреса местонахождения (пр. Мира, 26; ул. Эльгера, 20).

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.

         В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,  в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе относительно пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флаг, герб, гимн), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно толковому словарю русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.: Азбуковник, 2004. – 944) слово «непристойный» означает неприличный, бесстыдный.  

        По мнению заявителей, листовки с рекламой кафе «У Петровича», содержат визуальное изображение непристойного  образа лица  женского пола, что в сочетании с орденской планкой и георгиевской лентой, которыми украшено изображение,  является  оскорбительным для тех, кто награжден этими знаками отличия.

    19.12.2014 г. Чувашское УФАС России рассмотрело содержание данной листовки с рекламой кафе «У Петровича» на соответствие требованиям рекламного законодательства на Экспертном совете по применению законодательства о рекламе.

          В результате рассмотрения реклама кафе «У Петровича» единогласно признана Экспертным советом не соответствующей требованиям рекламного законодательства, так как в рассматриваемой рекламе присутствует сексуальный подтекст и представлен непристойный образ девушки с боевыми наградами, оскорбляющий чувства людей, награжденных этими знаками отличия.

         Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 

         Кроме того,   большинство членов Экспертного совета выразили мнение, что  рассматриваемая реклама может быть расценена как реклама алкогольной продукции, так как бутылка, из которой пьет девушка на листовке, ассоциируется с бутылкой водки, при этом взгляд указанной девушки одурманен.

 Часть 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" предусматривает, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

 Таким образом, распространение данных рекламных листовок за пределами  кафе «У Петровича»,  в которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, является нарушением рекламного законодательства. 

  Ответственность за нарушение части 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" возложена на рекламодателя.

  В смысле Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").

          Генеральный директор ООО «Русский характер» «…» пояснил, что общество не занимается  распространением рекламы кафе «У Петровича»  и не является рекламодателем.

          16 октября 2014 г. ООО «Русский характер» заключило с ООО «Русская кухня» договор субаренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д.26, где и находится кафе «У Петровича», упомянутое в рекламе (см. договор субаренды нежилого помещения).

         ООО «Русская кухня» заключило договор на изготовление и распространение рассматриваемой рекламы, в  связи с чем просило прекратить рассмотрение дела № 52-Р-2014, возбужденное в отношении ООО «Русский характер».

         Таким образом, в смысле статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  ООО «Русская кухня» является рекламодателем.

         Генеральный директор ООО «Русская кухня» «…» признал нарушение требований, определенных частью 6 статьи 5, частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

         Пояснил, что текст и визуальное изображение рассматриваемой рекламы кафе «У Петровича» были разработаны им самостоятельно. Распространение рассматриваемых рекламных листовок на территории города Чебоксары также осуществлялось лично «…»

          Сообщил, что после обращения жителей города, недовольных содержанием рекламных листовок, а также публикации в газете «ПРО-город» о распространении неэтичной рекламы кафе «У Петровича», распространение данных листовок было прекращено.

          Комиссия, заслушав  представителя  ООО  «Русская кухня»,  изучив материалы дела и протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 6 статьи 5, части 2.1 статьи 21  Федерального закона «О рекламе», в рекламе  общества, распространяемой в виде листовок в ноябре-декабре 2014 г. на территории г. Чебоксары, так как в указанной рекламе  внимание  потребителей привлекается не к объекту рекламирования (кафе «У Петровича»), а к изображению непристойного образа лица  женского пола, распивающего алкогольную продукцию, что в сочетании с орденской планкой и георгиевской лентой, которыми украшено изображение,  является  оскорбительным для тех, кто награжден этими знаками отличия.

        Таким образом, внимание потребителей рекламы к услугам, оказываемых в указанном кафе формируется не описанием их свойств и качеств, а непристойным изображением девушки без какой-либо привязки данного образа к объекту рекламирования, что противоречит общим требованиям к  рекламе (статья 5 ФЗ «О рекламе).

  Кроме того, данная реклама доступна для всех без исключения категорий населения.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         В связи с прекращением  распространения рассматриваемых рекламных листовок на момент рассмотрения дела, Комиссия Чувашского УФАС России решила предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Русская кухня» не выдавать.

          Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

                             РЕШИЛА:

 

             1. Признать ненадлежащей рекламу кафе «У Петровича»  ООО  «Русская кухня», распространяемую в виде листовок в ноябре-декабре 2014 года на территории г. Чебоксары, в связи с нарушением  требований, определенных частью 6 статьи 5, частью 2.1 статьи 21  Федерального закона «О рекламе».

          2. Предписание    о    прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Русская кухня» не выдавать.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                             

           Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны